Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми

Использование приемов ТРИЗ
Подготовила –Пилержинская Марина Геннадьевна. Основной целью использования проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной  творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития познавательных способностей, творческого воображения, творческого мышления детей. ТРИЗ имеет более сотни инструментальных приемов и предлагает пути и способы развития творческого воображения и мышления, обосновывает жизненную стратегию творческой  личности.
В нашем МДОУ функционирует студия ТРИЗ, где проводятся занятия с дошкольниками от 2 до 7 лет. В студии дети совместно с педагогом исследуют приметы и явления, сочиняют новые сказки и необычные истории, придумывают загадки, изобретают фантастические объекты, используя методы и приемы ТРИЗРТВ. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослого становятся авторами творческих проектов. Одним из центров студии ТРИЗ является ДЕСЯТАЯ ПЛАНЕТА ФАНТАЗИЙ. Это развивающее панно помогает закрепить изученные методы и приемы ТРИЗ в  практической деятельности.
В начале учебного года с детьми проводится серия занятий на тему ОСЕНЬ. Дети 56 лет открывают на ДЕСЯТОЙ ПЛАНЕТЕ ФАНТАЗИЙ страну Осенин и создают на ней фруктовое королевство, ягодное государство, овощное царство. В овощном царстве путешествуют по разным городам: Гороховому, Огуреченску, Капустинску и др.
Проект ГОРОД МОРКОВИЯ
Формулирование проблемы и введение в игровую ситуацию проходит непосредственно на занятии. Сначала с детьми обговаривается, кто может жить в таком городе, что там может быть необычного и чем он отличается от обычного города. Дети рассматривают жителей Морковии (моркови необычной формы) и придумывают им названия.
Перед ребятами ставится проблема, которую им надо решить, все жители Морковии окаменели (применение приема фантазирования «окаменение»), и нужно им помочь (с использованием знакомых приемов ТРИЗРТВ бинома фантазии, инверсии, оживления и т. д.). В процессе совместного размышления детей и воспитателя о том, как можно интересно рассказать о том, что это за город Морковия, кто в нем живет, дети приходят к выводу, что можно сделать панно города и придумать сказку.
На следующем этапе этапе продуктивной деятельности дети выбирают необходимый материал, изготавливают героев, составляют макет города Морковия, сочиняют сказку с помощью линейной схемы, придумывают ей название (например, ВКУСНЫЕ ИСТОРИИ В ГОРОДЕ МОРКОВИИ).
Сказка ВКУСНЫЕ ИСТОРИИ В ГОРОДЕ МОРКОВИИ
В овощном царстве, в городе Морковии жили-были морковный царь Цареморк и царица Морко. И были у них двое детей: царевич Моркоша и царевна Моркуша. Воспитанием детей занималась леди Морселина, она читала им сказки, гуляла с ними. А маркиза Морлиза была у них учительницей. Все в этом городе жили дружно. Но вот однажды у царевича и царевны был день рождения, во дворец приехали гости с подарками и стали веселиться. Повар Морковар стал накрывать на стол. Вдруг все потемнело и появился злой волшебник Каменюка из каменной страны.
Вы тут веселитесь, а меня даже не пригласили! Посмотрю я на вас, Цареморк и царица, как вам будет сейчас весело!
Хлопнул он в каменные ладоши, и все жители Морковии, кроме Цареморка и царицы Морко, стали каменными. Стали царь с царицей горевать, но слезы горю не помогут. И тут вдруг они вспомнили, что в городе Фантазийске живет гном Оживлялка. Сел Цареморк на морконя и поскакал за помощью. Оживлялка взмахнул палочкой-оживлялочкой, и все жители Морковии стали прежними. Царь с царицей не нарадуются, дорогого гостя угощают разными морковными блюдами: морковным мороженым да пирожным, пирогами да тортами с морковью. Был морковный пир на весь мир. А Каменюка узнал об этом, да от злости лопнул и развалился на мелкие песчинки.
На последнем этапе проводится презентация продукта совместной деятельности для зрителей (детей других групп, родителей), а также результат проектной деятельности помещается на выставку творчества.
Проект КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ ПО ВОЛШЕБНЫМ СТРАНАМ
Дети получают письмо от Фанталика (выдуманного героя) с просьбой помочь ему составить карту путешествий по волшебным странам с помощью одного предмета мороженого. Дети обсуждают с воспитателем, как мороженое может помочь в решении проблемы (можно рисовать мороженым, лепить из него), при помощи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Хорошо плохо» находят отрицательные и положительные стороны такого способа решения данной проблемы.
Фанталик предлагает придумать волшебные страны и города с помощью метода фокальных объектов, то есть перенести свойства мороженого на волшебные страны. Дети заполняют морфологическую таблицу свойствами мороженого с помощью символов (холодное снежинка, твердое маленький человечек из твердого вещества, шоколадное шоколадка). Затем каждый из детей, опираясь на составленную таблицу, определяет, какое свойство  мороженого можно перенести на название страны или города. В результате получались волшебные и необычные названия:
Холодная страна,
Шоколадно-ореховое царство,
Абрикосовый город и так далее.
После этого дети все вместе планируют собственную практическую деятельность. Сначала выбирают страну, о которой каждый из них будет составлять сказку, придумывают ей название, рисуют каждый свою страну, наклеивают на плакат. Так получается общая карта путешествий, на которой намечается маршрут путешествия. В заключение дети договариваются о презентации карты (каждая творческая группа защищает свой участок перед другими детьми, взрослыми), а также работы помещаются на выставку творчества в дошкольном учреждении.
Примеры детских рассказов
Страна Снежинция
В этой стране живут холодные разноцветные снежинки. Леди Снежка мастер воздушного летания. Она учит всех летать. Кто не хочет учиться, тот просто лежит в сугробах и наблюдает. Иногда леди Снежка со своими учениками устраивают целые снежно-танцевальные концерты, и получается метель, вьюга или даже снежная буря.
Абрикосовый город
Жители этого города абрикосы. Они очень любят смотреть телевизор. Мистер Абрикоскин и мадам Абрикосинка работают дикторами на телевидении. Они передают разные новости и рассказывают жителям города о соседних городах и странах. Сегодня они рассказали о том, что в городе открылась дынебольница, где будут лечить дынным соком и таблетками из дыни, а чтобы маленькие детки-абрикосики не болели, им нужно сделать дынные прививки. А еще в городе построили магазин абрикосовых игрушек. Дети этого города могут брать любую игрушку бесплатно, потому что они вырастают сами на прилавках, а продавцы их только поливают абрикосовым соком.
Шоколадно-ореховое царство
В конфетном замке живут король Шоколад и королева Орешка. Вокруг замка на шоколадных клумбах растут ореховые цветы, а перед замком стоит ореховый фонтан, где течет горячий шоколад. На шоколадном дереве каждый день созревает разный сладкий урожай: то шоколадки, то мармеладки, то орешки в шоколаде. Король и королева собирают этот сладкий урожай и угощают всех жителей царства.
Проект В СТРАНЕ БУМАГИИ
Фанталик познакомил детей с новым другом мальчиком Фантиком, который сделан из бумаги. Его оживил гном Оживлялка (использование приема «оживление»). Фантик просит у детей помочь ему узнать все о себе и найти друзей, таких же как он.
Сначала с помощью метода «ступенчатый эвроритм» дети помогают Фантику узнать все о материале, из которого он сделан, о бумаге. Поднимаясь по этажам волшебного дома, дети производят различные мыслительные  операции.
На первом этаже (этаж ДЕЛО) они выясняют, какова функция бумаги и для чего человек ее придумал.
На втором этаже (этаж ДРУЗЬЯ) дети рассматривают виды бумаги (картон, калька, гофрированная и так далее), вспоминают, что делают из бумаги (коробки, книги, альбомы и так далее). Так они находят бумажных друзей Фантику.
На третьем этаже (этаж SOS) дети экспериментируют с бумагой, выясняют, что может случиться с Фантиком и чего ему необходимо опасаться.
На четвертом этаже (этаж ПОМОЩНИКИ) дети называют предметы, которые выполняют те же функции, что и бумага.
На пятом этаже (этаж ВОЛШЕБНИК) происходит изменение и преобразование предметов с помощью метода фокальных объектов (перенос свойств бумаги на окружающие предметы все стало бумажным: дома, транспорт, мебель и даже люди).
Так появилась на 10-й планете фантазии СТРАНА БУМАГИЯ. У Фантика там нашлось много друзей, и он попросил детей поселить его в эту чудесную страну.
На следующем этапе дети составляют сказку ФАНТИК В СТРАНЕ БУМАГИИ, изготавливают бумажных героев сказки и объекты для бумажного театра, распределяют роли. По ходу выполнения работы они совещаются, вносят изменения и дополнения. На последнем этапе презентуют продукт своей деятельности зрителям показывают кукольный  бумажный театр детям других групп, родителям.
Сказка ФАНТИК В СТРАНЕ БУМАГИИ
За волшебными морями, за чудесными лесами, в стране Бумагии жили-были бумажные человечки. На Газетной площади стоял красивый замок из цветной бумаги. В нем жили король Картон I, королева Глянция и маленькая принцесса Фольгиния. Каждое утро король Картон I садился на своего бумажного коня, объезжал всю страну и спрашивал у стражников:
Все ли в порядке в нашей стране?
А стражники отвечали: Не беспокойтесь ваше бумажное величество, в нашей стране все в порядке!
Пока короля не было в замке, королева Глянция и принцесса Фольгиния выходили в бумажный сад и любовались бумажными цветами, которые выращивала садовница Бархотина. Она всегда разговаривала с цветами и напевала:
- В королевском бумажном садочке Расцветают мои милые цветочки: Маки краснеют, Васильки синеют, Нарциссы желтеют, А розочки алеют.
Королева Глянция каждый день говорила:
Спасибо тебе, Бархотина, за такие прекрасные цветы!
А принцесса Фольгиния однажды сказала:
А давайте вместе соберем букеты, поставим их в вазы и украсим замок!
В это время на королевской кухне повар Фантик готовил бумажный обед. Он говорил:
Сегодня я приготовлю салат из бумажных овощей и газетные котлеты. А на десерт будет картонное пирожное да бархатное мороженое.
И все было бы хорошо, но однажды король Картон I, объезжая на коне страну, спросил стражников:
Все ли в порядке в нашей стране?
И услышал в ответ:
Беда, ваше бумажное величество, надвигается на нашу страну войско огненных всадников!
Тогда собрал Картон I на Газетной площади бумажный народ, и стали все вместе думать, как победить огненное войско. И тут повар Фантик предложил:
Давайте отправим письмо на бумажном самолетике водяному царю и попросим его помочь нашей стране.
Так и сделали. Получил водяной царь письмо и тут же послал свои быстрые ручейки на помощь Картону I. Окружили они Бумагию и потекли на огненное войско. Зашипело войско, да и пропало без следа. Обрадовался бумажный народ, стал веселиться да плясать. А повар Фантик испек по такому случаю огромный бумажный торт со свечами. И мы там были, этот торт пробовали. Только он нам не понравился. А бумажные человечки хвалили и пальчики облизывали

Заголовок 1 Заголовок 215