РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие монологической речи младших школьников – одна из актуальных задач начальной школы.
Ученые определяют монологическую речь как речь одного лица, состоящая из ряда логически, последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием и целью высказывания.
Среди существующих разновидностей монолога, предметом работы в начальной школе являются:
полный развернутый ответ ученика определенного содержания и типа;
устный пересказ и письменное изложение;
сочинение текстов разных видов и жанров.
Методический арсенал по формированию названных разновидностей монологической речи достаточно велик.
Мы хотели бы остановиться на возможностях организации проектной деятельности в рассматриваемом нами аспекте. Известно, что организация работы по развитию монологической речи требует соблюдения ряда условий, среди которых важными являются: наличие мотивации в создании монологического высказывания и интересного для ребенка предмета речи.
Этим условиям соответствует организация проектной работы. Известно, что проектная деятельность в образовательном процессе предполагает осознание ребенком проблемы, её решение через выдвижение идей, их реализацию, а затем их презентацию в форме иллюстрированного рассказа о ходе выполнения проекта и его продукте.
В рамках такого метода разработка и защита проекта обеспечивают мотивацию монологической речи, естественную потребность в её создании, ставят ребенка перед необходимостью продуцировать разные виды монолога.
Все ранее сказанное и позволяет, на наш взгляд, рассматривать проектную деятельность эффективным средством развития монологической речи участников проекта.
В образовательной практике начальной школы накопился значительный опыт организации проектной деятельности. Мы же поставили перед собой задачу найти такой её вариант, где в ходе работы над продуктом у детей возрастала бы необходимость в создания монологической речи. Анализ имеющегося опыта показал, что такими продуктами могут быть сборники сказок, классные журналы, стенные газеты, дневники впечатлений и др. При их создании дети продуцируют монологические высказывания.
В данной статье хотелось бы поделиться опытом разработки и реализации проекта по созданию классного журнала «Богатырь».
Суть проекта: ко Дню защитника Отчества дети создают классный журнал, в котором содержится информация о самых почитаемых воинах на Руси. Одна из дидактических целей проекта: развивать умение работать с разными жанрами монологической речи.
Проект состоял из 3 основных этапов, реализуемых во внеурочной работе:
Занятие-запуск.
Выполнение проекта (2 занятия).
Презентация результатов проекта (на классном мероприятии, посвященном Дню защитника Отечества).
Одно из занятий было направлено на сознание мотивации проектной деятельности, оформление идеи проекта и решение организационных вопросов. Для создания мотивации детям сообщалось о приближающемся праздновании Дня защитника Отечества и предлагалось выпустить классный журнал на эту тему. Дети проявили интерес к самым почитаемым на Руси воинам и решили создавать журнал «Богатырь». Работая в группах, ученики определили план своей работы, который включал следующие шаги: 1) выяснение, что такое журнал, какие бывают журналы, как издаются; 2) выработка рубрик журнала «Богатырь» и работа над их содержанием; 3) оформление страниц журнала с соответствующими рубриками; 4) подготовка рассказа на тему «Как я участвовал в проекте»; 5) представление продукта проекта на классном событии, посвященном Дню защитника Отечества.
Рассмотрим, как протекала работа над проектом.
Организации первого этапа работы по плану осуществлялась в специально организованных пространствах:
Учащиеся первой группы работали в «Редакции журнала» и готовили подробный текст-сообщение по вопросам: Что мы называем журналом? Где издаются журналы? Как назывался первый журнал в России?
Члены второй группы рассматривали подборку журналов и составляли текст-сообщение на тему «Журналы бывают разные…», используя начала-подсказки: Журналы бывают… Названия у журналов … Люди читают … Журналы нужны …
3 группа работала в «Мастерской издательства», готовила рассказ о структуре детского журнала (обложка, рубрики) на основе анализа предложенных учителем журналов.
4 группа создавала эскиз обложки журнала «Богатырь», составляла мини-рассказ о ней.
На следующем занятии дети вырабатывали рубрики для журнала Богатырь и обсуждали их содержание. Результатом работы стали такие рубрики, как:
«Словарь», включающий словарные статьи на богатырскую тематику;
«Немного истории…» – рубрика, содержащая рассказ о богатырском прошлом;
«Литературная гостиная» – рассказы о самых доблестных богатырских подвигах;
«Угадай-ка» – рубрика загадок о богатырях.
Заметим, что описываемые места могут быть созданы и в электронном варианте. (Пример электронного оформления мест работы по проекту см. [1].)
Для разработки содержания каждой из рубрик были сформированы 4 творческие группы, которые работали над содержанием и оформление рубрик.
На следующем занятии дети писали рассказы о том, как они участвовали в выпуске журнала, и представляли их ребятам.
На последнем занятии работы над проектом велась подготовка к представлению журнала «Богатырь» на классном событии, посвященном Дню защитника Отечества, и освещению работы над проектом. На этом занятии дети сочиняли рассказ о составленном журнале и создавали презентацию об участии в проекте всех детей. Эта презентация создавалась на основе ранее написанных рассказов: каждый ребенок создавал один слайд о своей работе в проекте.
Проведенный проект убедил нас в том, что организация проектной деятельности младших школьников является эффективным способом развития монологической речи. Особенно эффективными являются такие проекты, при выполнении которых создание продукта представляет собой продуцирование монологических высказываний. Во время выполнения проектной работы повторяются полученные ранее знания о речи, жанрах речи, совершенствуются сформированные ранее навыки их создания.