Методическое описание проектной работы Физкультпаузы на уроках в старших классах


Методическое описание проектной работы
«Физкультпаузы на уроках в старших классах».
Актуальность: современная педагогика обладает широким спектром методов обучения, но, как правило, в большинстве своём эти методы направлены на процесс обучения конкретным дисциплинам, но не обучению вопросам культуры здоровья. Имея слабую мотивацию на здоровый образ жизни и сохранение своего здоровья в условиях школы, молодые люди не приобретают эту мотивацию и в дальнейшей жизни, что отражается на здоровье нации.
Проблема: недостаточно высокий уровень здоровья некоторых учащихся, поступающих в старшие классы, самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, влияя на успешность обучения и являясь причиной ухудшения как их здоровья, так и успеваемости. Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.
Вопрос проведения физкультпауз в начальной школе давно решён. Существует множество разработок по проведению и их использованию на уроках. Дети охотно выполняют разнообразные комплексы. Проведение физкультпауз во время учебных занятий школьников старших классов в нашей школе вызывает затруднение у педагогов. Не все учителя – предметники готовы воспринимать проведение физкультпауз, как необходимый элемент урока. Отсутствие у учащихся понимания целесообразности их проведения. Кроме того, освещение этой темы в литературе и других средствах информации недостаточно и потому данный вопрос представляет интерес.
Цель проекта: целесообразность проведения физкультпауз на уроках в старших классах.
Задачи:
Выявить готовность школьников старших классов воспринимать физкультпаузу как необходимый элемент урока;
Познать готовность учителей-предметников к использованию и применению физкультминуток на своих уроках для оптимизации психологического состояния своих учеников, включения физкультминуток как эффективного приема педагогического воздействия;
Изучить влияние физкультпауз на организм старшеклассников.
Продукт проекта: провести обучающий семинар для учащихся по проведению физкультпауз в помощь педагогам;
1 этап - анализ проведения физкультпауз на уроках в 10-11 классах.
Кроме того, нами было проведено анкетирование 22 учителей школы. Анализ анкет педагогов показал, что большинство учителей – 30 % недооценивают роль формирующихся в процессе обучения состояний переутомления и не проводят на своих уроках физкультминутки разного типа, либо проводят лишь иногда. Они усматривают в данной ситуации наличие определенного вида рисков – психологических, технологических, управленческих. Налицо противоречие между потребностями учеников, получающих постоянное переутомление на уроках и неготовностью педагогов снимать это утомление даже самыми простыми способами, к которым можно отнести физкультпаузы. А ведь на сегодняшний день преподавать все меньше означает «давать урок», это скорее создание ситуации для успешного развития.
2 этап - исследование медицинских данных.
Предварительное исследование медицинских данных по имеющимся заболеваниям среди учащихся позволило выявить, что наиболее распространенными после острых воспалительных заболеваний среди учащихся являются заболевания, связанные с опорно-двигательной системой (у 9,3% учащихся в среднем звене до 15,6% в старшем звене) и системой органов зрения (у 13,6%). Причем, к старшим классам наблюдается изменение в сторону увеличения того и другого заболевания. Так, только среди семи молодых людей профильного физико-математического класса, пять человек имели диагноз: сколиоз. А ведь это молодые люди, которым предстоит выполнять свой воинский долг и идти служить в армию! Всего же 63 учащихся страдают этим заболеванием. По этой причине основным направлением проводимых нами упражнений были выбраны такие, которые нацелены на разгрузку позвоночника.
3 этап – организационно-методическая работа:
Совещание при зам. директора по воспитательной работе.
Проведенное нами наблюдение за поведением учащихся показало, что при включении физкультпауз в ход урока формируются важные качества личности, положительно сказывающиеся на развитии познавательных интересов, а также приобретается опыт самостоятельной активной деятельности по сохранению своего здоровья. Таким образом, используя потребность старших школьников в самопознании, учитель способствует преобразованию заданной информации по работе над своим организмом во время проведения физкультпауз, в личностно – значимую информацию. У учащихся происходит формирование таких качеств, как сплоченность, ответственность, контактность, организованность. Исходя из этого, можно высказать предположение, что данная методика направлена на саморазвитие управления своим состоянием. Мозг начинает работать, используя весь свой потенциал.
В процессе профессиональной деятельности педагоги должны быть ориентированы на решение профессиональных задач с позиции антропологического мировоззрения. Оно имеет несколько составляющих. Назовем наиболее существенные из них:
восприятие каждого ребенка как человека, представляющего собой огромную ценность;
признание в качестве приоритетных таких ценностей, как жизнь, физическое и психическое здоровье ребенка;
ценностное отношение к каждому дню и периоду жизни, к детству как самоценной поре развития человека;
осознание и принятие гуманистических целей воспитания - целостного развития ребенка как человека, своей индивидуальности, гармонизации ребенка с природой, обществом, самим собой, создания комфортной эмоциональной атмосферы в образовательном учреждении;
понимание воспитания как наиважнейшей составляющей образовательного процесса,
установку на взаимодействие, диалог, взаимное движение взрослого и ребенка навстречу друг другу.
Это говорит о том, что современный педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной культуры и общей культуры. С этой точки зрения использование физкультпауз в ходе урока позволяет повышать здоровье, как учащимся, так и учителям.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- физкультпаузы на уроках в старших классах – один из резервов формирования мотивации у школьников к сохранению индивидуального здоровья.
- физкультпаузы в старших классах – доступный, без финансовых затрат прием профилактики утомляемости и гиподинамии.
- физкультпаузы можно и следует широко использовать педагогам в предметном образовании.
Обобщение педагогического опыта учителя химии по проведению физкультпауз на уроках.
Физкультпаузы проводились в течение всего учебного года на каждом уроке. Сила и яркость поведения самого педагога приводила неизменно к успеху. В рамках поведенческой парадигмы обратная связь рассматривается как форма закрепления. Одним из наибольших успехов такого подхода явилось то, что в результате на сегодняшний день накоплен достаточно большой опыт проведения различных видов физкультпауз. Выполняю все физкультпаузы совместно с учащимися.
Таким образом, удалось добиться пространственного изменения позы в процессе обучения, нарушить неподвижность ученика в ходе урока.
После проведения такой активной части физкультминутки проводим обязательную гимнастику для глаз.
Разработка комплексов физкультпауз для старшеклассников.
Проведение классных часов о благоприятном влиянии физкультпауз на здоровье учащихся.
Разучивание комплексов на уроках физкультуры.
Результаты опроса учащихся по окончании проекта: выборка составляла 46 человек, из них 12 девочки и 24 мальчика. Из них очень небольшая часть – 8,6 % девочек и 21% мальчиков посещают спортивные секции, лишь 13% девочек и 15,2% мальчиков делают по утрам зарядку. Влияние физкультпауз на организм ученика проверялось при помощи методики расстановки чисел, пробы Генчи и пробы Ильина. 91,3 % учащихся на данный вопрос ответило утвердительно, считаем, что это доминирующее число. Среди опрошенных только одна девочка и один мальчик высказали, что они нейтрально относятся к проводимым физкультминуткам, и два молодых человека ответили, что это просто трата времени.
В качественной оценке данного опроса, учениками звучали преимущественно такие ответы, как: «это увлекательно», «нужно», «помогает настроиться на урок», «понимаешь, что учитель заботится о тебе». Считаем, что это результат именно двигательных упражнений, которые способствовали снятию физического напряжения однообразных поз и регуляции дыхания. Кроме того, имело значение и групповое взаимодействие между членами группы и снятие эмоционального напряжения.
Данный проект выявил проблему проведения физкультпауз на уроках у отдельных педагогов. Предполагаю, что для улучшения ситуации необходимо:
разработать систему мероприятий по повышению профессиональной культуры таких учителей;
оказать им методическую помощь по проведению физкультпауз.