РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ УЧЕНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ Ф Г О С

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ УЧЕНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ Ф Г О С.
ОДАРЁННЫЙ, ТАЛАНТЛИВЫЙ - т.е. обладающий выдающимися природными способностями. (Ожегов. Словарь русского языка).
До сих пор и в науке, и практике обучения существуют две противоположные точки зрения на природу человеческих способностей. Согласно одной из них – способности определяются наследственностью и обучение, в общем, бессильно изменить заложенный его умственный потенциал. Следуя этому подходу, надо стремиться, как можно раньше выяснить каковы возможности детей и учить каждого в соответствии с теми способностями, с которыми он родился. Но житейский опыт любого человека с ясной очевидностью подтверждает: если не заниматься с ребёнком, способности у него едва ли проявятся. С этой точки зрения – наследственность есть лишь одно из условий становления способностей, но отнюдь не их гарантия. Человек не рождается с готовыми математическими способностями. В развитии способностей главную роль отводят обучению. Для каждого возрастного этапа развития ребёнка есть своя ведущая деятельность.
Способности человека делят на общие и специальные.
Общие способности помогают человеку в любой области. Это организационные, поисковые, способности к логическому мышлению.
Специальные способности связаны со специфическими областями. Это музыкальные способности, пение, рисование, математика и т.д.
Формированию общих способностей, чаще всего, не уделяется должного внимания. Они оказываются на положении «бесхозных».
Почему? Потому, что каждый учитель, обучая своему предмету, стремится формировать способности учащихся, необходимые для изучения данного предмета. Общие же способности остаются в стороне. А именно отсутствие общих способностей вызывает нередко трудности в изучении тех или иных предметов.
Так, например, изучение математики с первого же класса предполагает овладение целым рядом логических приёмов мышления: - подведение под понятие; - сравнение; - обобщение; - выделение следствий, и т.д.
Если эти приёмы не сформировать, это означает, что математика усваивалась этим ребёнком не на должную глубину. То есть ребёнок вместо рассуждения, чаще всего брал памятью. И, к сожалению, таким ученикам пока закрыт путь и к сути математики и к увлечению ею.
Итак, можно получить знания по математике, но при этом не развить математические способности, не проникнуть в сущность математики, не научиться думать математически.
Всё сказанное означает, что при любом обучении, при изучении любого предмета главной заботой учителя должны быть формирование основных видов познавательной деятельности – как общих, так и специальных.
Успех в решении этой задачи во многом зависит от учёта возрастных особенностей обучаемых, от знания учителем законов усвоения.
Овладевая такими видами деятельности, ученик ориентируется на существенные особенности, лежащие в основе широкого круга явлений. В этом случае он оказывается способным самостоятельно продвигаться по разным направлениям, как в этой области, так и за её пределами.
Сохранение и развитие одарённости детей – важнейшая проблема нашего общества. И перед учителем стоит основная задача - способствовать развитию личности ребёнка.
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский.
Говоря о формах работы с одарёнными детьми, необходимо сразу оговорить следующее - работа распадается на две формы – урочная и внеурочная.
Урок – основная единица учебного процесса.
В работе с одарёнными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; - принцип возрастания роли внеурочной деятельности; - принцип индивидуализации и дифференциации обучения; - принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; - принцип свободы выбора учащимися помощи и наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.
Главная задача учителя – помочь одарённому ребёнку вовремя проявить и развить свой талант. У одарённых ребят есть очень важный стимул – побеждать. Хотя цена этих побед – долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей.
И самое главное – работа учителя и ученика должна доставлять радость и учителю и ученику, работа должна быть продуктивной, а не приводить к обоюдной деградации личности.
На своих уроках я стараюсь организовывать учебный процесс в соответствии с естественной потребностью личности - свободно мыслить, творить, самоутверждаться. Не забываю о ситуации успеха на уроке (50 способов похвалить - приложение).
«Чудеса творят не компьютеры, а учителя». К. Барренни.
15