Урок-экскурсия по математике Решение задач на увеличение числа на несколько единиц в пределах 10


Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог Медведева Наталья Юрьевна
Предмет математикаКласс 2
Тема урока: урок-экскурсия «Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»
Цели:
Образовательные:
знакомство учащихся с новым видом задач,
формирование умения решать задачи изученного вида,
совершенствование умения прибавлять и вычитать в пределах 10,
обобщение знания структуры задачи через решение задач изученных видов,
формирование умения работать самостоятельно, в группе.
Развивающие:
развитие логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти, познавательной деятельности, творческих способностей обучающихся, слухового восприятия.
Воспитательные:
воспитание положительного отношения к учебной деятельности, интереса к математике и чтению,
воспитание нравственных качеств
воспитание экологической культуры, потребности в здоровом образе жизни.
Оборудование: счётный материал, конспект урока, «письмо» от медвежат (приложение 1), карточки для индивидуальной работы (приложение 2),

Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся
Организационная часть - Доброе утро!
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Посмотрите, все ль в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки? Дети проверяют готовность к уроку.
Постановка задачи урока. - Ребята! Начнем урок математики, где вы сможете, проявив внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать новое и интересное. Но урок будет не совсем обычным. Мы сегодня пойдем на экскурсию, но это будет не простая экскурсия, а математическая.
- Как вы понимаете «математическая экскурсия»?
- Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на математической экскурсии?
- Но прежде, чем мы отправимся на экскурсию, давайте повторим правила техники безопасного поведения.
Выходим на улицу и идем в осенний парк.
- Скажите, какие времена года вы знаете?
- Какое сейчас время года?
- По каким признакам вы определили?
- Молодцы!
- Сегодня на уроке речь пойдет о... Впрочем, вы узнаете об этом сами.
- Нам пришло письмо (приложение 1). Братья из сказки «Два жадных медвежонка» просят помочь. Вот что они пишут: «Мы собрали две корзины груш. В первой корзине медвежонка 5 груш, а во второй корзине – на 1 меньше. Сколько груш достанется каждому медвежонку, если старший братец должен взять больше груш»?
- Поможем?
- Но для того, чтобы помочь медвежатам, мы с начала должны выполнить некоторые задания.
- В нашем путешествии надо быть внимательными, помогать друг другу. Вы научитесь решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Но сначала надо попасть в сказочный лес. Внимательно слушают.
На экскурсии мы будем составлять и решать задачи при помощи окружающих предметов.
Дети читают памятку-план
Дети рассказывают правила безопасного поведения на улице во время экскурсии
Лето, зима, осень, весна
Осень
Перелетные птицы улетели в теплые края, деревья сбросили листья, трава пожухла.
Слушают содержание письма.
- Да.
Устный счет
- Но чтобы войти в сказочный лес, мы должны показать царю леса, как хорошо и правильно мы умеем считать. Итак:
- Давайте посчитаем от 1 до 10
- А теперь обратный счет от 10 до 1.
- Назовите «соседей» числа 2, 4, 7, 9, 3, 5, 8.
-Какое число стоит перед числом 5, 8, 10, 2?
-Какое число стоит после числа 3, 6, 9?
- Как называются компоненты при сложении?
- Решите примеры: первое слагаемое 3, второе слагаемое 2. Найдите сумму. Первое слагаемое 2, второе слагаемое 7. Найдите сумму. Найдите сумму чисел 3 и 5.
- Как называются компоненты при вычитании?
- Решите примеры: уменьшаемое 7, вычитаемое 5. Найдите остаток.
- Уменьшаемое 4, вычитаемое 0. Найдите остаток.
- Уменьшаемое 7, вычитаемое 7. Найдите остаток.
Веселые задачи:
На деревьях грибы сохли,
Ну и в дождь, конечно, мокли:
Двое желтеньких маслят,
Пять тоненьких опят
Да три рыжие лисички –
Очень милые сестрички.
Вы, ребята, не молчите.
Сколько всех грибов? Скажите.
Под шатром ветвистой ели
Белка сделала качели.
И на белкины качели
Собрались лесные звери:
Заяц, куница, рыжая лисица,
Ёж и шестеро зайчат –
На качели не спешат.
Вы, ребята, не зевайте,
Всех зверей пересчитайте.
- Молодцы!
- Ребята, а как надо вести себя в лесу? Дети считают по очереди от 1 до 10.
Дети считают от 10 до 1.
Дети называют «соседей» названных чисел.
Ответы детей.
Ответы детей.
- Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
Дети внимательно слушают пример и решают его, говорят ответ: сумма равна 5. Сумма равна 9.
8
- Уменьшаемое, вычитаемое, остаток.
- 2.
- 4.
- 0.
Дети внимательно слушают задачи.
10
10.
Не шуметь, не разбегаться, чтобы не заблудиться, не разорять птичьих гнезд, не есть неизвестные ягоды, не ломать кусты и ветки деревьев.
Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.
Актуализация опорных знаний.
Алгоритм построения математической задачи
- Ну вот мы и попали с вами в сказочный лес.
- Первый сказочный герой, который нам встретился это… Угадайте загадку (о белке).
- Ребята, лесные звери запасают себе корм на зиму. Белочка просит нас о помощи. Давайте поможем ей решить задачу: Белочка заготовила на зиму грибы: 5 боровиков и 2 сыроежки. Сколько грибов заготовила на зиму белочка?
- Ребята, давайте вспомним, из чего состоит задача?
- Ребята, где здесь условие?
- Вопрос?
- Как будем решать задачу?
- Какой получим ответ?
- Запишите решение палочками на земле.
- Молодцы! Задача решена правильно! Дети выкладывают примеры при помощи природного материала: палочки, камушки, листья и т.д. Проверяем все вместе.
Угадывают загадку
- Условие, вопрос, решение, ответ.
- Боровиков 5 штук, сыроежек 2.
- Сколько всего грибов заготовила на зиму белка?
К 5 прибавим 2.
7.
Дети записывают решение.
Формирование новых ЗУНов.
1. Решение задачи на уменьшение числа на несколько единиц.
- Вот мы и встретили медвежат. Возьмите палочки. Сколько в одной корзине груш?
- Положите 5длинных палочек.
- Возьмите короткие палочки. Сколько в другой корзине?
- Это значит столько же, но …
- Положите короткие палочки, но без 1.
- Что надо сделать?
- Надо узнать, сколько в во 2-ой корзине.
- Сколько груш в первой корзине?
- Сколько груш во второй корзине?
- Что надо сделать?
- Сколько груш во 2-ой корзине?
- Сколько груш возьмёт старший медвежонок?
- Младшему медвежонку сколько груш достанется?
- Помогли медвежатам? И решили задачу на уменьшение числа на 1.
- Что вы можете делать на уроке для укрепления своего здоровья?
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
Доскакали до лужайки
И попрыгали как зайки.
Мы все дружно отдохнём
И опять считать пойдём!
2. Решение задачи на увеличение числа на несколько единиц.
- Кто же спешит к нам на встречу? Загадка о лисе.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост-краса
А зовут ее …
- А какие сказки вы считали о хитрой лисе?
- Нам повстречалась лиса не только хитрая, но и хвастливая. Она хвасталась, что хорошо умеет решать задачи. Давайте проверим, как она умеет их решать.
- На поляне сидело 6 енотов, а зайцев – на 2 больше. Сколько зайцев сидело на поляне?
- Определите условие задачи.
- Каков вопрос в задаче?
- Что значит на 2 больше?
- Как узнать сколько?
- Каков ответ в задаче?
- Посмотрим, сколько получилось у лисы?
- Правильно лиса решила задачу?
- Как вы думаете, хорошо хвастаться? Дети берут палочки.
5
Дети выкладывают длинные палочки
На 1 меньше.
На 1 меньше
Убрать 1
5
На 1 меньше
Убрать 1
4
5
4
Да
ФизминуткуДети выполняют физминуткуЛиса.
- «Лиса и волк», «Лиса и журавль»
6 енотов, зайцев на 2 больше.
Сколько зайцев сидело на поляне?
Это столько же, сколько и енотов, только на 2 больше.
К 6 прибавить 2
8
У лисы получилось 10.
Нет.
Нет.
Закрепление ЗУНов.
Самостоятельная работа учащихся (группой)
Учащиеся записывают или вкладывают решение самостоятельно. Дети читают задания и решают задачи при помощи природного материала.
Итог урока.
- Чему мы научились сегодня на уроке?
- Что показалось трудным?
- Как вы думаете, почему?
- Что вам понравилось на уроке?
- Какое задание было самым интересным?
- Кому понравилось, как вы работали сейчас?
- Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо потрудились. Спасибо вам за урок. Решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Ответы детей на заданные вопросы.