Повторительно-обобщающий урок-игра «Знатоки микробиологии»


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ВЫСШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Согласовано Утверждено
Председатель ЦМК №9 Методист ЗКВМК
________Байбулатова С.А. __________Исимова Ж.Т.
«____»__________20___ж.«___»_________20____ж.

Методическая разработка урока
Тема : Повторительно-обобщающий урок-игра
«Знатоки микробиологии»

Предмет : «Микробиология»
Группа : СД-24
Курс : II
Специальность: «Сестринское дело»
Дата проведения: 28.11.2016
Преподаватель : Аменова М.М.
Рассмотрено: Разработано: Аменова М.М
На заседании ЦМК №9
«__»___________20__г
Уральск 2016 г.
Тема: Повторительно-обобщающий урок интеллектуальная игра «Знатоки микробиологии»
Методическая цель урока: интенсификация репродуктивной деятельности учащихся с использованием принципов игры, соперничества и сотрудничества.
Задачи:
1.обучающие: обобщить накопленные знания по микробиологий провести промежуточный контроль степени усвоения знаний раздела предмета
2. развивающие: развитие репродуктивных навыков и способностей учащихся, умения преодолевать трудности в учении
3. воспитываюшие: воспитание коллективизма, стремления достижению цели к победе
Тип урока:урок систематизации знаний
Вид урока: игра-соревнование
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Оборудование:
- задания к конкурсам
- секундомер
- записи спокойной музыки
- лист оценок за конкурсы
- призы победителям


Ход урока
I.Оргмомент
Втупительное слово учителя
Микробиология-наука о весьма малых по размерам,не видимых невооруженным глазом организмах, которые так и называются- микроорганизмами или микробы.Однако микроорганизмы всегда имели и имеют огромное значение. Сглубокой древности использовал микроорганические процессы сбраживания виноградного сока, скисания молока, приготовление теста. Виноделы сыровалы прошлого даже не догадывались о существований микроорганизмов, но это не мешало им варить сыр и делать вино. Многое изменилось в конце 17-го века, когда в 1684 году голландец Антуан ван Левенгук,используя микроскопы со 160-ти кратным увелечением, открыл существований «крошечных созданий». С тех пор было открыто много секретов из жизни микробов, знания человечества о них колоссально расширились. Очень много было узнано о роли микробов в распространений многих заболеваний.
В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по микробиологий в профессиональной деятельности повара, а тем более технолога приготовления пищи. Без них нельзя сохранить высокое качество качество пищевых продуктов и предотвратить потребление продуктов , содержащих возбудители пищевых заболеваний и отравлений.
Мы с вавми длительное время изучали основы микробиологий. На сегодняшнем занятий мы попытаемся вспомнить,повторить изученное, еще раз систематизировать разнооборазные сведения об обширном мире микроорганизмов. А проведем это мы с вами в форме игры-соревнования. Ваша группа разделена на три команды каждая из которых будет участвовать в разнообразных конкурсах.Я думаю,проигравших в нашей игре не будет, т.к. цель ее-устранить существующие пробелы в усвоенных вами знаниях основ микробиологий.
Прежде чем начать наш конкурс, разрешите предстваить наше жюри.
А сейчас давайте приступим к конкурсной программе.



II.Конкурсная программа
Конкурс №1.Представление команд
Каждая из трех команд представляет свое название, девиз,эмблему. Максимальный балл-3
Команда «Эврика»
Команда «Вакцина»
Команда «Veni vede vici»
Конкурс №2.Разминка
За одну минуту команда вспоминает термины относящиеся к теме «Форма и морфология бактерий». Затем выходят по одному представителю от каждой команды по очереди называют эти термины выгрывает тот кто назвал последний термин.
Максимальны балл-3
Правильно:сферические кокки (диплококки,тетракокки,стрептакокки,сарцины,стафилакокки);извитые формы(спирохеты,спириллы);палочковидные бактерий(риккетсий,хламидии,микоплазмы,актиномиценты) ;вибрионы(бациллы-бактерий,образующие споры)Конкурс №3. «Определи группу микроорганизмов по описанию»
Каждой команде по очереди зачитываются 5 подсказок по одной из трех групп микроорганизмов.Чем быстрее будет дано название загаданных организмов,тем больший балл зарабатывает команда.
Максимальный балл-3
Это одноклеточные организмы размером 0,4 до 10 мкм.
Клетки этих организмов не имеют оформленного ядра.
На поверхности некоторых из них имеются нитевидные образования-жгутики
При неблагоприятных условиях многие образуют споры.
Вызывают такие заболевания,как дизентерия,холера,брюшной тиф,дифтерия.
(бактерий)
Это одноклеточные или многоклеточные организмы.
В клетках имеются одно или несколько ядер.
Клетки этих организмов имеют форму вытянутых переплетенныхнитей и называются «гифы».
Скопление клеток образует тело-«мицелий».
Эти организмы используют при производстве сыров «Рокофор», «Камамбер».
(плесневые грибы)
Это одноклеточные неподвижные микроорганизсы.
Они имеют четко выраженное крупное ядро.
Клетки бывают круглые,овальные,палочковидные без выростов.
В благоприятных условиях активно размножаются прежде всего почкованием.
Они способны расщеплять(сбраживать до спирта и углекислого газа (дрожжи)
Конкурс №4. Из большого-малое
Вызываются по одному представителю от каждой команды.Перед ними-слово «Микроорганизм».Подумав одну минуту,каждый по очереди должен назвать как можно больше слов.
Максимальный балл-3

Конкурс №5. Терминологический
Каждя группа должна представить точное определение понятий:
Автотрофы(организмы,которые строят вещества своего тела из углекислого газа воздуха и воды)
Аэробы(организмы,нуждающиеся в кислороде)
Гетеротрофы(организмы,использующие для питания готовые органические вещества)
Анаэробы(организмы,живущие в среде,лишенной кислорода)
Зоонозы(инфекционные болезни,передающиеся человеку от больных животных)
Пастеризация(нагревание продукта до 63-90 С с целью уничтожения большинства микробов)
Штамм(чистая культура микроорганизмов)
Вакцина(препарат для создания искусственного активного иммунитета)
Гомеостаз(относительное динамическое постоянство внутренней среды организма)
Инвазивность(способность микроорганизмов преодолевать защитные барьеры хозяина)
Антисептика(комплекс мер направленных на уничтожение микроорганизмов с целью предупреждения заболеваний)
Сенсибилизация(повышение чувствительности организма к действию какого-либо фактора)
Фагоцитоз(активный захват и поглощение микроорганизмов)
Лиофилизация(метод обезвоживания путем замораживания с последующей сушкой в вакууме)
Метабиоз(тип взаимоодействия двух организмов,когда продукты жизнедеятельности одного организма служат источником питания для другого вида)
Максимальный балл-15
Конкурс №6. Найди ошибку в тексте
Каждой команде дается текст и минута на совещание,а затем должны назвать ошибки,которые по их мнению были пропущены в тексте.
Задание 1. Микробиология рыбы
Рыба является скоропортяшимся продуктом, т.к. она сильно обсеменена микробами снаружи, внутри кишечника и в жабрах гoловы. После улова все эти микробы проникают внутрь ткани рыбы, вызывая ее порчу. В рыбe обнаруживаются микрококки, сарцины, гнилостные палочки. Особенно опасна палочка ботулинуса, вызывающая тяжелое отравление-ботритиоз(Прпавильно-ботулизм,а ботритиоз-серая гниль,грипковое заболевание овощей). При неправильном хранении охлажденной рыбы протеолитические ферменты микробов расщепляют ее белки с выделением ароматных веществ, эфирных масел(Правильно-дурно пахнущих веществ-аммиака,сероводорода,индола), свидетельствующих о порче продукта. Свежезамороженная рыба хранится беконечно долго, т.к. при температуре -5°С все микробы гибнут(Правильно-довольно долго,т.к. при температуре-5 С микробиологические процессы приостанавливаются или идут замедленнее,вызывая иногда развитие на поверхности рыб плесневых грибов в виде одиночных точечных колоний).
Задание 2. Микробиология яиц
Некоторое время после снесения снаружи яйцо остается стерилым(Правильно-яйцо обсесеяется микробами во время снесения). Внутреннее содержимое яйца здоровой птицы долго остается без микробов благодаря естественному имунному веществу яйца-лизоциму, высохшей пленки на поверхности яйца и подскорлупной оболочки ,препятствуеющих проникновению микробов внутрь. В процессе хранения защитные силы яйца слабеют, микробы такие, как эхинококк, трихинеллы(это паразитические черви,а не микробы,через скорлупу в яйцо не проникают) через поры в скорлупе проникают внутрь подвергая его порче. У больной птицы, часто водоплавающей,в кишечнике могут содержаться микробы ботулинус, обсeменяющие яйцо внутри при формировании его в организме птицы и на скорлупе. Такое яйцо вызывает людей заболевани-ботулизм(Правильно-сальмонеллы,сальмонеллез).Чтобы удалить микробы с поверхности яиц их перед использованием тщательно моют.
Задание 3. Микробиология молока
Молоко является прекрасной средой для развития микроорганизмов, которые попадают в него с вымени и шерсти животных, с рук доярок, подстилки скотного двора, инвентаря. В 1 мл молока обнаруживают несколько миллиардов микробов(Правильно-несколько сотен тысяч). Охлаждение молока до + 3°С предотвращает дальнейшее развитие микробов в течение 2- 30 часов. Затем наступает быстрое развитие всех микробов с преобладанием патогенных(Правильно(молочно-кислых). Молоко прокисает, создаются благоприятные условия для развития плесненых грибов, а затем гнилостных микробов. В могут попадать болезнетворные микробы- возбудители дизентерии, брюшного тифа, бруцеллеза, туберкулеза и др. Поэтому в общественном питании молоко обязательно кипятят.
Практически совсем не содержит микробов стерилизованное, т.е.нагретое до 63-90 С (Правильно-до 140С)молоко.
Максимальный балл-3
Конкурс №7. Объясни рисунок
Всем командам раздаются по одному рисунку.Учащиеся должны за 5 минут определить,что на них изображено и рассказать об этом подробнее.
Максимальный балл-3
Задание 1.
Спорынья
Спорынься являетсяпаразитом злаковых культур.Гриб образует темные твердые склероций в завязи с растения-хозяина в виде темно-фиолетового рожка.Попадая в организм с хлебом,блюдами из крупп,яд спорыньи вызывает хроническое пищевое отравление эрготизм.В результате поражается нервная система,нарушается кровообращение.Для предупреждения эрготизма необходимо тщательно очищатьь продовольственное зерно от спорыньи
Задание 2

Гельминтозы(трахинеллы в свином мясе,широкий лентез в мышцах ерша)
Гельминтозы возникают у человека в результате поражение организма паразитическими червязи гельминтами(глистами).Мелкие гельминты поражают различные органы человека:печень,легкие,мышцы,сердце,мозг,а крупные в осномном паразитируют в кишечнике.Глистные заболевания проявляются у человека в виде похудания,малокровия,задержка роста и умственного развития у детей и т.д.Чаще всего челоека поражают следующие гельминты: аскариды ,цепни,трихинеллы,широкий лентец,описторхисты,эхинококк.
Задание 3
.
Дрожжи
Дрожжи-одноклеточные неподвижные микроорганизмы.Клетки дрожжей размером до 15 мкм бывают разной формы:круглые,овальные,палочковидные.Они имеют четко выраженное крупное ядро,вакуоли и различные включения в цитоплазме в виде капелек жира,гликогена и т.д.Дрожжи размножкаются в благоприятных условиях в течение нескольких часов следующими способами:почкованием,спорами,делением.Дрожжи широко распространены в природе.Они способны расщеплять сахара в спирт и углекислый газ.Спиртное брожение используется в виноделий ,хлебопечений и в производстве кисломолочных продуктов.Некоторые дрожжи отличаются высоким содержанием белков,жиров,витаминов группы В,минеральных веществ,поэтому применяют как пищевой и кормовой продукт.
Конкурс №8. Кроссвордный
Каждой команде предлагается кроссворд по теме «Патогенные микроорганизмы»
Максимальный балл-3
Задание.Отгадайте все слова по горизонтали и тогда по вертикали получите слово,означающее способность некоторых микроорганизмов вызывать заболевания.

III.Обобщение.Подведение итогов.Награждение победителей.