Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.


Открытый урок в 5 “а” классе.
Учитель: Надырова Л. И.
Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.
Цели: 1) Сформировать орфографическую грамотность.
2) Отработать навык правильного написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Эпиграф к уроку:
“Над этим стоит поработать…”
Ход урока:
Повторение – мать учения
1. Почему в этом предложении ставится тире?
Я осмотрелся вокруг. Ненастный день и поздний час, густая растительность парка создавали ощущение опасности. Слышались шорохи, чудился шёпот. Казалось, что кто-то крадётся на цыпочках и собирается напасть. Я прилагал все усилия, чтобы победить страх.
Почему именно здесь друг назначил мне встречу?
Прочитайте вдумчиво текст. Озаглавьте. Что бы вы ответили на вопрос последнего предложения?
Назовите слова с безударными проверяемыми гласными в корне.
Выпишите слова с чередующимися корнями, с непроизносимыми согласными.
Какие есть ещё слова, которые останавливает наше внимание?
Закрепление темы
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты
(Николай Рыленков)
Запишите стихотворение. Объясните, как вы понимаете, что такое душевная теплота.
Определите тему, основную мысль текста.
Почему это стихотворение, которое состоит из одного предложения, можно назвать текстом?
Подчеркните грамматические основы предложений.
Выпишите имена существительные, определите их падеж, число, род, склонение
Работа по таблице
Падежи 1 скл. 2 скл. 3 скл. -ия-ие-ийР.п. и и и Д.п. е и и П.п. е е и и и и
Расскажите по таблице о правописании гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
4)Творческая работа. Составить текст на тему: “На встрече с писателем”, используя следующие словосочетания:
Слово учителя: Завтра, 15 марта, исполняется 75 лет писателю – земляку В. Г. Распутину. Он родился в соседнем районе (Усть-Удинском), благодаря своему упорному труду, желанию получить хорошее образование, самообразованию, достиг совершенства в нелёгком писательском труде. Известны читателю всего мира его произведения: “Прощание с Матёрой”, “Уроки французского”, “Последний срок”, “Живи и помни” и другие.
5)Тестовая работа по вариантам
6)Физкульт минуткаСкрип, скрип, скрипачок, Купи новый башмачок: Кошке Машке, Коту Николашке; Кобылке Нениле, Мерину Гавриле; Утке Анютке, Селезню Васютке; Кочету Никите, Курице Улите.
7)Выводы по уроку
Итак, над чем мы работали на этом уроке?
Что нужно знать при написании гласных в падежных окончаниях существительных?
8)Домашнее задание:
1 уровень – Упражнение 540
2 уровень – составить диктант на изученную тему, объём 50 слов
3 уровень – составить текст на тему: