Рабочая программа по внеурочной деятельности Учусь создавать проект 2,3 классы

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №76



Принята


Утверждена

на заседании МО учителей
начальных классов

приказом по средней школе №76 от 01.09.2015 г. №542/01-02

протокол от 27.08.2015 №5







руководитель МО:



/ Вожлякова М.В.






Согласована

заместитель директора по УВР

31.08.2015 / Вожлякова М.В.

дата, подпись, расшифровка






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»

Общеинтеллектуальное направление









Учитель: М.В. Вожлякова
Классы: 2А,2Б,2В
3А,3Б, 3В










2015 - 2015 учебный год

г. Ярославль

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности ««Учусь создавать проект»» составлена на основе следующих нормативных документов:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ № 1897 от 17.12.2010)
Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 76
Авторская программа Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. «Учусь
создавать проект», Москва: Издательство РОСТ, 2012г.
Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала  учащихся через проектную деятельность.
Задачи 
Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
Обучить основам оформления работ.
Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Актуальность и новизна программы
Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармоничного сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная технология. 
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим  наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований.
Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей учебно-воспитательного процесса.

Общая характеристика программы
Курс «Учусь создавать проект» реализует общеинтеллектуальное направление.
Содержание курса согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатики, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности к изучению составных частей исследовательской деятельности.
Занятия курса побуждают к активной мыслительной деятельности, учат понимать, осмысливать причинно – следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывают собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого обьекта или собранного материала;
участвовать в работе конференции.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
3. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
4. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
5. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и методы работы:
игры; опыты;
работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
интеллектуальные головоломки;
работа в компьютерном классе;
практические занятия;
дискуссии, беседы.

Описание места программы по внеурочной деятельности
Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для обучающихся 1-4-х классов.
Курс включает 135 часов по 1 занятию в неделю: 33 занятия в 1 классе и по 34 часа во 2-4-х классах.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трем уровням.
Результаты первого уровня: приобретение новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Результаты второго уровня: позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Результаты третьего уровня: получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
·       учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
·       ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
·       способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
·       основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
·       чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
·       внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
·       выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
·       устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
·       адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
·       осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
·       эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты
 Регулятивные
Выпускник научится:
·       планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
·       учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
·       осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
·       оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
·       адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
·       различать способ и результат действия.
 Выпускник получит возможность научиться:
·       в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
·       проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
·       самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.
Познавательные
Выпускник научится:
·       осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
·       осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
·       строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
·       проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
·       устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·       строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
·       осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
·       записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
·       осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
·       осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
·       осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
·       осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
·       строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 Коммуникативные
Выпускник научится:
·       адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
·       допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
·       учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·       формулировать собственное мнение и позицию;
·       договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·       задавать вопросы;
·       использовать речь для регуляции своего действия;
·       адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
·       учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
·       понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
·       аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
·       задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
·       осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·       адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
·       адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты
Выпускник научится:
основным этапам организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятиям цели, объекта и гипотезы исследования;
работать с основными источниками информации;
правилам оформления списка использованной литературы;
способам познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты).
Выпускник получит возможность научиться:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность.

Содержание программы
Программирование учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Однако при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Программа состоит из следующих разделов:
Основы проектной деятельности.
При изучении данного раздела, обучающиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно: - видеть проблемы;  - ставить вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определение понятиям; - классифицировать; - наблюдать; - проводить эксперименты; - делать умозаключения и выводы; - структурировать материал; - готовить тексты собственных докладов; -объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
  Самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
выбор темы проекта;
постановка проблемы;
 выдвижение гипотез;
формулирование цели и задач проекта;
сбор собственного материала;
обобщение, выводы;
защита работы.
Данный раздел является основным. Занятия в рамках этого раздела выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.

 Оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации программы ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.


Календарно-тематическое планирование для 2 класса


Тема занятия
Форма организации деятельности
Количество часов
дата





2 а



1
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
Познавательная беседа.
1
01.09/
02.09
01.09/
02.09
03.09

2
Выбор темы проекта.
Ты - проектант
Познавательная беседа.
1
08.09/
09.09
08.09/
09.09
10.09

3
Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями.
Сюжетно ролевая игра.
1
15.09/
16.09
15.09/
16.09
17.09

4
Выбор помощников в работе над проектом
Познавательная беседа.

1
22.09/
23.09
22.09/
23.09
24.09

5
Этапы работы над проектом
Ролевая игра
1
29.09/
30.09
29.09/
30.09
01.10

6
Актуальность темы проекта.
Твое знакомство с понятием «актуальность»
Познавательная беседа.

1
06.10/
07.10
06.10/
07.10
08.10

7
Проблема. Решение проблемы.
Практическое занятие.
1
13.10/
14.10
13.10/
14.10
15.10

8
Выработка гипотезы - предположения.
Просмотр и обсуждение кинофильма.
1
20.10/
21.10
20.10/
21.10
22.10

9
Цель проекта.
Сюжетно ролевая игра.
1
27.10/
28.10
27.10/
28.10
29.10

10
Задачи проекта.
Практическое занятие.

1
10.11/
11.11
10.11/
11.11
12.11

11
Сбор информации для проекта
Практическое занятие.

1
17.11/
18.11
17.11/
18.11
19.11

12
Знакомство с интересными людьми. Интервью.
Творческая работа в группах.
1
24.11/
25.11
24.11/
25.11
26.11

13
Обработка информации. Отбор значимой информации.
Викторина.
1
01.12./
02.12
01.12./
02.12
03.12

14
Создание продукта проекта. «Макет». «Поделка».
Практическое занятие.

1
08.12/
09.12
08.12/
09.12
10.12

15
Играем в ученых. Это интересно.
Работа в группах.
1
15.12/
16.12
15.12/
16.12
17.12

16
Тест. «Чему ты научился?»
Сюжетно ролевая игра.
1
22.12/
23.12
22.12/
23.12
24.12

17
Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини- сообщение).
Познавательная беседа.

1
29.12/
13.01.
29.12/
13.01.
15.01

18
Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»
Практическое занятие
1
12.01./
20.01
12.01./
20.01
22.01

19
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.
Познавательная игра.
1
19.01/
27.01
19.01/
27.01
29.01

20
Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP- Microsoft Power Point
Сюжетно ролевая игра.
1
26.01/
03.02
26.01/
03.02
04.02

21
Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP- Microsoft Power Point
Викторина.
«Самый эрудированный».

1
02.02/
10.02
02.02/
10.02
11.02

22
Совмещение текста выступления с показом презентации
Практическое занятие
1
09.02./
17.02
09.02./
17.02
18.02

23
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
Работа в библиотеке
1
16.02./
24.02
16.02./
24.02
25.02

24
Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»
Тренинг


1
01.03/
02.03
01.03/
02.03
03.03

25
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки
Практическое занятие
1
15.03/
09.03
15.03/
09.03
10.03

26
Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»
Самостоятельная работа по оценке приобретенных умений и навыков
1
29.03/
16.03
29.03/
16.03
17.03

27
Играем в ученых. Это интересно
Игра – путешествие по станциям.
1
05.04/
30.03
05.04/
30.03
31.03

28
Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности
Урок - путешествие.
1
12.04/
05.04
12.04/
05.04
07.04

29
Памятка жюри конкурса
Практическое занятие
Работа в группах
1
19.04/
13.04
19.04/
13.04
14.04

30
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией
Практическое занятие

1
26.04/
20.04
26.04/
20.04
21.04

31
Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией
Практическое занятие
Работа в группах
1
03.05/
27.04
03.05/
27.04
28.04

32
Играем в ученых. Это интересно
Игра – «Поле чудес».Познавательная беседа.
1
10.05/
04.05
10.05/
04.05
05.05

33
Благодарственные рисунки – отклики помощникам твоего проекта. Пожелания будущим проектантам.
Творческая работа
1
17.05/
11.05
17.05/
11.05
12.05

34
Советы на лето от Мудрого Дельфина.
Интеллектуальная игра

22.05/
18.05
22.05/
18.05
19.05









Календарно-тематическое планирование для 3 класса



Название темы
Форма организации деятельности
Количество часов
Дата


Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом.
Познавательная беседа Просмотр видеофрагментов
об увлечениях.

1
01.09/
02.09
01.09/
02.09
04.09


Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы.
Познавательная беседа

1
08.09/
09.09
08.09/
09.09
11.09


Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи
Познавательная беседа

1
15.09/
16.09
15.09/
16.09
18.09


Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации.
Сюжетно-ролевая игра


1
22.09/
23.09
22.09/
23.09
25.09


Требования к паспорту проекта.
Познавательная беседа


1
29.09/
30.09
29.09/
30.09
02.10


Составление паспорта проекта
Практическое занятие

1
06.10/
07.10
06.10/
07.10
09.10


Требования к составлению анкет для проекта.
Познавательная беседа


1
13.10/
14.10
13.10/
14.10
16.10


Анкетирование
Практическое занятие
1
20.10/
21.10
20.10/
21.10
23.10


Памятки. Составление памяток по теме проекта
Практическое занятие

1
27.10/
28.10
27.10/
28.10
30.10


Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере.
Практическое занятие


1
10.11/
11.11
10.11/
11.11
13.11
20.11


Практическая работа. Создание мини-постера
Работа в группах

1
17.11/
18.11
17.11/
18.11



Практическая работа. Создание мини-постера
Работа в группах

1
24.11/
25.11
24.11/
25.11
27.11


Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.
Практическое занятие

1
01.12./
02.12
01.12./
02.12
04.12


Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.
Практическое занятие


1
08.12/
09.12
08.12/
09.12
11.12


Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.
Практическое занятие
1
15.12/
16.12
15.12/
16.12
18.12


Программа МРР. Анимации. Настройка анимации
Практическое занятие

1
22.12/
23.12
22.12/
23.12
25.12


Программа МРР. Анимации. Настройка анимации
Практическое занятие

1
29.12/
13.01.
29.12/
13.01.
15.01


Программа МРР. Дизайн
Практическое занятие
1
12.01./
20.01
12.01./
20.01
22.01


Программа МРР. Дизайн
Практическое занятие
1
19.01/
27.01
19.01/
27.01
29.01


Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
Практическое занятие

1
26.01/
03.02
26.01/
03.02
05.02


Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
Практическое занятие

1
02.02/
10.02
02.02/
10.02
12.02
19.02


Требования к компьютерной презентации. PowerPoint
Интеллектуальная игра
1
09.02./
17.02
09.02./
17.02



Требования к компьютерной презентации. PowerPoint
Интеллектуальная игра
1
16.02./
24.02
16.02./
24.02
26.02


Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР
Викторина.
«Самый эрудированный».


1
01.03/
02.03
01.03/
02.03
04.03


Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР
Практическое занятие.

1
15.03/
09.03
15.03/
09.03
11.03


Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту
Практическое занятие.

1
29.03/
16.03
29.03/
16.03
18.03


Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту
Практическое занятие.



1
05.04/
30.03
05.04/
30.03
01.04


Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту
Практическое занятие.



1
12.04/
05.04
12.04/
05.04
08.04


Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.
Творческая работа в группах

1
19.04/
13.04
19.04/
13.04
15.04


Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.
Творческая работа в группах



1
26.04/
20.04
26.04/
20.04
22.04


Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия
Самостоятельная работа по оценке приобретенных умений и навыков


1
03.05/
27.04
03.05/
27.04
29.04


Твои впечатления от работы над проектом
Самостоятельная работа по оценке приобретенных умений и навыков

1
10.05/
04.05
10.05/
04.05
06.05


Пожеланиям будущим проектантам
Практическая работа

1
17.05/
11.05
17.05/
11.05
13.05


Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.
Практическая работа
1
22.05/
18.05
22.05/
18.05
20.05


Всего:

34















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения программы

Учебно-методические материалы

Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Рабочие тетради для 2 класса к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М.: Издательство РОСТ, 2014.
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2014.

Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Рабочие тетради для 3 класса к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М.: Издательство РОСТ, 2015.
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М.: Издательство РОСТ, 2015.


Электронные ресурсы: 
1.     Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (09.03.11) 
2.     Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
3.     Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (09.03.11) 
4.   «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ](09.03.11) 


ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства:
персональный компьютер
мультимедийный проектор
интерактивная доска


Заголовок 215