Презентация. Обмен опытом. Формирование УУД во внеурочной деятельности при обучении информатике


Учитель начальных классовВожжова В.А. должен уметь учиться: Современный ученик сегодня должен не только обладать неким объемом знаний, но и определять цели познавательной деятельности инаходить оптимальные способы их реализации искать и находить необходимую информацию, используя разнообразные источники организовывать свою деятельность сотрудничать с другими учащимися оценивать полученные результаты должен уметь учиться: «Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащихся.» Д.А. Медведев Мы живем в информационном обществе, каждый из нас и наши ученики, в том числе, ежедневно “перевариваем” гигантские потоки информации. Возможности курса информатики и ИКТ в развитии универсальных учебных действий представляют особый интерес. Это связано со следующими факторами: активно развивающийся учебный предмет; наличие специальных технических средств (каждый ученик имеет индивидуальное рабочее место и доступ к общим ресурсам); интенсивно развивается идея «метапредметности»; общие характерные виды деятельности для информатики и системы универсальных учебных действий. Наличие технических средств для каждого ученикаОбщие ресурсыСамостоятельная деятельностьИзначальная высокая мотивация учащихся ТУР С.Н., БОКУЧАВА Т.П. УМК ПО ИНФОРМАТИКЕ 1-4 КЛАССЫ Виды УУД В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» ученик получает возможность для формирования:умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования». внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости ученияучебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Использование специальных обучающих программ связанных с материалом учебника формирует отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно. Личностные УУД ДЕЙСТВИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ Развитие действия нравственно-этического оценивания происходит во время изучения содержательной линии «Компьютеры в жизни человека» , а также в процессе создания различных информационных объектов с помощью компьютера.Результатом развития УУД нравственно-этического оценивания на уроках информатики и ИКТ является сознательное принятие и соблюдение правил работы с компьютером в школьной сети, а также правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» выпускник научится:сохранять учебную задачупланировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решенияосуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатуадекватно воспринимать оценку учителяразличать способ и результат действиявносить коррективы в случае расхождения результата решения задачи в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачипроявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» ученик получит возможность для формирования действий:выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещеподлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Регулятивные УУД Универсальные учебные действие планирования и целеполагания Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий по решению задачи способствует развитию УУД планирование. Это задания типа «Составь алгоритм…». Содержанием этих заданий является:планирование учебной и бытовой деятельности школьника, планирование действий формальных исполнителей Начинается обучение с развития функции принятия внешнего плана. Цель при этом задаётся учителем или учебником. Примеры заданий на определение последовательности действий:Задание № 3 (учебник-тетрадь 2 класса, урок 2) «Записать действия, которые понадобятся для рисования фигуры»Задание № 1 (выбраться из лабиринта Колобку) После выполнения заданий в учебнике-тетради, задачи по определению последовательности действий закрепляются заданиями за компьютером в прикладных программах «Лабиринт» и «Алгоритмы». Например: Примеры таких заданий:- Задание на составление «магического квадрата» - Восстановление примера по заданному алгоритму в виде блок – схемы - Для заданного арифметического примера составить и записать алгоритм в виде блок-схемы Система заданий, связанных с одновременным анализом нескольких разнородныхинформационных объектов (рисунок,текст, таблица, схема) с цельювыделения необходимой информациистимулирует действия поформированию внутреннего плана. Универсальные учебные действия контроля и коррекции Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» создаёт информационную среду для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Исполнив алгоритм, ученик сличает способ действия и его результат, то есть соответствие конечного состояния исполнителя поставленной в задании цели и в случае обнаружения отклонений вносит исправления в алгоритм. При работе за компьютером - каждый сеанс работы на компьютере заканчивается сличением способа действия и его результата с заданным эталоном и внесение необходимых изменений. Создание информационных объектов предполагает самостоятельное планирование работы на компьютере (внутренний план) и сравнение созданных на компьютере информационных объектов с заданием (эталоном) и внесение изменений в случае необходимости. Примером таких заданий могут служить задания по составлению алгоритмов для формального исполнителя Колобок. Задания включают в себя как составление алгоритмов, так и исправление ошибок в составленном алгоритме. Кроме того задания поддерживаются прикладной компьютерной программой «Колобок» и «Колобок на линейке», в которой есть 2 режима – «Запись программы» и «Исполнение программы». В режиме «Исполнение программы» как раз и проверяется алгоритм, составленный учащимся. Здесь же можно исправить допущенные ошибки. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» выпускник научится:осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации, организацию информации в виде списков, таблиц, деревьев использовать знаково-символические средстваузнавать разнообразные способы решения задачосуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаковпроводить сравнение, классификацию по заданным критериямстроить рассуждения в форме связи простых суждений об объектеустанавливать аналогиивладеть общим приемом решения задач Познавательные УУД Примером таких заданий являются задания учебника-тетради по- Кодированию информации- Организации хранения информации- Обработка информации. Базы данных- Логика и информация Предлагаемые программой предметы нужно "разложить" с помощью мыши по двум разным множествам. Если предмет помещается не в то множество, то он возвращается на прежнее место (правильность определяется после того, как в множестве размещен первый предмет). Программа содержит три задания: "Истинные и ложные высказывания";"Высказывания со словами-связками", "Выводы из пары утверждений". Общеучебные универсальные действия Действие «поиск и выделение необходимой информации». Для развития действия поиска и выделения информации учебник-тетрадь содержит систему заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать нужную информацию в словаре, в тексте, а также других источниках информации, определяемых учениками.Действие «знаково-символическое моделирование». Действие развивается на протяжении всего срока обучения. Пространственно графические модели реальных объектов ученики узнают при изучении тем «Устройство компьютера» и «Алгоритмы и исполнители». Программа позволяет зашифровывать и расшифровывать слова и фразы в соответствии с заранее определенными шаблонами. Программе позволяет научиться зашифровывать и расшифровывать слова и фразы с помощью пронумерованного алфавита. Универсальные логические действия Анализ объектов с целью выделения признаков. Развитие действия анализа объектов начинается в 3 классе в процессе выполнения заданий, связанных с развитием логического мышления. В третьем и четвёртом классах развитие данного УУД осуществляется в рамках изучения тем «Объекты и их свойства» и «Действия объектов». Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. В 3 классе развитие действия выбора оснований и критериев для сравнения осуществляется в процессе решения заданий типа «продолжи последовательность». Рассматриваются численные, символьные и графические последовательности. В третьем классе данное УУД развивается в рамках тем «Организация хранения информации», «Таблицы», «Порядок записей в таблице». Построение логической цепи рассуждений. УУД развивается на протяжении всего периода обучения информатике в процессе изучения всех основных содержательных линий. В 3 классе вводится понятие истинных и ложных высказываний. Задания на определение истинности содержат высказывания с кванторами общности (все, некоторые, каждый, ни один и т.д.). В третьем классе рассматриваются сложные высказывания, образованные с помощью действий логического сложения и умножения. Учащиеся выполняют задания на определение истинности сложных высказываний и составление сложных высказываний как условия выбора продолжения действий в алгоритме. Такие задания связаны с решением математических задач, а также анализом геометрических фигур. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» выпускник научится:допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственнойучитывать разные мненияформулировать собственное мнение и позициюдоговариваться и приходить к общему решению в совместной деятельностизадавать вопросыаргументировать свою позициюосуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Коммуникативные УУД Развитие коммуникативных действий происходить в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, работу в группе. Также в учебнике-тетради предусмотрены уроки – конкурсы, уроки – игры, в которых учащиеся разделяются на команды, а команды выбирают капитанов. Задания связаны с материалом учебника и формируемыми универсальными учебными действиями. Примеры таких уроков: - Игра «Информация и мы» - «Повторение изученного материала. Игра «Веселая информатика» - Игра - конкурс «Учение с увлечением» - Игра «Фокусы с числами» - Игра «Найди клад» - Игра - диктант «Расположи предмет» - Игры «Кукарямбище» и «Скопируй фигуру» Заключение Учебно-методический комплект раннего обучения информатике авторов С.Н. Тур и Т.П. Бокучава позволяет создать специально организованное учебное пространство, обеспечивающее глубокое включение ученика в работу, независимо от уровня его интеллектуального развития, начального уровня учебной мотивации и индивидуальных психологических особенностей. Предлагаемая технология делает процесс обучения более интенсивным, вовлекает в него все способности восприятия и действенного усвоения учебного содержания, позволяя индивидуализировать обучение применительно к большому числу детей, обладающих различными способностями. Создаётся учебная среда, которая несёт не только образовательную нагрузку, но, используя мотивационную составляющую, задействует интеллектуальные и психические ресурсы ребенка.