Рабочая программа по социальному напрвлению Этика: Азбука добра!

Социальное напрвление
Этика: азбука добра Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2-х классов по социальному направлению составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10.2010 года №373;
- Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М. :Вентана-Граф, 2013., разработанной в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования;
Рабочая программа разработана в соответствии:
- с основной образовательной программой начального общего образования МКОУ «СОШ им. А. Ю. Байсултанова» с.п. Яникой;
- учебным планом МКОУ «СОШ им. А. Ю. Байсултанова» с.п. Яникой;
-Положением о рабочих программах МКОУ «СОШ им. А. Ю. Байсултанова» с.п. Яникой (ФГОС).


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ им. А. Ю. Байсултанова» с.п. Яникой.
Рабочая программа рассчитана на преподавание во 2-х классах в объеме 35 часов.
Количество часов в год – 35часа.
Количество часов в неделю – 1час.
Количество часов: в 1 четверти - 8 часов
во 2 четверти - 8часов
в 3 четверти - 11 часов
в 4 четверти - 8 часов



Учебно- методический комплект:

Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М. :Вентана-Граф, 2013. 168 с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2009.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся начальное общее образование) - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

Планируемые результаты

Личностные: в процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации
интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разнымоснованиям (определить группы пословиц по теме о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие
других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.






































Содержание курса

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
использовать в речи слова вежливости;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
высказывать предположение о последствиях недобрых поступков(в реальной жизни, героев произведений);
создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
описывать сюжетную картинку (серию);
оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбиекак главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимисясобственного отношения к труду. Способы бережного отношенияк вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавлениеот неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,корректировать его;
оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратностьв человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
воспроизводить основные требования к внешнему виду человекав практических и жизненных ситуациях;
оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях(на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленькими пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке,театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чёткои громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
использовать доброжелательный тон в общении;
оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.











Тематическое планирование



Тема раздела
Всего часов
теория
практика

1
Школьный этикет
8
4
4

2
Правила общения
9
4
5

3
О трудолюбии
7
3
4

4
Культура внешнего вида
5
2
3

5
Внешкольный этикет
6
2
4

6






Итого

35

































Поурочно - тематическое планирование

2 класс


урока
Дата
Тема
Количество часов


планируемая
фактическая



Школьный этикет - 8ч.

1.


Дисциплина в школе и классе.
1

2.


Приход в школу без опозданий.
1

3.


Правильная Правильная организация работы на уроке.
1

4.


Учебное сотрудничество.
1

5-6.


В библиотеке: люби книгу.
2

7-8.


Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.
2

Правила общения – 9 ч.

9-10.


Сопереживание, помощь друзьям.
2

11.


Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим.
1

12.


Добрые и вежливые отношения в семье.
1

13-14.


Проявление элементарного уважения к родителям, близким (в конкретной жизненной ситуации).
2

15.


Дал слово держи его.
1

16-17.


Диалоги со сверстниками.
2

О трудолюбии -7ч.

18.


Учусь всё делать сам.
1

19.


Учение как основной труд и обязанность школьника.
1

20.


Прилежание и старательность в учении и труде.
1

21.


Взаимопомощь дома и в школе.
1

22.


Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду.
1

23.


Беречь результаты труда.
1

24.


Пути и способы преодоления лени, неумение трудиться.
1

Культура внешнего вида- 5ч.

25.


Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
1

26.


Правила опрятности и их значение для здоровья.
1

27.


Правила опрятности и их значение для уважения окружающих и собственного хорошего самочувствия.
1

28.


Правила личной гигиены.
1

29.


Бережное отношение к своей одежде.
1

Внешкольный этикет – 6ч

30-32.


Правила поведения в общественных местах.
3

33-35.


Бережное отношение к природе.
3



Всего
35 ч.




15