Программа слесарного дела 7 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ногинская специальная ( коррекционная ) школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Утверждаю»
Директор МБОУ НСКШИ
__________________ Лушкарева О.В.
Приказ № __________от ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД
(слесарное дело)
7 класс
Составитель: Гвоздков Виктор Борисович
учитель профильного труда

2016-2017учебный год
Пояснительная записка.
1. Роль и место дисциплины Профильный труд (слесарное дело) является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Средствами данного предмета решаются коррекционные задачи. Обучение профильному труду направлено на коррекцию дефектов мышления и двигательной сферы у учащихся: интеллектуально – трудовых умений (умение анализировать образец изделия, устное описание и др.), произвольного запоминания и внимания.
В старших классах формируются более углубленные, пространственные, количественные представления, которые будут способствовать усвоению дальнейшего курса профильного труда.
2. Адресат Программа адресована обучающимся седьмых классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Соответствие нормативно-правовым требованиям к СКОУ VIII вида Рабочая программа по профильному труду (слесарное дело) для 7 класса разработана в соответствии:
c законом Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
с Типовым положением «О специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288) (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.);
с приказом Минобразования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» №29/2065-п от 10 апреля 2002 года;
с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М.Н.Перова, Т.И. Бугаева, И.Г.Старкова «Профильный труд» (под ред. И.М. Багажноковой),рекомендованной ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»
с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
4. Цели и задачи Основная цель – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, профильный труд решает следующие задачи:
обучение и воспитание детей с недостатками умственного развития, профессионально-трудовая подготовка и профессиональная ориентация, направленные на подготовку и овладение выпускниками доступными для них профессиями;
максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития умственного и физического развития в процессе общеобразовательного труда и трудового обучения, а также в процессе специальных коррекционных индивидуальных и групповых занятий и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, а также обеспечение адекватной подготовки этих детей к самостоятельной жизни и труду в обществе.
формирование у обучающихся доступных технологических знаний, трудовых навыков, умений, культуры труда, ответственности за полученное дело;
развитие у обучающихся общетрудовых умений, т.е. умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы, самостоятельности, самоконтроля;
воспитание у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, трудолюбия, бережного отношения к инструментам и оборудованию;
коррекция недостатков трудовой деятельности и познавательной деятельности, творческого мышления, мелкой и крупной моторики;
привитие элементарных знаний и умений по личной гигиене и этикету;
соблюдение техники безопасности и санитарии.
5. Специфика программы Учебная дисциплина – профильный труд рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII вида. Основная специфика программы 7 класса – подготовить школьников к освоению программы 8 класса и дальнейшее поступление в Профессионально-техническое училище соответствующего типа и профиля.
В группу для обучения слесарному делу происходит отбор мальчиков, которые по состоянию здоровья способны выдержать соответствующие физические нагрузки и производственные шумы.
Срок обучения по дисциплине «профильный труд (слесарное дело)» составляет 5 лет. В 9 классе предполагается специализация учащихся. Распределение на столяров и плотников на основе учительского анализа степени усвоения школьниками учебного материала за 5-8 классы.
Программа обучения включает в себя теоретические и практические занятия. Также предусматриваются самостоятельные работы и практические повторения ранее изученного материала с закреплением теоретических и практических знаний.
Преподавание базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках естествознания, истории, математики, ОБЖ и др.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой заготовок, пилением, рубкой металла, сверлением, сборки деталей в изделие и его отделка. Приобретают навыки владения слесарными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые инструменты и приспособления изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применяют лаки и краски. Составление и чтение эскизов и чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов качества своей и чужой работы также входит в программу обучения.
Большое внимание уделяется технике безопасности, гигиене труда. Затронуто эстетическое воспитание при выполнении художественной отделки слесарного изделия.
Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.
Перечень тем программы не является строго обязательным. Учитель исходя из материально – технической базы школы и уровня подготовленности учащихся вправе заменять темы. Время на изучение тем не регламентируется по аналогичным причинам.
6. Основное содержаниепрограммыОпиливание плоскостей, расположенных под внешними и внутренними углами;
токарное дело: вытачивание наружных канавок и отрезание;
нарезание резьбы;
опиливание криволинейных поверхностей и их сопряжений;
резание металла;
сверление на токарном станке;
распиливание отверстий и пройм;
сверление и зенкование;
нарезание резьбы;
ремонт школьной мебели и хозяйственного инвентаря;
работа на токарном станке;
отделка и защита от коррозии деталей из металла.
7.Структура программы Опиливание плоскостей, расположенных под внешними и внутренними углами. Разница между напильниками по форме и по числу насечекТокарное дело: вытачивание наружных канавок и отрезание. Резец: виды, устройство, установка, проверка установки. Выбор резца. Правила безопасности при вытачивании канавок и их отрезании.Нарезание резьбы. Винтовая резьба: виды, элементы. Инструменты и приспособления для нарезания резьбы. Опиливание криволинейных поверхностей и их сопряжений. Выпуклая и вогнутая поверхность детали. Разметочный циркуль. Напильники: круглый, полукруглый, назначение.Резаниеметалла.Клин - основа режущего инструмента. Элементы клина. Элементы резца. Угол резца: виды, значение. Температура стойкости и стойкость от износа. Сверление на токарном станке .Спиральное сверло с коническим хвостовиком: устройство. Установка на токарном станке, сверление на заданную глубину. Контроль штангенциркулем. Распиливание отверстий и пройм.Надфиль: виды, устройство, приемы работы, сбережение. Расчет диаметра сверла для выполнения прямоугольного отверстия. Виды брака. Сверление и зенковка.Зенковка:назначение,применение, устройство цилиндрического сверла. Ремонт школьной мебели и хозяйственного инвентаря.Технические требования к мебели инвентарю. Особенности металла для данных изделий. Виды дефектов инвентаря. Приемы гибки. Приемы удаления заклепок.Смазка.Сборочный инструмент: ключи, отвертки, плоскогубцы. Токарное дело: обтачивание ступенчатых валиков, подрезание торцов и уступов.Назначение коробки скоростей,подач,фартука станка. Подрезной резец: устройство, назначение. Обтачивание с помощью продольной механической подачи и при подрезании. Отделка и защита от коррозии деталей из металла Назначение отделки. Коррозии металлов: причины,следствия.Способы защиты от коррозии. Лакокрасочные покрытия, металлические покрытия. Практическое повторение.
8.Основные требования к умениям учащихся Различать напильники по форме и насечке. Правильно опиливать детали различной формы и сечения.Нарезать внутреннюю и наружную резьбу плашками и метчиками. Сверлить отверстия на токарном станке. Знать устройство токарного станка сверлильного станка. Уметь работать штангенциркулем 1, 2. Пользоваться сборочным инструментом. Пользоваться разметочным инструментом. Соблюдать технику безопасности при работе этим инструментом и работе на станках.
9. Формы организации учебного процесса. Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
10.Проверка и оценка знаний и умений учащихся Профессиональные знания, умения и навыки оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых самостоятельных работ. Знания оцениваются в соответствии с теоретическими и практическими навыками и умением каждого учащегося в зависимости от умственного развития каждого в отдельности, предусмотренными программами каждого класса, по пятибалльной системе. Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты: -качество изготовленного учащимся объекта работы и правильность применявшихся практических действий (анализ действий). – Прилежание ученика во время работы. – степень умственной отсталости. – Уровень патологии органов слуха, зрения и речи. – Уровень физического развития ученика. Перевод в следующий класс осуществляется на основе аттестации по итогам годового обучения.
11.Объем и сроки изучения На изучение профильного труда в 7 классе отводится 10 часов в неделю, всего 349 часов в год.
12. Материально – техническая база Оборудование мастерской № 1 (слесарное дело)
Фрезерный станок 1 шт.
Настольно-сверлильный станок 2 шт.
Заточной станок 1 шт.
Токарный станок по металлу 1 шт.
Технологические карты: «\Изготовление зубила», «Изготовление граблей», «Изготовление рыхлителя», «Изготовление кернера», «Изготовление ушка для висячего замка», «Изготовление маховика для водопроводного крана», «Изготовление совка для мусора», «Изготовление дверной задвижки», «Изготовление молотка с круглым бойком».
Демонстрационные материалы: Стенд с изделиями учащихся,макет плашки и плашкодержателя, таблица выбора диаметра стержней под резьбу и диаметра сверл для сверления отверстий.
Плакаты: «Изготовление детали прямоугольной формы», «Организация рабочего места при ручной обработке металла», «Рабочее место для токарных работ», «Технический рисунок и чертеж призматической детали»,
13. Учебное методическое обеспечение учебного процесса. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под редакцией В. В. Воронковой. M., Школа-Пресс. 1994.
Учащиеся должны знать:
- Правила поведения и общие вопросы организации работы в слесарной мастерской;
- Общие правила техники безопасности при выполнении слесарных работ.
- Ручную обработку металлов: технические и технологические сведения, рабочие операции и приемы их выполнения; названия, термины, используемые в теоретической и практической деятельности; инструменты, приспособления для выполнения ручной обработки металла.
- Резание металлов: виды резания, приемы резания, инструменты, механизмы и приспособления для резки.
- Соединение металлов заклепками и другие виды соединений: пайка, сварка, резьбовое соединение, фальцовые швы.
- Нарезание резьбы: виды резьбы, элементы резьбы, назначение резьбы по ее профилю, инструменты и приспособления для нарезания резьбы, технологические сведения, правила техники безопасности при нарезании резьбы.
- Правка и гибка металлов, приемы правки и гибки, технические сведения, инструменты для правки и гибки, приспособления, станки для ручной и механической правки.
- Общие сведения о металлорежущих станках: назначение, основные части, механизмы управления, инструменты, приемы работы, технику безопасности на сверлильном, фрезерном, токарном станках.
- Термическая обработка металлов: свойства металлов, назначение металлов, химические свойства, температуры плавления, закалки, отпуска, виды термической обработки, оборудования и инструменты для выполнения термообработки.
- Заточка инструментов: ручная и механическая заточка, шлифовальные круги, их маркировка и назначение, определение твердости металла по искре, углы заточки инструментов, практические приемы выполнения работ, правила гигиены и уборки.
Учащиеся должны уметь:
организовывать рабочее место для выполнения слесарных работ;
ориентироваться по образцу, чертежу, тех. рисунку изделия;
опиливать плоскости, расположенные под внешними и внутренними углами;
производить операции вытачивания наружных канавок и отрезание на токарном станке;
нарезать резьбу;
опиливать широкие криволинейные поверхности и их сопряжения;
выполнять операцию сверления на сверлильном и токарном станках;
ремонтировать школьную мебель;
выполнять разметочные операции с помощью инструментов для разметки;
правильно использовать ручные инструменты и приспособления в рабочих операциях;
выполнять соединения металлов с помощью клепки, резьбы нарезанной на болтах и гайках;
работать с жестью и инструментами для резки металлов.
выполнять приемы правки и гибки металлов.
контролировать работу контрольными инструментами, шаблонами, уметь анализировать ход работы, находить ошибки, знать способы их устранения.
определять углы заточки по шаблонам и транспортиру.
выполнять заточку инструментов.
определять точность выполненной работы на глаз. Календарно – тематическое планирование в 7 классе (слесарное дело)
№ Тема занятия Часы Тип
урока Дата проведения Оборудование
по плану по факту I триместр (119 часов) Опиливание плоскостей, расположенных под внешними и внутренними углами.(14 часов) Задачи на триместр. Техника безопасности. Правила поведения в мастерской. Классы и номера напильников. 1 комбини-
рованный01.09. Инструкции по технике безопасности, плакат
Практическая работа по определению классов и номеров напильников. 1 комбини-
рованный01.09. Напильники,учебникШероховатость поверхностей деталей и ее обозначение на чертеже. 1 комбини-
рованный02.09. Учебник.
Определение шероховатости деталей. 1 комбини-
рованный02.09. Детали с различной степенью обработки.
Опиливание плоскостей, расположенных под тупыми и острыми внешними углами. 1 комбини-
рованный05.09 Плакат, инструкционная карта, учебник.
Практическая работа по опиливанию углов. 2 комбини-
рованный05.09 Заготовки, разметочный инструмент, напильники.
Опиливание плоскостей, расположенных под внутренним углом 90°. 1 комбини-
рованный07.09 Плакат, инструкционная карта, учебник
Практическая работа по опиливанию плоскостей под 90°. 2 комбини-
рованный07.09 Заготовки, разметочный инструмент, напильники.
Виды брака при опиливании и меры по его предупреждению. 1 комбини-
рованный08.09 Учебник.
Практическая работа по устранению брака на выполненных ранее изделиях. 1 комбини-
рованный08.09 Напильники, изделия.
Назначение и устройство транспортира. 1 комбини-
рованный09.09 Макет транспортира, учебник.
Выполнение работы по построению углов при помощи транспортира. 1 комбини-
рованный09.09 Тетради, карандаши, транспортиры.
Свойства и применение металла. (16 часов) Общие сведения о металлах.
1 комбини-
рованный12.09 Плакат, учебник.
Ознакомление с видами черных металлов и сплавов. 2 комбини-
рованный12.09 Образцы.
Черные металлы. 1 комбини-
рованный14.09 Плакат. Учебник.
Ознакомление с чугуном и сталью. 2 комбини-
рованный14.09 Детали из чугуна и стали.
Цветные металлы. 1 комбини-
рованный15.09 Плакат. Учебник.
Ознакомление с медью и алюминием. 1 комбини-
рованный15.09 Изделия из цветных металлов.
Физические свойства металлов. 1 комбини-
рованный16.09 Учебник.
Упражнения в обработке цветных и черных металлов. 1 комбини-
рованный16.09 Инструменты для гибки, рубки и резания металла.
Механические свойства металлов. 1 комбини-
рованный19.09 учебник,
Ознакомление со свойствами цветных металлов и сплавов. 2 комбини-
рованный19.09 Инструмент для обработки цветных металлов.
Сравнение твердости, пластичности и упругости металлов. 1 комбини-
рованный21.09 Учебник.
Ознакомление с различными марками сталей. 2 комбини-
рованный21.09 Образцы.
Опиливание широких криволинейных поверхностей и их сопряжений.(10 часов). Элементы поверхности детали. 1 комбини-
рованный22.09 Учебник, плакат.
Практическая работа по определению элементов поверхности деталей. 1 комбини-
рованный22.09 Детали.
Опиливание криволинейных поверхностей. Выпуклые поверхности.
1 комбини-
рованный23.09 Учебник. Инструкционная карта.
Опиливание носка молотка. 1 комбини-
рованный23.09 Опиливание криволинейных поверхностей. Вогнутые поверхности. 1 комбини-
рованный26.09 Учебник
Опиливание галтели молотка с круглым бойком. 2 комбини-
рованный26.09 Поковка, напильники.
Опиливание цилиндрических поверхностей. 1 комбини-
рованный28.09 Учебник, плакат, инструкционная карта.
Опиливание бойка молотка. 2 комбини-
рованный28.09 Поковка, тиски, напильник.
Резание металла. (7 часов). Клин-основа режущих инструментов. 1 комбини-
рованный29.09 Учебник
Практическая работа по опиливанию поковки молотка. 1 комбини-
рованный29.09 Поковка, тиски, напильники.
Виды резания металлов ручными инструментами и на металлорежущих станках. 1 комбини-
рованный30.09 Учебник, плакат.
Практическая работа по опиливанию поковки молотка. 1 комбини-
рованный30.09 Поковка, тиски, напильники.
Движения резания и подачи. 1 комбини-
рованный03.10 Учебник, плакат.
Практическая работа по опиливанию поковки молотка. 2 комбини-
рованный03.10 Поковка, тиски, напильники.
Токарное дело: Обтачивание гладких валиков ( 25часов) Устройство токарного станка. Основные узлы токарного станка. 1 комбини-
рованный05.10 Учебник, плакат
Ознакомление с узлами станка Упражнения в управлении станком 2 комбини-
рованный05.10 Станок ТВ-6
Устройство проходного резца. Установка резца в резцедержателе. 1 комбини-
рованный06.10 Учебник, плакат.
Упражнения в установке проходного резца. 1 комбини-
рованный06.10 Проходные резцы, токарный станок.
Организация рабочего места и правила ТБ при работе на токарном станке. 1 комбини-
рованный07.10 Учебник, плакат.
Упражнения в установке проходного резца. 1 комбини-
рованный07.10 Проходные резцы, токарный станок.
Установка заготовок в патроне токарного станка. 1 комбини-
рованный10.10 Плакат, учебник, инструкционная карта.
Упражнения по установке заготовок в патроне. 2 комбини-
рованный10.10 Заготовки, станок токарный.
Штангенциркуль. Основные приемы измерения. 1 комбини-
рованный12.10 Учебник, плакат, макет.
Упражнения в измерении штангенциркулем. 2 комбини-
рованный12.10 Детали, штангенциркуль.
Обтачивание цилиндрических заготовок при ручной подаче. 1 комбини-
рованный13.10 Учебник, инструкционная карта.
Практическая работа по обтачиванию цилиндрических заготовок при ручной подаче. 1 комбини-
рованный13.10 Станок ТВ-6, заготовки.
Коробка скоростей токарного станка. 1 комбини-
рованный14.10 Учебник, плакат.
Упражнения в установке частоты вращения шпинделя. 1 комбини-
рованный14.10 Токарный станок.
Коробка подач токарного станка. Фартук. 1 комбини-
рованный17.10 Учебник, плакат.
Упражнения в управлением коробкой подач. 2 комбини-
рованный17.10 Токарный станок.
Включение и выключение механической продольной подачи суппорта станка. 1 комбини-
рованный19.10 Учебник.
Упражнения по включению и выключению механической продольной подачи суппорта станка. 2 комбини-
рованный19.10 Станок токарный.
Понятие об окружной скорости. 1 комбини-
рованный20.10 Учебник.
Упражнения в выборе частоты вращения шпинделя в зависимости от диаметра и материала заготовки. 1 комбини-
рованный20.10 Станок токарный, заготовки.
Обтачивание ступенчатого валика. Подрезание торцов и уступов (13ч). Назначение основных узлов токарного станка
1 комбини-
рованный21.10 Плакат, токарный станок
Упражнения в управлении станком
2 комбини-
рованный21.10 Токарный станок
Приемы обтачивания заготовок при механической подаче суппорта 1 комбини-
рованный24.10 Плакат
Упражнения в обтачивании ступенчатых валиков с применением механической подачи 2 комбини-
рованный24.10 Коробка подач, суппорт
Приемы контроля уступов 1 комбини-
рованный26.10 Штангенциркуль
Упражнения в обтачивании ступенчатых валиков с контролем штангенциркулем 2 комбини-
рованный26.10 Штангенциркуль
Приемы обтачивания конических поверхностей 1 комбини-
рованный27.10 Учебник, плакат, технологическая карта.
Упражнения в обтачивании конических поверхностей путем поворота верхних салазок. Практическая работа на изготовление кернера 1 комбини-
рованный27.10 Суппорт токарного станка. Заготовка.
Подрезной резец. Устройство, установка. 1 комбини-
рованный28.10 Учебник, инструкционная карта.
Практическая работа по подрезанию торца заготовки.
1 комбини-
рованный28.10 Резец, станок.
Нарезание резьбы (18 ч). Винтовая резьба: назначение виды элементы 1 комбини-
рованный31.10 Учебник, плакат, образцы
Ознакомление с образцами резьбовых соединений 2 комбини-
рованный31..10 Стенд с видами резьбовых соединений
Инструменты и приспособления для нарезания резьбы Устройство плашки 1 комбини-
рованный02.11 Учебник, плакат
Выбор плашки и заготовки установка 2 комбини-
рованный02.11 Таблица подбора стержня под резьбу, плашки, держатель
Выбор диаметров стержней и отверстий для основной резьбы 1 комбини-
рованный03.11 Таблица выбора стержней и диаметра отверстий под резьбу
Упражнения в подборе заготовок для нарезания резьбы плашками 1 комбини-
рованный03.11 Заготовки стержней под резьбу М10, М8
Нарезание внутренней резьбы Устройство метчика
1 комбини-
рованный14.11 Комплект метчиков
Упражнения в подборе сверла для сверления отверстия под резьбу 2 комбини-
рованный14.11 Таблица выбора сверла для сверления отверстия под резьбу
Последовательность нарезания наружной резьбы 1 комбини-
рованный16.11 Технологическая карта
Упражнения в нарезании резьбы на болтах 2 комбини-
рованный16.11 Заготовки, плашки, держатель
Последовательность нарезания внутренней резьбы 1 комбини-
рованный17.11 Технологическая карта
Упражнения в нарезании резьбы в гайках 1 комбини-
рованный17.11 Заготовки, метчики, воротки
Брак, возникающий при нарезании резьбы, причины брака. 1 комбини-
рованный18.11 Учебник, инструкционная карта.
Ознакомление с видами брака. Возможные способы недопущения брака. 1 комбини-
рованный18.11 Детали с возможным браком.
Практическое повторение (13 ч) Устройство токарного станка. Основные узлы токарного станка. 1 комбини-
рованный21.11 Учебник, плакат
Ознакомление с узлами станка Упражнения в управлении станком 2 комбини-
рованный21.11 Станок ТВ-6
Организация рабочего места и правила ТБ при работе на токарном станке. 1 комбини-
рованный23.11 Учебник, плакат.
Упражнения в установке проходного резца. 2 комбини-
рованный23.11 Проходные резцы, токарный станок.
Обтачивание цилиндрических заготовок при ручной подаче. 1 комбини-
рованный24.11 Учебник, инструкционная карта.
Практическая работа по обтачиванию цилиндрических заготовок при ручной подаче. 1 комбини-
рованный24.11 Станок ТВ-6, заготовки.
Приемы контроля уступов 1 комбини-
рованный25.11 Учебник, плакат
Упражнения в обтачивании ступенчатых валиков с контролем штангенциркулем 1 комбини-
рованный25.11 Штангенциркуль, станок
Подрезной резец. Устройство, установка. 1 комбини-
рованный28.11 Учебник, инструкционная карта.
Практическая работа по подрезанию торца заготовки.
2 комбини-
рованный28.11 Резец, станок.
Самостоятельная работа и анализ ее качества (3 ч) Технологический процесс на изготовление шаблона для заточки сверл 1 комбини-
рованный30.11 Технологическая карта, образец
Практическая работа по изготовлению шаблона для заточки сверл 2 комбини-
рованный30.11 Напильники: ромбические
II триместр (112 часов) Тонколистовой металл (30 ч) Итоги I триместра. Задачи на II триместр. Техника безопасности.
Виды тонколистового металла и их применение. 1 комбини-
рованный01.12. Инструкции по технике безопасности. Образцы тонкого листового металла
Упражнения в разметке мастерка 1 комбини-
рованный01.12 Образцы листового металла
Ручные ножницы устройство. Приемы резания 1 комбини-
рованный02.12 Ручные ножницы
Вырезание заготовки мастерка по чертежу и образцу 1 комбини-
рованный02.12 Ручные ножницы образец
Защита стали от коррозии. 1 комбини-
рованный05.12 Учебник
Применение лакокрасочных покрытий 2 комбини-
рованный05.12 Учебник
Инструменты и приспособления для работы с тонколистовым металлом 1 комбини-
рованный07.12 Ножницы по металлу, киянка, оправки
Ознакомление со стуловыми ножницами. Применение 2 комбини-
рованный07.12 Стуловые ножницы
Приемы правки тонколистового металла на плите. 1 комбини-
рованный08.12 Плакат, плита, киянка
Упражнения в правке тонкого листового металла (заготовки совка) 1 комбини-
рованный08.12 Плита, киянка, развертка совка
Приемы резания тонкого листового металла. 1 комбини-
рованный09.12 Учебник, ножницы по металлу
Упражнения в вырезании заготовки мастерка 1 комбини-
рованный09.12 Ножницы по металлу, заготовка мастерка
Применение фальц швов 1 комбини-
рованный12.12 Учебник, плакат
Упражнения в соединении фальц швом 2 комбини-
рованный12.12 Образцы фальц швов
Технологический процесс на изготовление коробочки 1 комбини-
рованный14.12 Технологическая карта
Упражнения в разметке развертки коробочки 2 комбини-
рованный14.12 Разметочный и измерительный инструмент
Приемы резания тонкого листового металла 1 комбини-
рованный15.12 Ножницы по металлу
Упражнения в вырезании развертки коробочки 1 комбини-
рованный15.12 Ножницы по металлу развертка совка
Приемы резания тонколистового металла ножовкой 1 комбини-
рованный16.12 Ножовка по металлу
Упражнения в вырезании клапанов развертки коробочки 1 комбини-
рованный16.12 Ножовка по металлу, развертка коробочки
Приемы гибки тонколистового металла 1 комбини-
рованный19.12 Учебник, плакат
Упражнения в загибании кромок развертки коробочки 2 комбини-
рованный19.12 Киянка, уголок
Приемы опиливания кромок напильником 1 комбини-
рованный21.12 Плакат
Упражнения в опиливании кромок коробочки. 2 комбини-
рованный21.12 Напильник с мелкой насечкой
Вытачивание наружных канавок и отрезание. (17 ч). Прорезные резцы, устройство, установка. 1 комбини-
рованный22.12 Учебник, плакат.
Упражнения в установке прорезного резца. 1 комбини-
рованный22.12 Прорезной резец, станок.
Вытачивание наружных канавок. 1 комбини-
рованный23.12 Учебник, плакат.
Упражнения в вытачивании канавок. 1 комбини-
рованный23.12 Прорезной резец, станок.
Контроль и измерения при вытачивании канавок. 1 комбини-
рованный26.12 Учебник.
Практическая работа по контролю и измерению канавок. 2 комбини-
рованный26.12 Детали, штангенциркуль.
Отрезные резцы, устройство, установка. 1 комбини-
рованный28.12 Учебник, плакат.
Практическая работа по установке отрезных резцов. 2 комбини-
рованный28.12 Резец, станок.
Отрезание заготовок. Возможный брак при вытачивании канавок и 1 комбини-
рованный29.12 Учебник, плакат.
Упражнения в отрезании заготовок. 1 комбини-
рованный29.12 Резец, заготовка, станок.
Возможный брак при вытачивании канавок и отрезании заготовок. 1 комбини-
рованный11.01. 17 Учебник.
Ознакомление с причинами возникновения брака и методами его предотвращения. 2 комбини-
рованный11.01. Детали с браком.
Правила безопасной работы на токарном станке. 1 комбини-
рованный12.01 Учебник, плакат
Упражнения в отрезании заготовок. 1 комбини-
рованный12.01 Резец, заготовка, станок.
Распиливание отверстий и пройм (12 ч). Порядок распиливания отверстия. 1 комбини-
рованный13.01.
Учебник.
Распиливание пройм рыхлителя. 1 комбини-
рованный13.01 Заготовка, разметочный инструмент, сверло, станок.
Надфили, виды, устройство. 1 комбини-
рованный16.01 Технологическая карта
Распиливание пройм рыхлителя. 2 комбини-
рованный16.01 Тех. Процесс распиливания проймы воротка для метчика 1 тчистной брусокная бумаганныела.илы. комбини-
рованный18.01 Технологическая карта
Упражнения в распиливании поймы воротка для метчика 2 комбини-
рованный18.01 Набор надфилей
Распиливание зева гаечного ключа. 1 комбини-
рованный19.01 Тех. карта, учебник
Практическая работа по распиливанию зева гаечного ключа. 1 комбини-
рованный19.01 Заготовка, напильники
Баланс сил, прикладываемых к напильнику. 1 комбини-
рованный20.01 Учебник, инструкционная карта.
Практическая работа по отработке правильного баланса сил при опиливании. 1 комбини-
рованный20.01 Напильник, тиски, заготовка.
Сверление и зенковка (13 часов) Элементы спирального сверла. Установка сверла с коническим хвостовиком
1 комбини-
рованный23.01 Сверло, токарный станок
Упражнения в сверлении на станке 2 комбини-
рованный2301 Сверло, токарный станок
Назначение и устройство зенковок 1 комбини-
рованный25.01 Учебник, зенкер
Упражнения в зенковке отверстия 2 комбини-
рованный25.01 Сверлильный станок, зенкер
Устройство трех кулачкового патрона. Устройство машинных тисков. 1 комбини-
рованный26.01 Плакат, патрон, машинные тиски
Упражнения в установке сверла в патроне 1 комбини-
рованный26.01 Сверло, патрон
Приемы сверления тонкого листового металла. 1 комбини-
рованный27.01 Учебник
Упражнения в сверлении тонкого листового металла 1 комбини-
рованный27.01 Сверло, сверлильный станок, листовой металл
Применение призм при сверлении. Правила установки деталей на призмах 1 комбини-
рованный30.01 Учебник, плакат
Упражнения в установке цилиндрических заготовок в призме и сверление 2
комбини-
рованный30.01 Призма, сверлильный станок, сверло
Нарезание резьбы (20 ч). Профили резьбы. Элементы резьбы 1 комбини-
рованный01.02 Учебник, плакат
Упражнения в определении профиля резьбы 2 комбини-
рованный01.02 Линейка, резьбомер
Приемы определения размеров элементов резьбы. 1 комбини-
рованный02.02 Учебник, плакат
Упражнение в определения размеров элементов резьбы. 1 комбини-
рованный02.02 Штангенциркуль, резьбомер.
Метрическая резьба. 1 комбини-
рованный03.02 Учебник.
Упражнения в нарезании резьбы на стержне. 1 комбини-
рованный03.02 Плашка, держатель
Дюймовая и трубная резьба. 1 комбини-
рованный06.02 Технологическая карта
Упражнения в нарезании резьбы на стержне 2 комбини-
рованный06.02 Плашка, держатель
Выбор диаметров стержней и диаметра сверл под резьбу. 1 комбини-
рованный08.02 Учебник, таблица.
Упражнения ввыборе диаметров стержней и сверл под резьбу. 2 комбини-
рованный08.02 Учебник, таблица.
Устройство метчика. Комплект метчиков. 1 комбини-
рованный09.02 Плакат, учебник
Упражнения в выборе метчика для нарезания внутренней резьбы 1 комбини-
рованный09.02 Комплект метчиков
Последовательность нарезания внутренней резьбы 1 комбини-
рованный10.02 Технологическая карта
Упражнения в нарезании внутренней резьбы в гайках 1 комбини-
рованный10.02 Комплект метчиков, вороток
Последовательность нарезания резьбы в глухих отверстиях 1 комбини-
рованный13.02 Технологическая карта
Упражнения в нарезании резьбы в колпачках. 2 комбини-
рованный13.02 Метчики, вороток, штангенциркуль
Практическое повторение(17 ч). Ручные ножницы устройство. Приемы резания 1 комбини-
рованный15.02 Ручные ножницы
Вырезание заготовки мастерка по чертежу и образцу 2 комбини-
рованный15.02 Ручные ножницы образец
Вытачивание наружных канавок. 1 комбини-
рованный16.02 Учебник, плакат.
Упражнения в вытачивании канавок. 1 комбини-
рованный16.02 Прорезной резец, станок.
Отрезание заготовок. Возможный брак при вытачивании канавок и 1 комбини-
рованный17.02 Учебник, плакат.
Упражнения в отрезании заготовок. 1 комбини-
рованный17.02 Резец, заготовка, станок.
Правила безопасной работы на токарном станке. 1 комбини-
рованный20.02 Учебник, плакат
Упражнения в отрезании заготовок. 2 комбини-
рованный20.02 Резец, заготовка, станок.
Баланс сил, прикладываемых к напильнику. 1 комбини-
рованный22.02 Учебник, инструкционная карта.
Практическая работа по отработке правильного баланса сил при опиливании. 2 комбини-
рованный22.02 Напильник, тиски, заготовка.
Выбор диаметров стержней и диаметра сверл под резьбу. 1 комбини-
рованный23.02 20.02 Учебник, таблица.
Упражнения ввыборе диаметров стержней и сверл под резьбу. 1 комбини-
рованный23.02 20.02 Учебник, таблица.
Устройство метчика. Комплект метчиков. 1 комбини-
рованный24.02 22.02 Плакат, учебник
Упражнения в выборе метчика для нарезания внутренней резьбы 1 комбини-
рованный24.02 22.02 Комплект метчиков
Самостоятельная работа и анализ ее качества (3 ч). Тех. процесс на изготовление гайки - барашка 1 комбини-
рованный27.02 Технологическая карта
Практическая работа по изготовлению гайки - барашка 2 комбини-
рованный27.02 Напильники, сверло, метчик, вороток
III триместр (118часов) Сверление на токарном станке (17 ч). Назначение и устройство задней бабки токарного станка. 1 комбини-
рованный01.03 Учебник, плакат
Упражнения в установке патрона в пиноле задней бабки 2 комбини-
рованный01.03 Токарный станок
Приемы сверления отверстий на токарном станке. 1 комбини-
рованный02.03 Учебник, плакат
Упражнения в установке сверла в патроне и сверлении сквозных отверстий во втулках 1 комбини-
рованный02.03 Сверло, патрон, токарный станок
Приемы сверления глухих отверстий на токарном станке. 1 комбини-
рованный03.03 Учебник, плакат
Упражнения в сверлении глухих отверстий с контролем штангенциркулем 1 комбини-
рованный03.03 Сверлильный станок, сверло, упор, штангенциркуль
Центровка заготовок 1 комбини-
рованный06.03 Плакат, учебник
Упражнения в центровке отверстий 2 комбини-
рованный06.03 Центровочное сверло, токарный станок
Тех. процесс на изготовлении рукоятки для чертилки 1 комбини-
рованный08.03 09.03 Технологическая карта
Упражнения по изготовлению рукоятки для чертилки 2 комбини-
рованный08.03 09.03 Токарный станок, резцы, пруток 12мм
Тех. процесс сверления отверстия под резьбу в воротке 1 комбини-
рованный09.03 Технологическая карта
Практическая работа по сверлению отверстий в воротке 1 комбини-
рованный09.03 Таблица по подбору сверла под резьбу, сверло
Последовательность изготовления упорной втулки. 1 комбини-
рованный10.03 Технологическая карта
Практическая работа по изготовлению упорной втулки 1 комбини-
рованный10.03 Токарный станок, сверло, пруток
Ремонт школьной мебели и хозяйственного инвентаря.( 20часов). Хозяйственное оборудование в школе. 1 комбини-
рованный13.03 Учебник.
Практическая работа по ремонту оборудования. 2 комбини-
рованный13.03 Школьное оборудование, нуждающееся в ремонте.
Дверная и мебельная фурнитура, ее возможные неисправности. 1 комбини-
рованный15.03 Учебник.
Упражнения в ремонте фурнитуры. 2 комбини-
рованный15.03 Отвертки, молотки.
Садово-огородный инвентарь и возможные неисправности. 1 комбини-
рованный16.03 Сломанный инвентарь
Практическая работа по ремонту граблей и лопат. 1 комбини-
рованный16.03 Инструмент для клепки, молоток, зубило,
Неисправности в слесарных тисках. 1 комбини-
рованный17.03 Плакат
Практическая работа по разборке тисков и определению дефектов. 1 комбини-
рованный17.03 Гаечные ключи, отвертки
Тех.процесс на изготовление дверной задвижки. 1 комбини-
рованный20.03 Технологическая карта
Упражнения в разметке и обработке дверной задвижки. 2 комбини-
рованный20.03 Разметочный инструмент.
Сборка деталей дверной задвижки. 1 комбини-
рованный22.02 Детали.
Практическая работа по изготовлению дверной задвижки. 2 комбини-
рованный22.02 Оправка, молоток, напильники.
Возможные неисправности в деталях оконной фурнитуры. 1 комбини-
рованный23.03 Шпингалеты, петли, ручки.
Упражнения в ремонте оконной фурнитуры. 1 комбини-
рованный23.03 Отвертки, плоскогубцы.
Тех. Процесс по замене заклепок в рукоятке граблей. 1 комбини-
рованный24.03 Инструкционная карта.
Упражнения по замене заклепок в граблях. 1 комбини-
рованный24.03 Инструмент для клепки, бородок, заклепки.
Отделка и защита от коррозии поверхностей деталей ( 8 ч). Назначение отделки. 1 комбини-
рованный03.04 Учебник.
Ознакомление с вариантами отделки поверхности деталей. 2 комбини-
рованный03.04 Инструмент для отделки.
Полирование деталей. 1 комбини-
рованный05.04 Учебник, плакат.
Практическая работа по полированию деталей. 2 комбини-
рованный05.04 Паста ГОИ, сукно, полировальный круг.
Защита металлов от коррозии. 1 комбини-
рованный06.04 Учебник.
Ознакомление с вариантами защиты от коррозии 1 комбини-
рованный06.04 металл и детали с защитой от коррозии.
Соединение деталей заклепками с полукруглой головкой (25 часов) Виды заклепочных швов и их применение 1 комбини-
рованный07.04 Учебник плакат
Ознакомление с образцами заклепочных швов 1 комбини-
рованный07.04 Образцы заклепочных швов
Виды заклепок. Применение. 1 комбини-
рованный10.04 Образцы заклепочных швов
Упражнения в разметке под клепку 2 комбини-
рованный10.04 Разметочный и измерительный инструмент
Инструменты для клепки: обжимка натяжка поддержка молоток 1 комбини-
рованный12.04 Учебник плакат
Упражнения в подборе инструмента. 2 комбини-
рованный12.04 Инструменты для клепки
Определение длины заклепки и выбор вида заклепки 1 комбини-
рованный13.04 Учебник плакат
Упражнения в клепании рукоятки к граблям 1 комбини-
рованный13.04 Инструменты для клепки сверло сверлильный станок
Процесс формирования замыкающей головки заклепки 1 комбини-
рованный14.04 Учебник плакат
Подготовка отверстий. Соединение деталей заклепками 1 комбини-
рованный14.04 Сверло инструмент для клепки заготовки
Приемы клепки деталей внахлестку 1 комбини-
рованный17.04 Учебник плакат
Упражнения в соединении деталей внахлестку 2 комбини-
рованный17.04 Инструмент для клепки сверло разметочный инструмент
Приемы клепки деталей встык 1 комбини-
рованный19.04 Учебник плакат
Упражнения в клепке деталей встык 2 комбини-
рованный19.04 Инструмент для клепки разметочный инструмент сверло
Возможные виды брака при клепке и их причины 1 комбини-
рованный20.04 Учебник плакат
Упражнения в удалении заклепок 1 комбини-
рованный20.04 Сверло бородок молоток напильник
Процесс подготовки деталей к формированию шва 1 комбини-
рованный21.04 Технологическая карта
Упражнения в разметке сверлении клепке (изготовление рыхлителя) 1 комбини-
рованный21.04 Разметочный инструмент сверло инструмент для клепки детали рыхлителя
Применение и формирование двухрядного шва 1 комбини-
рованный24.04 Образец шва встык с двумя накладками
Упражнения в разметке и формирования шва встык с двумя накладками 2 комбини-
рованный24.04 Разметочный инструмент сверло инструмент для клепки заготовки
Пространственная разметка по чертежу (10 часов) Назначение пространственной разметки. Тех. процесс подготовки к пространственной разметке 1 комбини-
рованный26.04 Учебник плакат штангенциркуль 2 рейсмус
Упражнения в опиливании базовой поверхности молотка 2 комбини-
рованный26.04 Напильник плоский угольник
Назначение штангенрейсмуса. Приемы нанесения рисок Устройство штангенциркуля-2 1 комбини-
рованный27.04 Учебник плакат штангенрейсмусУпражнения в нанесении горизонтальных и вертикальных рисок Приемы разметки штангенциркулем-2
1 комбини-
рованный27.04 Штангенциркуль 2 заготовка молотка
Чтение рабочего чертежа. Составление плана разметки молотка Приемы разметки на призмах 1 комбини-
рованный28.04 Рабочие чертежи призма разметочный и измерительный инструмент
Упражнения в разметке молотка с квадратным бойком Упражнения в разметке цилиндрических деталей 1 комбини-
рованный28.04 Разметочный и измерительный инструмент
Последовательность разметки цилиндрической детали на призме 1 комбини-
рованный01.05 03.05 Технологическая карта
Упражнения в разметке шпоночной канавки 2 комбини-
рованный01.05 03.05 Штангенциркуль 2
Плоскостная разметка и обработка деталей по чертежу ( 17ч). Приемы разметки на плоскости по чертежу. 1 комбини-
рованный03.05 Учебник, плакат.
Нанесение вертикальных и горизонтальных рисок. 2 комбини-
рованный03.05 Чертилка, угольник, линейка.
Тех. процесс разметки прямоугольника по размерам на чертеже Приемы разметки по шаблону 1 комбини-
рованный04.05 Технологическая карта плакат
Упражнения в разметке граблей Упражнения в разметке по шаблону 1 комбини-
рованный04.05 Технологическая карта. Разметочный инструмент шаблон
Последовательность разметки центровых линий и точек Сверления отверстий по этим точкам 1 комбини-
рованный05.05 Технологическая карта
Упражнения в разметке центров сверлении рубки опиливании 1 комбини-
рованный05.05 Сверло напильники оправка
Последовательность разметки центровых линий и точек Сверления отверстий по этим точкам 1 комбини-
рованный08.05 10.05 Технологическая карта
Упражнения в разметке центров сверлении рубки опиливании 2 комбини-
рованный08.05 10.05 Разметочный инструмент сверло зубило напильник круглый
Последовательность разметки сопряжения 1 комбини-
рованный10.05 Плакат
Упражнения в разметке зубьев граблей 2 комбини-
рованный10.05 Технологическая карта разметочный инструмент
Точность измерения. Предельные измерения 1 комбини-
рованный11.05 Учебник плакат
Упражнения в разметке сопряжений параллельных и пересекающихся прямых 1 комбини-
рованный11.05 Измерительный и разметочный инструмент
Разметочный циркуль. Назначение, устройство. 1 комбини-
рованный12.05 Учебник, плакат.
Практическая работа по разметке дуг и окружностей. 1 комбини-
рованный12.05 Разметочный циркуль, кернер, молоток.
Практическое повторение (18 часов) Элементы клина. Передняя и задняя поверхности, режущая кромка инструмента 1 комбини-
рованный15.05 Учебник плакат
Упражнения по вычерчиванию клина. Обозначение поверхности и углов 2 комбини-
рованный15.05 Разметочный и измерительный инструмент транспортир
Элементы токарного резца 1 комбини-
рованный17.05 Учебник плакат токарные резцы
Упражнения в снятии стружки на токарном станке 2 комбини-
рованный17.05 Токарный станок резцы
Геометрия режущей части фрезы цилиндрической 1 комбини-
рованный18.05 Учебник плакат
Упражнения в установке фрезы и закреплении детали. Снятие пробной стружки на фрезерном станке 1 комбини-
рованный18.05 Фрезерный станок фреза
Продольная подача. Установка на глубину резания 1 комбини-
рованный19.05 Фрезерный станок фреза
Упражнения фрезерования боковых сторон молотка с квадратным бойком 1 комбини-
рованный19.05 Фрезерный станок фреза заготовка - квадрат
Виды стружки в зависимости от обрабатываемого материала 1 комбини-
рованный22.05 Учебник
Упражнения по изготовлению кернера на токарном станке 2 комбини-
рованный22.05 Токарный станок резцы
Назначение пространственной разметки. Тех. процесс подготовки к пространственной разметке 1 комбини-
рованный24.05 Учебник плакат штангенциркуль 2 рейсмус
Упражнения в опиливании базовой поверхности молотка 2 комбини-
рованный24.05 Напильник плоский угольник
Назначение штангенрейсмуса. Приемы нанесения рисок Устройство штангенциркуля-2 1 комбини-
рованный25.05 Учебник плакат штангенрейсмусУпражнения в нанесении горизонтальных и вертикальных рисок Приемы разметки штангенциркулем-2
1 комбини-
рованный25.05 Штангенциркуль 2 заготовка молотка
Итоговая контрольная работа ( 2 часа) Технологический процесс на изготовление вентиля для крана 1 комбини-
рованный11.05 Технологическая карта
Практическая работа по изготовлению вентиля для крана 1 комбини-
рованный11.05 Технологическая карта
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей профильного труда
Протокол № ___________
от «______»______________ 2016г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________ Гуляйкина М.А.
«______»_______________ 2016 г.