Конспект открытого урока по литературе на тему А. Блок. Поэма Двенадцать. Философская проблематика и своеобразие композиции (11 класс)


Конспект открытого урока по литературе
11 класс
Учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 9 г. Чехова
Рыбак Татьяны Юрьевны
2016 год
А. Блок. Поэма «Двенадцать». Философская проблематика и своеобразие композиции.
Цель урока: показать полемический характер поэмы и ее идейно-художественное своеобразие через отражение революционной эпохи в сознании поэта; развивать способность осмысливать сущность исторических явлений и событий через выработку умений и навыков сравнительного анализа символических деталей художественного произведения
Оборудование: портрет поэта,  позже: обложка поэмы,  иллюстрации к поэме (Смирнова и Анненского), плакаты с лозунгами, музыка марша, критическая литература о поэме, видео (художественное чтение отрывка поэмы Олегом Ефремовым).
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть сегодня! Присаживайтесь.
Учитель наизусть читает стихотворение А. Ахматовой:
Поминальное, написано в августе 1921 г. непосредственно после похорон Блока на Смоленском кладбище 10 августа (28 июля ст. ст.)А Смоленская нынче именинница,Синий ладан над травою стелется.И струится пенье панихидное,Не печальное нынче, а светлое.И приводят румяные вдовушкиНа кладбище мальчиков и девочекПоглядеть на могилы отцовские,А кладбище — роща соловьиная,От сиянья солнечного замерло.Принесли мы Смоленской заступнице,Принесли Пресвятой БогородицеНа руках во гробе серебряномНаше солнце, в муке погасшее, —Александра, лебедя чистого.1921Учитель: Вы услышали в стихотворении А. Ахматовой слова оценки всего творчества А. Блока?
(Творчество = солнце – свет – знания; чистый лебедь – верен своим идеям, символ верности.)
Проверка домашнего задания.
Учитель: Александр Блок – поэт-символист. А что такое символизм?
(ответы учеников)
Учитель: Что такое поэма?
(ответы учеников)
Изучение нового материала.
«Интервью с писателем» (опережающее задание):
Ученик заранее готовит дома историю создания поэмы А. Блока «Двенадцать». Входит в кабинет в образе самого А. Блока под музыку марша. Рассказывает историю создания от первого лица. Ребята могут задавать ему вопросы, которые учитель заранее подготовил.
Учитель: Спасибо Александр Александрович за столь подробный рассказ о создании своей поэмы. А мы с ребятами идем дальше.
Учитель: Интересна не только история создания поэмы, но и критика. Оценка поэмы в критической литературе современниками А. Блока неоднозначна. Давайте в этом убедимся.
Работа в творческой группе.
Каждой группе предлагается для анализа критическая статья одного из современников А. Блока о поэме «Двенадцать» (Маяковский, Бунин, Чуковский). После прочтения критической статьи один член группы анализирует ее и высказывает мнение группы.
Художественный анализ поэмы.
Учитель: В нескольких словах давайте передадим содержание поэмы.
(ответы учеников)
Учитель: Из скольких глав состоит поэма? (из 12 глав)
Учитель: Какой прием использует автор на протяжении всей поэмы? (антитеза)
Учитель: Что такое антитеза? (ответы учеников)
Учитель: А что противопоставляет автор? (ответы учеников)
Составление ассоциативного ряда.
На доске надписи: старый мир и новый мир.
Учитель раскладывает на столе карточки: писатель, поп, барыня, 12 красногвардейцев, Исус Христос, Катька, Ванька, Петруха, пес голодный, бродяга, буржуй, старушка. Учащиеся должны соотнести представителей с названиями миров.
Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием!
Учитель: А почему миры называются старый и новый?
(старый мир – старый образ жизни, народ – раб; новый мир – новый образ жизни, народ – революционер)Учитель: 12 – это образ-символ. Где в литературе вы встречали этот символ? (Библия – 12 апостолов)
Работа с толковым словарем, со словарем мифологии.
Учитель: Так кто такие 12 апостолов? (ответы учеников)
Учитель: А красногвардейцы будут тоже следовать этим традициям. (Нет, так как они выходцы из воров, разбойников и убийц)
Учитель: Кто из героев является воплощением таких людей? (Катька, Ванька и Петруха)
Учитель: Значит получается, что 12 красногвардейцев в поэме – порождение старого мира. Они идут в будущее со своими заповедями. А смогут ли они построить будущее, построить новый мир? (Сами нет, им нужен учитель, который им поможет)
Учитель: А кто поможет? Кто спасет их? (Исус Христос)
Учитель: Правильно! А кто такой Иисус? (мессия, сын Божий, человек, который берет на себя все грехи человеческие)
Учитель: А в какой религии еще есть подобный образ (мусульманство и буддизм)
Учитель: А вы заметили как написано имя мессии у Александра Блока? (с одной И)
Учитель: Как вы думаете, почему так? Это опечатка или так задумано автором? (ответы учеников)
Учитель: На самом деле А. Блок не понял сам, откуда взялся образ Христа. Как он сам утверждал, это его вдохновение.
Учитель: А теперь послушаем художественный язык поэмы (опережающее задание: ученик читает выразительно наизусть 1 главу поэмы)
Учитель: Какую лексику использует автор в поэме? Приведите примеры.
(Просторечные, разговорные слова; «сниженная» уличная лексика; жаргонная лексика; многочисленные обращения, междометия)
Учитель: Как вы думаете, зачем А. Блок использует в такой серьезной поэме такую простую лексику? (вся эта многоголосица помогает передать революционную эпоху и время)
Учитель: А что бы вы сказали про форму написания поэмы?
(частушки, городской романс, революционные народные песни, лозунги…)
Учитель: Где вы это увидели? Приведите примеры из текста. (ответы учеников)
Учитель: А теперь давайте послушаем художественное чтение артиста театра «Современник» Олега Ефремова»
Дети смотрят видео – отрывок художественного прочтения поэмы «Двенадцать»
Учитель: Увидели революционное время? Услышали дисгармонию старого и нового мира? (ответы учеников)
Прием «Займи позицию»
Учитель: Вернемся с вами к критическим статьям современников А. Блока. Вы прочитали поэму, мы вместе ее проанализировали, а теперь подумайте и скажите, мнение кого из критиков вам ближе всего? (ответы учеников)
Обобщение и вывод.
Учитель: В своей поэме автор старался как можно точнее отразить то, что он видел и чувствовал. Его точка зрения может быть принята не всеми. В принципе, искусство не требует признания своих образов за действительность, а тем более, за единственно возможную истину, Поэму “Двенадцать” можно трактовать по-разному, особенно теперь, когда стали известны предсмертные слова Блока о том, что поэму следует уничтожить, как неудавшуюся. Я же считаю, что поэт свято верил, хотел верить в то, что написал, в величие и благородство замыслов и путей революции, но уже в 1921 году сумел увидеть, как далеки его мечты от реальности. А поэма живет как неоспоримое свидетельство напряженного поиска — идейного ли, формального — ее автора.
Рефлексия.
Обратная связь: учитель просит учащихся написать на заранее подготовленных листочках написать, что им понравилось на уроке, что нет, что хотели бы рассмотреть на уроке.
Оценки за урок.
Домашнее задание.
Написать в тетрадях по литературе свою критическую статью о поэме Александра Блока «Двенадцать».
Учитель: Спасибо большое вам за урок! Вы все работали прекрасно и активно! Я получила огромное удовольствие от работы с вами!