Открытое занятие по экологии Волшебная кладовая лекарственных трав


Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе
«Волшебная кладовая лекарственных трав»
Педагог: Городецкая С.В.
Цель:
1.Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.
2.Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных местах.
3.Развивать экологическое мышление на основе представлений о лекарственных растениях.
4.Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Развивающая среда:
1.Иллюстрации с изображениями лекарственных растений: одуванчик, ромашка, зверобой, душица, шиповник, пустырник, валериана, чабрец, ветки рябины и калины; засушенные растения.
2.материал: самовар, заварочный чайник, салфетки, полотенце; розетки, блюдца, чашки по количеству детей, ложечки, мед, варенье малиновое; книги о лекарственных травах.
Ход занятия:
В: Сегодня такой день, ребята, когда могут происходить разные чудеса. Вот сейчас повернусь и в кого – то превращусь перевоплощение). На кого я стала похожа? (тихим шепотом спросить)
Да! Не простая я старушка,
Я старушка - веселушка!
В чистом поле я гуляла
И траву я собирала
А трава та – не простая,
А волшебная, которая от любых болезней исцеляет, сильным и веселым быть помогает. Поэтому я такая веселая, щечки розовые. Хотели бы вы побывать в моей кладовой, где сушатся волшебные травы и узнать в чем их волшебная сила… Ну, тогда пойдем. Посмотрите, как здесь у меня красиво, сколько трав. А какие запахи. Узнали вы эти травы? Ведь мамы и бабушки вам дома заваривают травы, когда вы болеете? Какие?
Ответы детей.
-А вот эта, что за трава? (вытаскиваю из корзины) Правильно. Это -аптечная ромашка. Её можно встретить почти по всей России. Цветет она с мая до осени, но собирать соцветие нужно в июне. Как вы думаете, ромашка полезное растение? А от чего она помогает? ... Да, правильно. Мы пьем отвар при простуде, полощем им больной зуб, а еще пьем, когда болит желудок.
-А это что за трава? Это необычная трава называется –зверобой. В желтых бутонах этого растения содержится темно- красный сок, похожий на кровь по цвету. Если мы возьмем бутон зверобоя и как можно сильнее подавим его, то наши пальчики окрасятся в черноватый цвет, который не сразу отмоешь. Для того, чтобы понять откуда в бутонах берется «краска», надо посмотреть на лепестки раскрывающегося цветка. Через лупу можно увидеть черные черточки, вот отсюда и берется эта «краска». Зверобой цветет с июня и до сентября. Когда он цветет, то похож на лютик. Полезен ли он? Да. Его заваривают как чай. Собирают растение в конце июня- в начале июля, когда он цветет. Сок зверобоя заживляет раны. В основном зверобой лечит желудок.
-А вот лежат листья малины. Кто ел малину? Какая она на вкус? Где растет? Форма, цвет? А есть еще дикая малина- она растет в лесу. Когда у нас поднимается температура, что дает нам мама? .... Правильно – малиновое варенье. А листья мы завариваем как чай, совмещая с другими травами и пьем от простуды. Старым бабушкам и дедушкам врачи рекомендуют есть свежие ягоды малины для того, чтобы у них не было потери памяти, а сироп – для улучшения работы сердца. Настой листьев малины используют против бактерий, которые поселились в горле человека, когда он кашляет. А если укусила человека змея или скорпион, то из свежих истолченных листьев готовят мазь для примочек.
-А это что за листья? Это мята. Понюхайте, как она пахнет. Мята цветет в июне- июле. Ее тоже заваривают в чай. Она утоляет жажду, улучшает работу сердца. Много мяты класть нельзя, может начаться тошнота, бессонница. Мяту используют в медицине для изготовления ментоловых капель от насморка, зубной мятной пасты.
-А это душица! Понюхайте, как она пахнет. Цветет в июле- августе. Плоды ее созревают в сентябре. В ней содержится много аскорбиновой кислоты. Душица- успокаивающее средство, улучшает пищеварение. Ее еще используют для полоскания горла. Ванны используются при гнойных заболеваниях кожи, когда болит голова, то отваром ее полощут.
-А что это за знакомый запах? Это корень валерианы. Повторите все за мной. В основном валериану принимают наши бабушки, это успокаивающее средство и улучшающее работу сердца. А вот тут рядом на блюдце осталось немного пустырника. Я его мелко порезала летом и засушила. Он тоже успокаивает нервную систему….
-А что это за ягоды? Правильно- шиповник. Это самая высоковитаминная ягода, богатая витаминами- В, С, А, Р, В2. Шиповника в нашей стране около 90 видов. Как вы думаете, когда надо собирать шиповник? Почему?
-А это чабрец. Его пьют в виде чая от простуды, от бессонницы, от болей в сердце, когда кровоточат десна.
Вот какие травы мы с вами сегодня узнали. (еще раз показываю на травы, а дети их называют. Сначала индивидуально, затем все вместе.)
-Ребята, а можно ли собирать эти перечисленные растения вблизи или около автодорог? Почему? А где надо их собирать? Если растение редкое, можно ли его сорвать? Что такое «Красная книга»?
-Когда собирают соцветия?
-Когда собирают корневища? (закрепление материала)
-Все эти травы сушат под навесом, чтобы не попадали солнечные лучи. А сейчас давайте поиграем в игру: «Какая ягода пропала из корзины?»….. Молодцы. А сейчас откиньте назад плечики, хорошо облокотитесь на спинки стульчиков, закройте глазки, дышите ровно (говорю шепотом). Представьте, что мы оказались на волшебном лугу. Понюхайте, как здесь пахнет разными травами: вот одуванчики, вот ромашки. Небо над нами голубое- голубое, летают бабочки, поют птицы (включаю запись «Голоса птиц»)
Вот подул ветерок. Открыли глазки.
-Хорошо было на лугу? Отдохнули? Свежим воздухом подышали? А хотите теперь испробовать ценный чай с медом? Присоединяйтесь к столу. Я уже заварила свежий чай.
Чаепитие под веселую русскую народную музыку.