Аспекты формирования когнитивных и креативных способностей учащихся


МБОУ «Гимназия №11 г. Ельца»
«Аспекты формирования когнитивных и креативных способностей учащихся»
Подготовила:
Учитель информатики
Алехина И. Ю.
Елец, 2016 г.
В процессе изучения реальной действительности ученик выполняет следующие основные виды деятельности: познание, изучение объектов окружающего мира; создание продукта личного образования; познание и создание.
При реализации данных видов деятельности проявляются следующие качества личности: Когнитивные (познавательные) качества: чувство окружающего мира, умение задавать вопросы, поиск причин явлений, умение показать понимание или не понимание сути вопроса.
Креативные (творческие) качества: воодушевление, фантазия, острота ума, чувствительность к противоречиям, точность суждений и чувств, способность к рефлексии.
Методологические качества (организаторская деятельность): умение определять и объяснять цель учебной деятельности, умение ставить перед собой цель, способность к рефлексии.
Когнитивные качества важны для человека, для его познавательной деятельности, эта деятельность распределяется в соответствии с учебными предметами: физические и физиологические качества: умения видеть, слушать, понимать, чувствовать изучаемый объект, познание посредством вкуса, активная работоспособность, энергичность; интеллектуальные качества: догадливость, находчивость, логичность, умение обосновывать, анализировать и синтезировать, находить аналогии, применять различные аргументы; выносливость, сообразительность, поиск проблемы, умение экспериментировать, умение задавать вопросы, умение видеть противоречия, формирование гипотез и проблем, выполнение теоретических и экспериментальных исследований, умение обобщать и делать выводы; знание норм морали и традиций, умение обосновывать знания и результаты, умение определять свои мысли при ситуации выбора, оперативность действий; умение выражать понимание или не понимание возникших вопросов, умение понимать и оценивать позиции других, умение вступать в содержательный диалог и дискуссию; умение находить основные и второстепенные объекты, взаимосвязь между ними, причину возникновения объекта, источник; понимание своеобразного содержания каждого изучаемого предмета, овладение базовыми знаниями, навыками и умениями, понимание фундаментальных проблем изучаемого предмета, нестандартное мышление; умение находить причины возникновения культурно-исторических объектов, определять его структуру и состав, создавать системы идеальных объектов, находить взаимосвязь между реальными объектами и культурно-историческими явлениями; умение воссоздавать усвоенные знания в материальной и нравственной формах.
Креативные качества в процессе образования обеспечивают учащемуся условия для создания творческого продукта: эмоционально-образные качества: воодушевление, эмоциональный подъем в творческой ситуации, образность, воображение, фантазия, вдумчивость, романтизм, чувство новизны, творческая гипотеза; инициативность, изобретательность, готовность придумывать, своеобразие, нестандартность; способность генерировать идеи; овладение разнообразием мышления, соответствие с нормами морали в семье, школе, социальной среде; умение контактировать с изучаемым объектом, выбирать методы изучения, определить структуру и состав, устанавливать взаимозависимость между объектами.
Организаторские (методологические) качества в процессе организации обучения проявляются в познании и творчестве: знание учащимся особенностей своей индивидуальной деятельности; умение понимать и объяснять свои цели посредством занятий учебным предметом; целесообразность, соответствие содержанию программ, доведение начатого до конца, целеустремленность, упорство и настойчивость: учебное целеполагание в заданной отрасли, умение планировать достижение успеха, выполнение намеченного плана исходя из индивидуальных способностей, достигать и осознавать свой результат, умение сравнивать свои результаты с результатами товарищей; формирование правил деятельности, закономерностей её системы; самоорганизация: планирование деятельности, программирование, коррекция этапов и способов деятельности, регулирование деятельности, альтернативное мышление: самоконтроль, самоанализ и самооценка; умение вступать в отношения с другими субъектами образования и окружающим миром, отстаивать, защищать свои идеи, решительность; умение организовать творчество других, изучать и перерабатывать идеи других, организовать мозговой штурм, принимать в нем участие, сравнивать идеи, умение дискуссировать и диспутировать.
Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления. Наиболее общей его характеристикой является, по мнению А.М.Матюшкина, ярко выраженная познавательная потребность. Среди характерологических особенностей - инициативность, упорство, уклонение от шаблона. Данные факты поясняют сложности в общении с одарёнными детьми.
Д. Б. Богоявленская на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идёт линейно, а имеет в своём развитии 2пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет и юношеский возраст (старший школьный возраст) Психологи считают, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда:
наличие позитивного образца творческого поведения;
создание условий для подражания творческому поведению;
социальное подкрепление творческого поведения.
Следует помнить, что работа по развитию творческих возможностей может быть плодотворной лишь при наличии положительного эмоционального фона занятий.
Удовлетворяются потребности способных детей, имеющих навыки самообразования через вовлечение их в научную деятельность: выполнение научно- исследовательской работы, участия в научно-практических конференциях различного уровня, заочных конкурсах, олимпиадах.
Преобладающие методы работы с одарёнными детьми - развивающие, проблемные, исследовательские, творческие.
Вывод: научно-практические работы разного уровня (реферативные, стендовые, работы для устного выступления необходимы в школе. Они развивают способности ребёнка, его творческий потенциал, обогащают внутренний мир, расширяют кругозор, а при положительном результате дают положительные эмоции, очень необходимые для дальнейшей деятельности.
“Случайные открытия делают только подготовленные люди” Б. Паскаль.
Развивая когнитивные и творческие способности детей, мы готовим “случайные открытия”.
Литература
1. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. -М. РГГУ, 2000
2. Солсо Р. Когнитивная психология.- СПб: Дом “Питер”,2002
3. Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов. -М.: АСТ. Донецк: Сталкер,2008.
4. Шамов А.Н. Коммуникативно-огнитивный подход в обучении лексической стороне речи на уроках немецкого языка.// Иностранные языки в школе.-2008.-№4.
5. Тохиров У. О., Турсунов Ж. Э. Вопросы формирования методологических, когнитивных и креативных качеств учащихся [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 112-113.