Алгебра. 7 класс. Игра «Математическое лото» (Методическая разработка по составлению и проведению игры)


Алгебра. 7 класс.Игра «Математическое лото»
Цель: устная проверка усвоения изученной темы (например, «Формулы сокращённого умножения» и «Разложение на множители по формулам сокращённого умножения»).
Некоторые рекомендации учителю по составлению карточек для проведения игры.
Лото можно использовать по различным темам курса математики средней школы. В 7 классе его удобно использовать при устной работе в конце изучения темы «Формулы сокращенного умножения», а также «Разложение на множители по формулам».
Чтобы составить игру, берется 27 устных упражнений по соответствующей теме с несовпадающими ответами, из них 15 считаются основными, а 12 – дополнительными. Эти задания и ответы к ним помещаются в Карточку учителя.
Пример карточки учителя по выбранной теме.
Основные задания.
1.Вычислите: (x-m)2 x2-2mx+m2
2.(2a+5b)2 4a2+20ab+25b2
3.(a-4)(a+4) а2-16
4. (m-3)(m2+3m+9) m3-27
5.412 1681
6.(2a-3b)2 4a2-12ab+9b2
7.
8.(2a-3)(2a+3) 4a2-9
9.(2+m)(4-2m+m2) 8+m3
10.692 4761
11.(a2-b)2 a4-2a2b+b2
12.(a2+b2)2 a2+2ab2+b4
13.
14.
15.322 1024
Дополнительные задания.
(a+3b)2
(4a-b)2



(1-a)(1+a+a2)
612








592




Карточка учителя разделена на 2 части: в верхней части помещены основные упражнения и справа ответы к ним, в нижней – дополнительные.
Дополнительные вопросы разбиты на 4 варианта по цветам:
1 вариант – 1-3 задания(желтый цвет);
2 вариант – 4-6 задания(зеленый цвет);
3 вариант – 7-9 задания(синий цвет);
4 вариант – 10-12(красный цвет).
Далее составляются карточки для учащихся, размером 14х20 (половина листа формата А4), которые содержат 3 строки и 5 столбцов, т.е. 15 клеток (см. образец: Карточки для учащихся).Карточки для учащихся.
Примечание. Номер варианта на карточках для учащихся не пишется.
Вариант 1
a2+6ab+9b2
a2+2ab2+b4 4761 4a2-9
4a212ab+9b2
m3-27
4a2+12ab+25b2
4a2-12ab+9b2 1024
a4-2a2b+b2
8+m3 1681
Вариант 2
a2-16
х2-2mx+m2 1-a3 a2-2ab2+b4
4761
4a2-9 3721 4a2-12ab+9b2 m3-27
4a2+12ab+25b2
1024 a4-2a2b+b2
Вариант 3
m3-27
4a2-12ab+9b2 4a2+20ab+25b2
1024
a4-2a2b+b2 8+m3

1681 a2-16 х2-2mх+m2
Вариант 4
1024
a4-2a2b+b2 8+m3 3481

x2-2mx+m2 a2-16 1681
a2-2ab2+b4 4761 4a2-9
Заполнение клеточек (28 штук, 4 варианта – по 7 каждого варианта) проводится так, чтобы в каждой строке было по 4 варианта, являющихся ответами к основным вопросам (упражнениям), а в оставшейся клеточке строки – дополнительному.
Еще 4 карточки (точно таких же, как для учащихся) изготавливаются для учителя с шифром ответа. Это Контрольные карточки учителя.
Контрольные карточки учителя.
Примечание. В Контрольных карточках учителя номер варианта указывается.
1 вариант – жёлтый цвет
a2+2ab2+b4 4761 4a2-9
4a2-12ab+9b2
m3-27
4a2+20ab+25b2
1024
a4-2a2b+b2
8+m3 1681
2 вариант – зелёный цвет.
a2-16
х2-2mх+m2 a2+2ab2+b4
4761
4a2-9 4a2-12ab+9b2 m3-27
4a2+20ab+25b2
1024 a4-2a2b+b2

3 вариант – синий цвет.
m3-27
4a2-12ab+9b2 4a2+20ab+25b2
1024
a4-2a2b+b2 8+m3

1681 a2-16 х2-2mх+m2
4 вариант – красный цвет.
1024
a4-2a2b+b2 8+m3

x2-2mx+m2 a2-16 1681
a2+2ab2+b4 4761 4a2-9
На этих карточках, таким же цветом, как и ответы к дополнительным заданиям данного варианта, закрашиваются те клеточки строки, в которых записаны дополнительные задания. Т.о. в каждой карточке – шифре будет закрашено 3 клетки одинаковым цветом для данного варианта.
Это соответствие цвета помогает быстро проверять заполненную учеником карточку (см. приложения – карточки для учителя).
Перед игрой ученики получают по одной карточке и 13 кружков. Учитель предлагает (читает, пишет на доске, или использует проектор) 15 основных вопросов. Ученики, выполняя устные упражнения, закрывают на своей карточке те числа (выражения), которые совпадают с ответом в решенном примере. При правильном решении у каждого ученика окажутся закрытыми 12 клеток, по 4 в каждой строке.
После этого, учитель предлагает еще только один дополнительный вопрос (любой из 12 дополнительных упражнений). Ответ на этот вопрос есть только у 7 учеников среди незакрытых 3х ячеек, т.к. 7 учеников имеют один и тот же вариант.
У тех из них, кто правильно решит и этот пример, окажется закрытой полностью одна из строк карточки. (СТОП ИГРА!)
Они сообщают об этом учителю поднятием руки. Игра на этом заканчивается. Эти учащиеся считаются выигравшими.
Учитель просматривает карточки выигравших и выставляет оценки.
«5» - не закрыто только 2 клетки ячейки;
«4» - не закрыты 3 ячейки;
«3» - не закрыты 4 и 5 ячеек.
При этом учитель обращает внимание на то, какие именно клетки остались не закрытыми. Проверить правильность решения учащимися можно с помощью контрольных карточек учителя. Ведь он знает, из какого варианта взят дополнительный вопрос. Поэтому учитель заранее знает, какие карточки должны «победить» и какая строка будет полностью закрыта. При верном решении, не закрытые выражения должны содержаться среди ответов к дополнительным выражениям соответствующего варианта. (Если какое-либо выражение не окажется закрытым и его нет среди ответов нижней части карточки учителя, то значит, что ученик сделал ошибку).
Описанная игра является своеобразной формой устной проверочной работы по определённой теме. В течение 15-20 минут она позволяет выставить до 10 оценок.
Литература
В основу публикации положена статья в журнале «Математика в школе» №6, 1977г. стр.33-35.
Приложение 1
А-7.. Формулы сокращенного умножения.
Карточки для учащихся (распечатать на принтере).
Примечание. Номер варианта на карточках для учащихся не пишется.
Вариант 1
a2+6ab+9b2
a2+2ab2+b4 4761 4a2-9
4a212ab+9b2
m3-27
4a2+12ab+25b2
4a2-12ab+9b2 1024
a4-2a2b+b2
8+m3 1681
Вариант 2
a2-16
х2-2mх+m2 1-a3 a2-2ab2+b4
4761
4a2-9 3721 4a2-12ab+9b2 m3-27
4a2+12ab+25b2
1024 a4-2a2b+b2
Вариант 3
m3-27
4a2-12ab+9b2 4a2+20ab+25b2
1024
a4-2a2b+b2 8+m3

1681 a2-16 х2-2mх+m2
Вариант 4
1024
a4-2a2b+b2 8+m3 3481

x2-2mx+m2 a2-16 1681
a2-2ab2+b4 4761 4a2-9
Приложение 2.
А-7.. Формулы сокращенного умножения.
Контрольные карточки учителя (распечатать на принтере).
Примечание. В Контрольных карточках учителя номер варианта указывается.
1 вариант – жёлтый цвет
a2+2ab2+b4 4761 4a2-9
4a2-12ab+9b2
m3-27
4a2+20ab+25b2
1024
a4-2a2b+b2
8+m3 1681
2 вариант – зелёный цвет.
a2-16
х2-2mх+m2 a2+2ab2+b4
4761
4a2-9 4a2-12ab+9b2 m3-27
4a2+20ab+25b2
1024 a4-2a2b+b2

3 вариант – синий цвет.
m3-27
4a2-12ab+9b2 4a2+20ab+25b2
1024
a4-2a2b+b2 8+m3

1681 a2-16 х2-2mх+m2
4 вариант – красный цвет.
1024
a4-2a2b+b2 8+m3

x2-2mx+m2 a2-16 1681
a2+2ab2+b4 4761 4a2-9
Приложение 3
А-7 Математическое лото «Формулы сокращенного умножения».
Основные задания.
1.Вычислите: (x-m)2 X2-2mx+m2
2.(2a+5b)2 4a2+20ab+25b2
3.(a-4)(a+4) A2-16
4. (m-3)(m2+3m+9) M3-27
5.412 1681
6.(2a-3b)2 4a2-12ab+9b2
7.
8.(2a-3)(2a+3) 4a2-9
9.(2+m)(4-2m+m2) 8+m3
10.692 4761
11.(a2-b)2 A4-2a2b+b2
12.(a2+b2)2 A2+2ab2+b4
13.
14.
15.322 1024
Дополнительные задания.
(a+3b)2
(4a-b)2



(1-a)(1+a+a2)
612








592