Развитие одаренности школьников на интегрированных уроках физики и математики при реализации ФГОС ООО

Развитие одаренности школьников на интегрированных уроках физики и математики при реализации ФГОС ООО
Солодовникова Г.Н.,
учитель физики
МБОУ СОШ №93 Барабинского района Новосибирской области

С 2012-2013 учебного года в нашей школе в пилотном режиме введен федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. Такой подход формирует новую цель школьного математического образования.
Реализация ФГОС при обучении физике и математике требует постановки и решения совокупности следующих задач:
формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся (умение логически и образно мыслить, анализировать и синтезировать факты, обобщать и сравнивать их, интерпретировать, конкретизировать и моделировать);
организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
формирование и развитие через предмет качеств личности, необходимых для его полноценного функционирования в обществе (настойчивости и целеустремлённости, познавательной активности и самостоятельности, способности аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения и др.);
способствовать овладению учащимися знаниями, умениями и навыками, необходимыми в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
создание адаптивной образовательной среды.
Цель и задачи обучения определяют направления работы учителя математики:
- своевременное выявление мотивированных детей;
- использование на учебном занятии дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;
- организация разнообразной внеурочной деятельности;
- развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Реализовать эти направления помогает создание в процессе обучения проблемной ситуации. Создание проблемной ситуации необходимое условие для развития универсальных учебных действий.
Возникает ситуация, когда ученик не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, с помощью известных знаний. Такую ситуацию называют проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать условия для усвоения нового материала.
Перечислю несколько приемов, способов создания проблемных ситуаций, которые использую на занятиях.
Задачи с недостающими или избыточными данными.
Изучение нового материала начинаю (если это возможно) с описания жизненно-го явления, факта, которые нуждаются в теоретическом обосновании.
Организация практической работы, которая требует постановки проблемы и ее решения.
Переформулировка задач, когда из текста исключается вопрос или заменяется на более полезный.
Конфликт между формой и содержанием.
Столкновение противоречивых мнений самих школьников.
Основными формами изложения нового материала является проблемный урок и урок-диалог. Например, 8 класс. Тема «Четырехугольники». Задание на дом: «Построить генеалогическое древо четырехугольника». К следующему занятию каждый учащийся приносит выполненное задание на отдельном листе в виде электронной презентации, отражая свое видение данного вопроса. Учитель готовит опорный конспект по данной теме, и следующее занятие протекает в форме диалога, где основными творцами являются сами учащиеся, а преподавателю отводится функции корректировки их деятельности. Тем самым у учащихся вырабатывается устойчивый интерес к изучаемой теме, они чувствуют себя первооткрывателями и получают глубокое удовлетворение от достижения цели. Сам процесс обучения протекает в теплой доброжелательной атмосфере.
Во время практических занятий учащиеся закрепляют предметные результаты через организацию таких форм деятельности, как устные упражнения и решение простейших задач, математические диктанты, которые занимают 5-7 минут учебного времени («Семиминутки»). Каждому учащемуся предоставляется возможность продемонстрировать владение учебным материалом на простейших примерах, а ежедневное проведение таких диктантов позволяет довести владение основными формулами до автоматизации, т.е. перейти на подсознательный уровень. Учащиеся получают навыки владения фундаментальными знаниями предмета. Преподавателю легко увидеть недоработки в своей деятельности и оперативно устранить просчеты. Этот прием обучения используется при изучении таких тем как «Производная», «Первообразная и интеграл», «Степень с рациональным показателем», «Квадратные корни» и других тем.
Параллельно или чуть с опережением идет решение большого количества простейших примеров и задач в устной форме с одновременным проговариванием и аргументированным обоснованием своих рассуждений. Учащиеся приобретают первые навыки владения изучаемым материалом, учатся мыслить, сравнивать, сопоставлять, доказывать, делать обобщения, учатся слушать и слышать своих одноклассников. Преподавателю остается только в некоторых случаях делать обобщения и уделять главное внимание на постановку вопросов ориентированных на развитие мыслительной деятельности
Глубину и прочность знаний, приобретение умений и владения изучаемым материалом учащиеся получают через систему многократного повторения операций и действий, выполнение типовых расчетов по всем изучаемым темам сопоставления старого и нового материала при проведении тренировочных и индивидуальных (ДИРов – домашних индивидуальных работ) заданий с использованием разнообразного дидактического материала, а так же через организацию работы с книгой. В этот период обучения учащиеся приобретают опыт управления своими действиями, своей самостоятельностью, со совершенствуют умения применения знаний. В данный момент уместно рассмотреть прикладное значение изучаемой темы, установить логическую взаимосвязь между разделами математики, заслушать одно-другое сообщение с обобщением изучаемого материала, т.е. привлечь учащихся к познавательному и исследовательскому труду.
Результаты заносятся в таблицу под названием «Динамика успеваемости учащихся» и вывешивается в аудитории, что способствует проявлению особого интереса к результатам своего труда и эффекту соревнования.
Контроль за результатом деятельности учащихся осуществляется через систему проверочных самостоятельных работ, являющихся промежуточным этапом подведения итогов работы по теме, контрольной работы и проведения тематического зачета по окончанию изучения темы.
Таким образом, системно-деятельностный подход при обучении математике обеспечивает реализацию ФГОС ООО.
15