Методический материал для педагогов ДОУ по духовно — нравственному воспитанию дошкольников.


Программа на национальной основе создает уникальный формат освоения детьми дошкольного возраста:
богатства национальных культурных традиций,
уклада жизни народа,
системы традиционных духовных ценностей.
Результатом станет освоение культурного содержания образования, возможность личностной самоидентификации воспитанника как представителя той или иной национальной культуры и традиции, а также создание условий для вступления личности в равноправный диалог с инокультурным окружением (О. М. Потаповская «Особенности реализации духовно-нравственного воспитания детей»)
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России— педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Что изучаем:
Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Через что изучаем
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ РФ, семья, труд, наука, религия, природа, гражданское общество, искусство, человечество.
Что должны сформировать
Базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
1. Формирование начал патриотизма и гражданственности;
формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
2.Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей;
3.Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
4.Уважение к представителям других национальностей;
5.Формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
Существующие программы:
Г. Г. Алексеева «Нравственное воспитание на основах Православия»;
С. Ю. Афанасьева «Основы христианской культуры» для детей 5-7 лет»;
Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей»;
«Программа духовно-нравственного воспитания в детском саду» составленная Н. П. Шитяковой, Т. Г. Феоктистовой;
Н. Н. Султанова, Н. В. Цилько «Навстречу детским сердцам»;
Г. Г. Паткина «Аленький цветочек»;
Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси» В. Н. Вишневская;
Р.Х. Гасанова «Земля Отцов».
Виды социальной культуры:
психосексуальная, включающая совокупность ценностей взаимоотношений между людьми разного пола
народная, этническая, отражающая ценности взаимоотношений между людьми разных национальностей
правовая, содержащая ценности отношений человека с государством, законом
нравственно-этическая, отражающая сферу взаимодействия между людьми конфессиональная, наполненная ценностями отношений между человеком и его создателем
социальная идентификация ребенка в дошкольном возрасте
Видовой: ребенок – человек
Родовой: ребенок – член семьи
Половой: ребенок – носитель половой сущности
Национальной: ребенок – носитель национальных особенностей
Этнической: ребенок – представитель народа
Формировние национально-культурной идентичности
на когнитивном уровне создаются предпосылки для этнической самоидентификации с родителями, своим родом, этносом.Восприятие национального происходит здесь через устное народное творчество: сказки, песни, мифы, игры, традиционно–народные праздники
на деятельностном уровне формируется базовая культура личности на основе изучение родного языка, традиционной, национальной культуры, участия в детских видах деятельности
на практическом уровне осуществляется включение человека в социально–культурное творчество, позволяющее ему саморазвиваться, самосовершенствоваться, самоутверждаться в поликультурном социуме.
Схема нравственного воспитания по Козловскому
1.мотивы-
знания и представления
2.навыки и привычки-
чувства и отношения
3.нравственное качество-
поступки и поведение.
Алгоритм действий педагога с детьми:
Информационно-познавательный компонент
Формирование системы представлений у детей старшего дошкольного возраста о семье, нравственных нормах, предметах культуры
Познавательно–деятельностный компонент
Активное участие детей в продуктивной деятельности (изготовлении макетов, пособий для игр, панно) проектной деятельности; тематических выставках
Действенно-практический компонент
Когнитивный
-представления в области народной культуры (фольклор, декоративно-прикладное творчество, представления о календарно-обрядовых праздниках),
- нравственно-этические представления, закрепившиеся в традициях (уважение к старшим, к родителям, чувства долга и ответственности, честность, скромность и др. Эмоционально-ценностный
- проявление интереса и желания дошкольника включаться в обрядовый, праздничный, игровой, фольклорный процесс,
- развитие положительных эмоций, мотивации к познанию народной культуры. -поведенческий
коммуникативно-поведенческие навыки, соответствующие принимаемым и одобряемым образцам в народной культуре (умение сотрудничать, уступать, помогать и т.д.),
- творческая реализация в мероприятиях этнокультурной направленности (выставки, календарно-обрядовые действия и т.д.)
Полученные представления детьми отражаются в содержании игр,В отношениях со сверстниками и взрослыми – в совместной деятельности со сверстниками, в самостоятельной деятелльностикомпоненты духовно-нравственной сферы ребенка
е:
использование:
произведений народного творчества: - устного: сказки, малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, былины); - музыкального (колыбельные, народные песни); - изобразительного (народные промыслы);
народных праздников и обычаев (отношение к хлебу); в т.ч. имеющих отношение к религии (милосердие, терпимость, сострадание, надежда)
народных игр
народной игрушки, народной куклы (обереги, игровые, обрядовые)
дидактических игр
игр – поездок, игр - путешествий
проектной технологии
музейной педагогики
информационно - коммуникационных технологий (использование мультимедийных презентаций, видеофрагменты, интерактивные схемы и модели )задачи в старшей группе
1.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций своего народа.
2. Воспитывать уважительное, внимательное отношение к ближним, способность к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств к сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
3.Формировать представления дошкольника о национальном летоисчислении.
4. Формировать элементарные представления о языке национальной символики (архитектурной, иконописной, музыкальной культуре, приобщение к духовной и народной музыке) на доступном дошкольнику уровне.
5.Развивать способности к творческому самовыражению и коммуникации в пространстве национальной культуры.
6. Организовать взаимодействие членов семей дошкольников в направлении духовно-нравственного становления и самосовершенствования.
Задачи в подготовительной группе:
1.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций своего народа.
2. Воспитывать уважительное, внимательное отношение к ближним, способность к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств к сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
3.Формировать представления дошкольника о национальном летоисчислении.
4. Формировать элементарные представления о языке национальной символики (архитектурной, иконописной, музыкальной культуре, приобщение к духовной и народной музыке) на доступном дошкольнику уровне.
5.Развивать способности к творческому самовыражению и коммуникации в пространстве национальной культуры.
6. Организовать взаимодействие членов семей дошкольников в направлении духовно-нравственного становления и самосовершенствования.
Блоки программы
Моя Родина – Россия
Имя ребенка, род, семья
Нравственные основы семьи
Семейные праздники
Образы нравственности в культуре
Добро и зло в национальных традициях
Нравственные уроки в религии
Искусство в национальной культуре
Символ языка культуры. Календарь
Праздники их происхождение
Памятники культуры (храм, синагога, мечеть) в моем городе (селе)
Этапы :I Циклы занятий на основе этнокультурного содержания: беседы, рассматривание: костюмов, иллюстраций, фотографии, слайдов; просмотр и прослушивание аудио – и видеозаписей; проблемные вопросы; выдвижение гипотез, сравнение фактов
II Совместная деятельность: методы, способствующие развитию эмоционально-ценностного отношения, выполнение игровых действий через отражение игровых образов; разыгрывание этюдов: дидактические игры, детско-взрослые проекты; «Путешествие в историю края»
III Самостоятельная деятельность детей (игровая, познавательная, продуктивная): творческие задания, составление коллажа, коллекционирование атрибутов народного быта; встреча гостей разной национальности
Формы работы с детьми:
циклы занятий, включающие различные виды деятельности на основе этнокультурного содержания; беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;
проведение совместных праздников;
просмотр фильмов, использование дополнительных технических средств обучения;
экскурсии, целевые прогулки (по городу, краеведческого характера и др.);
детская благотворительность;
тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания; творческие вечера.
Формы работы с родителями:
лекторий для родителей;
открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
вечера вопросов и ответов;
факультативные занятия совместно с родителями на духовно-нравственные темы;
индивидуальные консультации специалистов;
совместные экскурсии,
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.