Статья Плюсы и минусы открытого урока


Плюсы и минусы открытого урока . 
 В настоящее время традиционная форма открытых уроков стала вырождаться, они не несут методической ценности. Всем учителям известно о волнении перед открытым уроком. Учитель часто задает вопрос себе. Зачем мне необходимо проводить открытый урок? Открытые уроки иногда менее удачны, чем обычные рабочие уроки.
 Данная ситуация побудила ученых-методистов выяснить причины низкой эффективности открытых уроков. Ими предлагается новая методика подготовки и проведения открытых уроков, позволяющая повысить качество открытого урока, прежде всего для тех, ради кого они организовывались.
Что касается детей, то происходит снижение комфортности их самочувствия  при присутствующих.
  Однако, открытые уроки учителю все таки дать придется, например, при подготовке к аттестации.
  В настоящее время существуют новые методические рекомендации подготовки открытого урока.
 Остановлюсь на основных недостатках  добровольно проводимого урока, алгоритме проведения открытых уроков, ошибках, допускаемых при подготовке открытого урока на основе материалов книги  Марка Максимовича Поташника и Михаила Владимировича Левита «Как подготовить и провести открытый урок». Современная технология.
Недостатки открытых уроков
 1.На  открытом уроке трудно добиться активности учеников.
2.Иногда наблюдается «сверх активность» учеников.
  Учитель не успеет задать вопрос, а уже «лес» рук, причем руки детей выражают не просто активность, а нетерпение высказаться. Вряд ли кто сейчас будет спорить, что перед открытым уроком была репетиция вопросов и ответов. Срежиссированный и отрепетированный урок всегда видно. Фальшь на таких уроках наносит определенный моральный вред ученикам.
Чтобы вернуть открытому уроку естественность — не надо ничего заранее репетировать с детьми.
3.На открытом уроке ребенку не дано право ошибаться, если это случилось,  он чувствует себя виноватым перед учителем.
4.При посторонних из-за дискомфорта снижается эффект услышанного и увиденного.
5.Присутствующие на открытом уроке чаще всего не знают учителя и учащихся, потому не могут понять насколько обоснованы те или иные действия учителя, не могут дать  серьезного анализа открытого урока.
  Иногда анализ урока сводится к отдельным выражениям типа: «Мы сегодня увидели великолепное…, услышано — педагогическая поэма…, мне урок не понравился».
6.Серьезным недостатком является перегрузка урока учебным материалом, втискивается не только то, что работает на образовательные и воспитательные цели,  а все, что можно втиснуть в 45 минут.
  На уроке учитель использует:  таблицы, схемы, раздаточный материал, тесты, музыка,  видео, спецэффекты, рисунки, опорные конспекты и т.д.   При всем этом превалирует форма над сутью. Суть теряется за внешними атрибутами. Учитель оригинальничает, а не проявляет настоящего творчества. Возникает вопрос. Должны ли открытые уроки отличаться от обычных хороших уроков? Нужны ли внешне эффектные, но сомнительные с точки зрения эффективности  учебные занятия?
Цели добровольно проводимых открытых уроков
 1.Повышение квалификации тех, кто приходит на учебу к учителям-профессионалам
2.Экспертиза коллегами новшества, экспериментальной методики, разработанной учителем.
3.Саморазвитие учителя, стремление к собственному повышению квалификации, когда мнение коллег, замечания, предложения становятся инструментами для развития учителей.
Алгоритм проведения открытых уроков в свете новой технологии
 Стало очевидно, что прежний опыт проведения открытых уроков себя исчерпал. Открытые уроки стали объектом справедливой иронии сатириков, общества, детей, а иногда и самих учителей. Все это приводит к еще большему снижению авторитета учителей. Дети, общество хотят видеть в учителе человека эрудированного, интеллектуала, человека с чувством юмора, находчивого, способного серьезно анализировать свои изобретения. В учительской среде появляется все больше профессионалов высокого класса, которые хотят и могут передать свои ценные умения другим, испытывают потребность в серьезной дискуссии с  целью саморазвития.Для того, чтобы дать современный открытый урок Поташник рекомендует следующее.
 1.Урок, предшествующий открытому уроку и урок последующий должны быть свободными от работы в других классах.
2.Учитель должен разработать рекламный проспект предстоящего открытого урока и передать этот проспект тем, кто будет приглашен на урок.В рекламе надо указать методическую цель занятия, тему, обязательно имя урока, сформулировать методические новшества, которые будут положены в основу предстоящего открытого урока. В рекламном проспекте указать кратко  самое ценное, интересное, что увидят присутствующий. Представить опорный конспект, образцы дидактических материалов, памятки, список используемой литературы.
  3. Дается информация для посетивших урок о, реальных учебных и воспитательных возможностей детей класса. Это важный и абсолютно необходимый элемент технологии . Необходимо понять всем, что если эта информация перед открытым уроком отсутствует, то все разговоры присутствующих о личностно ориентированном обучении в школе, о дифференцировании, индивидуализации, диагностике ребенка будет ложью. Те, кто с этим не согласен, то хотят они или не хотят, признаются в том, что работают вне личностной парадигмы, идут не от возможностей ребенка.
 4.   На современном открытом уроке гости учителю зададут вопросы.
Скажите, учитываете ли Вы при подготовке к уроку различия детей по доминанте функциональной ассиметрии  полушарий головного мозга
Сколько детей в классе право и левополушарных?
Сколько детей смешанного типа восприятия?
Как дети различаются по каналам восприятия?
Сколько в классе аудиалов, визуалов, кинестетиков?
В какой мере дети владеют главными надпредметными  способами учебной деятельности?
Сколько детей в классе не умеют обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать?
Учитывали ли  Вы при проектировании открытого урока различия детей по темпераменту. Сколько в классе холериков, сангвиников, меланхоликов?
Часто при таких вопросах можно видеть конфуз учителей.
5.Учитель должен рассказать гостям о проекте предстоящего урока.
Он  дает характеристику   учеников класса. Обученности.
6.Дает обоснование своего проекта, раскрывая научные источники, ведущие дидактические теории, образовательные практики, на которые опирался учитель при подготовке к уроку.
7.Ответы учителя на вопросы гостей.
8.Проведение открытого урока.
9.Анализ открытого урока самим учителем. Надо учитывать, что учитель находится в состоянии высокого эмоционального напряжения.
9.Анализ открытого урока присутствующими. 
10.Ответы  учителем на вопросы гостей после проведения урока.
11.Общая дискуссия, где дается возможность выступить всем. Если учитель хочет получить более обоснованную оценку, можно заготовит анкету для учащихся и присутствующих.
12.Заключительное обобщение учителя, дававшего открытый урок.
Именно учитель должен завершить дискуссию, так как он специально готовился к мероприятию, он был учителем не только гостей, но и учителей.
13.Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы он проглатывал несправедливые замечания, необоснованные нападки.
 Для того и дается  заключительное слово учителю, что бы прежде всего, он мог аргументировано оппонировать тем, кто был не прав, допустил ошибки в оценке.
 Ошибки, допускаемые при проведении  открытого урок
1.Отсутствие логических связей между элементами технологии, что приводит к нарушению ее целостности, и как следствие этого – бессмысленное применение  технологии.
2.Учитель демонстрирует те или иные педагогические действия, но никак не обосновывает их применение.
3.В погоне за оригинальностью учитель  использует элементы, польза которых сомнительна.
4.Учитель 45 минут демонстрирует свою эрудицию, но забывает ученика.
5.Учитель либо не имеет характеристики класса, либо имеющиеся данные о классе не мог рационально использовать.
6.При использовании игровой формы урока происходит превалирование формы над содержанием урока, над его целями, над результатами образовательной деятельности.
7.На открытом уроке категорически не допускаются терминологические ошибки.
8.Не корректно говорить и об использовании якобы современных методов обучения, ибо любой метод признается прогрессивным, не зависимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно. если он дает оптимальные результаты 
 Заключение
 Учителя, представившие свой открытый урок со всеми составными частями представленной технологии  проведения открытого урока, имеют все основания претендовать на присвоение им как минимум первой, а скорее всего и высшей  квалификационной категории.
«Открытый урок в моем представлении — это маленький шедевр. Иначе за него не стоит и браться» — отмечает автор (М.М.Поташкин).