Библиотечный урок Библиотека. Правила пользования библиотекой (3-4 классы).


Библиотечный урок «Библиотека. Правила пользования библиотекой».
Цель: познакомить обучающихся со структурой школьной библиотеки и основными функциями отделов (абонементом и читальным залом).
Понятия и термины: абонемент, читальный зал, читатель, читательский формуляр.
Ход занятия.
1.Беседа о библиотеке.
- Со школьной библиотекой учащиеся знакомятся с первого класса. В библиотеке много книг и журналов, надписей на книжных полках, плакатах. Во всем этом вам разобраться помогает библиотекарь. Библиотекарь – это работник библиотеки, специалист в области художественной, научно-популярной, специальной литературы.
Хорошо зная литературу, он всегда посоветует, что почитать, научит выбирать книги на книжной полке. А еще он следит за тем, какие новые издания появились для учащихся и учителей, и заказывает необходимые книги для библиотеки. Школьной библиотекой вы пользуетесь уже несколько лет и прекрасно знаете ее расписание работы, правила пользования библиотекой. Данная информация всегда на виду.
2. Ознакомление с библиотечным подразделением – абонементом.
- В школьной и детской библиотеках обычно два отделения: абонемент и читальный зал.
Абонемент – подразделение библиотеки, осуществляющее выдачу книг на дом.
Вообще французское слово «абонемент» означает право пользования чем-либо на определенный срок. Сначала это слово не имело к книгам никакого отношения. В конце XIX века, триста лет тому назад, в Италии продавались театральные абонементы: они давали право посетить несколько спектаклей подряд, посмотреть целую театральную программу.
Право пользования абонементом в библиотеках России до 1917 года тоже стоило денег.
Сегодня мы привыкли называть абонементом то место в библиотеке, где книги выдаются на дом бесплатно.
В школьной библиотеке тоже есть абонемент, куда можно обратиться, посоветоваться с библиотекарем и взять в пользование книги на определенный срок, установленный правилами пользования библиотекой.
Абонент – это ты. Это каждый из нас – тех, кто записался в библиотеку: школьную, районную, сельскую, городскую. Абонент имеет право взять любую книгу, которая есть на абонементе. Но кроме этих замечательных прав у абонента есть обязанности: за испорченную или потерянную книгу придется возместить библиотеке убыток. А ели абонент будет постоянно задерживать книги, его могут даже исключить из библиотеки.
История умалчивает о том, когда появилось читательское племя, которое забывало возвращать взятые в библиотеке книги или небрежно относилось к ним. Между тем известно, что в Древнем Египте, того, кто терял папирус, ждала мучительная казнь, а за неаккуратное отношение к книгам виновный получал 200 ударов палкой. Большой книголюб Фридрих Великий в подобных случаях ограничивался отправкой в тюрьму на 20 лет. Был принят закон о наказании кнутом и семилетним заключением читателей, загибающих страницы книги.
А забывчивые читатели были во все времена. В 1975 году в одну из английских библиотек была возвращена книга «Учись вязать и вышивать». Читательница так ею увлеклась, что держала ее 43 года. Но рекорд рассеянности установлен в библиотеке Кембриджского университета, куда книга была возвращена через 300 лет. Лучше поздно, чем никогда!
Сейчас рассмотрим интересные наставления читателю, с которыми он мог бы столкнуться в библиотеке, например в 19 веке, и переведем их на наш современный язык.

Наставления Читателю
Заходя в святилище знаний, сдай свои верхние одеяния во временное хранилище, гардеробом именуемое, дабы не мешали они тебе во время просвещения твоего.
Пожелай здравия проводнику по знаниям твоим.
Если видишь, что ты не один просвещения здесь ищешь, и стоит перед тобой тьма знаний жаждущих, не посрамись ты, встань рядом. Ибо не создаст это угнетенную обстановку в очереди той.
Не нарушай тишину и спокойствие в стенах этих голосом своим, дабы не быть эгоистом и не мешать окружающим своим.
Не оставляй мусор за собой, дабы не покарала тебя женщина, за порядком наблюдающая, да преображающая здание это в надлежащий вид.
Не испорти книгу, данную тебе, да не оставляй на ней «автографы» свои.
И сдавай книги, тобою взятые, вовремя, ибо не один ты нуждаешься в них.
Уходя из святилища этого, да не будет трудно тебе сказать слово благодарственное и прощальное библиотекарям всем, ибо это оставит теплый след в душах их.
3. Ознакомление с читальным залом.
Читальный зал – специально оборудованное помещение для работы с материалами из фонда библиотеки.
В библиотеках Древнего мира были залы с книгами (в форме полукруга или прямоугольника), украшенные скульптурами, мраморными скамьями. В библиотеках занимались в светлое время суток, поэтому фасадом читальные залы были размещены на восток, при этом учитывалось направление ветров. В средние века в целях сохранности книги приковывали цепями, чтобы их невозможно было унести.
Именно в читальном зале собраны самые ценные по содержанию и дорогие по стоимости издания, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре. Поэтому они на дом не выдаются.
Познакомившись с наставлениями, вы поняли, что в читальном зале нельзя шуметь, разговаривать вслух и двигать стулья с грохотом. Разумеется, здесь можно почитать интересную книгу или полистать журналы. Запомните, сюда приходят работать.
4. ознакомление с читательскими формулярами.
- А теперь поговорим об одном из главных документов библиотеки – читательском формуляре.
А сначала о том, кто такой читатель.
Каждый из вас считает, что он и есть читатель. Но в «Толковом словаре» В.И. Даля этому слову дано прекрасное определение: «Читатель – человек, читающий книги для себя».
Когда читатель приходит в библиотеку, на него оформляется читательский формуляр – это и есть один из главных документов библиотеки. В формуляр записывают фамилию автора книги, ее название, инвентарный номер книги, срок возврата – эта простая запись может многое рассказать о читателе и о человеке.
5. Практическое занятие.
Учащиеся разбиваются на пары и по очереди выполняют роль библиотекаря, по всем правилам заполняя читательские формуляры.