Урок-игра «Что? Где? Когда?» (в 9-11 классах)

Автор работы: Позднякова Л.А., учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУСОШ №6 х. Тельмана Гулькевичского района Краснодарского края.
Аннотация к уроку по русскому языку в форме игры «Что? Где? Когда?».
Урок проходит в форме увлекательной игры, которая способствует формированию у учащихся устойчивых умений и навыков по сложным темам русского языка: «Этимология», «Лексика», «Фразеология», «Словообразование».
Вопросы игры выходят за рамки традиционных уроков русского языка. Тема «Этимология» практически не изучается в школе, а на данном уроке учащиеся размышляют над вопросами о происхождении слов.
Многие вопросы имеют занимательный характер, развивают логическое мышление, ассоциативное воображение, повышают интерес к русскому языку.
Цель данного урока- расширение знаний учащихся по русскому языку, воспитание любви к родному слову.


















Урок-игра «Что? Где? Когда?» в 9-11 классах.
Подготовила Позднякова Л.А.
Задачи:
1.Формирование устойчивой системы знаний по разделам «Этимология», «Лексика», «Фразеология», «Словообразование».
2. Развитие навыка монологической речи.
3.Воспитание чувства любви к русскому языку.
Учитель:
Сегодня собрались знатоки русского языка ,которые ответят на вопросы : Что? Где? Как? Почему?
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных ,удалых.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Кто , Что , Когда и Где.
Станция «Этимологическая»
От какого слова произошло слово волк?
Являются ли родственниками слова лебедь и лебеда?
Что означает слово медведь?
Как вы думаете , каково происхождение слова снегирь?
Станция « Омографы»
С ударением на первом слоге – часть живого организма, с ударением на втором слоге – музыкальный инструмент.
С ударением на первом слоге - мельчайшее отверстие на поверхности кожи, с ударением на втором слоге – продолжительный период времени.
С ударением на первом слоге – металлические щипцы, с ударением на втором слоге – мелкие членистоногие отряда паукообразных.
С ударением на первом слоге – сиденье для кучера в экипаже , , с ударением на втором слоге – домашние или горные парнокопытные животные .
Станция «Угадай-ка»
«Угадай, сколько слов здесь спрятано»
Например Лев- животное , имя.
Попугай
Рой
Гну
Марал
Станция «Лексическая»
Верно ли , что голубчик - уменьшительное от слова голубь?
Как правильно – нутриевый или нутряной?
Верно ли , что сорочка – это маленькая сорока?
Как правильно писать песец или писец?
Станция «Словообразовательная»
От названия животного образуйте глагол ,прилагательное ,наречие.
Петух , Ёрш.
Название какого домашнего животного образовано от двух предлогов?
Название какого млекопитающего начинается с частицы и заканчивается предлогом?
Станция «Фразеологическая»
Что означает фразеологизм «дело в шляпе»? Каково его происхождение ?
Что означает фразеологизм «засучив рукава» ? Каково его происхождение ?
Как говорят о человеке ,который с трудом , неохотно принимается за что-либо?
Как говорят о человеке, резко выделяющемся чем – либо среди окружающих?
Замените словосочетание фразеологизмом :
-еще молод и неопытен
- избежать заслуженной кары
Составь фразеологизм :
Оставить с носом
Гонять собак
Повесить голову
Овчинка выделки не стоит.
Станция «Шарады»
В первом слоге отдыхают , пиво попивают
Ветка толстая – второе .
Может быть совсем сухое.
Вместе все – он зверь лесной.
Просыпается весной.
Первая – болотная хищная птица ,
Что над погибшим животным кружится
Длинная часть гитары – второе ,
Крепко сжимается левой рукою.
На документах секретных есть третье
Что же за слово это?
Первое – нота , второе – игра .
Целое – встретишь у столяра.
В начале октября ищи слог первый мой,
В начале ноября ищи второй,
А в дом жилой войдешь – там целое найдешь.




Список литературы.
1.Русский язык. 10-11 классы. Гольцова Н.Г.- М.:ООО «ТИД «Русское слово», 2010.
2.Русский язык. Справочные материалы. Баранов М.Т. М.: Просвещение,2010.
3.Из истории русских слов. Аникин А.Е., Корнилаева И.А.-М.: Школа-Пресс,2005.
4.Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов.- М.: ДРОФА,2008.
5.Словарь иностранных слов. Бурцева В.В. , Семенова Н.М.-М.: Русский язык- медиа,2003.
6.Риторика. Кохтев Н.Н.- М.: Просвещение,2010.




15