Рабочая программа внеурочной деятельности Мир лекарственных растений в 6-7 классах на 2015-2016 учебный год, 35 часов


Пояснительная записка
Рабочая программа «Мир лекарственных растений»  составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) и Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011, - 111 стр. (Стандарты второго поколения) и в полном объеме соответствует программе Е.А. Постниковой «Мир лекарственных растений» и  имеет общеинтеллекуальную направленность.
Изменения, внесённые в примерную программу:
Темы занятий внеурочной деятельности отражают логику предполагаемого образовательного маршрута от познания дикорастущих и культурных лекарственных растений к практическим навыкам по сбору, переработке и хранению лекарственных растений.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: учебное занятие, исследование, семинар, экскурсия, практическая работа. Это связано с тем, что данные занятия найдут своё применение в обыденной жизни, поэтому уместно применение деятельностного подхода в преподавании, активного способа познания изучаемого материала.
Цель обучения: освоение опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений.
Задачи обучения:
научить детей использовать имеющиеся знания о флоре в повседневной жизни;
формировать культуру бережного отношения к природе;
развивать экологическое сознание;
обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
развить природные задатки и способности детей;
воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально- ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царства растений в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а также на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности человека.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
•ориентация в системе моральных норм и ценностей:
- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;
- формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Место внеурочной деятельности в образовательном процессе
Количество учебных часов 35 часов, 1 час в неделю, в том числе количество часов для проведения практических работ – 16.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: учебное  занятие,  исследование, семинар, экскурсия, практическая работа. Это связано с тем, что данные занятия найдут своё применение в обыденной жизни, поэтому считаю уместным применение деятельностного подхода в преподавании, активного способа познания изучаемого материала.
Содержание рабочей программы «Мир лекарственных растений» 
1. Вводное занятие
История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения (наперстянка, валериана, белладонна); полукустарники (черника, брусника); кустарники (облепиха, боярышник, шиповник); деревья (берёза, липа, орешник, сосна); лианы (лимонник, актинидия, пассифлора). Словари и справочники по лекарственным растениям.
Биологически активные вещества лекарственных растений: алкалоиды, гликозиды, сапонины, флавоноиды, кумарины, эфирные масла, дубильные вещества и др. (в ознакомительном плане, без запоминания терминов). Значение биологически активных веществ. Лекарственные растения, содержащие витамины (шиповник, земляника и др.).
Части растений, содержащие биологически активные вещества: корни (валериана, алтей); побеги (мята); почки (берёза, сосна); соцветия (ромашка, кипрей); плоды (черёмуха, малина); семена (тыква); кора (дуб, облепиха).
2. Сбор и хранение лекарственного сырья
Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений. Время суток: утро (8—10 ч); место: кроме угодий, прилегающих к крупным автомагистралям, промышленным предприятиям, фермам; выборочный сбор: часть растения оставляют для воспроизводства. Правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры.
Обработка лекарственного сырья: корней, побегов, листьев, почек. Сушка, её условия. Определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения сырья.
Практическая работа: обработка собранного лекарственного сырья; определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.
3. Использование лекарственного сырья
Сборы лекарственных трав. Состав пяти-шести сборов. Правила приготовления соков, настоев и отваров.
Практическая работа: приготовление одного-двух настоев лекарственных трав; составление сбора трав в указанной пропорции.
4. Подготовка итоговых работ. КонсультацииПонятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений. Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома. Действующее законодательство, нормирующее изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов.
Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.
5. Итоговая конференция и выставка
Подготовка материалов по итогам летней работы по сбору и изучению лекарственных растений. Подготовка выставки образцов, компьютерной презентации результатов работы.
Средства контроля – тесты.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Изучение курса биологии в основной школе направлено на достижение следующих результатов.
Личностные результаты
Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека;
осознание значения здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой;
овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).
1. В познавательной сфере:
выявление существенных свойств живых организмов (наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии);
обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных и бактерий, вида, экосистемы, биосферы); характеристика вирусов как неклеточной формы жизни;
понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);
определение связи строения и функций тканей, органов; выявление сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи организма с окружающей его средой;
обоснование роли растений, животных, бактерий и вирусов в природе и жизни человека;
распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитых грибов, растений, животных);
определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания; типов взаимоотношений организмов в экосистемах;
распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и их изображений;
определение и классификация основных биологических понятий;
овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости жизни на Земле;
понимание личностной и социальной значимости биологической науки и биологического образования;
знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа жизни;
развитие чувства ответственности за сохранение природы.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете биологии, на практических работах;
соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами.
4. В сфере физической деятельности:
овладение методами искусственного размножения растений и способами ухода за комнатными растениями;
5. В эстетической сфере:
развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.

Требования к уровню подготовки обучающихся
Понимать: 
историю использования лекарственных растений;
 группы и биологические формы лекарственных растений;
части растений, содержащие биологически активные вещества;
виды дикорастущих и культурных лекарственных растений различных экологических групп
общие сведения об интенсивных технологиях возделывания и защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков.
Научиться: 
использовать словари, справочники и другие источники информации по лекарственным растениям;
различать виды лекарственных растений различных экосистем, культурные лекарственные растения;
изготавливать свежий сок из капусты белокочанной, картофеля, свёклы, тыквы, а также сока редьки с мёдом.
Способствовать развитию:
чувства ответственности за выполняемый вид деятельности;
 умения работать в группах;
взаимовыручки;
умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
В процессе занятий по программе «Мир лекарственных растений» возможно использование следующих форм учёта знаний:
беседа;
представление результатов свое деятельности (исследования, наблюдения, создания, практической работы и т.д.);
защита проекта.
При этом могут быть использованы способы оценки результативности образовательной деятельности:
самооценка;
зачёт.
Учебно-тематический план «Мир лекарственных растений»
№ п/п Темы Количество часов курса
Всего Теория Практические работы
1 Вводное занятие 1 1 -
4 Сбор  и хранение лекарственного сырья 8 2 6
5 Использование лекарственного сырья 12 4 8
6 Подготовка итоговых работ. Консультации 10 2 8
7 Итоговая конференция и выставка 4 1 3
Итого 35 10 25
Календарно-тематический план «Мир лекарственных растений»
№ п/п Дата Тема учебного
занятия Всего
часов Содержание деятельности
план факт Теоретическая часть занятия / форма организации деятельности Практическая часть занятия / форма организации деятельности
1 Вводное занятие История использования лекарственных растений 1 Учебное занятие: Использование в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения; полукустарники; кустарники; деревья; лианы. Словари и справочники по лекарственным растениям. Части растений, содержащие биологически активные вещества: корни; побеги; почки; соцветия; плоды; семена; кора.
Сбор  и хранение лекарственного сырья 8 2 6
2  Сроки сбора лекарственного сырья 1 Учебное  занятие: Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений. Время суток: утро (8—10 ч); место: кроме угодий, прилегающих к крупным автомагистралям, промышленным предприятиям, фермам; выборочный сбор: часть растения оставляют для воспроизводства. Правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры. 3 Обработка лекарственного сырья 1 Учебное  занятие: Обработка лекарственного сырья: корней, побегов, листьев, почек. Сушка, её условия. Определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения сырья. 4 Практическая работа:
сбор и обработка собранного лекарственного сырья. 1
5 Практическая работа: определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.
1
6 Практическая работа:
сбор и обработка собранного лекарственного сырья 1
7 Практическая работа: определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения. 1
8 Практическая работа: сбор и обработка собранного лекарственного сырья. 1
9 Практическая работа: определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.     1
Использование лекарственного сырья 12 4 8
10  Сборы лекарственных трав.  1 Учебное занятие: правила составления лекарственных сборов. Словари и справочники по лекарственным растениям. Части растений, содержащие биологически активные вещества: корни; побеги; почки; соцветия; плоды; семена; кора. 11 Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках). 1
12 Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках). 1
13 Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках 1
14 Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках). 1
15 Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках). 1
16 Исследовательская работа: Составление сборов (нахождение в информационных источниках 1
17  Правила приготовления настоев Учебное  занятие: Правила приготовления настоев Словари и справочники по лекарственным растениям. Части растений, содержащие биологически активные вещества: корни; побеги; почки; соцветия; плоды; семена; кора. 18 Практическая работа: приготовление настоев лекарственных трав 1
19 Практическая работа: приготовление настоев лекарственных трав. 1
20 Правила приготовления отваров Учебное  занятие: Правила приготовления отваров
21 Правила приготовления соков Учебное  занятие: Правила приготовления соков
Подготовка итоговых работ. Консультации 10 2 8
22 Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений Учебное  занятие Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений в РФ 23 Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома. Учебное  занятие Действующее законодательство, нормирующее изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов. 24 Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки. 1
25 Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки. 1
26 Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки 1.
27 Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки. 1
28 Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки. 1
29 Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки. 1
30 Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки. 1
31 Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки 1.
Итоговая конференция и выставка 1 3
33 Подготовка материалов по итогам летней работы по сбору и изучению лекарственных растений 1. Учебное занятие. Оформление и подготовка материалов по итогам летней работы по сбору и изучению лекарственных растений 32 Подготовка выставки образцов по итогам работы по сбору и изучению лекарственных растений. 1
34 Компьютерная  презентация результатов работы 1.
35 Итоговое занятие 1
Учебно-методические средства обучения
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА  для учащихся и учителя
Агафонова И.Б.Элективные курсы. Биология  растений, грибов, лишайников.10-11 класс: - М.: Дрофа 2011
Георгиевский В. П. Биологически активные вещества лекарственных растений / В. П. Георгиевский, Н. Ф. Комисаренко. — Новосибирск, 2001.
Гpay Ю. Дикорастущие лекарственные растения / Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер. — М., 2009.
Гулимова В. И. Эфирные масла в косметике и медицине// Медицина и косметика. — М., 2010
Козлова Т.А. Твой первый атлас-определитель. Растения леса: - М.: Дрофа 2013
Козлова Т.А. Твой первый атлас-определитель. Растения луга: - М.: Дрофа 2007
Никитов А.И., Кучменко В.С., Козлова Т.А.Большой справочник школьника 5-11 класс: - М.: Дрофа 2007
Новиков В.С.Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения: - М.: Дрофа 2007
Экология: энциклопедия. — М., 2008.
Энциклопедия лекарственных растений народной медицины. — СПб., 2006.
10.Интернет-сайт http: //www.floranimal.ruУчебно-лабораторное оборудование и приборы
микроскопы – 15 шт.
лупа ручная – 15 шт.
набор химической посуды  -1
биологическая микролаборатория -15 штВесы ученические с гирями -3
Термометр лабораторный -3
Комплект приборов, посуды и принадлежностей для микрокопирования -15
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Гербарий по морфологии и биологии растений, систематики растений
Гербарий «Растительные сообщества»
Гербарий «Основные отделы растений»
Гербарий «Сельскохозяйственные растения»
Гербарий «Сорные растения»
Коллекции
Голосеменные растения                                                                -3 шт.
Плоды и семена                                                                             -15 шт.
Микропрепараты
Набор микропрепаратов по разделу» Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,  «Животные»
МОДЕЛИ
Цветок пшеницы
Цветок вишни
Цветок гороха
Цветок капусты
Цветок картофеля
Цветок сложноцветных
МУЛЯЖИ
Плодовые тела съедобных и ядовитых грибов - 5 компл.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ по 1 компл.
Компьютерные программы  -1 комплРепетитор по биологии
Уроки биологии: растения, животные
Цифровые образовательные ресурсы 
«Строение высших и низших растений»
«Строение и жизнедеятельность организма растений
«Растительные сообщества»