Адаптированная рабочая программа по Обществознанию 8-9 кл. СКОШ VIII вида 2015-16 уч.г.


Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида поселка Эгвекинота»
«Утверждаю»
директор ОУ
__________Т.М. ШвырковаПриказ № ________
_________________2015 г.
«Рассмотрено»
на заседании МО
протокол №_____________
__________________2015 г.
Адаптированная рабочая программа
«Обществознание»
для 8-9 классов

составитель: Тищенко Т.М.
должность: учитель
квалификационная
категория: втораяЭгвекинот,
2015-16 учебный год
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа «Обществознание» предназначена для обучающихся 8-9 классов, «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида п. Эгвекинота».
Концепция программы.
Обществознание в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Содержание образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.
Отбор содержания курса произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально-возрастных потребностей умственно отсталых детей. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей обучающихся.
Обоснованность программы:
Актуальность. Изучение обществознания содействует приобщению обучающихся, воспитанников к комплексу социальных ценностей, правил и норм, пониманию и использованию прав в различных сферах общественной жизни, осознанию и выполнению обязанностей, а в итоге -успешной социализации обучающихся, воспитанников и интеграции их в общество.
Значимость программы. Обучающиеся, воспитанники с легкой степенью умственной отсталости по окончании 9 класса способны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Общие цели и задачи учебного предмета «Обществознание»:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления; развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам и ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; о качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о сферах человеческой деятельности; о способах регулирования общественных отношений; о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Принципы построения адаптированной рабочей программы:
Принцип коррекционной направленности в обучении,
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,
принцип научности и доступности обучения,
принцип систематичности и последовательности в обучении,
принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Основным принципом является принцип коррекционной направленности.
Система оценки достижений обучающихся
В основу критериев взяты знания, умения, навыки, которыми должен обладать обучающийся в соответствии с «Программой специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1-2 – под редакцией Воронковой В.В., – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
Оценка устных ответов обучающихся.
Отметка «5» ставится ученику, если он отвечает самостоятельно, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения об изучаемом материале, отвечает правильно, отражает основной материал курса, правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, правильно использует карту, дает правильные осознанные ответы на все поставленные вопросы, подводит итог .
Отметка «4» ставится ученику, если он дает полный правильный ответ, который отвечает критериям отметки «5», но допускает незначительные речевые ошибки, допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему при ответе, частично использует термины и понятия, допускает ошибки в работе с картой, подводит итог при незначительной помощи учителя.
Отметка «3» ставится ученику, если он основное содержание изученного материала усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегда последовательно, затрудняется в самостоятельном изложении материала, при помощи учителя дает правильные односложные ответы на поставленные вопросы, определения понятий недостаточно четкие, подводит итог сказанного только при массированной помощи учителя.
Отметки «2» и «1» не ставятся.
Оценка письменных работ
Отметка «5» ставится ученику при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий, допускается 1 негрубый недочет, качество работы 90-100%.
Отметка «4» ставится ученику, если он выполняет работу при незначительной помощи учителя, допускает одну грубую ошибку и один негрубый недочет, допускает три негрубых недочета, оптимальное качество работы 70-80%.
Отметка «3» ставится ученику, если ему в ходе выполнения работы оказывается массированная помощь учителя, он допустил две грубые ошибки и один негрубый недочет, допустил одну грубую ошибку и три негрубых недочета, выполнял работу по учебнику , конспектам тетради, оптимальное качество 40-60 %.
Отметки «2» или «1» не ставятся.
II.Общая характеристика учебного предмета
Адаптированная рабочая программа составлена на основе «Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1 – под редакцией Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001»; и отражает основные положения учебника «Введение в обществознание». Для учащихся 8-9 кл. /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2001; учитывает методические рекомендации «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005.
Цели и задачи преподавания предмета «Обществознания»
8 класс
Цели:
• формировать систему знаний об обществе, государстве, праве и морали;
• содействовать социализации учащихся, приобщению их к комплексу социальных ценностей, правил и норм, пониманию и использованию прав в различных сферах общественной жизни, осознанию и выполнению обязанностей.
Задачи:
познакомить учащихся с различными видами межличностных отношений и их отличиями, показать роль общения в межличностных отношениях, определив условия его успешности, причины возникновения конфликтных ситуаций и варианты их разрешения;
дать представление о важнейших тенденциях в развитии современного мира, о глобальных мировых проблемах.
охарактеризовать особенности взаимодействия отдельного человека с общественной средой, природой, государством, различными социальными группами и институтами;
рассмотреть важнейшие компоненты человеческой природы: биологические и социальные потребности, мышление и речь, деятельность и ценности, способности и характер, моральные нормы и культурные установки, восприятие и самосознание;
развитие внимания, речи, памяти, мышления.
9 класс
Цели:
Создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Задачи:
знакомство с основными конституционными правами и обязанностями человека в Российской Федерации;
знакомство с основами трудового, семейного, административного, уголовного права;
знакомство с понятиями «правонарушение» и «преступление», формирование у правового самосознания;
гражданское, эстетическое, нравственное воспитание;
развитие внимания, речи, памяти, мышления.

Технологии обучения:
В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе применяются следующие педагогические технологии:
технология развития критического мышления (формирование умений работать с текстом, опираться на жизненный опыт);
технология коллективного способа обучения;
технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени);
информационно-компьютерные технологии;
здоровье сберегающие технологии.
Методы и приемы обучения:
словесные: рассказ, объяснение, беседа, выборочное объяснительное чтение текста
учебной книги;
наглядные: наблюдение, демонстрация,
практические: упражнения, тесты.
Типы уроков:
урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
комбинированный урок.
Связь обществознания с другими предметами.
В процессе обучения прослеживается связь Обществознания с другими предметами: СБО, ОБЖ, географией, естествознанием, математикой, чтением, письмом, историей.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Обществознание» относится к общеобразовательной области «Обществознание». В соответствии с учебным планом и расписанием учебных занятий на изучение обществознания отводится:
В 8 классе 1 час в неделю, 34 часа в год, из них 2 часа на «Введение», 30 часов- на изучение основного материала; 2 часа - на повторительно-обобщающие уроки.
В 9 классе -1 час в неделю, 34 часа в год, из них на повторение изученного материала в 8 классе (2 часа): на изучение III раздела «Права и обязанности граждан РФ» -20 часов; IV раздела « Основы уголовного права» - 12 часов. Оба раздела заканчиваются повторительно-обобщающими уроками.
Срок реализации программы 2 учебных года. Занятия проводятся в форме урока (40 мин). Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
8 класс.
В 8 классе обучающиеся знакомятся с понятием человек, рассуждают о месте человека в природе, задумываются над вопросом смысла человеческой жизни, знакомятся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, получают общие представления о праве и государстве.
Введение в тематику государства и права связывается с этическими проблемами. Содержание темы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки ответственность.
Знакомится с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о государстве как о целостной политико-правовой системе.
9 класс.
В процессе изучения раздел «Права и обязанности граждан РФ» обучающиеся знакомятся с конституционными обязанности граждан, с основными конституционными права человека в Российской Федерации: экономическими, социальными, гражданскими, политическими, культурными, а также ведут разговор об ответственности государства перед своими гражданами.
В тематику «Основы уголовного права» входят понятия правонарушений и преступлений, ответственности за них, обсуждаются разные варианты поведения, позволяющие жить с ладу с законом.
V.Личностные, метапредметные и предметные результаты

К личностным результатам относятся убеждения и качества:
осознание себя как гражданина страны, члена семьи, региональной общности;
уважение прав и свобод человека;
уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты выражаются в следующих качествах:
способность организовывать и регулировать учебную, общественную деятельность;
владение умениями составлять простой план, формулировать выводы, использовать современные источники информации на электронных носителях;
способность представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, презентация;
освоение основ взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты включают:
умения изучать информацию из различных источников, раскрывая ее познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни личностей и народов своей страны;
Требования к подготовке обучающихся по предмету
Требования к подготовке учащихся по предмету соответствуют «Программам для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой.- М.: «ВЛАДОС», 2012.
Требования к подготовке учащихся 8 класса по предмету.
Обучающиеся должны знать :основные понятия курса: личность, социальная роль, общество, государство, право, мораль, закон, нравственные нормы, «Золотое» правило нравственности, Конституция, три ветви власти ( законодательная, исполнительная и судебная), органы власти РФ.
Обучающиеся должны уметь:
•самостоятельно читать учебный материал, пересказывать прочитанное, объяснять, составлять рассказ по иллюстрации, ориентироваться в тексте учебника;
•правильно употреблять термины, понятия: государство, право, мораль, потребности человека, добро, зло, долг, совесть, гражданство, правительство РФ, президент РФ.
•ориентироваться в окружающей действительности,
•соблюдать общепринятые нормы поведения и общения,
•владеть навыками устной разговорной речи,
•отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы для получения информации.
Требования к подготовке учащихся 9 класса по предмету.
Обучающиеся должны знать: основные понятия курса: виды прав, основные конституционные права и обязанности человека; виды правовой ответственности; правовые основы семьи и брака; правонарушение и преступление, ответственность за преступление, наказание.
Они должны уметь: написать просьбу, жалобу, ходатайство в органы исполнительной власти; оформлять стандартные бланки, обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения; самостоятельно читать учебный материал, пересказывать прочитанное, объяснять, составлять рассказ по иллюстрации, ориентироваться в тексте учебника; правильно и точно употреблять термины, понятия;

VI.Содержание тем учебного курса
8 класс
Введение (2 часа).
Загадка и природа человека. Человек ищет смысл жизни.
Раздел I «Государство, право, мораль» - 16 часов.
Что такое государство? Государство и право. Гражданин и государство. Основные принципы правового государства. Что такое право? Право и закон. Что такое мораль? Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Правовая культура.
Раздел II. «Конституция РФ» - 16 часов
Конституция Российской Федерации — Основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть Российской Федерации.
Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации.
Местное самоуправление. Институт президентства. Избирательная система. Гражданство Российской Федерации.
9 класс.
Повторение изученного в 8 классе материала (2 часа).
III раздел «Права и обязанности граждан РФ» -20 часов
Основы трудового права.Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних. Трудовая книжка. Виды наказаний за нарушения в работе.
Экономические права. Собственность и имущественные отношения.Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья.
Социальные права человека. Понятие социального права. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. Защита государством материнства и детства. Право на образование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться?
Политические права и свободы. Понятие и содержание полит. Прав. Избирательное право в системе политических прав.
Культурные права и свободы. Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести. Право на доступ к культурным ценностям.
IV раздел « Основы уголовного права» - 12 часов
Преступление и наказание. Понятие уголовного права. Правонарушение и преступление. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка. Как не стать жертвой преступления. Если тебя задержала милиция.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
8 класс

урока Тема Кол-во
часов Дата
=== Введение 2 ====
1 Загадка и природа человека 1 03.09
2 Человек ищет смысл в жизни 1 10.09
=== Раздел I. Государство, право, мораль. 16 ====
3 Мировоззрение человека 1 17.09
4 Потребности и возможности человека 1 24.09
5 Человек и общество 1 01.10
6 Социальные регуляторы поведения человека 1 08.10
7 Как и почему возникает право? 1 15.10
8 Правовая культура и правовое поведение личности 1 22.10
9 Государство и право 1 29.10
10 Гражданин и государство 1 12.11
11 Правовое государство и обеспечение прав человека 1 19.10
12 Права человека в случае совершения им правонарушений. 1 26.11
13 Что такое мораль. 1 03.12
14 Добро и зло. 1 10.12
15 Долг и совесть. 1 17.12
16 Роль морали в жизни человека и общества 1 24.12
17 Нравственная культура 1 14.01
18 Повторительно-обобщающий урок по I разделу «Государство, право, мораль» 1 21.01
= Раздел II.Конституция РФ. 16 ====
19 История становления и развития Конституции РФ 1 28.01
20 Конституция РФ– основной закон государства 1 04.02
21 Конституционный строй Р Ф 1 11.02
22 Федеративное устройство 1 18.02
23 Конституционные права и свободы 1 25.02
24 Разделение властей и условия их взаимодействия 1 03.03
25 Система органов власти 1 10.03
26 Избирательная система РФ1 17.03
27 Президент РФ 1 24.03
28 Правительство РФ 1 07.04
29 Совет Федерации 1 14.04
30 Государственная Дума 1 21.04
31 Судебная власть в РФ 1 28.04
32 Местное самоуправление 1 05.05
33 Повторительно-обобщающий урок
по II разделу « Конституция РФ» 1 12.05
34 Повторительно-обобщающий урок по курсу «Обществознание» 1 19.05УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
9 класс

урока Тема Кол-во
часов Дата
= Повторение изученного материала в 8 классе
2 ===
1 Государство, право и мораль 1 03.09
2 Конституция РФ 1 10.09
= Раздел III. Права и обязанности граждан РФ 20 ===
3 Понятие прав человека. 1 17.09
4 Становление и развитие прав человека 1 24.09
5 Всеобщая декларация прав человека 1948г 1 01.10
6 Проблема прав человека в России и в мире 1 08.10
7 Основы правового статуса личности 1 15.10
8 Конституционные обязанности граждан 1 22.10
9 Гражданские права человека 1 29.10
10 Гражданские права человека 1 12.11
11 Политические права и свободы граждан РФ 1 19.10
12 Экономические права граждан РФ 1 26.11
13 Социальные права человека и реализация их в РФ 1 03.12
14 Культурные права человека. 1 10.12
15 Право на образование 1 17.12
16 Труд и трудовое право. 1 24.12
17 Собственность и предпринимательство 1 14.01
18 Порядок приема на работу. Трудовая дисциплина. 1 21.01
19 Роль семьи в жизни человека и общества 1 28.01
20 Правовые основы брака и семьи. 1 04.02
21 Документы ООН по правам ребенка. 1 11.02
22 Повторительно-обобщающий урок «Права и обязанности граждан РФ» 1 18.02
= Раздел IV. Основы уголовного права 12 ===
23 Личность и закон 1 25.02
24 Правонарушение и преступление 1 03.03
25 Причины правонарушений 1 10.03
26 Вина и ответственность 1 17.03
27 Ответственность за правонарушения против собственности 1 24.03
28 Ответственность за правонарушения против личности 1 07.04
29 Групповые правонарушения несовершеннолетних 1 14.04
30 Правопорядок и милиция 1 21.04
31 Суд и прокуратура 1 28.04
32 Как не стать жертвой преступления 1 05.05
33 Если тебя задержала милиция 1 12.05
34 Повторительно-обобщающий урок «Основы уголовного права» 1 19.05
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическая литература для учителя:
Азбука права: разработка занятий в начальной школе / авт.-сост. Н.Н. Бобкова.- Волгоград: «Учитель», 2006. - 134 с.
«Введение в обществознание». Для 8-9 кл. /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2001.Конституция Российской Федерации 1993 г.
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.1. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005.
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч.2. Пособие для учителя /под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М. Просвещение, 2005.
Обществознание: Учебно-справочное пособие/ под ред. В.В. Баранова, В.Г. Зарубина. – М.: ООО «Издательство АСТ» ООО «Издательство Астрель», 2004.-334 с.
Обществознание. 8-9 классы. Подросток и закон / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с.
Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ /- Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004.
Правоведение. 9 класс. Права человека / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с.
Правоведение. 8-9 класс. Изучаем Конституцию / авт.-сост. С.Н. Степененко. – Волгоград: «Учитель», 2007. -239 с.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 1 – под редакцией Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 кл: Сборник 2 – под редакцией Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
Учебно-методическая литература для обучающихся:
1. Государственные символы России/сос. Т.В.Шепелева-Волгоград: Учитель, 2007
2. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
3. Декларация прав человека и гражданина РФ
4. Конституция Российской Федерации 1993 г
5. Конвенция ООН 1948 г.
6. Семейный Кодекс РФ (извлечения)
7. Трудовой Кодекс РФ (извлечения)
8. Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995
Наглядно-иллюстрационный материал
1. Глобальные проблемы современности
2. Деятельность как способ существования человека
3. Конституция России в системе законодательства
4. Конституционные права и свободы граждан РФ
5. Народовластие в РФ
6. Наука и ее роль в жизни общества
7. Основные этапы в развитии Конституции
8. Основы конституционного строя
9. Общество, цивилизация, культура
10. Права и свободы человека и гражданина
11. Познание и знание
12. Религия
13. Система органов власти РФ
14. Свобода и ответственность личности
15. Федеративное устройство РФ
16. Человек и природа
17. Человек и смысл его существования
4. Цифровые образовательные ресурсы:
  Федеральный портал "Российское образование"Российский общеобразовательный порталПортал информационной поддержки единого государственного экзаменаЕстественно-научный образовательный порталИнформационно-коммуникационные технологии в образованииКаталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыЕдиная коллекция Цифровых Образовательных РесурсовЕдиное окно доступа к образовательным ресурсамhttp://www.iteach.ru/courses/aids.php.
www.letopisi.ruwww.wiki.openclass.ruwww.campus.ru,
http://www.proshkolu.ru/http://www.bookomania.ru/knigi/staren-koe/5004-obschestvoznanie-8-9-klass-kravchenko.htmlhttp://nsk62.ru/media/uchebnik-obshestvoznanie-8-klass-kravchenko-skachat.htmlhttp://bukoteka.ru/item/146827http://www.ihtik.lib.ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.