Проект Энергосбережение в быту — забота о себе, своей семье, окружающем мире





Тихонов Даниил Юрьевич








«Энергосбережение в быту – забота о себе, своей семье, окружающем мире»





























2017 год

Концепция проекта «КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЁТ».
Введение
Аннотация.
Каждый человек стремиться жить комфортно, для этого он окружает себя электроприборами, облегчающими его быт. В быту, на производстве и школе не умелое пользование энергетическими устройствами не только безнравственно, но и затратное, и чем дальше, тем сильней. Между тем каждой семье вполне по силам практически наполовину сократить потребление электроэнергии в быту без существенного ущерба для комфорта человека, если усвоить ряд полезных правил и систематически их выполнять. Концепция моего проекта: «Копейка рубль бережет». Исходная проблема и ее актуальность.
А начал я свою работу с постановки исходной проблемы. Все мы согласимся с тем, что благополучие человечества во многом зависит от того, насколько бережно и эффективно используются природные ресурсы сегодня. Призывы экономить энергоресурсы в нашей стране звучат из различных информационных источников - публикаций в периодической печати, телепередач, рекламы. Однако, большинству населения идеи энергосбережения не слишком близки. Скорее, они воспринимаются как очередная воспитательная пропаганда государства. Ситуация складывается таким образом, что резкий рост тарифов на энергоресурсы в ближайшие годы неизбежен и положение потребителей энергии резко осложнится из-за стремительного увеличения ежемесячных затрат на коммунальные услуги.
В связи с этим актуальной становится проблема энергосбережения как на государственном уровне, так и на региональном и местном уровнях. Объектами энергосбережения являются ЖКХ, промышленность, административные здания, многоквартирные дома и быт. В основе любой экономии - воля к искоренению вредных привычек транжирства и учет. Тот, кто научился экономить электроэнергию, воду, тепло, газ в своей квартире, лучше понимает необходимость энергосбережения в многоквартирном доме и на работе.
Перечисленные выше факты позволили сформулировать проблему проекта следующим образом: как использовать энергию на бытовом уровне с максимальной пользой и минимальными затратами? Доказать необходимость эффективного использования энергии как ключа к успешному решению экологической проблемы.
Решив данную проблему, я не только сам научусь энергосбережению у себя дома, но докажу возможность и необходимость личного участия других людей в решении проблем энергосбережения в повседневной жизни. То есть помогу им проникнуться необходимостью научиться экономному использованию энергии, что позволит сберечь природу от разрушения и загрязнения и, как следствие, приведет к минимизации затрат на ее потребление.
Тема проекта «Энергосбережение в быту – забота о себе, своей семье, окружающем мире».
Цель: Научить разумному, бережному использованию энергии в быту, снижению ее неоправданных потерь. Достижение цели проекта позволит решить исходную проблему, т. к. умение разумно и бережно использовать энергию в быту неизбежно приведет к снижению ее неоправданных потерь и минимизации затрат за ее потребление, а также докажет важность личного вклада каждого школьника в решение обозначенной проблемы.
Тема актуальна, т. к. формирование культуры энергосбережения – это, прежде всего, обучение практическим действиям, в частности рациональному потреблению электроэнергии, тепла и воды. Я считаю, что уже школьники должны научиться использовать энергетические ресурсы в тех местах и в то время, где и когда они действительно необходимы. Тема моего проекта подводит обучающихся к мысли о существовании резервов экономии энергии в быту. Научившись применять простейшие меры энергосбережения дома, они передадут свои знания родителям и соседям. А умение проектировать свою деятельность с учетом энергосберегающих принципов, прогнозировать последствие совершаемых действий, применять имеющиеся знания и умения при решении социально-экологических проблем, неизбежно приведет к повышению жизненного уровня, сохранению окружающей среды, станет стимулом для развития экономики. На фоне экономического и энергетического кризиса в нашей стране тема проекта заслуживает внимания.
Гипотеза:
Я предположил, что если выполнять практические рекомендации по экономии электроэнергии, воды, газа, то потребление электроэнергии, ресурсов в быту станет рациональным, платежи за использование коммунальных услуг будут разумными.
Задачи:
-Изучить историю развития энергосбережения Липецкой области;
-рассмотреть нормативные документы;
-рассмотреть проблемы, связанные с коммунальными платежами;
-сделать анализ расхода электроэнергии в селе Меньшой Колодезь Долгоруковского района Липецкой области;
-провести инвентаризацию электроприборов и сделать анализ расхода электроэнергии дома, обобщив до населенного пункта;
-сделать анализ расхода электроэнергии в семьях учащихся 7 -9 классов;
-изучив специальную литературу, составить рекомендации при использовании электроприборов с целью экономии энергии и средств;
-распространить информацию о проекте среди всех школьников и педагогов;
-приобрести личный опыт и умение по реализации конкретных практических действий, направленных на сохранение окружающей среды
Методы реализации проекта:
1. Работа в сети Интернет, опрос старожилов села, поиск информации об электроснабжении Липецкой области.
2. Опрос населения о количестве и наличии электроприборов.
3. Опрос населения о количестве времени работы данных приборов.
4. Опрос действующих на территории Меньшеколодезского сельского поселения организаций о среднемесячном расходе электроэнергии.
5. Составление « Фотографии рабочего и выходного дня» электроприборов.
6. Обработка полученных результатов.
7.Формулировка выводов.
8.Выступление на школьном научно-практическом форуме: «Мыслить. Творить. Искать»
Основная часть.
1. Результаты исследования.
История энергоснабжения Липецкой области.
На территории Липецкой области электрическая энергия находит применение с конца 19 века. Немало сил и средств было вложено и в электросетевое хозяйство области. И только в середине 20 века была полностью завершена электрификация Липецкой области. До Великой Отечественной войны электричества в нашем селе не было. В результате опроса старожилов села Меньшой Колодезь первое электричество поставлялось от генераторов, которые были дизельными после войны, в 60-е годы. Свет был не у всех жителей. В 64 - 70-х были заменены электрические линии. И тогда уже свет загорелся во всех домах. В 67 году построили первую водонапорную башню. Воду сначала качали только для фермы. Чуть позднее провели водопровод по селу. Были уличные колонки. Начиная с середины 90-х годов, у некоторых селян вода появилась и в доме. В настоящее время все дома на селе имеют воду, газовое отопление, и конечно электричество.
ОАО «Липецкая энергосбытовая компания» образованная 11 января 2005 года, является крупнейшим поставщиком электроэнергии в Липецкой области. 
Законом Российской Федерации от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" и постановлением главы администрации Липецкой области от 10.07.2001 N 111 "О мерах по энергосбережению и развитию энергетического комплекса области" определено, что одним из основных направлений в решении задач подъема экономики является эффективное использование энергетических ресурсов. В решении этих задач особое внимание должно быть обращено на сокращение потерь топлива и энергии на всем пути от производства до потребления, на рациональное использование и максимальную экономию энергетических и материальных ресурсов, улучшение использования энергетического оборудования как на интенсивные факторы повышения объемов производства во всех сферах деятельности.
11 ноября по инициативе международной экологической сети «Школьный проект по использованию ресурсов и энергии» (SPARE) объявлено Днем энергосбережения. Основная цель праздника - привлечь внимание властей и общественности к рациональному использованию ресурсов.
В Липецкой области широко реализуются энергосберегающие мероприятия во всех сферах экономики. С участием средств областного  бюджета в рамках государственной программы Липецкой области «Энергоэффективность и развитие энергетики в Липецкой области» проводятся мероприятия по модернизации котельных, переводу многоквартирных домов на индивидуальные источники теплоснабжения и др.   Особое внимание уделяется информационной поддержке энергосбережения. В сентябре 2016 года в формате семейного праздника проведен всероссийский фестиваль энергосбережения «Вместе Ярче», организованы уроки энергосбережения в школах региона, экскурсии на предприятия топливно-энергетического комплекса.  Всего в данных мероприятиях приняли участие более 3,5 тыс. жителей региона.
В ходе изучения и анализа нормативных документов сделаны выводы:
1) проблема энергосбережения активно решается на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
2) в основе законов, программ и постановлений – применение энергосберегающих технологий во всех секторах экономики и в быту, способствующих рациональному использованию энергии и снижению финансовых затрат за ее потребление.
1.2. Источники энергии.
В результате изучения первоисточников выявлены следующие факты.
Существуют два вида источников энергии: возобновляемые и невозобновляемые . На сегодняшний день 84 % занимают невозобновляемые источники энергии (из них ископаемое топливо 93 %, ядерная энергия 7 %). Только 16 % рынка принадлежит возобновляемым (альтернативным) источникам. Почти вся энергия, которую мы потребляем, исходит от Солнца. Возобновляемые источники будут доступны, пока светит Солнце. По прогнозам, их доля в производстве будет возрастать.
80% используемой энергии люди черпают из природных ресурсов, запасы которых на Земле ограничены и они либо совсем не могут быть восстановлены (как, например, уран, составляющий основу ядерного топлива), либо для их образования требуются сотни тысяч и миллионы лет (торф, нефть, уголь), которых у человечества просто нет. Потому и получили они название невозобновляемых источников. Человечество расточительно тратит эти ресурсы, восстановить которые не по силам ни ему, ни даже природе.
Запасенная в различных энергоносителях энергия может быть использована для освещения, обогрева и охлаждения, совершения механической работы и других полезных целей. Такое преобразование энергии называют энергопотреблением .
За жизнь с комфортом, к которому мы так стремимся, приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход. Самое простое решение, которое выгодно большинству из нас с экономической точки зрения таково: научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно!
Энергосбережение в быту. Это экономное расходование природных ресурсов и как следствие - экономия денежных средств за оплату коммунальных услуг. Мы платим за свет, который нам не нужен, за воду - которую мы не потребляем. Мы платим за тепло, которым обогреваем улицу.
Самыми крупными потребителями электроэнергии в коммунально-бытовом хозяйстве являются жилые дома. Из всей потребляемой в быту энергии 79% идет на отопление помещений, 15% расходуется на тепловые процессы (нагрев воды, приготовление пищи и т. д. ), 5% энергии потребляет электрическая бытовая техника и 1% энергии расходуется на освещение, радио и телевизионную технику.
2. Практическая часть
2.1. Анализ расхода электроэнергии в селе Меньшой Колодезь
Население администрации Меньшеколодезского сельсовета составляет 980 жителей, 350 дворов.
При опросе населения выяснилось, что среднее потребление электроэнергии в месяц одной семьей составляет 180 кВт·ч, а три-четыре года назад 110-120 кВт/ч. При обработке данных можно сделать вывод, что расход электроэнергии за последние пять лет увеличился, это связано с появлением большого количества полезных и удобных бытовых и электронных помощников, которые плотно вошли в нашу жизнь. Более того тарифы на коммунальные услуги продолжают расти, что достаточно сильно влияет на семейный бюджет селян.
На территории нашего села функционируют следующие организации: магазин, школа, детский сад, библиотека, ФАП, участковая больница, сберкасса, ДК, отделение почтовой связи, храм Святого Сергия.
При сборе данных о среднемесячном расходе электроэнергии организациями был получен следующий результат





Расход электроэнергии в селе Меньшой Колодезь за январь 2017 года
Организация
Средний расход электроэнергии в месяц, кВт/ч

Магазин
570

Школа
375

Сберкасса
400

ДК
396

Отделение почтовой связи
410

Участковая больница
720

ФАП
50 -70

Администрация сельского совета
120

Библиотека
45

Освещение улиц
2984

Население
120 - 300


Вывод: население стоит на четвертом месте по потреблению электроэнергии, а школа на 5 позиции.
2.2. Инвентаризация электроприборов в квартире
Цель опроса: выяснить, какие электроприборы имеются в доме у жителей.
В опросе приняли участие семьи учащихся с 5 - 9 класс.
При опросе по данному направлению были получены следующие результаты:










Также выяснилось, что некоторые семьи имеют более одного компьютера, телевизора.
Вывод: практически у всех в настоящее время есть все электроприборы, которые могут облегчить быт хозяйкам и создать удобства в доме.
2. 3. Изучение режима использования электроприборов
Цель: выяснить режим работы электроприборов в рабочие дни и в выходной день; составить оптимальный режим работы
Для того, чтобы оценить среднюю продолжительность работы электроприбора я использовал метод «Фотография рабочего и выходного дня». Для этого учащиеся 7-9 классов описали режим работы всех электроприборов имеющихся в доме за два дня ( субботу и воскресенье) по следующей схеме:
Электроприбор
Количество
Продолжительность работы, (ч)
Утро (с -по)
День (с -по)
Вечер (с- по)
Ночь (с -по)

Холодильник







Пылесос







Компьютер







Телевизор







Утюг







Электрочайник







Осветительные приборы







Стиральная машина







Нахождение приборов в режиме ожидания








Средняя продолжительность работы электроприборов в сутки ( у населения)

Вывод: практически во всех семьях не следят за включенными осветительными приборами, имеются единичные случаи, когда телевизор и компьютер работает круглосуточно, практически у всех электроприборы в течение суток остаются в режиме ожидания « standby».
Плата за электроэнергию занимает существенное место в статье расходов каждой семьи. Экономное расходование электроэнергии позволит значительно снизить издержки. При этом мы еще и поможем нашей планете, страдающей от избытка COІ. Причем речь идет не о том, чтобы отказаться от комфорта – вовсе нет! Мы говорим, скорее, об эффективном использовании техники. Почти в каждой семье есть холодильник, телевизор, стиральная машин. В наших квартирах «прописались» компьютеры, посудомоечные машины, кухонные комбайны, электрочайники и другие приборы. Поэтому и плата за электроэнергию весьма значительна. К тому же, цена «за свет» зависит от стоимости топлива, которая постоянно растет, так как запасы энергоресурсов очень ограничены. Отсюда следует, что экономное и, главное, эффективное использование электроэнергии – реальный способ позаботиться об уменьшении платы за электроэнергию. Кроме того, для получения электричества используется в основном органическое топливо – уголь, нефть, газ. При его сжигании в атмосферу выбрасывается углекислый газ (СО І).Увеличение концентрации COІ в атмосфере приводит к пагубным климатическим изменениям. Экономия электричества позволяет сократить потребление природных ресурсов, а значит, и снизить выбросы вредных веществ в атмосферу, сохранить чистоту водоемов, лес. Каждый из нас может внести свой посильный вклад в общее дело охраны природы. Ведь только замена одной лампы накаливания на энергосберегающую экономит около 100 килограммов угля в год. Это на 270 килограммов снижает выбросы СОІ! Непомерное потребление электричества приводит к глобальным изменениям климата.

2.4. Расчет коммунальных платежей в моей семье.
Цель: выяснить, сколько денег тратит моя семья на коммунальные услуги в течение года ( первые суммы в колонке электроэнергия за тот же месяц прошлого года)
Дата платежа
Газ
(руб)
Электроэнергия
(руб)
Телефон
Интернет (руб)
Вода
(руб)

01.2016
3000
391
908,60
320

02.2016
3235
280
902,15
160

03.2016
1920
336
1076
240

04.2016
1700
260
978,65
280

05.2016
800
264
982,95
320

06.2016
395
263
932,25
401

07.2016
533
216
853,84
410

08.2016
816
318
919,35
400

09.2016
1260
250
920
400

10.2016
1400
334
908,60
400

11.2016
1800
344
1036,45
205

12.2016
2450
400
780,54
410

01.2017
2720
310
780,54
400

Итого
22059
3966
11984,92
4346

42 355,92


Вывод: проведя данные расчеты, я выяснил, что в год необходимо заплатить более Сорока двух тысяч рублей на коммунальные услуги. В летние месяцы мы платим меньше за газ и электроэнергию, за воду сумма увеличивается (это связано с поливом растений). Платежи за телефон и интернет мало изменяются. Зимой моя семья больше времени проводит за телевизором и больше времени работают электроосветительные приборы. Это связано с короткими днями. В августе и сентябре мама делает заготовки на зиму, поэтому газа расходуется больше, чем в июне и июле.
В 2016 году в моей семье все лампочки были заменены на энергосберегающие. В результате сумма за электроэнергию уменьшилась на 1155 рублей в год. Для моей семьи это приличная сумма.
2.5. Эксперимент.
Цель: провести эксперимент и выяснить, какая лампа выгоднее.
Компактная люминесцентная лампа:
Достоинства:
-экономия электроэнергии
-срок службы в 8 раз больше, чем у лампы накаливания
-не нагревается при работе
Недостатки:
-особая утилизация (ртуть)
-высокая стоимость
Эффективность использования электрических ламп:
компактной люминесцентной лампы (КЛЛ) и лампы накаливания (ЛН):
За год люминесцентная лампа потребляет 43,8 кВт
·ч электроэнергии.
За год лампа накаливания потребляет 219 кВт
·ч электроэнергии
Компактные люминесцентные лампы выгоднее использовать в 4 раза
Энергосберегающие бытовые приборы:
Светодиодная лампа
Достоинства:
-экономия электроэнергии, срок службы в 30 раз больше, чем у лампы накаливания
-безопасность, малые размеры
-незначительное тепловыделение,
-отсутствие ультрафиолетового излучения
Недостатки:
-очень высокая стоимость
-напряжение строго нормировано (необходим резистор)
Какие лампы вы применяемее?
Результаты статистического опроса показали:
Лампы накаливания – 67%
Лампы накаливания (ЛН) и компактные люминесцентные лампы (КЛЛ) – 29%
Светодиодные лампы – 2%
КЛЛ – 2%
Вывод: заменив одну лампу накаливания на энергосберегающую сэкономим 53 кг каменного угля либо 18 м3 природного газа.
Выбросы углекислого газа в атмосферу сократятся на 105 кг при использовании угля; на 21 м3 при использовании газа.
II. Заключение
1. Рекомендации энергосберегающего режима работы с электроприборами.
Анализируя проделанную работу, были составлены рекомендации энергосберегающего режима работы с электроприборами. (прошу ознакомиться с данными рекомендациями на брошуре)
2.Экономическая и экологическая эффективность проекта
В результате проведенной работы с населением я сравнил потребление энергии в семьях, в течение двух месяцев ( до и после энергосберегающих мероприятий). В результате потребление электроэнергии снизилось в среднем на 15%, а в некоторых семьях до 30%. Если каждая семья будет экономить даже по 50 кВт·ч в месяц, то в год эта экономия составит 600 кВт·ч. Если это перевести в денежный коэффициент, т.е.умножим на 2,31 руб. за 1 кВт·ч (для жителей сельской местности), то экономия семьи составит 1386 рублей.
Семья - эта малая ячейка общества, поэтому предложенный энергосберегающий режим работы электроприборов, эффективен не только для семьи, но и для области и для страны. Перейдем к цифрам: население Липецкой области на 2016 год составляет 1 156 055 человек, если принять численный состав семьи в 4 человека, то примерно получится 289 014 семей. Экономия электроэнергии в месяц по Липецкой области составит 14450700 кВт/ч.

Может, не в наших силах контролировать цены на нефть и газ, но мы можем повлиять на энергоэффективность наших домов.
На основании проделанной работы можно сказать, что экономя электроэнергию, каждый человек, прежде всего, экономит свои деньги. Кроме того, вносит значительный вклад в работу Государственных программ по энергосбережению, которые разрабатываются с 1970 года. При этом уменьшается антропогенная нагрузка на окружающую среду, происходит сбережение природных ресурсов, снижается выделение тепла в атмосферу и уменьшается электромагнитное поле в жилище.
Закончив свой проект, я испытал удовлетворение от проделанной работы, поскольку все, что было задумано, получилось. Мне удалось выбрать тему проекта, которая действительно актуальна, сформулировать очень значимую проблему, касающуюся любого человека – потребителя энергии и плательщика за коммунальные услуги.
Проблема, обозначенная в проекте, была успешно решена, т. к. мне удалось убедить одноклассников в том, что если основательно подойти к проблеме экономии, то начинать нужно с обустройства вашего жилища. Реальные расчеты экономии средств за коммунальные услуги, заимствованные из первоисточников, доказали, что использование советов по энергосбережению дома требуют от каждого не материальных затрат и времени, а лишь желания.
Кроме того, проект имеет важную практическую значимость:
- научно-просветительская деятельность – популяризация среди одноклассников необходимости разумного и бережного потребления энергии в быту через выпуск и распространение среди желающих проектного продукта – брошюры;
- привлечение внимания школьников к проблеме энергосбережения, решить которую - значит снизить неоправданные потери энергии, повысить свой жизненный уровень, сохранить окружающую среду, стимулировать развитие экономики.
Надеюсь в следующем году продолжить работу над данным проектом и охватить все звенья, привлечь единомышленников, чтобы каждый учащийся внес личный вклад в решение данной проблемы. В начальной школе провести конкурс рисунков, в среднем звене – конкурс плакатов, сочинений, рефератов по проблеме энергосбережения. Более подробно изучить источники альтернативной энергии.
Только там народ богат,
Где энергию щадят,
Где во всем царит расчет
И всему известен счет.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315