Статья Формирование информационной культуры будущего специалиста


Формирование информационной культуры будущего специалиста.
43967408064500
Международная эмблема информационной грамотности.
Современное общество пребывает сейчас в той фазе своего развития, когда главными ресурсами и продуктами производства являются информация и знания. Чтобы являться полноценным членом такого общества, необходимо обладать знаниями и навыками эффективного пользования информацией, а также разносторонними умениями поиска нужной информации, от работы с каталогом в библиотеке до просмотра и поиска необходимой информации на бескрайних просторах Интернета. Человек, владеющий какой-либо специальностью, обладающий специальными знаниями в какой-либо области науки, техники, просто обязан обладать информационной культурой. Информационная культура - это уровень умений целенаправленной работы с информацией, использование новых информационных технологий для работы с ней, а также сформированность системы научных знаний и морально-этических норм работы с информацией.
Для формирования информационной культуры будущего специалиста необходимо формировать у студентов навыки владения средствами информатики и вычислительной техники и способности применять их в дальнейшей профессиональной деятельности. Для этого требуется высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей-специалистов в области компьютерных технологий. Преподаватели информатики и информационных технологий должны постоянно совершенствовать свои умения и расширять знания, так как каждый день появляется новое аппаратное и программное обеспечение. Недаром же шутят - «пока ты довез свой компьютер до дома, он уже устарел». Кроме самообразования считаю важным и нужным моментом организацию всевозможных курсов для преподавателей по освоению новых информационных технологий. Другим важным аспектом для формирования информационной культуры будущих специалистов является материальная база учебного заведения. Только при наличии современных компьютеров, программ и периферийных устройств можно воспитать всесторонне развитого, мобильного, умеющего приспосабливаться в постоянно меняющихся условиях, достойного члена информационного общества. Учитывая недостаточную разработанность программного (компьютерного) и методического (с применением новых информационных технологий) обеспечения учебного процесса, можно сделать вывод о наличии громадного поля деятельности для педагогов, уже владеющих информационной культурой. Еще одним немаловажным компонентом при формировании информационной культуры студентов считаю интеграцию информационных и специальных дисциплин. Для реализации этой задачи на практике можно и нужно проводить интегрированные уроки, внеклассные мероприятия по предметам.
Таким образом, каждый студент, впоследствии специалист, должен обладать фундаментальными знаниями в области информационных технологий и умениями применять их на практике для выполнения того или иного профессионального задания или решения проблемы; навыками эффективного поиска информации, интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из всемирной паутины); навыками оценки надежности, точности, достоверности, актуальности информации, учитывая этические и юридические нормы при использовании полученной информации.
В своей профессиональной деятельности преподаю информатику для первого и второго курсов. После окончания курса информатики значительное количество студентов начинает активно использовать возможности информационных технологий при самостоятельном изучении общеобразовательных и специальных дисциплин, не испытывает трудностей при выполнении курсовых проектов и подготовке дипломных работ. При этом находят практическое применение приобретенные ранее навыки работы с прикладными продуктами общего и специального назначения, информационные ресурсы Internet.
Источники:
http://wiki.iteach.ru/index.phphttp://www.childpsy.ru/
http://ogk.edu.ru/http://www.ifap.ru/Технологии формирования профессиональной компетентности будущего специалиста/ Материалы II межрегиональной научно-практической конференции/ Оренбург 2009.