Конспект к презентации Требования к проектной деятельности в условиях реализации ФГОС


Тема: «Требования к проектной деятельности в условиях реализации ФГОС».
(слайд 1)
(Слайд 2)
Российская школа, верная еще старым советским традициям, наполняет головы своих учеников большим объемом информации. А между тем будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию.
(Слайд 3)
Запрос времени – современно образованные, профессионально мобильные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозировать последствия.
(Слайд 4)
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.
(Слайд 5)
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Одним из направлений поиска решений этих задач является деятельностный подход к обучению и, в частности, использование проектного метода обучения, позволяющего научить учащихся приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
(Слайд 6,7)
Работа над проектом позволяет ученикам научиться приобретать новые знания по теме проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться брать на себя ответственную функцию в обществе, научиться коммуникативному общению, быть способными и делать способными других, смотреть на мир в глобальном аспекте.
Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия проявления творческого потенциала учащегося.
Слайд 8
Метод проектов является базовой технологией реализации образовательных стандартов нового поколения, и потому каждый современный учитель в обязательном порядке должен овладеть этим педагогическим инструментом.
Такое значение проектному обучению придаётся в связи с тем, что в его режиме формируется инновационное поведение личности, подразумевающее готовность к разрешению проблем, технологическую готовность (понимание инструкции, четкое соблюдение алгоритма деятельности), готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию и другие актуальные компетенции
Слайд 9
Цель проектной деятельности учащихся в рамках новых ФГОСН: формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Слайд 10-13


Задачи проектной деятельности в школе:
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
Для чего нужны проекты?
Слайд 14
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитие творческих способностей;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.
Слайд 15
В определении «метод проектов» заложен ответ на то, какие возможности открываются для формирования универсальных учебных действий (УДД) при его применении
Особенно ярко это прослеживается по учебным результатам деятельности обучающихся по методу проектов, которые являются одновременно метапредметными результами освоения образовательной программы, согласно Стандарту.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
Слайд 16

Организация работы над проектом
Творческие проектные мастерские – разновозрастные коллективы во главе учителя-предметника
Групповые проекты- до 3-х человек: не могут быть долгосрочными
«генератор идей»- тот, кто придумывает,
«эрудит» – тот, кто много знает,
«критик» - тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет.
Преимущества. Формируют навыки сотрудничества,
Проект может быть выполнен более глубоко;
Распределение обязанностей;
Психологически комфортная и безопасная ситуация для неуверенных и тревожных детей;
Возможность обогащаться опытом других участников;
Групповое сплочение.
Недостатки. Отдельные ученики выезжают за счет других;
Нет всестороннего опыта работы на всех этапах проекта;
Труднее организовать и координировать работу;
Труднее оценить вклад каждого члена группы.
Слайд 17

Индивидуальные проекты
Преимущества. Автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы;
Развивается личная инициатива, ответственность, активность;
Тема проекта максимально соответствует интересам автора;
Ход и результаты зависят от автора проекта.
Недостатки. Нет опыта группового сотрудничества;
Работа более трудоемкая и ответственная на всех этапах проекта.
Слайд 18
Тема проекта
Проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время. По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.
Слайд 19
Этапы проекта
Проектная деятельность может разбиваться на три этапа: находим материал для нашего проекта – литература, интернет или другие источники; собираем из этих источников нужную информацию; оформляем проект.
Оформление проекта. Оформить проект можно по-разному, в некоторых школах есть определенные требования к оформлению. Чем старше класс, тем выше требования к оформлению.
Слайд 20
Самостоятельность, Целеустремленность, Ответственность, Инициативность
Настойчивость, Толерантность.
Слайд 21
Через проектную деятельность у детей формируются следующие умения
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Слайд 22
Признаки непроектов:
Не было проблемы.
Нет конкретной достижимой цели.
Нет временных и других рамок.
Результат не уникален.
Нет конечного продукта (услуги).
Слайд 23
Плюсы метода учебных проектов.
Слайд 24
Таким образом, в технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность учащихся, а педагогическая роль учителя приобретает патронажный характер.
Роль учителя
Консультирует, мотивирует, провоцирует, наблюдает
Роль ученика
выбирает (принимает решения), выстраивает систему взаимоотношений с людьми,  оценивает
Слайд 25
Дневник проектной деятельности (в портфолио)
Слайд 26
Какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.
Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Слайд 27, 28
Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.