Статья. Оптимизация устного счета в начальных классах посредством игровых технологий.


Оптимизация устного счета в начальных классах
посредством игровых технологий.
Ильясова С.К. учитель начальных классов
КГУ «Кировская ОШ»
Приоритетом современного обучения становится не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников самостоятельно добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, анализировать изученное и синтезировать знания. Этому способствует технологизация учебного процесса. Наиболее продуктивными в обучении младших школьников являются игровые технологии, так как ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте является игровая. Как раз в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение игровых технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Особенно эффективно можно использовать игровую технологию на уроках математики.
«Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит» – говорил Михаил Ломоносов. Умение считать в уме остается полезным навыком для современного человека, несмотря на то, что созданы различные устройства, способные считать за него. Можно выделить три основных составляющих навыка устного счета – это способности, алгоритмы и, главное, тренировка.
Способности включают в себя концентрацию внимания и умение удерживать в краткосрочной памяти несколько чисел и одновременно производить арифметические действия. И, как следствие, это способствует развитию логического мышления.
Знание специальных алгоритмов и умение оперативно подобрать нужный, максимально эффективный алгоритм в каждой конкретной ситуации.
Ключевое значение имеют постоянные тренировки и постепенное усложнение решаемых задач. Систематическое упражнение в выполнении арифметических действий способствуют повышению скорости и качества устного счета.
Все составляющие необходимо учитывать учителю в начальных классах для развития скорости устных вычислений у учащихся.
Именно в начальном звене закладываются основные приёмы устного счета, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух предложенную задачу, произвести в уме арифметические действия, повышают умение концентрировать внимание и развивают скорость мыслительных операций.
Есть определенные требования к устному счету в начальных классах. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.
Методика рекомендует проводить устный счет в начале урока, объем заданий подбирать так, чтобы устный счет не нарушал хронометраж урока, задания должны легко восприниматься и зрительно и на слух. Зрительное восприятие облегчает задачу, слуховое усложняет, поэтому рекомендуется чередовать такие задания.
Игровая технология сводит психологическую и умственную нагрузку на устном счете к минимуму. Ошибки учениками воспринимаются безболезненно.
Методика предлагает различные формы устного счета на уроках математики. Например, «магические квадраты» которые используются для отработки навыков сложения и вычитания. Квадрат разделён на 9 частей. В центре записана сумма, которая должна получиться при сложении трёх чисел в каждой строке и каждом столбце. Другой вид заданий - нахождение значений математических выражений. Учащимся предлагаются математические выражения, где действия необходимо выполнить последовательно. Такие задания вырабатывают у учащихся твердые вычислительные навыки, способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий. Используя игровые технологии можно превратить сложные вычислительные действия в увлекательную игру, где учитель превращается в волшебника и учащиеся с удовольствием считают вместе с ним. Например вместо простых выражений с несколькими математическими действиями можно использовать предложенные задания:
Задумайте число. Умножьте его на 6. Вычтите 3. Умножьте на 2. Прибавьте 26. Вычтите удвоенное задуманное. Разделите на 10. Вычтите задуманное. У вас получилось 2.
Задумайте число. Утройте его. Вычтите 2. Умножьте на 5. Прибавьте 5. Разделите на 5. Прибавьте 1. Разделите на задуманное. У вас получилось 3.
Задумайте какое-нибудь число. Прибавьте к нему 11; умножьте полученную сумму на 2; от этого произведения отнимите 20; умножьте полученную разность на 5 и от нового произведения отнимите число, в 10 раз больше задуманного вами числа. Я отгадываю: вы получили 10. Верно?
Другой вид заданий – сравнение математических выражений. Это упражнение имеет несколько вариантов. Можно дать два выражения с целью установить равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше. Можно предложить другой вариант, где уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить. Такие упражнения способствуют усвоению теоритических знаний об арифметических действиях и их свойствах. Здесь можно продумать сюжетно- ролевые игровые задания, где учитель играет роль продавца, а дети – покупатели. Такой же игровой прием можно использовать при решении задач во время устного счета.
На устный счет можно и нужно брать геометрические задания. Ведь формирование геометрических знаний начинается в младшем школьном возрасте, так как у них наглядно-образное мышление. Геометрические знания способствуют развитию пространственных представлений. Действия в геометрических заданиях должны быть связаны с поворотами фигур и одновременным включением таких действий как «вверх», «вниз», «вправо» и «влево». Это задание в игровой форме может быть связано с движением робота, сказочного персонажа или мультяшного героя. Например учитель дает задание на листе в клеточку поставить точку и повторить траекторию движения зайчика. Зайчик выскочил из леса и, увидев лису, прыгнул на две клетки влево, затем стал петлять – одну клетку вверх, две клетки вправо, три клетки вниз и так далее. Затем сравнить свои рисунки с эталоном найти свои ошибки.
На устном счете следует уделить время и на логические задания с включением таких понятий как «слева», «справа», «шире», «уже», «ниже», «выше», «раньше», «позже», «дальше», «ближе». Очень интересны детям такие задания: «Вася выше Нади, но ниже Сережи. Кто из ребят выше всех?».
Методической находкой практики проведения устного счета считаю совмещение устного счета и минутки чистописания. Например учащимся предлагается прописать число, которое находится между 3 и 5. Другое задание – напишите наименьшее однозначное число или наименьшее двузначное число. Можно придумать по этому принципу массу увлекательных заданий. Такая интеграция позволяют эффективно использовать временя на уроке. Сами упражнения способствуют развитию познавательных процессов – внимания, восприятия, воображения, наблюдения, памяти и мышления.
Систематическое и целенаправленное использование различных форм и приемов организации устного счета на уроках математики в рамках игровых технологий ведет к оптимизации учебного процесса, интенсивному развитию познавательных процессов у учащихся и повышает внутреннюю мотивацию учащихся.
Литература:
1. Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович , М.: Издательство «Просвещение, 1968.
3. Вишкарева И.Л. Система работы учителя начальной школы по формированию универсальных учебных действий / И.Л. Вишкарева // Практика административной работы в школе.-2012.-№6.-С. 9-13.
4.Занков Л.В. Обучение и развитие./Л. В.Занков.- М.: Просвещение, 1975.
5. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений./ Н. Б. Истомина- 4- изд., стереотип.- М.: Издательский центр « Академия», 2001.
6.Муравина О. В. Формирование УУД средствами линии УМК «Математика. 1–4 классы» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной .Вебинар издательства Дрофа.