Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс ФГОС Математическая логика


Пояснительная записка
Программа факультативного курса расчитана на 35 часов.
Актуальность создания программы факультатива по математике для учащихся 5 классов.
Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Ребята приходят не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия, здесь идет оценка развития учащегося в сравнении с самим собой, а не в соответствии нормам и требованиям образования.
Школа должна не только формировать у учащихся прочную основу знаний, умений и навыков, но и максимально развивать их умственную активность: учить мыслить, самостоятельно обновлять и пополнять знания, сознательно использовать их при решении теоретических и практических задач.
Данная программа так же позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес ребят к познавательной деятельности, будет способствовать вовлечению детей в активную умственную деятельность; развивать гибкость мышления; развивать интуитивное мышление и способствовать общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а так же совершенствовать навыки доказательства.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям среднего школьного возраста и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Таким образом:
факультатив позволяет планомерно вести внеурочную деятельность по предмету;
позволяет расширить и углубить знания по математике;
различные формы проведения занятий, способствуют повышению интереса к предмету;
рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления учащихся.
Необходимость разработки программы факультатива по математике для учащихся 5-6 классов, связана с отсутствием современных государственных программ.
Основные цели и задачи:
создание условия для пробуждения и развития устойчивого интереса учащихся к математике и умения применять знания математически в различных жизненных ситуациях и в изучении всех предметов;
развитие математических способностей учащегося, разных видов мышления (логического, образного, комбинированного) навыков самостоятельной работы, работы с книгой;
углубление и расширение знаний учащихся по математике, полученных в школьном курсе математики, обеспечивающее глубокое и качественное их усвоение, подготовка к продолжения образования.
Задачи.
Образовательные:
овладеть комплексом математических знаний, умений и навыков необходимых:
для повседневной жизни и профессиональной деятельности, не связанной с математикой;
для изучения на современном уровне школьных предметов естественно - научного и гуманитарного цикла;
для изучения математики в любой из форм непрерывного образования.
Учебные:
формирование умения ставить перед собой цель, достигать её, не ущемляя прав окружающих людей;
сформировать умения адекватно себя оценивать и самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
развитие внимания, памяти;
формирование навыков поиска информации, работы с учебной и научно – популярной литературой, каталогами, компьютерными источниками информации;
повышение уровня владения учащимися родным языком с точки зрения правильности и точности выражения мыслей в активной и пассивной речи;
формирование навыков научно – исследовательской работы;
Развивающие:
формирования и развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценной жизни в современном обществе: эвристического (творческого), алгоритмического, абстрактного, логического;
развитие рациональных качеств мышления: порядок, точность, ясность, лаконичность;
развитие воображения и интуиции, воспитание вкуса к исследованию и тем самым содействие формированию научного мышления;
Воспитательные:
ознакомление с ролью математики в развитии человеческой цивилизации и культуры, в научно – техническом прогрессе общества, в современной науке и производстве;
ознакомление с природой научного знания, с принципами построения научных теорий;
воспитание у учащихся умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
Формы проведения занятий:
логические разминки;
лекции, рассказы учителя;
доклады ребят;
практикум по решению задач;
решение задач повышенной трудности;
решение тестов, конкурсных задач;
игровые занятия;
работа с различными источниками информации: научно – популярной литературой, компьютерными программами, интернетом;
участие в олимпиадах: интернет – олимпиадах, в международном конкурсе «Кенгуру», «Колосок» и др.
подготовка и проведение недели «Математики. Информатики. Физики» в школе;
работа над исследовательскими проектами.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, находить рациональные, оригинальные способы решения, делать выводы, составлять алгоритмы:
решать задачи на смекалку, на сообразительность;
решать олимпиадные и конкурсные задачи;
уметь работать самостоятельно и в коллективе;
расширить свой математический кругозор;
пополнить свои математические знания;
научится работать с дополнительной литературой, интернетом;
уметь проводить математические исследования;
уметь использовать математические модели для решения задач из различных областей знаний.
Результатами деятельности учащихся на факультативных занятиях является проведение математических и межпредметных исследований, успешное участие в школьных и городских олимпиадах, в республиканских и международных конкурсах по математике.
Ученик 5 класса, в своём большинстве, не может определить профиль своего обучения, будущую специальность. В этом возрасте менять круг своих любимых предметов в зависимости от изучаемого материала, способа его восприятия и даже самого учителя, с ним работающего.
Этот курс поможет подростку увидеть широту применения математических знаний в жизненных ситуациях, развитые логические и образные навыки, существенно повлияет на более успешное обучение не только математики, но и предмета гуманитарного профиля, истории, географии и других.
Развитие логики ребенка – это надёжный путь интенсивного обучения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/пТема занятия Содержание учебного материала Дата проведения Примечание
Множества. Установление соответствий между элементами различных множеств. Вводятся понятия: множество, элементы множества, взаимно однозначное соответствие. Решение задач. Рассматриваются различные способы решения задач с помощью таблиц и графов. Решение задач. Рассматриваются различные способы решения задач с помощью таблиц и графов. Математическая мозаика Самостоятельная деятельность учащихся. Составление выражений. Головоломки. Числовые ребусы. Дополнительный материал к разделу «Натуральные числа и действия с ними» Составление выражений. Головоломки. Числовые ребусы. Дополнительный материал к разделу «Натуральные числа и действия с ними» Составление выражений. Головоломки. Числовые ребусы. Дополнительный материал к разделу «Натуральные числа и действия с ними» Математическая мозаика Самостоятельная деятельность учащихся. Упорядочение множества. Рассматривание ряда логических задач. В которых решение сводится к упорядочению некоторых множеств. Упорядочение множества. Рассматривание ряда логических задач. В которых решение сводится к упорядочению некоторых множеств. Приемы решения задач о переправах. Решение задач. Приемы решения задач о переправах. Решение задач. Математическая мозаика Самостоятельная деятельность учащихся. «Геометрия ножниц» Разрезание фигур на равные части на части, из которых можно сложить данную фигуру. «Геометрия ножниц» Работа с «Танграмом» «Геометрия ножниц» Решение задач типа: как из листа бумаги вырезать замкнутую полосу, через которую можно пройти (без клея), хоровод подружек, когда лист стакан держит и т.д. «Геометрия ножниц» Решение задач типа: как из листа бумаги вырезать замкнутую полосу, через которую можно пройти (без клея), хоровод подружек, когда лист стакан держит и т.д. Четность. Знакомство со свойствами арифметики четных чисел и их применение к решению задач. Решение задач на четность Четность. Знакомство со свойствами арифметики четных чисел и их применение к решению задач. Решение задач на четность Четность. Знакомство со свойствами арифметики четных чисел и их применение к решению задач. Решение задач на четность Четность. Знакомство со свойствами арифметики четных чисел и их применение к решению задач. Решение задач на четность Четность. Знакомство со свойствами арифметики четных чисел и их применение к решению задач. Решение задач на четность Математическая мозаика. Самостоятельная деятельность учащихся. Истинные и ложные высказывания. Решение задач о лгунах. Истинные и ложные высказывания. Решение задач о лгунах. Обобщение известной задачи о колпаках «Волшебное зеркало мага» Решение задач великого мага по детским книгам и сериалам. Обобщение известной задачи о колпаках «Волшебное зеркало мага» Решение задач великого мага по детским книгам и сериалам. Математическая мозаика Самостоятельная деятельность учащихся. Игровые логические задачи. Серия игр с логическим обоснованием выигрыша. Разработка собственных игр. Составление собственной коллекции игр для летних каникул. Игровые логические задачи. Серия игр с логическим обоснованием выигрыша. Разработка собственных игр. Составление собственной коллекции игр для летних каникул. Игровые логические задачи. Серия игр с логическим обоснованием выигрыша. Разработка собственных игр. Составление собственной коллекции игр для летних каникул. Игровые логические задачи. Серия игр с логическим обоснованием выигрыша. Разработка собственных игр. Составление собственной коллекции игр для летних каникул. Игровые логические задачи. Серия игр с логическим обоснованием выигрыша. Разработка собственных игр. Составление собственной коллекции игр для летних каникул. Математическая мозаика Открытое занятие для родителей учащихся. Контрольная работа. -