Рабочая программа по Бумагопластике


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯПРИМОРСКО-АХТАРСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю
Педагогического/методического совета СЮТ Директор СЮТ
Протокол № ____от _________ ________ В.Н. Гращенков
______________ О.Г.Шигаева Приказ № ______________
от «___»__________20___г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный турист-эколог»
Направленность – туристко-краеведческая
Уровень – базовый
Рассчитана на детей от 6 до 14 лет
Срок реализации (общее количество часов - 360) – 2 года:
Верещагина Анна Сергеевна
педагог дополнительного образования
Приморско-Ахтарск
2015 год

Пояснительная записка
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным и техническим творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой куль туры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
В системе дополнительного образования детей особый акцент ставится на развитие творческих способностей каждого ребёнка. Во всех образовательных программах развития  учащихся предусмотрены занятия по рисованию, аппликации и конструированию. По окончанию обучения дети имеют большое количество знаний, умений и навыков, которые необходимы для занятий начальным техническим моделированием.
Знают:
- названия геометрических фигур,
- основные свойства бумаги,
- названия инструментов для разметки и вырезания деталей (линейка, трафарет, ножницы).
Умеют:
- вырезать нарисованную или начерченную фигуру,
- рационально размещать трафарет на листе бумаги,
- использовать клей (или пластилин) для скрепления деталей объекта творчества.
У многих детей развит художественный вкус и умение находить различные более целесообразные и интересные способы решения поставленных задач. А также все они имеют огромное желание «мастерить» что-либо своими руками, особенно если несложная поделка по окончании процесса изготовления выглядит красиво и привлекательно или ёё можно использовать в играх или соревнованиях.
Все эти знания, умения и навыки, относящиеся к процессу развития личности ребёнка в процессе творчества необходимо продолжать развивать и в начальной школе.
Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет творческо-практическую направленность, которая является стратегически важным направлением в раз витии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступными для детей младшего школьного возраста, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальностьпрограммы
В настоящее время искусство работы с бумагой, картоном и другим несложным поделочным материалом в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала (спичечные коробки, пластмассовые трубочки и баночки, пластиковые стаканчики, монтажная пена и др.) способствует развитию воображения и созидательного творчества.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона и другого разнообразного поделочного материала (проволока, баночки, коробочки) с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация). Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Цель программы:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- содействовать развитию у детей способностей к техническому творчеству, усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой;
- воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности, развитие сотрудничества детей при создании сложных композиций, вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность.
Задачи программы
Обучающие:
формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий.
учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем  и чертежей;
научить распознавать и использовать основные виды отделки, применяемые при окончательном изготовлении изделия;
осваивать навыки организации и планирования работы
Развивающие: 
развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
развивать аналитическое мышление и самоанализ;
развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;
предоставлять возможность выражать свои творческие замыслы в практической деятельности;
развивать навык нахождения применения выполненного изделия в игровой деятельности;
предоставить дополнительную возможность каждому ребёнку проявить способности организатора, лидера, руководителя.
Воспитательные: 
формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,
развивать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
заложить основы культуры труда;
привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;
прививать навыки проведения самостоятельного контроля качества во время работы.
формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. Способ изготовления изделия должен быть понятен, а результат творческой деятельности привлекателен. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается уровень развития специальных умений и умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более «сильным» детям будет интересна сложная конструкция (с применением наиболее сложных материалов), менее подготовленным, можно предложить работу проще по той же тематике (с применением простых материалов, типа картона). При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. У младших школьников в отличие от других возрастных групп личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая деятельность. Именно возраст младших школьников самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании.
Одной из основных целей деятельности педагога должна являться деятельность по обеспечению эмоционального благополучия ребенка в школе. Для этого необходимо:
- обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классе, создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в безопасности, принадлежности и признании;
- развить у учащихся способность к самопониманию, формированию положительного образа «Я» и навыков конструктивного выражения эмоций;
- совершенствовать способы взаимодействия с окружающим миром, достижение взаимопонимания;
- поддерживать творческое самовыражение учащихся;
- объединять усилия родителей, учителя и ребенка в обеспечении благоприятных условий для развития.
Задачей педагога является также поддержка и стимулирование обретения ребенком собственного стиля и способа творчества. Младший школьный возраст - это сензитивный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мел кие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги — ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.
Предполагаемый результат реализации программы
Овладеть практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги; уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ; работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопасности,уметь четко работать с ножницами, линейкой, циркулем, канцелярским ножом, отвертками, монтажной пеной и другими подручными материалами;уметь самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами, бумагопластики, конструировании автомобилей, кораблей, самолетов, детских игрушек стараться эстетично оформить работу; уметь сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися и педагогом.
Сроки реализации образовательной программы
Программа предназначена для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста и рассчитана на два года обучения.
Количество обучающих  8-10 человек.
«Начальное моделирование»: на бумаге – первого года обучения 144 ч.
Учащиеся первого года обучения учатся моделировать, при этом развивают моторику рук, фантазию, художественный вкус, выработку усидчивости, приобретают знания и умения в период обучения.
«Моделирование»: на бумаге– второго года обучения 216 ч.
Учащиеся второго года обучения умеют моделировать и приобретают знания, умения и навыки в работе с бумагой.
Занятия по данной программе проводятся:
- 2 раза по 2 часа в неделю первый год обучения;
- 3 раза по 2 часа в неделю второй год обучения.
После каждого часа занятий 15-ти минутные перерывы.
Воспитанники за время обучения в объединении по программе «Бумагопластика» приобретают достаточный теоретический и практический опыт для того, чтобы моделировать различные игрушки, геометрические фигуры, выполнять сувениры и подарки.

Учебно-тематический план учебной программы 1-й год обучения
№ п/п Тема Теория Практика Всего
1 Вводный блок 2 - 2
История развития технического моделирования. Начальное техническое моделирование: задачи и возможности 2 - 2
2 Инструменты 4 - 4
2.1 Правила техники безопасности 2 2
2.2 Инструменты и материалы 2 - 2
3 Материал — бумага 2 2 4
3.1 История создания бумаги. Родственники бумаги 1 1 2
3.2 Волшебные свойства бумаги (наблюдение за физическими и механическими свойствами бумаги) 1 1 2
4 Конструирование из геометрических фигур 4 12 16
4.1 Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету 2 2 4
4.2 Конструирование из геометрических фигур 1 5 6
4.3 Моделирование на плоскости 1 3 4
4.4 Конкурс творческих работ (внутри коллектива) - 2 2
5 Аппликация 10 24 34
5.1 Работа по трафарету, способы скрепления деталей 2 4 6
5.2 Аппликация из природного материала 1 1 2
5.3 Работа в технике мозаики 1 3 4
5.4 Аппликация на пластилиновой основе 1 1 2
5.5 Многоцветная аппликация (простая, сюжетная, декоративная) 1 5 6
5.6 Аппликация из ткани 1 3 4
5.7 Объемная аппликация 3 5 8
5.8 Игра «Подумай и наклей» (логическая аппликация) - 2 2
6 Оригами 3 13 16
6.1 1. Базовые формы 1 1 2
6.2 2. Оригами простое из цветной бумаги 1 5 6
6.3 3. Оригами с элементами аппликации 1 5 6
6.4 4. Оригами «Лягушка». Соревнование на дальность прыжка - 2 2
7 Техническое моделирование 4 20 24
7.1 Работа по шаблонам 1 3 4
7.2 Обработка мягкого картона. Техника работы с ножницами, циркулем. Способы сгибов. Художественное оформление простых изделий 1 5 6
7.3 3. Техническое конструирование и моделирование 2 12 14
8 Художественная обработка материалов 2 4 6
8.1 Художественное конструирование из природного материала 1 3 4
8.2 Плетение 1 1 2
9 Проверочно-результативный блок 2 10 12
9.1 Творческие самостоятельные работы - 10 10
9.2 Кроссворды, викторины 2 2
10 Праздники и подготовка к ним. Выставки. 2 24 26
10.1 Изготовление сувениров к празднику, праздничное оформление класса. - 18 18
10.2 Посещение выставок прикладного творчества. 2 - 2
10.3 Подготовка моделей для участия во внешних выставках 6 6
Итого за год: 35 109 144
В конце 1-го года изучения курса воспитанники должны знать:
Информационный блок - «Материал-бумага». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить детям правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, предоставить детям информационные сведения об истории и происхождении бумаги, ее свойствах, назначении и применении.
Технологический блок - состоит из циклов, раскрывающих технологию работы с бумагой, приемы обработки и способы создания изделий из бумаги в технике: «Аппликация», «Оригами», «Бумагопластика», «Конструирование» (из геометрических фигур) и др. К этому блоку относится изучение технологии использования в поделках.
Организационно-воспитательный блок - представлен и предусматривают занятия, связанные с подготовкой и проведением праздников, посещением выставок, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях. Это дает возможность детям расширить свой кругозор, учиться анализировать увиденные работы, оформление и организацию праздника или выступления.
Проверочно-результативный блок. - Для проверки результативности реализации программы. В проверочно-результативный блок входят также занятия по решению кроссвордов, викторин, загадок по тематике технического творчества.
Воспитанники должны уметь:
- иметь четкие технические умения и навыки;
- уметь правильно использовать инструменты
- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- составлять композиции согласно правилам;
- правильно пользоваться ножницами, канцелярским ножом;
- чётко выполнять основные приёмы моделирования;
- свободно пользоваться описанием и схемами из журналов, книг и альбомов.

Учебно-тематический план учебной программы
2 -й год обучения
№ п/п Тема Теор. Практ. Всего
1 Вводный блок 4 4
1.1 История развития технического моделирования 2 2
1.2 Начальное техническое моделирование: задачи и возможности 2 2
2 Инструменты 4 4
2.1 Инструменты и материалы 2 2
2.2 Правила техники безопасности 2 2
3 Материал - бумага 4 4 8
3.1 История создания бумаги. Родственники бумаги 2 2 4
3.2 Волшебные свойства бумаги. Физические и механические свойства бумаги 2 2 4
4 Конструирование из готовых форм 2 10 12
4.1 Конструирование из готовых форм 1 5 6
4.2 Конструирование из бросового материала 1 5 6
5 Аппликация 6 14 20
5.1 Работа по трафарету, способы скрепления деталей 2 4 6
5.2 Объемная аппликация 2 4 6
5.3 Многоцветная аппликация (простая, сюжетная, декоративная) 2 6 8
6 Моделирование из частей 6 38 44
6.1 Неклеевые соединения 2 16 18
6.2 Изготовление игрушки «Дергунчики» 2 10 12
6.3 Изготовление игрушки «Дразнилка» 2 12 14
7 Оригами 5 43 48
7.1 Базовые формы 1 1 2
7.2 Оригами из цветной бумаги и картона 1 9 10
7.3 Оригами из составных частей 1 11 12
7.4 Изготовление моделей транспорта 2 22 24
8 Техническое конструирование и моделирование 2 22 24
9 Проверочно-результативный блок 30 30
9.1 Творческие самостоятельные работы 24 24
9.2 Викторины, кроссворды 6 6
10 Изготовление сувениров к праздникам 2 16 18
11 Подготовка работ для участия в итоговой выставке 2 2
12 Обобщение изученного за год материала. Планы на летний период. Отбор учащихся для работы летнего оздоровительного профильного лагеря.
Презентация лучших работ 2 2
Итого 37 179 216

В конце 2-го года изучения курса воспитанники должны знать:
- правила техники безопасности, ПДД, ППБ;
- история развития технического моделирования
- материалы, инструменты, классификацию и свойства бумаги;
- условные обозначения схем;
- основные приёмы моделирования;
- правила хранения изделий из бумаги.
Воспитанники должны уметь:
- иметь четкие технические умения и навыки при работе с бумагой;
- уметь правильно использовать инструменты
- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- составлять композиции согласно правилам;
- правильно пользоваться ножницами, канцелярским ножом;
- чётко выполнять основные приёмы моделирования;
- свободно пользоваться описанием и схемами из журналов, книг и альбомов.
- осваивать навыки организации и планирования работы.

Содержание программы 1-го года обучения
«Бумагопластика»
«Введение»
Изготовлением моделей люди начали заниматься давно. Как свидетельствуют находки археологов, уже древние египтяне делали миниатюрные модели своих барок и пирамид. Предназначались эти модели в основном дл я культовых целей и для украшения дворцов. Постепенно люди заметили, что на уменьшенных копиях реальных машин и механизмов легко опробовать технические решения, пригодные и для больших конструкций. С тех пор моделирование стало неотъемлемой частью технического конструирования.
Уменьшенные копии кораблей, машин, военной и бытовой техники традиционно служат отличными игрушками. Начальное техническое моделирование - один из видов технического творчества – помогает проводить досуг с пользой для себя и окружающих, развивать фантазию и техническое мышление, овладевать трудовыми и творческими навыками. Необходимо рассказать учащимся о разнообразных техниках в изготовлении моделей различных объектов, о назначении моделей (стендовые копии, скоростные, игрушки и др.), о проведении выставок и соревнований.
Цикл «Инструменты и материалы, техника безопасности»
Здоровье — один из главных параметров жизни. Главная особенность здоровье сберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы — это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса. Для детей младшего школьного возраста много значит пример взрослых. Если они видят, что взрослые (родители, учителя) придерживаются режима труда и отдыха, занимаются спортом, искусством, то дети копируют их поведение, хотя ещё не совсем осознанно. Поэтому, с помощью разнообразных наглядных пособий, тематических бесед во время каждого занятия необходимо напоминать учащимся о правилах техники безопасности и санитарно-гигиенических нормах, и добиваться их выполнения.
Содержание: инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.
Цикл «Материал — бумага»
Бумага - самый доступный и дешевый материал. Ее можно сгибать, рвать, мять... Бумага оживает в руках. Бумага легко обрабатывается, сохраняет форму, многие сорта достаточно прочны. Поэтому именно она наиболее подходит для обучения основам моделирования.
В связи с особенностями процесса изготовления бумаги и характеристиками сырья, из которого она производится, бумага обладает специфическими физическими свойствами, которые необходимо учитывать в процессе изготовления поделок. Одной из разновидностей бумаги является картон. Он более прочен, чем обычная писчая бумага, лучше держит форму. Изделие из картона получается более надёжным, но обработка картона является более физически сложной (особенно для первоклассников).
Содержание: свойства бумаги и картона. История возникновения бумаги. Разница между бумагой и картоном. Разнообразие бумаги, ее виды. Создание коллекции бумаги и оформление ее в творческой форме. Сходства и различия между различными видами картона. Способы обработки картона.
Цикл «Конструирование» (из геометрических фигур).
Конструирование расширяет кругозор ребенка, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Дети определяют, как расположить фигуры (высоко, низко, в центре, слева, справа). Зная геометрическую формы предметов, их названия, ребенок научится видеть геометрическую форму в окружающих предметах.
Содержание: простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб. Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги, вырезания геометрических фигур из простого листа бумаги и по трафарету.
Цикл «Аппликация»
В переводе с латинского языка аппликация означает «прикладывание». Это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей с помощью клеев. Аппликацией можно украсить памятные открытки, сувениры для своих друзей и близких, интерьер любого помещения можно оформить выставку, создать панно, орнамент или картину. Для учащихся первых классов более сложные виды аппликации (полу-объёмная и др.), требующие большой аккуратность, можно только демонстрировать на примерах..Содержание: рациональные способы работы с материалом. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Анализ образцов. Способы скрепления деталей, виды симметричного вырезания. Создание работ в технике «Мозаика». Виды аппликации (сюжетная, декоративная, полуобъемная).
Цикл «Оригами»
Оригами — древнейшее искусство складывания бумаги, создание различных фи гурок и декоративных вещей. Точный перевод слова — «сложенная бумага». Дети могут легко сделать чудо своими руками — превратить обыкновенный бумажный лист в забавную фигурку. По окончании изготовления «Лягушки» (классическая модель) проводятся соревнования на дальности прыжка. Для этого изготавливается поле для соревнований, отмечается линия старта. Ученики поочерёдно совершают прыжок «Лягушкой», место её приземления фиксируется на поле. По истечении трёх попыток выявляется лидер (длина прыжка лягушки обычно не более 60 см).
Цикл «Техническое моделирование и конструирование»
Техническое моделирование включает в себя создание бумажных или картонных моделей самолётов, кораблей, автомобилей, других технических объектов (светофоры, здания, мебель и др.).
Цикл «Творческие работы»
Коллективные творческие работы являются, своего рода, отчетами о достигнутых результатах и в то же время происходит сплочение ребят в единый коллектив, все вместе являются соавторами творческих работ. С помощью этого цикла можно корректировать работу всего курса. Конкурсы, викторины, соревнования помогут детям в игровой форме закрепить, отработать, показать свои знания в области бумажного мира, а преподавателю правильно построить и скорректировать свою работу в дальнейшем.
Цикл «Праздники и подготовка к ним», «Выставки»
Тематические праздники сопровождают образовательный процесс в течение всего года. Дети ждут радостных событий, которые стимулируют их познавательный творческий интерес к деятельности. На воспитание личности ребенка оказывают влияние не только праздники, но и подготовка к ним. Если учащиеся в группе продлённого дня находятся в отдельном специальном помещении, то украшение этого помещения перед каждым праздником будет прекрасным творческим времяпровождением для всего коллектива. Учащиеся сами выступают и в роли дизайнеров и в роли творцов.
В этот цикл входит изготовление подарков и сувениров для друзей и родителей. В этом случае каждое изделие учащийся делает так, чтобы оно понравилось именно тому, для кого предназначено. Также важно, что возникает необходимость подписать открытки и подарки так, чтобы надпись была аккуратной и красивой. Эта работа очень сложна, особенно для первоклассников, но это хороший способ проявить свои умения.
Содержание: историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.

Содержание программы 2-го года обучения
«Бумагопластика»
«Введение»
Изготовлением моделей люди начали заниматься давно. Как свидетельствуют находки археологов, уже древние египтяне делали миниатюрные модели своих барок и пирамид. Предназначались эти модели в основном дл я культовых целей и для украшения дворцов. Постепенно люди заметили, что на уменьшенных копиях реальных машин и механизмов легко опробовать технические решения, пригодные и для больших конструкций. С тех пор моделирование стало неотъемлемой частью технического конструирования.
Уменьшенные копии кораблей, машин, военной и бытовой техники традиционно служат отличными игрушками. Начальное техническое моделирование - один из видов технического творчества – помогает проводить досуг с пользой для себя и окружающих, развивать фантазию и техническое мышление, овладевать трудовыми и творческими навыками. Необходимо рассказать учащимся о разнообразных техниках в изготовлении моделей различных объектов, о назначении моделей (стендовые копии, скоростные, игрушки и др.), о проведении выставок и соревнований.
Цикл «Инструменты и материалы, техника безопасности»
Здоровье — один из главных параметров жизни. Главная особенность здоровье сберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы — это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса. Для детей младшего школьного возраста много значит пример взрослых. Если они видят, что взрослые (родители, учителя) придерживаются режима труда и отдыха, занимаются спортом, искусством, то дети копируют их поведение, хотя ещё не совсем осознанно. Поэтому, с помощью разнообразных наглядных пособий, тематических бесед во время каждого занятия необходимо напоминать учащимся о правилах техники безопасности и санитарно-гигиенических нормах, и добиваться их выполнения.
Содержание: инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.
Цикл «Материал — бумага»
Бумага - самый доступный и дешевый материал. Ее можно сгибать, рвать, мять... Бумага оживает в руках. Бумага легко обрабатывается, сохраняет форму, многие сорта достаточно прочны. Поэтому именно она наиболее подходит для обучения основам моделирования.
В связи с особенностями процесса изготовления бумаги и характеристиками сырья, из которого она производится, бумага обладает специфическими физическими свойствами, которые необходимо учитывать в процессе изготовления поделок. Одной из разновидностей бумаги является картон. Он более прочен, чем обычная писчая бумага, лучше держит форму. Изделие из картона получается более надёжным, но обработка картона является более физически сложной (особенно для первоклассников).
Содержание: свойства бумаги и картона. История возникновения бумаги. Разница между бумагой и картоном. Разнообразие бумаги, ее виды. Создание коллекции бумаги и оформление ее в творческой форме. Сходства и различия между различными видами картона. Способы обработки картона.
Цикл «Конструирование» (из геометрических фигур)
Конструирование расширяет кругозор ребенка, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Дети определяют, как расположить фигуры (высоко, низко, в центре, слева, справа). Зная геометрическую формы предметов, их названия, ребенок научится видеть геометрическую форму в окружающих предметах.
Содержание: простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб. Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги, вырезания геометрических фигур из простого листа бумаги и по трафарету.
Цикл «Аппликация»
В переводе с латинского языка аппликация означает «прикладывание». Это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей с помощью клеев. Аппликацией можно украсить памятные открытки, сувениры для своих друзей и близких, интерьер любого помещения можно оформить выставку, создать панно, орнамент или картину. Для учащихся первых классов более сложные виды аппликации (полуобъёмная и др.), требующие большой аккуратность, можно только демонстрировать на примерах.Содержание: рациональные способы работы с материалом. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Анализ образцов. Способы скрепления деталей, виды симметричного вырезания. Создание работ в технике «Мозаика». Виды аппликации (сюжетная, декоративная, полуобъемная).
Цикл «Оригами»
Оригами — древнейшее искусство складывания бумаги, создание различных фи гурок и декоративных вещей. Точный перевод слова — «сложенная бумага». Дети могут легко сделать чудо своими руками — превратить обыкновенный бумажный лист в забавную фигурку. По окончании изготовления «Лягушки» (классическая модель) проводятся соревнования на дальности прыжка. Для этого изготавливается поле для соревнований, отмечается линия старта. Ученики поочерёдно совершают прыжок «Лягушкой», место её приземления фиксируется на поле. По истечению трёх, попыток выявляется лидер (длина прыжка лягушки обычно не более 60 см).
Цикл «Техническое моделирование и конструирование»
Техническое моделирование включает в себя создание бумажных или картонных моделей самолётов, кораблей, автомобилей, других технических объектов (светофоры, здания, мебель и др.).
Цикл «Творческие работы»
Коллективные творческие работы являются, своего рода, отчетами о достигнутых результатах и в то же время происходит сплочение ребят в единый коллектив, все вместе являются соавторами творческих работ. С помощью этого цикла можно корректировать работу всего курса. Конкурсы, викторины, соревнования помогут детям в игровой форме закрепить, отработать, показать свои знания в области бумажного мира, а преподавателю правильно построить и скорректировать свою работу в дальнейшем.
Цикл «Праздники и подготовка к ним», «Выставки»
Тематические праздники сопровождают образовательный процесс в течение всего года. Дети ждут радостных событий, которые стимулируют их познавательный творческий интерес к деятельности. На воспитание личности ребенка оказывают влияние не только праздники, но и подготовка к ним. Если учащиеся в группе продлённого дня находятся в отдельном специальном помещении, то украшение этого помещения перед каждым праздником будет прекрасным творческим времяпровождением для всего коллектива. Учащиеся сами выступают и в роли дизайнеров и в роли творцов.
В этот цикл входит изготовление подарков и сувениров для друзей и родителей. В этом случае каждое изделие учащийся делает так, чтобы оно понравилось именно тому, для кого предназначено. Также важно, что возникает необходимость подписать открытки и подарки так, чтобы надпись была аккуратной и красивой. Эта работа очень сложна, особенно для первоклассников, но это хороший способ проявить свои умения.
Содержание: историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.

Формы и виды контроля
Диагностика результативности и качества освоения программы
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.
Параметры Критерии
Образовательные результаты Освоение детьми содержания образования. 1. Разнообразие умений и навыков
2. Глубина и широта знаний по предмету. Детские практические и творческие достижения
3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности
4. Разнообразие творческих достижений (выставки, кон курсы их масштаб)
5. Развитие общих познавательных способностей (моторика, воображение, память, речь, внимание)
Эффективность воспитательных воздействий 1. Культура поведения ребенка
2. Стремление к аккуратности в выполнении задания, и порядку на рабочем месте
3. Наличие стремления доводить начатое дело до конца
Социально-педагогические результаты 1. Выполнение санитарно-гигиенических требований
2. Выполнение требований техники безопасности
3. Характер отношений в коллективе
4. Отношение к преподавателю.
Показатели критериев определяются уровнем: высокий; средний; низкий.
Мониторинг образовательных результатов
1. Разнообразие умений и навыков
Высокий: имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик) Средний: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты
Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.
2. Глубина и широта знаний по предмету.
Высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения...) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом
Средний: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу
Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности, самостоятельно занимается дома, помогает другим, активно участвует в соревнованиях.
Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных эта пах работы
Низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания толь копо четким инструкциям, указаниям педагога.
4.Разнообразие творческих достижений
Высокий: регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города
Средний: участвует в выставках внутри кружка, учреждения
Низкий: редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5.Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики
Высокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, вырази тельной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим мышлением.
Средний: ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества, воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание
Низкий: не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слабо, воображение репродуктивное.
Мониторинг эффективности воспитательных воздействий
1.Культура поведения ребенка
Высокий: имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина)
Средний: имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
Низкий: моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.
Мониторинг социально-педагогических результатов
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
Высокий уровень: без напоминания преподавателя перед началом занятий и после использования клея
Средний: выполняет санитарно-гигиенические требования не постоянно или после напоминания преподавателя.
Низкий: отказывается полностью или очень редко соглашается выполнять санитарно-гигиенические требования.
2. Выполнение требований техники безопасности.
Высокий уровень: выполняет все правила техники безопасности при работе с ножницами, шилом, другими инструментами.
Средний: выполняет правила техники безопасности после напоминания преподавателя.
Низкий: выполняет правила техники безопасности только под строгим контролем преподавателя.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы про ведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, решение кроссвордов, внутрикружковые соревнования тематические вопросы также помогают при творческой работе.
В первом полугодии у детей происходит знакомство с технологическим процессом создания изделий из бумаги. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.
Этот год обучения знакомит с историей возникновения бумаги. На примере практической работы детям даются знания о свойствах бумаги. Необходимо организовать занятия так, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно.
Во втором полугодии, прежде все го, повышается творческий потенциал ребенка. Содержание обучения направленно на углубление и закрепление первоначальных знаний, умений, навыков, но на этом этапе в первую очередь реализуются задачи творческого развития. Итогом работы обучения является создание выставки детских творческих работ
В помещении для занятий должны быть:
- доска;
- мел, линейка;
- стол, стулья;
- аптечка, для оказания первой медицинской помощи;
- шкаф.
Для успешной реализации образовательного процесса в наличии должны быть следующие инструменты и материалы, необходимые для работы на занятиях объединения «Бумагопластика»
Материалы: цветная и белая бумага,белый и цветной картон, ватман,калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, гуашь
Инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули
Список литературы
ЗайцеваА.А. , Бумажное кружево. – Эксмо – М., 2011.
Жукова И.И. Забавные самоделки в технике модульного оригами. – Эксмо – М., 2013.
Тойбнер А.А. Объемные фигурки из бумаги рыбы птицы, звери. Астрель., М 2012.
Ботермэнс Д.Д. Модели из бумаги., Мир книги, М 2002.
Выгонов В.В. Воздушные змеи, летающие модели оригами, самолеты., Издательский Дом МСП. 2004.
Рекомендуемая литература для воспитанников:
Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, - М.: Рольф Аким. 1999.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002.
Глушкова И. Сделай сам. Для мальчиков. - М., 1996г.
Русакова М.А., Подарки и игрушки своими руками - М., 2000
Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. - М., 1990.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль - 2004