Рабочая программа кружка Кружевоплетение


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пчевская средняя общеобразовательная школа»


РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от «28» августа 2013 года
УТВЕРЖДАЮ
директор МОУ «Пчевская СОШ»
__________________Попова Н.Н.
приказ № 186-О от «02» сентября 2013 г.










ПРОГРАММА
кружка «Кружевоплетение на коклюшках. «Киришское кружево» в рамках внеурочной деятельности в сельской школе.


срок реализации: 2014 – 2016 годы
возраст детей: 9 – 15 лет










Разработал: учитель технологии Пантюхова Татьяна Васильевна







д. Пчева
2014 год.
1.Пояснительная записка
Кружево плетеное на коклюшках, принадлежит к числу самых изысканных видов искусства. В современном мире развития высоких технологий к нему не угасает интерес, равно как и к работе известных кружевных центров, появившихся в разное время в России.
Киришское (захожское) кружево представляет собой одну из ветвей русского кружевоплетения. Возникнув как крестьянское искусство, оно на протяжении двух столетий сохраняло свою самобытность.
Кружево всегда было на вершине моды. Впервые оно появилось в Западной Европе как отделка краев одежды, но очень скоро нарядные кружевные воротники и манжеты стали главной составной частью костюма. В Россию кружево начали ввозить в конце 17 века, но вскоре его стали плести и русские мастерицы, искусство которых отличалось особым изяществом и самобытностью. Искусством кружевоплетения издавна славились Вологда, Елец, Киров, Кириши, Балахна и другие. Каждый традиционный центр русского кружевоплетения имеет свой колорит, мотивы и местные декоративные особенности.
Неповторимостью облика, почти полностью сохранившего характер и традиции старинного крестьянского искусства, отличается кружево Ленинградской области, известное под названием «Киришского». ( В 1932 г. районный центр был перенесен в Кириши – поселок, возникший на берегу Волхова в годы советской власти. В него переместили правление «Кружевницы», вошедшей составной частью в районную кооперативную организацию. Вот почему это кружево теперь именуют «киришским»). Название в корне неверное, так как оно не учитывает дореволюционного этапа существования промысла. В настоящее время «захожского» вовсе не стало. В остальном характер кружевоплетения остается неизменным: по-прежнему крупные сочные мотивы, нарисованные широкими полотнянками, составляют основу краев полотенец, подзоров. Как и раньше, применяются узоры «круги», «лапы», «новинское», «наш» и другие.

Цель: сохранение традиций народного промысла родного края и содействие развитию духовной и эстетической культуры и фантазии через создание кружевных изделий.
Задачи:
Развивающие:
создание условий для развития склонностей, творческих возможностей и дарований учащихся;
способствовать развитию творческого мышления, художественного вкуса, эстетического восприятия, воображения;
формировать творческое отношение к выполняемой работе.
Образовательные:
расширить, углубить и закрепить знания и умения учащихся, в области кружевоплетения на коклюшках;
развивать мышление, память, моторику мелких мышц.
Воспитательные:
прививать основы культуры труда;
формировать интерес к декоративно-прикладному искусству;
способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, интереса к ручному труду; умение доводить начатое дело до конца, чувства коллективизма;
научить самостоятельно, оценивать результат работы.
Практические:
формировать и совершенствовать умения и навыки в области кружевоплетения на коклюшках;
обучать пользованию инструментами и приспособлениями, необходимыми в процессе работы.
Требования к занятиям:
реализация индивидуального подхода;
теоретические и практические знания даются всей группе, а дальнейшая работа ведётся самостоятельно или с помощью педагога.
чёткое объяснение на высоком уровне учебного материала или практической операции.
Основные формы и методы учебной деятельности:
Рабочая программа подразумевает использование таких организационных форм проведения занятий, как:
занятие «открытия» нового знания;
занятие отработки умений и рефлексии;
занятие – исследование;
практическая работа;
творческая работа;
занятие – презентация.
Приоритетными методами являются упражнения и практические работы, выполнение творческих проектов.
Форма текущего контроля:
практические работы;
творческие работы;
исследовательские работы;
творческие проектные работы;
Работа с родителями:
1.Беседы (рассказать родителям, чем занимаются их дети на занятиях кружка, какие знания и практические навыки они приобретают).
2.Привлекать родителей к мероприятиям, к посещению вместе с детьми выставок декоративно-прикладного творчества.
3.Проводить родительские собрания на темы:
- «Развитие интересов и склонностей учащихся»
- «Кружевоплетение на коклюшках. Киришское кружево», в развитии творческих способностей детей» и др.
2.Общая характеристика учебного курса
«Кружевоплетение на коклюшках. Киришское кружево»
Содержание образовательного процесса должно носить характер творческой деятельности и быть направленным на развитие творческих способностей у детей. Во всех случаях выполнения заданий должно способствовать познавательной активности учащихся, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности. Педагог не должен ставить задачу точного выполнения образца, а с его помощью он должен стремиться вызвать у ребят желание творить самому, изменять, совершенствовать.
На практических занятиях педагог следит за правильным использованием оборудования, показывает приёмы работы с инструментами и материалами, помогает разобраться в схемах (сколках);
После каждого занятия - подведение итогов: обобщается проделанная работа, подводятся её итоги, делаются выводы, отмечается активность отдельных учащихся, даётся оценка полученных знаний, что получилось, над чем нужно ещё поработать.
Подведение итогов работы, анализ и оценка её имеют большое воспитательное значение, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер. В конце учебного года дети выполняют и защищают творческие проекты. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечивал бы охват максимума рекомендуемых в программе технологических операций. При этом надо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста. Организуется выставка детских работ.
Обучение кружевоплетению на коклюшках предполагает широкое использование межпредметных связей: с историей, литературой, основами черчения, технологией, искусством.

3.Описание места учебного курса.
Программа «Кружевоплетение на коклюшках. Киришское кружево» рассчитана на два года обучения. На первом году обучения учебная нагрузка составляет 34 часа (1 раз в неделю по 1 час.). На втором году обучения учебная нагрузка составляет 34 часа (1раз в неделю). В группе занимаются 10 человек в возрасте от 9 до 15 лет. Кроме того, в кружке могут заниматься учащиеся одного возраста или состав может быть разновозрастным. Поэтому работа с детьми должна проходить с индивидуальным подходом к каждому ребенку, с учетом его интересов, особенностей, творческих способностей.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Кружевоплетение на коклюшках. Киришское кружево».
Личностные:
Формирование познавательных интересов и активности;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
Самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности;
Воспитание трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
Формирование уважительного отношения к труду;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера;
Формирование индивидуально-личностных позиций обучающихся.

Метапредметные:
Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
Комбинирование известных алгоритмов технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
Проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
Планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.

Предметные:
В познавательной сфере:
Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении кружевоплетения;
Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
Овладение способами плетения, формами деятельности, соответствующими культуре труда.
В мотивационной сфере:
Оценивание своей способности к труду, осознание ответственности за качество результатов труда;
Согласование своих потребностей и требований с потребностями других участников познавательно-трудовой деятельности;
Формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ.
В трудовой сфере:
Планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов, инструментов, приспособлений с учетом характера объекта труда и технологии;
Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач;
Выполнение технологических операций; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
Контроль промежуточных и конечных результатов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
В физиолого-психологической сфере:
Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами;
Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
Соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам с учетом технологических требований, при многократном повторении движений в процессе выполнения работ;
Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
В эстетической сфере:
Овладение методами эстетического оформления изделий;
Рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований эргономики;
Умение выражать себя в доступных видах и формах художественно - прикладного творчества;
Стремление внести красоту в домашний быт.
В коммуникативной сфере:
Практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
Установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта;
Сравнение разных точек зрения перед принятием решения или осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; публичная презентация и защита проектного изделия, продукта труда.

5.Содержание программы
(1 год обучения)
1.Вводное занятие. Знакомство с режимом работы. Демонстрация образцов и изделий. Оборудование кабинета, правила поведения. Необходимые материалы и приспособления для плетения кружев.
Кружевоплетение – один из видов декоративно – прикладного искусства. Первое появление кружев. Кружево в 18-19 веках. Основные центры русского кружевоплетения – Вологда, Киров, Елец, Балахна, Михайлов.  Особенности орнамента и техники плетения наиболее известных кружевных промыслов. Природа в кружеве. Нетрадиционные районы кружевоплетения.

2.Организация рабочего места. Правильная рабочая поза. Перерыв в работе, гимнастика. Освещение рабочего места. Температура и влажность воздуха. Санитарные требования. Соблюдение техники безопасности.

3.Оборудование, инструменты, приспособления и материалы, используемые для кружевоплетения. Описание и назначение  подушки, подставки, коклюшки, сколка, булавок, иглы для накола (шило), ниток, крючка, ножниц.

4.Подготовка коклюшек к плетению. Подготовка коклюшек. Навивка (намотка) нити на коклюшки. Образование закрепительной петли. Рабочая длина нити. Замена нити.

5.Основные приёмы плетения. Что такое прием «перевить», «сплести»? Попарное применение коклюшек.

6.Основные элементы плетения. Их характеристика, назначение и технология выполнения. Разбор техники плетения «плетешка», «полотнянки».
Практические занятия. Упражнение по работе с коклюшками. Практическое выполнение элементов «плетешка», «полотнянки». Запись основных правил плетения.

7.Техника плетения кружев. Описание основного узора, решётки, виды решёток. Приём «сцеп».

8.Выполнение небольших штучных изделий (простая салфетка) Понятие об орнаменте. Сочетание кружева и ткани в плоскостных изделиях. Раскрой ткани для салфетки, приметывание и пришивание кружева на ткань. Выполнение кружевных изделий (квадратная салфетка, подстаканник и т.д.).

9.Уход за кружевами. Замачивание. Стирка. Желирование. Утюжка.


10.Проектная деятельность. Выполнение творческого проекта. Защита проекта. Организация выставки. Посещение музеев и выставок. 

Содержание программы
(2год обучения) 

1.Вводное занятие. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Организация рабочего места. Подготовка материалов для плетения кружев. Правила безопасности труда (повторение).

2.Дополнительные элементы плетения кружев. Технология выполнения «плетешка с отвивной петелькой», элемента «сетка», скань «полотнянка», «верёвочка», «косичка», их характеристика и назначение.

3.Техника плетения кружев. Запись и зарисовка основных правил выполнения поворота, зашивки.

4.Выполнение небольших штучных изделий с поворотом (бабочка). Оформление интерьера и одежды отделками.
Практическое занятие. Выполнение сколка. Укрепление  его на валике. Подбор ниток. Намотка нитей на коклюшки. Навешивание. Инструкция по технике безопасности. Выполнение изделия.

5.Регулировка натяжения нити. Правильная натяжка нити при плетении кружев.

6.Проектная деятельность. Выполнение творческого проекта салфетка (со сканью). Понятие об орнаменте, композиции, симметрии. Кружево в современном интерьере.
Практическое занятие. Выполнение сколка. Укрепление его на валике. Подбор ниток. Намотка нитей на коклюшки. Навешивание. Практическое выполнение. Заделка концов ниток.

7.Защита проекта. Подведение итогов годовой работы. Организация выставки. Экскурсии в музей и посещение выставок.


6.Тематическое планирование

Первый год обучения


Темы занятий
Виды деятельности обучающихся
Кол-во часов

1.
Вводное занятие. Цели задачи. Правила ТБ. Инструменты, материалы и приспособления. История кружевоплетения.
Режим работы. Знакомство с историей кружевоплетения. Демонстрация образцов и изделий. Оборудование кабинета, правила безопасной работы. Необходимые материалы и приспособления для плетения кружев.

1

2.
Организация рабочего места.
Правильная рабочая поза. Перерыв в работе, гимнастика. Освещение рабочего места. Температура и влажность воздуха. Санитарно-гигиенические требования. Соблюдение техники безопасности.
1

3.
Оборудование, инструменты и приспособления для плетения кружева.
Описание и назначение 
 валика, подставки, коклюшек, сколка, булавки, нитки, ножницы.
1

4.
Подготовка коклюшек к плетению.
Подготовка коклюшек. Навивка (намотка) нити на коклюшки. Образование закрепительной петли. Рабочая длина нити. Замена нити.
1

5.
Основные приемы плетения.
Овладение приемами «перевить», «сплести». Попарное применение коклюшек.
1

6.
Основные элементы плетения.
Освоение основных элементов плетения, их характеристика, назначение и технология выполнения. Разбор техники плетения «плетешка», «полотнянки».
Практические занятия.  Упражнение по работе с коклюшками. Практическое выполнение элементов «плетешка», «полотнянки». Запись основных правил плетения.
8

7.
Техника плетения кружев.
Описание основного узора, решётки, виды решёток. Выполнение приёма «сцеп».
2

8.
Выполнение небольших штучных изделий (простая салфетка).
Понятие об орнаменте. Сочетание кружева и ткани в плоскостных изделиях. Выполнение кружевных изделий (квадратная салфетка, подстаканник и т.д). Раскрой ткани для салфетки, приметывание и пришивание кружева на ткань.
14

9.
Уход за кружевами.
Правила стирки кружевных изделий. Замачивание. Стирка. Желирование. Утюжка.
1

10
Проектная деятельность. Защита проекта.
Выполнение творческого проекта. Защита проекта. Организация выставки. Посещение музеев и выставок.
4


Итого:

34


Второй год обучения


Темы занятий
Виды деятельности обучающихся
Кол-во часов

1.
Вводное занятие.
Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Организация рабочего места. Подготовка материалов для плетения кружев. Правила безопасности труда (повторение).
1

2.
Дополнительные элементы плетения кружев.
Технология выполнения «плетешка с отвивной петелькой», элемента «сетка», скань «полотнянка», «верёвочка», «косичка», их характеристика и назначение.
4


3.
Техника плетения кружев.
Запись и зарисовка основных правил выполнения поворота, зашивки. Отработка приемов плетения.
4

4.
Выполнение небольших штучных изделий с поворотом (бабочка).
Оформление интерьера и одежды отделками.
Практическое занятие. Выполнение сколка. Укрепление  его на валике. Подбор ниток. Намотка нитей на коклюшки. Навешивание. Инструкция по технике безопасности. Выполнение изделия.
13

5.
Регулировка натяжения нити.
Правильная натяжка нити при плетении кружев.
1

6.
Проектная деятельность.
Выполнение творческого проекта салфетка (со сканью). Понятие об орнаменте, композиции, симметрии. Кружево в современном интерьере.
Практическое занятие. Выполнение сколка. Укрепление его на валике. Подбор ниток. Намотка нитей на коклюшки. Навешивание. Практическое выполнение. Заделка концов ниток.
10

7.
Защита проекта.
Подведение итогов годовой работы. Организация выставки.
1


Итого:

34


7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методические пособия для учителя:
1. Барадулин В.А. «Основы художественного ремесла» М.: 2000г.
2. Горб Д.А., Рыжов А.Г., Рыжова И.П.. «Киришское кружево» ИПК «Вести» СПб.: 2007г.
3. Горб Д.А., Рыжов А.Г., Рыжова И.П. « Киришское кружево». Сколки узоров. Выпуск 2,СПб.: 2012г.
4. Щербакова Л.П. Обучение основам кружевоплетения. М.: 1990 г.
Технические средства обучения:
1. Компьютер;
2. Мультимедийный проектор;
3. Интерактивная доска.
Учебно-практическое оборудование:
1. Валики;
2. Коклюшки;
3. Булавки;
4. Подставки (корзинка);
5. Ножницы;
6. Крючки.

8. Планируемые результаты по курсу
«Кружевоплетение на коклюшках. Киришское кружево».

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения получат возможность ознакомиться:
С краткими сведениями из истории кружева, «Киришского кружева»,
с интересными умельцами, мастерами родного края;
Правилами техники безопасности и личной гигиены при выполнении плетения, правилами ухода за готовыми изделиями;
Правилами пользования инструментами и приспособлениями; основными видами и приемами плетения, последовательностью выполнения технологических операций.
В результате обучения школьники научатся:
Рационально организовывать свое рабочее место;
Подбирать материалы, инструменты и приспособления; выполнять основные приемы плетения;
Составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
Соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями;
Осуществлять визуально контроль качества изготавливаемого изделия;
Находить и устранять допущенные дефекты;
Проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получению продукта с использованием освоенных технологий;
Планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
Распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
Развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
Получение сведений из разнообразных источников информации;
Организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
Изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера, одежды;
Контроля качества выполняемых работ;
Выполнения безопасных приемов труда и правил гигиены;
Оценки затрат, необходимых для создания объекта труда;
Построения планов профессионального самоопределения.











13PAGE 15


13PAGE 141015




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415