Урок русского языка по теме Имя прилагательное. Повторение в форме учебной игры Корректор

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
155813, Ивановская область, г. Кинешма,
ул. Котовского, д. 19
телефон (факс) (49331)5-37-74; Kineschma10@yandex.ru








Конспект
урока русского языка в 6 классе
по теме « Имя прилагательное. Повторение»
в форме учебной игры «Корректор».










Составила: Соленова Мария Александровна,
учитель русского языка и литературы













Тема: «Имя прилагательное. Повторение».
Форма - учебная игра «Корректор».

Цель: повторить орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное».
Задачи:
Обучающие задачи:
Совершенствовать навыки орфографической зоркости.
Совершенствовать навык проверки текста.
Совершенствовать умение восстанавливать текст.
Воспитывать у учащихся внимательное и бережное отношение к русскому языку.
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:


Оборудование:
Учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.» Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.; «Русский язык. Практика. 6-7 кл.» / Под. ред. Г.К.Лидман – Орловой.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 4-е. - М. , 1997.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Офографический словарь. – М., 1982.

Карточки с заданиями.


Эпиграфы урока:

Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке.
А.Н.Толстой.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса Берегите чистоту языка как святыню.
И.С.Тургенев.






Ход урока
1.Организационный момент.

2.Введение в тему урока.

Учитель: Как вы, ребята, понимаете значение слова «корректор», вынесенного в тему урока?
В словаре С.И.Ожегова дается такое толкование слова: « Корректор - работник издательства, газеты или типографии, читающий корректуру. Корректура – исправление типографских ошибок на оттиске набора».
Подберите синоним к слову корректировать.
Ответ: корректировать – исправлять.
Учитель: Этимология слова корректор: от лат. «pero» - правлю и приставки «koh» - со, которая перед [ р] перешла в «кор»; буквально значит «правлю совместно с кем-нибудь». ( по словарю Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991, с. 119)
Учитель: Определите, какой будет цель нашего урока?
Ответ: Исправлять ошибки в текстах.
Учитель: Правильно. У нас еще одна очень важная цель, она важна для каждого урока русского языка. Прочитайте эпиграфы урока. Как вы их понимаете?

Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке.
А.Н.Толстой.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса Берегите чистоту языка как святыню.
И.С.Тургенев.

Учитель: Значит, правильное, грамотное письмо говорит об уважении к своему родному языку, о бережном отношении к нему.
Каким должен быть хороший корректор? Чем он должен владеть в совершенстве?
Ответы:
Хорошо знать язык, орфограммы и пунктограммы.
Владеть орфографической и пунктуационной зоркостью.
Быть внимательным и аккуратным.
Учитель: Помощники корректора – словари, они будут и вашими помощниками.

3. Практическая работа.
Задание 1.
Учитель: Перед вами текст школьного сочинения. Узнали ли вы автора? Да, это известный вам Петя Ошибкин. Исправьте допущенные мальчиком ошибки.

Сочинение.
На рыбалку.
Раннем летнем утром я отправляюсь на рыбалку. В руках уменя не большёе пласмассовое видро и удочька. В кармане лежит бутерброт с калбасой. Я тороплюсь, мичтаю поймать огромною рыбу. Не добрый ветер проникает сквось куртку, но я ево нечуствую. Меня ждет удачная рыбалка и свежыя рыба.

Взаимопроверка работ, выставление оценок. Исправленный текст дан на экране.
Сочинение.
На рыбалку.
Ранним летним утром я отправляюсь на рыбалку. В руках у_ меня небольшое пластмассовое ведро и удочка. В кармане лежит бутерброд с колбасой. Я тороплюсь, мечтаю поймать огромную рыбу. Недобрый ветер проникает сквозь куртку, но я его не чувствую. Меня ждет удачная рыбалка и свежая рыба.
Учитель: На какие орфограммы были допущены ошибки?
Ответы:
Безударные окончания прилагательных.
Не с прилагательными и глаголами.
Безударные гласные в корне слова.
Парные согласные.
Непроизносимые согласные.
Предлоги со словами.
Сочетания чк, чн.
Учитель: Правописание каких слов вам потребовалось проверить по словарю?

Задание 2.
Учитель: Перед вами несколько пословиц, в которых ошибка «вкралась» в одну морфему. В какую?
Ответ: В суффикс прилагательных.
Учитель: Расскажите правило правописания Н и НН в прилагательных.
Устная работа «по цепочке»: учащиеся находят слово с ошибкой и объясняют орфограмму.



Текст на слайде.

1. К дому друга дорога никогда не бывает длиной.
И в мышинную нору проникает луч солнца.
В ветренный день муку не продают.
Всегда имей свое сердце расположенным к добру, а дух мужественый.
Осинное гнездо не трогай.
Сильным ударом и шерстянной кол в землю вгонишь.
Согласие крепче каменых стен.
Овсянная каша сама себя хвалит, а гречневую – люди.
Только тот человек ценый, кто смолоду работать привык.

Учитель: В пословицах большая народная мудрость, заложенная веками. Пословицы учат, советуют, как правильно поступать, осуждают ленивых, нерадивых, а трудолюбивых хвалят. Чему учат данные пословицы?

Задание 3. Тест на орфограмму « Н и НН в прилагательных».

Учитель: Корректор постоянно должен повышать свое мастерство и подтверждать свои высокие профессиональные навыки через экзамены и тестирование. Вам тоже предстоит подтвердить свои знания, выполнив тест.

Тест
1 вариант 2 вариант
1.В каких словах пишется одна Н?
а) ветреый а) оловяый
б) картиый б) соломеый
в) деревяый в) голубиый
г) серебряый г) глиняый

2. В каких словах пишется две Н?
а) змеиый а) стариый
б) длиый б) ветреый
в) стекляый в) революциоый
г) тополиый г) румяый

3.В каких словах допущены ошибки?
а) карманный а) клюквенный
б) глиняный б) серебряный
в) оловяный в) пустыный
г) юнный г) деревяный

Ключ к тесту: 1 вариант – 1 - а, г; 2 - б, в; 3 – в, г.
2 вариант - 1 – в, г; 2 – а, в; 3 – в, г.

Задание 4.
Учитель: Известного французского писателя М. Пруста однажды вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал:
- Предоставляю Вам право выбрать оружие.
- Превосходно,- ответил М.Пруст.- Вы убиты.
Я надеюсь, что сейчас в «словесной дуэли» вы не будете убиты и покажете хорошие знания правописания трудных слов.

Текст словарного диктанта. ( У доски работают двое)

Алюминиевый котелок, металлический стержень, аккуратный почерк, бескорыстная помощь, искусная работа, искусственные цветы, расчетливый хозяин, древнерусская литература, очаровательный малыш, русско-немецкий словарь, стеклянный взгляд.

Учитель: Назовите прилагательное, употребленное в переносном значении.
Ответ: Стеклянный взгляд – неподвижный, невыразительный.

Задание 5.
Учитель: Восстановите пропущенные в загадках прилагательные. (Загадки на экране с пропущенными прилагательными).

Птичка невеличка: носик (стальной), а хвостик (льняной). (иголка с ниткой)
(Голубой) платок, (красный) колобок, по платку катается, людям улыбается. (небо и солнце)
(Черный) Ивашка, (деревянная) рубашка. Где носом поведет, там заметку кладет. (карандаш)
Земля (беленькая), а птички на ней (черненькие). ( книга)
Стоит Алена, платок (зеленый), тонкий стан, (белый) сарафан. (береза)
(Красный) нос в землю врос, а (зеленый) хвост снаружи. Нам (зеленый) хвост не нужен, нужен только (красный) хвост. (морковь)

Учитель: Какова роль прилагательных в загадках?
Ответ: Прилагательные называют существенные признаки предметов и помогают узнать предмет из ряда одинаковых.

Учитель: В каком значении в загадках употреблено прилагательное красный: красный колобок (солнце) и красный нос (морковь)? Какие еще значения слова красный вы знаете? Приведите примеры словосочетаний и пословиц с прилагательным красный.
Ответы: Красный день – погожий. Красная строка – первая строка абзаца с отступом. Красная девица – красивая. Красная Армия – название Советской Армии в период 1918 - 1946гг. Долг платежом красен. Не красна изба углами, а красна пирогами. На миру и смерть красна. Проходить красной нитью или линией – отчетливо подчеркиваться, выделяться. Красная цена (разг.) - наивысшая, которую можно дать за что-нибудь. Красное словцо (разг.) - остроумное замечание.

Сообщение учащегося о слове красный по словарю В.И.Даля.

В словаре Владимира Ивановича Даля о слове красный большая статья на две страницы. Вот самое интересное из неё:

Красный, по цвету: рудо, алый, чермный, червленой: кирпичный, малиновый, огневой и прочее разных оттенков и густоты; сравнительная степень краснее. О доброте, красоте: красивый, прекрасный, превосходный, лучший; сравнительная степень краше.
В словаре приводится много словосочетаний, пословиц и поговорок с этим словом. Вот некоторые из них:
Красный лес – вообще хвойный. Красный хлеб – пшеница. Красный мед - собираемый пчелами с гречи в цвету. Красная изба – чистая, белая, т.е. с трубой, с изразчатою печью и красными окнами и рамами. Среднее из трех окон называется красным. Красный угол в избе – передний, старший, где иконы и стол. Красный угол обычно обращен к юго-востоку; солнце утром входит в избу передними, красными окнами; солнце с избы, с красных окон своротило, перешло за полдень. Красная лавка – под окнами на улицу, под красным окном. Красное крыльцо – переднее, парадное, приемное, оно строится с навесом и выходит на улицу. Красное солнышко – привет. Красное словцо - острая шутка. Красная пора, житье – раздолье, избыток, довольство. Красный поезд – веселый, княжий, свадебный поезд.
Пословицы и поговорки: На людях и смерть красна. Сын да дочь – красные детки. Дело толком красно. Птица крыльями сильна, жена мужем красна. Не красна изба углами, красна пирогами, хлебосольством. Отдали под красную шапку, в солдаты. Красное солнышко на белом свете черную землю греет. Красный огонь в печи, к морозу; белый, к оттепели. Красную речь красно и слушать. Просим на избу: красному гостю красное место. На чужой стороне и весна не красна. Хлеба-соли покушать, красного звону (матушки Москвы) послушать.




4. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Учитель: Чему вы сегодня научились на уроке? Что нового узнали?
Ответы: Научились видеть и исправлять ошибки в текстах. Узнали, как много словосочетаний и пословиц со словом красный в языке. Поняли, как богат и выразителен русский язык, надо учиться хорошему языку.
Учитель: Помните слова И.С.Тургенева, вынесенные в эпиграф урока: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием Берегите чистоту языка как святыню».
Относитесь бережно к родному языку. «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, ловок, послушен и вместителен». (А.И.Куприн)

5. Домашнее задание:
Составить словарный диктант на изученные в разделе «Имя прилагательное» орфограммы или связный текст. Орфограммы выделить.








13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14515




15