Возможности отработки лексики немецкого языка с использованием методики взаимного тренажа

Возможность отработки лексики немецкого языка с использованием методики взаимного тренажа
ПИЛЮГИНА О.В.
Для учащихся в средней школы одна из трудностей обучения немецкому языку состоит в быстром забывании лексических единиц, что в дальнейшем ограничивает качественное общение. Ученики затрудняются самостоятельно говорить на немецком языке, используя активный словарь, в результате чего уровень сформированности языковых навыков (произносительных и лексических) невысокий. Очень важен процесс «вытаскивания» нужного слова из долговременной памяти, для этого требуется регулярность действий. Как считают современные педагоги и психологи, «чтобы сформировался навык, необходимо 200 раз повторить слово в разном контексте и с различной интонацией»
Известны традиционные приемы работы с учениками, обеспечивающие непроизвольное запоминание слов такие, как:
Развешивание табличек со словами по учебному кабинету, по квартире (активизация зрительной памяти);
Составление карточек (на одной стороне пишутся немецкие слова, на другой - перевод). Можно повторить лексику перед уроком индивидуально.
Практика показывает, что одним из продуктивных способов преодоления трудностей в запоминании и употреблении лексики иностранного языка является применение коллективной формы обучения, то есть работы в динамических парах (или в парах сменного состава). Целью работы в динамических парах может быть совместное обучение, изучение, обсуждение, тренировка и контроль. Коллективная форма обучения – одна из ведущих в технологии КСО и имеет в своем арсенале различные приемы и методики (взаимные диктанты, взаимная передача тем, взаимообмен заданиями, взаимное обучение чтению и пересказу, взаимный тренаж).І
Опыт показывает, что при отработке лексики немецкого языка наиболее эффективна методика взаимного тренажа. В самом названии методики отражено ее предназначение – тренировка. Эффективность заключается в том, что отработка учебного материала происходит в устной форме, занимая, как правило, не более 5-7 минут времени урока.

Обучение начинаем с организации работы в парах постоянного состава. Обучающиеся учатся говорить вполголоса, четко выполнять требования алгоритма действий, вести листки индивидуального учета. Через несколько уроков ученикам предлагается работать в динамических парах.
Для того чтобы организовать совместную деятельность учеников по методике взаимного тренажа, учитель готовит специальные карточки (как для индивидуальной работы, о которых говорилось выше). Однако разница заключается в том, что ученики будут работать с ними в динамических парах по определенному алгоритму.
Карточки имеют следующую структуру: на титульной стороне указывается название методики (сокращенно В. Тр.), класс, номер карточки, изучаемая тема, список слов на иностранном языке; на оборотной стороне - перевод слов на родной язык.
Необходимо подготовить четное количество карточек. Их должно быть больше, чем количество учащихся для того, чтобы ученики не задерживали друг друга во время работы.
Общение учеников в паре организуется по следующему алгоритму:
Каждый получает карточку со словами. Карточки разные.
Первый партнер предлагает второму прочитать слова на немецком языке и перевести их. Правильность перевода проверяет по оборотной стороне карточки.
Второй партнер предлагает первому работу по своей карточке по аналогии работы с предыдущей карточкой. Результаты фиксируют в индивидуальных листках учета.
Меняются карточками и переходят в следующую пару.
В новой паре работают так, как в первой.
Количество переходов в пары зависит от индивидуального темпа работы учеников и от времени, предложенного учителем для такой работы.
Приведем образец листка индивидуального учета:
Фамилия, имя ученика: Руденко Андрей
№ карточки
Кол-во ошибок
С кем работал

К-3
1
Петров Олег

К-2
-
Иванов Дима

К-4
3
Мякишева Зоя


Преимущества такой деятельности для каждого ученика:
Создаются условия индивидуального темпа работы;
Появляется возможность активно включить учеников в речевую деятельность;
Возрастает интерес к предмету в результате создания ситуации успеха.
На примере изучения раздела «Die Schule» (6 класс) покажем возможности применения данной методики.
Тема урока «Unser Klassenraum»
Цель урока – подготовить обучающихся к монологическому высказыванию по
Реализовывались три коммуникативные задачи: активизировать известную лексику в речи; повторить спряжение глаголов в настоящем времени (Prдsens); учить описывать кабинет, используя зрительную наглядность.
Методика взаимного тренажа использовалась на этапе речевой зарядки.
Разработана восемь разных карточек, включающих 56 лексических единиц по изучаемой теме (некоторые слова повторяются с целью их закрепления).
Образцы карточек
В. Тр. 6 кл К-1
Die Schule
Das Schulgebдude
Die Schule
Die Garderobe
Der Spiegel
Der Stundenplan
Der Pausenraum
vierstцckig

здание школы
школа
раздевалка
зеркало
расписание
помещение для перемен
4-этажный

В. Тр. 6 кл К-2
Die Schule
Der Klassenraum
Schьler der Unterstufe
Schьler der Oberstufe
Das Lehrerzimmer
Der Parkplatz
Die Treppe hinaufgehen
Die Treppe hinuntergehen


Кабинет
Ученики начальной школы
Старшеклассники
Учительская
Парковка
Подниматься по лестнице
Спускаться по лестнице

В. Тр. 6 кл К-3
Die Schule
die Stehtafel
die Wandtafel
die Schulbank
die Wandzeitung
das Tonbandgerдt
die Aula
die Sporthalle



стоячая доска
настенная доска
парта
стенгазета
магнитофон
актовый зал
спортзал

В. Тр. 6 кл К-4
Die Schule
die Werkstatt
der Rдderstand
extra
ein extra Raum
die Speisehalle
der Lehrer
lernen


мастерская
стоянка велосипедов
специальный
специальное помещение
столовая
учитель
учиться

В. Тр. 6 кл К-5
Die Schule
auf dem FuЯboden
an der Decke
an einer Wand
an der anderen Wand
auf den Schulbдnken
auf dem Fensterbrett
im Schrank


на полу
на потолке
на одной стене
на другой стене
на партах
на подоконнике
в шкафу

В. Тр. 6 кл К-6
Die Schule
links
vorn
rechts
in der Mitte
die Tьr
hinten
das Fenster


слева
впереди
справа
в середине
дверь
за, позади
окно

В. Тр. 6 кл К-7
Die Schule
die Eingangshalle
die Bibliothek
die Schwimmhalle
das Klassenzimmer
der Bьroraum
die Stunde
das Gymnasium


вестибюль
библиотека
бассейн
кабинет
бюро
урок
гимназия

В. Тр. 6 кл К-8
Die Schule
der Schrank
der Stuhl
die Schulbank
der Tisch
das Fensterbrett
der FuЯboden
die Tьr


шкаф
стул
парта
стол
подоконник
пол
дверь


Как вариант ученикам можно предложить в качестве домашнего задания изготовить к следующему уроку свои тренажерные карточки. Такое задание создает для детей ситуацию творчества, увеличения доли самостоятельности при изучении немецкого языка. Карточки использовались в течение 6 уроков, приведем результаты наших наблюдений:
Тип ученика
Начало введения методики, кол-во карточек
После 3-х уроков, кол-во карточек
После 6-ти уроков, кол-во карточек
Кол-во лексических единиц, которое удалось повторить

Сильный ученик
2
6
8
56

Средний ученик
2
5
6
42

Слабый ученик
1
3
4
28

Языковой материал учителю нужно представить в определенной системе, чтобы усвоенные навыки и умения стали произвольными, чтобы обучающиеся легче могли переносить их на новый лексический материал и новые речевые ситуации.
Важную роль также играет самоконтроль и самокоррекция в языковой деятельности обучающихся. Это можно реализовать, выполняя задания с множественным выбором. Ученики, заполнив карточки, обмениваются выполненными заданиями, проверяя друг друга.
В качестве примера представим подобную карточку:
Das Schulgebдude ist
einstцckig b) zweistцckig c) vierstцckig
Die Garderobe liegt
im 4. Stock b) im ErdgeschoЯ c) im 2. Etage
Der Klassenraum ist
groЯ b) klein c) links
можно предложить еще один вариант закрепления лексики: составить предложения по теме, заменив при этом лексические единицы символами или рисунком.
Многократное использование методики взаимного тренажа на уроках иностранного языка дает повышение уровня сформированности языковых навыков (пополнение активного словаря, качественное улучшение восприятия обучающимися иностранной речи как устной, так и письменной).
 Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам/Г. В. Рогова, И.В. Сахарова, С.А. Робинович. – М., 1995
2 Дьяченко, В. К. Современная дидактика: Теория и практика обучения в общеобразовательной школе
\В. К. Дьяченко. – Новокузнецк: ИПК,1996. – Ч.2.













15