Конспект урока по литературе на тему : Знак и символ (А.А.Блок .Поэма Двенадцать


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Левокумского муниципального района
Ставропольского края

Учитель русского языка и литературы
Усатенко Т.И.

Тема: Знак и символ. А.А.Блок. Поэма «Двенадцать» (метапредметность)
Цель: 1). Проанализировать поэму А.А.Блока «Двенадцать»; показать её художественные особенности; обратить внимание школьников на то, как «знак» и «символ» отражены в художественных произведениях, науке; 2) совершенствовать навыки работы с поэтическим текстом; развивать аналитическое мышление, творческое воображение, монологическую речь;
3) воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету, ощущение радости познания нового, культуру речи и общения.
Оборудование: Портрет А.А.Блока; выставка произведений поэта; поэма «Слово о полку Игореве» - Москва, Белый город; Словарь русского языка С. И. Ожегова - Москва, ОНИКС Мир и Образование, 2005 год; Краткий словарь литературоведческих терминов — Москва, «Просвещение», 1978 год; иллюстрации.
Словарная работа; знак, символ, символизм
Технологии: эвристическая образовательная ситуация, сотрудничества, диалоговая, ИКТ (презентация)

Эпиграф к уроку
Блок создал новую форму эпической поэмы,
и новизна формы находилась в прямой зависимости
с новизной содержания.
Л. Долгополов
Ход урока
1 этап. Организация класса. Сообщение темы и целей урока.
2 этап. Словарная работа.
Знак. 1. Метка, предмет, явление, к-рым обозначается, выражается что-н. Знаки отличия (об орденах). Денежный з. (кредитный билет). 3. почтовой оплаты (марка). Знаки внимания (о чём-н., чем обнаруживается внимательное отношение к кому-н.). Молчание - з. согласия. Дурной з. Знаки препинания. (точка, запятая и др.). 2. Движение рукой, головой и т.п.), к-рым сигнализируют, сообщают что-н. Подавать знаки рукой. В знак чего - обнаруживал, показывая что-н., в доказательство чего-н. В знак дружбы. В знак протеста. Под знаком чего (высок.) - обнаруживаясь в чём-н., под знаменем чего-н. Под знаком борьбы за мир. /прил. знаковый (спец.) - по словарю С.И.Ожегова, с. 298
Символ Предмет или действие, служащее условным знаком какого-н, понятия, чего-н. отвлечённого. Голубь с. Мира. Якорь - с. Надежды. Символ веры - краткое изложение основных догматов христианской веры. - по словарю С.И.Ожегова, с.937
Символ (от греч. symbоlор - условный знак). В древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга в далёком месте. С. - предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления. Так, в словах «Вакхической песни» Пушкина «Да здравствует солнце, да скроется тьма», солнце выступает как С. Счастья, радости, разума. Буревестник у Горького - С., предвещающий революционную бурю.
Заключал в себе переносное значение, С. Близок тропу (в частности, сравнению, метафоре).
Индивидуальный характер имеет С. В творчестве символистов. - по Краткому словарю литературоведческих терминов, с. 164. (Краткие записи в тетради).
Символизм - литературное направление (течение) конца 19 - начала 20 века. С.сложился во Франции уже в 70-80-е годы 19 века.
Символ для символистов — это необщепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передаёт не объективную суть явления, а собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределённое.
Поэзия, согласно теории С., должна подходить к действительности через тонкие
намёки и полутона: «Никаких цветов: ничего, кроме нюансов». (П. Верлен). Красота и
истина постигается не рассудком, а интуицией - по Краткому словарю
литературоведческих терминов, с. 164. (Развития понятия).
3 этап. Реализация домашнего задания.
1) Индивидуальный опрос. Учащиеся выполняют работу по заданиям.
Задание 1
Литературовед Л. Я. Гинзбург считает: «Стихи молодого Блока иносказательны (ветер, клочок неба, лазурь — всё развеществлено)... В них очень много любви и природы, но ни одно из них не написано о любви и природе — подобно стихам Фета или Полонского. У них другой предмет». А как считаете вы? О каком «другом предмете» говорит Л, Я. Гинзбург?
Задание 2
Каковы особенности символизма раннего Блока?
2) Остальные ученики выполняют тест, чтение наизусть лирических произведений А.Блока о Родине, о любви.
Тест по произведениям А.А.БлокаЗадание 1
К какому направлению относится раннее творчество Блока?
1. Футуризм 2. Акмеизм З. Символизм
Задание 2
Найдите соответствие стихотворений А. Блока основным мотивам его лирики.
1. Мотив мрачной разочарованности
2. Мотив назначения поэта и поэзии
4. Мотив Родины
а) «Фабрика» в) «Осенняя воля»
б) «К Музе» г) «Я стар душою»
Задание 3
Из какого произведения эти строки?
В синем сумраке белое платье
За решёткой мелькает резной.
1. «Незнакомка» 2. «В ресторане» 3. «Соловьиный сад»
Задание 4
Цикл стихотворений «На поле Куликовом» является произведением:
1. На историческую тему г2. О современности
3. О неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего
4 этап. Поэма А.А. Блока «Двенадцать» (1918). Аналитическая беседа.
● Жанр, стиль и композиция.
«Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в ушах.
- Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?
Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилистическое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.
- Как Блок передаёт «музыку революции»? какие ритмы вы услышали?
(Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованными стихами. В поэме звучат интонации марша:

В очи бьётся
Красный флаг.
Раздаётся
Мерный шаг.
Вот - проснётся
Лютый враг.
(гл.11)
Слышен городской романс. Он интересно обрывается: начало знакомое, а дальше – пошёл разгул:
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового –
Гуляй, ребята, без вина!
Часто встречается частушечный мотив:

Запирайте етажи Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!
Прямо процитирована революционная песня:

Вперёд, вперед,
Рабочий народ!
- Что, кроме музыки, мы слышали?
(Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному собранию!», доносятся обрывки разговоров:
… И у нас было собрание…
… Вот в этом здании…
Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов. («Трах-тарарах-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое).- Каков лексический строй поэмы?
(Разнообразна лексика поэмы. Это и язык лозунгов и прокламаций, и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов «етажи», «електрический»; и сниженная, «ругательная» лексика: «холера», «жрала», «подлец»; и высокий слог:
Нежной поступью над вьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.)- Как рисует Блок образы героев поэмы ?
(Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: «старушка, как курица, /кой-как переметнулась через сугроб»; речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия! /Должно быть, писатель - /Вития…»; хлёсткий эпитет и оксюморон: «А вон и долгополый - /Сторонкой за сугроб…/ Что нынче не весёлый, / Товарищ поп?» Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них – Петька, «бедный убийца», повеселивший при напоминании товарищей: «Над собой держи контроль!»
Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой/ В огневых её очах, /Из-за родинки пунцовой /Возле правого плеча…»).
- В чём особенность сюжета поэмы?
(Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с Петроградских улиц, и внутренний: побуждение, обоснование поступков «двенадцати». Один из центров поэмы – конец 6-й главы: мотив мести, убийство сливается с мотивом лозунга революции:
Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!)- Проследите, где и как проявляется мотив ненависти?
(Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди….
Чёрная злоба, святая злоба…
и как святотатство:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!
- Какие ещё мотивы вы увидели в поэме?
(Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг!» Всеобщая ненависть, готовность бытия с врагом, подстёгивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй центр поэмы – в 11-й главе: …. И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ничего не жаль….
И дальше отряд идёт «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.)- Какие образы – символы заметили в поэме?
(Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Чёрный вечер, /Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», «пёс безродный», Христос.)- Какое значение имеет образ Христа в поэме?
(Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он и от пули невредим», и он мёртвый – « в белом венчике из роз», «Двенадцать стреляют в него, пусть невидимого».
«Христос в поэме – антитеза «псу» как воплощение зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости». (Л. Долгополов).
«Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство эпическую веру народа!» (А. Горелов).
«Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» - писал сам Блок.
(Образы – символы, знаки записать в тетрадь).
5 этап. Введение литературного аналога.
● Поэма «Слово о полку Игореве».
1) Небольшое сообщение учащегося на тему: «Историческая основа поэмы «Слово о полку Игореве». (индивидуальное задание).
2) Чтение отрывка из «Слова».
У Донца был Игорь, только видит –
Словно тьмой полки его прикрыты,
И воззрел на светлое он солнце –
Видит: солнце – что двурогий месяц,
А в рогах был словно угль горящий;
В тёмном небе звёзды просияли;
У людей в глазах потемнело.
«Не добра ждать», - говорят в дружине.
Старики поникли головами:
«Быть убитым нам или пленным!»
Князь же Игорь: «Братья и дружина,
Лучше быть убиту, чем пленённу!
Но кому пророчется погибель –
Кто узнает, нам или поганым!
А посядем на коней на борзых,
Да посмотрели синего-то Донцу!»
Не послушал знаменья он солнца,
-228600-45720000
Распаляясь взглянуть на Дон великий!
(Перевод А.Н. Майкова)
3) Комментарий (солнечное затмение – недобрый знак, неблагоприятный знак).
6 этап. Пиктография.
Пиктография – картинное письмо – до сих пор ещё сохраняет связь с рисунком, но уже достаточно условно. Пиктограммы имеют постоянное значение, оно известно и «читающему», и «пишущему». Современные пиктограммы – это дорожные знаки и некоторые другие (указатели в метро, эмблемы и т.д.). при быстром письме утрачивается сходство с рисунком, картинка окончательно превращается в знак, возникает иероглифическое письмо.
Следы такого письма – это цифры и элементарные математические символы: +, -, = и т.д.



7 этап. Из истории математических знаков (символов).
Первое появление знаков «плюс» и «минус». Страница из книги Иоганна Видмана + - Знаки плюса и минуса придумали, по-видимому, в немецкой математической школе «коссистов» (то есть алгебраистов). Они используются в учебнике Иоганна Видмана «Быстрый и приятный счёт для всех торговцев», изданном в 1489 году. До этого сложение обозначалось буквой р (plus) или латинским словом еt (союз «и»), а вычитание — буквой m (minus). У Видмана символ плюса заменяет не только сложение, но и союз («и». Происхождение этих символов неясно, но, скорее всего, они ранее использовались в торговом деле как признаки прибыли и убытка. Оба символа вскоре получили общее распространение в Европе - за исключением Италии, которая ещё около века использовала старые обозначения.
х Знак умножения ввёл в 1631 году Уильям Отред (Англия) в виде косого крестика. до него использовали чаще всего букву М, хотя предлагались и другие обозначения: символ прямоугольника (Эригон, 1634), звёздочка (Иоганн Ран, 1659). Позднее Лейбниц заменил крестик на точку (конец ХVII века), чтобы не путать его с буквой х; до него такая символика встречалась у Региомонтана (ХV век) и английского учёного Томаса Хэрриота (1560—1621).
/ : +Знаки деления. Отред предпочитал косую черту. двоеточием деление стал обозначать Лейбниц. до них часто использовали также букву D. Начиная с Фибоначчи, используется также горизонтальная черта дроби, употреблявшаяся ещё у Герона, Диофанта и в арабских сочинениях. В Англии и США распространение получил символ + (обелюс), который предложил Иоганн Ран (возможно, при участии Джона Пелла) в 1659 году. Попытка Американского национального комитета по математическим стандартам (National Committee on Mathematical Requirements) вывести обелюс из практики (1923) оказалась безрезультатной[2}.3нак плюс-минус появился у Жирара (1626) и Отреда. Правда, Жирар между плюсом и минусом писал ещё словами «или».
An. Возведение в степень. Современная запись показателя степени введена Декартом в его «Геометрии» (1637), правда, только для натуральных степеней, больших 2. Позднее Ньютон распространил эту форму записи на отрицательные и дробные показатели (1676), трактовку которых к этому времени уже предложили Стевин, Валлис и Жирар.
√ Знак корня впервые употребил немецкий математик Кристоф Рудольф, из школы коссистов, в 1525 году. Происходит этот символ от стилизованной первой буквы слова гаdix (корень). Черта над подкоренным выражением вначале отсутствовала; её позже ввёл Декарт для иной цели (вместо скобок), и эта черта вскоре слилась со знаком корня.
Символ корня произвольной степени начал использовать Альбер Жирар (1629).[3] Закрепился этот формат благодаря Ньютону и Лейбницу.
([{}]) Круглые скобки появились у Тартальи (1556) (для подкоренного выражения) и позднее у Жирара. Одновременно Бомбелли использовал в качестве начальной скобки уголок в виде буквы 1, а в качестве конечной — его же в перевёрнутом виде (1550); такая запись стала прародителем квадратных скобок. Фигурные скобки предложил Виет (1593). Всё же большинство математиков тогда предпочитали вместо скобок надчёркивать выделяемое выражение. В общее употребление скобки ввели .Лейбниц и Эйлер.
‘Знак суммы ввёл Эйлер в 1755 году.
Знак произведения ввёл Гаусс в 1812 году.

8 этап. Рефлексия.
● Обозначение и оценка достигнутых результатов.
- Удалось ли достичь постановленной цели?
- Чему учились?
- Каким образом пригодятся в жизни знания, полученные на уроке?
● Оценка эвристической деятельности отдельных учеников.
9 этап. Домашнее задание.
1 группа. Сопоставить образы – символы (знаки) поэта А. Блока с аналитическим литературным материалом.
2 группа. Сопоставить поэтические образы – символы в других видах искусства (науках).
Индивидуальное задание: анализ стихотворения А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» сопоставить с рекламой.