Формирование элементарной поисковой деятельности дошкольника в процессе знакомства с неживой природой

Формирование элементарной поисковой деятельности дошкольника
в процессе знакомства с неживой природой

Логика природы есть самая доступная для детей логика –
наглядная, недоступная. Всякий новый предмет дает возмож-
ность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые
понятия в область уже приобретенное, подводить изученные
виды под еще один род.
К.Д.Ушинский
Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Она оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В.А.Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир, так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешест-вием к истокам мышления и речи к чудесной красоте природы, чтобы каждый ребенок рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».
Наша задача заключается прежде всего в том, чтобы нацелить детей на встречу с красотой природы и организовать познавательно-поисковую деятельность в процессе детского экспериментирования.
Как правило, ведущая роль в этой деятельности принадлежит взросло-му. Ребенок же является не просто пассивным наблюдателем, а активным исследователем, который задумывается над вопросами различного поиска, выдвигает гипотезы, проверяет ее в ходе опыта, овладевает тем или иным способом самостоятельной познавательной деятельности.
Постепенно овладевая моделью исследовательской деятельности посредством проведения опыта и анализа, ребенок учится делать выводы, умозаключения, самостоятельно овладевать представлением о тои или ином законе или явлении. Поэтому нам необходимо постоянно поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходи-мые условия, чтобы дети могли повторить опыт показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
С целью развития у детей познавательной активности и поддержа-ния интереса к исследовательской деятельности в группе оборудовали и художественно оформили уголок поисково-экспериментальной деятельнос-ти - «Лабораторию». В организации этой деятельности активную помощь оказали родители. Они приносили различные материалы: магниты, лупы, разные камни, ракушки, колбы, магнитную крошку, столярную струшку, песок, ткани и др. Приобрели дидактические игры и пособия, разработали правила безопасной работы в «Лаборатории» с различным материалом.
С целью исследования компетентности наших родителей в области детского экспериментирования было проведено анкетирование, из которого выявили, что их заинтересовала данная проблема, и они положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием. С помощью родителей также был оформлен уголок природы, где дети самостоятельно отмечают состояние погоды, день недели, месяц, отмечают изменения в росте и развитии растений, а также происходящие в природе.
В старшей группе было замечено, что в детской деятельности произошли некоторые изменения, которые разошлись по двум направле-ниям: одно превратилось в игру, второе – в осознанное экспериментирова-ние. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные результаты, сопоставить их, делать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру:
Цель:
Развивать умение ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в лабораторных условиях, как средство познания окружающего мира.
Задачи:
развивать мыслительные процессы и операции;
осваивать методы познания;
развивать причинно-следственные связи и отношения.
Содержание: информация об объектах, явлениях и предметах неживой природы.
Мотив: познавательные потребности и интерес в основе которых, лежит ориентировочный рефлекс «Что это?» «Что такое?»
Средство: язык, речь, поисковые действия.
Формы: элементарно – поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Результат: опыт самостоятельной деятельности исследовательской работы, новые знания и умения.
Элементарно-поисковая деятельность в «Лаборатории» с детьми старшей группы
1 блок: Экспериментирование с песком. Такие как «Песчаный конус», «Свойства мокрого песка», «Волшебный материал», «Песочные часы», «Кому нужен песок?», «Пение песка».
2 блок: Экспериментирование с воздухом. «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Живая змейка», «Воздух-невидимка», «Ветер-движение воздуха», «Свеча в банке».
3 блок: Экспериментирование со льдом и снегом. «Ледяные фигурки», «Цветные сосульки», «Лед –твердая вода», «Иней», «Талая вода – что в ней есть».
4 блок: Экспериментирование с водой. «Почему не выливается», «Сухой из воды», «Ходят капельки по кругу», «Пар – это тоже вода», «Вода – это жидкость», «Тонет, не тонет», «Какие вещества растворяются в воде».
5 блок: Экспериментирование с камнями: «О чем шепчут камни». Рассматривание камней через лупу», «Большие и маленькие цветные камни», «Как образуются горы», «Что тяжелее?», «Рисование на камнях».
Кроме указанных опытов проводили эксперименты с другими пред-метами неживой природы. Замораживали формочки с водой в морозильнике, рассматривали таяние льдинок на ладони, растворяли в стакане с водой сахар, соль, красили воду. Измеряли температуру горячей и холодной воды, определяли стороны горизонта по компасу и др.
С целью знакомства детей со свойствами магнита, умения видеть проблему, выдвигать гипотезу и развивать поисково-исследовательские умения и навыки, к педагогическому совету было проведено открытое занятие «Волшебный магнит». Дети с интересом узнали историю появления магнита, его использование в промышленности, медицине и в других отрас-лях. Самостоятельно проводили опыты с магнитом, в процессе которого наглядно увидели его взаимодействие с другими предметами.
В ходе экспериментирования дети ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы, умозаключения, выделяли последовательность действий и отражали в речи отвечая на вопросы: «Что мы делали?», «Что мы получили, почему?». Предложения и результаты эксперимента сравни-вались, делались выводы: «О чем вы думали?», «Что получилось?», «Почему?». Так постепенно обогащался опыт детей, шло практическое освоение свойств и качеств различных материалов, учились способам фиксации полученных результатов.
Активно участвуя в предложенных экспериментах, у детей появилось желание экспериментировать дома совместно с родителями, ход и результаты которого зарисовывали в своих альбомах, а затем совместно с детьми обсуждали их в группе.
Для определения уровня знаний о неживой природе использовали педагогическую диагностику. Цель диагностики: выявление уровня знаний детей о неживой природе. Исследования проводили в два этапа: в начале и в конце учебного года. Результаты заносили в таблицу. Наблюдая за ребенком, в ходе исследовательской деятельности выясняли, видит ли ребенок проблему, умеет ли выдвигать гипотезы, проводить опыты и т.д. Если у ребенка данные умения присутствуют, ставится знак плюс, если нет – минус. В конце учебного года провели второй этап диагностики, после чего четко определили динамику овладения умениями исследовательской деятельности Результаты показали, что на высоком уровне находятся 55% детей, среднем 25% и 20% с низким уровнем. Данные показателей свидетельствуют о необходимости и далее целенаправленно и систематически проводить работу по формированию у детей знаний об объектах неживой природы с использованием элементарных опытов и самостоятельной поисковой деятельности.
Подводя итог, хочется закончить свое выступление словами американского педагога «Самое лучшее открытие это то, которое ребенок делает сам».
15