Сообщение на тему Индивидуальный и дифференцированный подход в учебном процессе









СООБЩЕНИЕ НА ШКОЛЬНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ
ОБЪЕДИНЕНИИ ЧЕТВЁРТЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ






«Индивидуальный и дифференцированный подход в
учебном процессе»
















Современный учитель должен оперативно воспринимать то новое, что становится наиболее актуальным в вопросах образования.
Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками.
Современный учитель стремится к тому, чтобы выявить индивидуальные способности учащихся, их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально.
С каждым годом работы в школе убеждаешься в том, что реальным путём к достижению такой цели становится индивидуально-дифференцированный подход к организации учебного процесса
Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении? Под дифференцированным обучением понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого – педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка. Развитие мышления учащихся – одна из основных задач начальной школы.
Проблема дифференцированного обучения, несмотря на многочисленные исследования в этой области, продолжает оставаться актуальной для многих педагогов, в том числе и начальных классов. В арсенале современного учителя имеется множество средств ее решения – разработка заданий различной трудности, различного объема, разные меры помощи учащимся при выполнении учебных заданий, индивидуальные домашние задания и т.д. Как правило, учителя пытаются дифференцировать и учеников по их способностям, и учебный материал на уроках. Но, к сожалению, перечисленные средства и формы работы не гарантируют того, что слабоуспевающий ученик станет отличником. В чем причина неэффективности предпринимаемых усилий? Возможно, в недостаточном использовании всех резервов дифференцированного обучения, в том числе и возможностей индивидуального подхода к учащимся на уроках, отсутствии четких критериев эффективности данной деятельности.
В условиях классно – урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения. Использование этой системы предполагает знание психологических особенностей каждого ученика. Хорошо знать своих учеников – значит, дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в свои силы.
Каждый работает в меру своих сил и возможностей, овладевает умениями и навыками, предусмотренными программой, и не теряет интерес к предмету. Непременным залогом успеха в данном подходе, несомненно, является проверка работы каждого ученика (по мере возможности и значимости задания), а не заслушивание одного представителя от группы.
Не будем забывать, что любой труд интересен, если он разнообразен, что чем больше новое связано с изученным ранее, тем легче оно усваивается. Учение должно быть трудным, но посильным. Чем чаще мы проверяем и оцениваем труд ученика, тем интереснее ему работать.
Исходя из своей педагогической практики, могу утверждать, что каждый ученик справится с программным материалом, если создать необходимые для него условия работы. В решении этой задачи и состоит значение метода индивидуально-дифференцированного подхода к организации учебного процесса.
Как строить процесс дифференцированного обучения? Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, Эффективность урока зависит от целого ряда факторов.
Не секрет что у каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся. С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трем условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа – дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3 группа – дети,  способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, мышления, внимания. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.
Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошая память и внимание, нормально развитое мышления, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, учебная мотивация высокая. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
Дети 3 группы обладают «академической одаренностью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включенности, мотивации и способности к регуляции своих действий.
Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй или третьей группы работает в полную силу, он может перейти из одной группы в другую. Ущемления личности быть не должно.
Как педагогу – практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как подать материал, чтобы одаренные не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?
Индивидуально-дифференцированный подход можно и, на мой взгляд, должно применять на любом предмете и в любом классе, это даст только положительный результат.
По математике можно проводить «блиц – турниры» - это уроки решения задач, примеров: нужно решить определенное количество заданий за определенный норматив времени .Разнообразие и интерес в эти занятия вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задания трех уровней сложности, а право выбора сложности заданий оставляет за учеником.
Наиболее удобное средство работы – это карточки. Например, по теме «Безударные гласные».
1 группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.
Влна, всна, дмишко, лсной, соновый, вдичка. (Волнистый, волноваться, волны, весла, домище, весенний, домовой, дом, лесок, лес, сосны, вода, сосенки, водный).
2 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.
Алгоритм.
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Измени слово или подбери однокоренные, найди проверочные слова.
Напиши слово, вставь букву.
Обозначь орфограмму.
Б – гун -, х – дить -, сл – ды - , в – да - , б – да - , в – лна - .
3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.
Прол – тать - , д – ждливый - , в – сенний - , гр – зовой - , тр – винка - , стр – ла - , с – сновый -.
Математика.   Тема. «Решение задач на разностное сравнение»
1 группа. Соедини тест задачи с нужным выражением.
У Вити 2 кассеты с мультфильмами, а у Кати на 3 кассеты больше, чем у Вити. Сколько кассет у Кати?
2+3              3+2                       3 – 2
2 группа. Составь выражение к задаче.
Ширина ленты 9см. Это на 7 см больше, чем ширина тесьмы. Какова ширина тесьмы?
3 группа. Составь выражение. Придумай свою задачу к выражению.
В среду Митя выучил 2 стихотворения, а в четверг – на 3 больше. Сколько стихотворений выучил Митя в четверг?
Использую в работе задания с разной степенью помощи или с разными инструкциями.
Тема. «Проверяемые гласные», 2 класс.
 Задание. Даны слова: леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.
1 группа. Распредели слова по двум группам. В одну выпиши слова с безударной гласной, а в другую слова с проверяемыми согласными.
2 группа. Распредели слова с разными орфограммами на 2 группы.
3 группа. Распредели слова на 2 группы.


Определяя домашнее задание, тоже возможен, а иногда просто необходим, индивидуально-дифференцированный подход. Учитывая специфику подготовки учащихся, класса в целом, можно предложить одним, например (окружающий мир) подготовить пересказ конкретного раздела. Другим письменно ответить на определённый вопрос по данной теме, третьим подготовить ответ на раздел «Подумай».
Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которые ставит учитель. Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.  Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ребенку, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения.
ПОМНИТЕ: с одной стороны дифференцированный подход не отменяет единства требований к знаниям, умениям и навыкам и позволяет в рамках класса подтянуть отстающих. С другой стороны дифференцированный подход к обучению даёт результаты при условии превращения его в систему, но сделать это трудно, что и осложняет широкое его применения в школе.


МБОУ "Михневская начальная общеобразовательная школа"Учитель начальных классов
Губарева Екатерина Ивановна†ФЕВРАЛЬ 2013 года