Проект урока «Воздействие факторов среды на организм» (5 класс)


Проект урока «Воздействие факторов среды на организм»
Класс: 5
Цели урока: создать условия для проверки уровня усвоения системы ЗУН по теме «Среды обитания. Факторы среды»; уметь применять данные знания при рассмотрении вопросов влияния факторов среды на организм.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Первичное закрепление материала   в знакомой ситуации
5. Закрепление материала   в изменённой ситуации
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Планируемые результаты:
Предметные: закрепить понятия «экология», «среда обитания», «экологические факторы», «связи в живой и неживой природе»
Метапредметные: сформировать у учащихся следующие умения: под руководством учителя ставить учебную задачу и работать в соответствии с ней, планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной задачей и планом; систематизировать информацию, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения; оценивать работу одноклассников.. Личностные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение работать в паре и в группе и оказывать взаимопомощь, формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм организации работы на уроке и создание ситуации «удивления», развивать воображение у учащихся, умение творчески мыслить.
Основные методы работы: частично-поисковые, эвристическая беседа.
Оборудование: презентация, карточки с изображением живых организмов.
Организация пространства: группы по 5-6 человек (в пределах группы работа организована в разных формах: индивидуально, в парах, в группе)
Этап урока Материал для работы Деятельность учителя Деятельность
учащихся
Организационный этап Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку Приветствие учителя, проверка готовности к уроку
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
1.Ребята, кто из вас слышал в СМИ такие словосочетания: экологическая опасность, экологическое бедствие или даже катастрофа?
2. В каких ситуациях мы слышим эти фразы?
3. Между какими объектами природы могут возникнуть такие негативные отношения?
(между человеком и природой)
4. А какая наука изучает отношения между различными объектами природы?
(экология)
5. Правильным ли будет такое мое утверждение « Экология – это наука, изучающая взаимоотношения человека и природы»?
6. А как вы думаете, насколько разнообразны эти отношения?
(Вот, об этих отношениях мы сегодня и будем говорить!) Фронтальная беседа с учащимися;
пояснение формы записи материала урока; способов оценивания работы на уроке.
Отвечая на вопросы учителя, ученики подходят к постановке цели урока
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Формулирование темы урока и учебных задач урока
Тема урока: Экологические факторы среды
Учебные задачи урока: расширить представления учащихся о связях между разными объектами живой и неживой природы.
Учитель через проблемные вопросы подводит учеников к формулированию темы и учебной задачи урока Ученики с помощью учителя формулируют тему урока и учебные задачи урока
Первичное закрепление материала в знакомой ситуации
1. Что такое среда обитания?
2. Какие основные среды обитания выделяют на нашей планете? Внесите названия сред в схему ИК
(наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная).
3. Задание: распределите предложенные организмы по средам обитания, внеся записи в ИК
( акула, медведь, крот, ящерица, ласточка, дождевой червь, дельфин, белка, водоросли)
Легко справились?
А теперь: лягушка, морж, дерево, майский жук …
4. О чем говорит тот факт, что не всегда легко определить среду обитания организма?
(есть организмы, приспособленные к разным средам обитания, или живущие на разных этапах своей жизни в разных средах)
5. А почему организмы вынуждены приспосабливаться к условиям разных сред обитания? (следует подвести учащихся к выводу об особенностях каждой среды обитания)
6.Задание в ИК: Вставить пропущенные слова в текст
(Приложение 1) Учитель организует фронтальную беседу с элементами «удивления» и поиска ответа, выполнение заданий с записью в инструктивную карту (далее - ИК)

Учитель организует выполнение учениками заданий в ИК
(приложение 1). Ученики работают индивидуально (устно и письменно), находя ответы на вопросы учителя; делают записи в ИК; осуществляют самооценивание.
Ученики, работая в парах, выполняют задания в ИК; самооценка
Закрепление материала   в изменённой ситуации 1. Можно ли по внешнему виду организма предположить, в какой среде он обитает, и к каким условиям он приспособлен?
Задание: выберите организм, предположите, в какой среде он обитает, и как к этим условиям приспособлен (белый медведь, дельфин, слон, крот, рак речной, дождевой червь)Учитель организует работу в группах и выполнение учениками заданий в ИК
Работа в группах «Экологическое лото»;
обсуждение, самооценка
2. Что такое свет, вода, кислород и т.д. с точки зрения экологии?
(компоненты среды - экологические факторы)
3. Какие группы факторов среды вы знаете?
(1- биотические , 2 - абиотические, 3-антропогенные)
Задание: Определите принадлежность называемых мною факторов среды к определенной группе.
Придумайте и запишите по одному примеру факторов среды в каждую группу факторов.
(Приложение 2) Учитель организует фронтальную беседу, выполнение заданий с записью в ИК. Ученики, работая в группах, выполняют задания в ИК; проверка, обсуждение, самооценка
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
1. Что такое биотические факторы среды?
(это отношения между организмами)
Задание: Используя знаки «+» и « - », определите характер отношений между предложенными мною организмами.
(Задания предлагаются в порядке усложнения)
2. А могут ли отношения быть такими, где один организм извлекает пользу, принося вред другому? Как их можно обозначить? (примеры);
3. А могут ли отношения быть такими, когда один организм извлекает пользу, а другому – безразлично? Как их можно обозначить? (примеры);
(Приложение 3)
4. А может ли один организм быть участником разных отношений?
Задание: вами предложено несколько известных вам животных: белка, олень, волк, птица, клещ. Определите характер биотических отношений между ними. Внесите записи в схему вИК. (подсказка: в центр схемы поставить лося) Учитель организует работу в группах и выполнение учениками заданий в ИК
Учитель организует поиск правильных ответов в ходе обсуждения Ученики, работая в группах, выполняют задания в ИК; самооценка
5. Какой фактор среды нам еще осталось обсудить?
(антропогенный)
Задание: прочтите текст задания, подготовленного дома
Учитель организует прослушивание, обсуждение и оценивание учащимися домашнего письменного задания Учащиеся (по желанию) представляют классу выполненное д/з, осуществляют взаимопрослушивание и взаимопроверку.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 1.Задание: выполните тестовое задание в ИК
(приложение 4) Учитель организует индивидуальное выполнение тестовой работы и взаимопроверку Индив. работа, взаимопроверка по образцу
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Задание:
Какое воздействие на живые организмы оказывают люди, посещая летом лес или парк? (продумать устный ответ)
(при наличии времени работа может быть выполнена на уроке под звуковое сопровождение «Звуки леса»)
Учитель поясняет форму выполнения и объем домашнего задания Рефлексия (подведение итогов занятия)
Рефлексия:
1. Урок показался длинным или коротким?
2. Вам было интересно?
3. Захотелось дома еще найти информацию о связях в природе?
4. Подсчитайте количество баллов, полученных в результате самооценивания (знал – узнал).
Беседа с учащимися, подведение итогов работы на уроке;
Беседа о достижении учебной цели Приложение 1
Вариант 1
Наиболее разнообразной и сложной является ……………………………………………. среда обитания. Наземно-воздушная среда характеризуется …………………… количеством кислорода, но нередко ее обитателям не хватает……..…........... . Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания и запасания ………………. . Для наземно-воздушной среды характерны резкие перепады…………………………... в течение года. Плотность воздуха гораздо …………………… плотности воды, поэтому у многих организмов хорошо развит внутренний или наружный ………………….. .
Вариант 2
Водные организмы очень разнообразны. Животные организмы заселили всю толщу воды, а растения живут только в ……………………. слоях воды, куда проникает …………….. . Вода способна накапливать и удерживать тепло, поэтому перепады ………………………. здесь не так значительны, как в ………………………………………. среде. Плотность воды ……………………, чем плотность наземно-воздушной среды, поэтому способы передвижения у организмов очень разные : «парение» в воде, или активное передвижение с помощью ……………………….. у рыб, или ……………………… у моржа. В воде хорошо растворяется ……………………. , но его все же меньше, чем в наземно-воздушной среде.
Вариант 3
Почвенная среда нередко характеризуется достаточным количеством ……………………, но недостатком……………………... . Перепады температур здесь меньше, чем в ……………………………………………………….. среде. …………………. практически не проникает. Обитатели почвенной среды часто лишены органов ………………………., но имеют хорошо развитые органы ………………………. . Способность почвы обеспечивать растения всеми питательными веществами и …………………. , называется ………………………………….. .
Приложение 2
Повышение температуры воздуха (абиот)
Лесной пожар, возникший из-за халатности человека (антр)
Поедание зайцами коры осины (биот)
Обламывание ветвей дерева во время сильного ветра (абиот)
Выбросы в атмосферу выхлопных газов от автомобилей (антр)
Заражение человека бактериями, вызывающими расстройство пищеварения (биот)
Комар, пойманный мухой (биот)
Борьба за главенство в стае между волками (биот)
Гибель растений во время весенних заморозков (абиот)
Сбор людьми лесных ягод (антр)
Добыча человеком полезных ископаемых (антр)
Длительная летняя засуха (абиот)
Приложение 3.
Опыление насекомыми цветковых растений (++)Борьба за пищу (насекомых) между насекомоядными птицами (- -)Борьба за пищу (траву) между антилопами, пасущимися на одном лугу (- -)Мелкие птицы, которые выклевывают паразитов, находящихся между зубами крокодила (++)Клещ, присосавшийся к собаке (+ - )Орел, поймавший змею (+ - )Рыба-прилипала, прикрепившаяся к киту (+ 0 )Рыбка, прячущаяся между иголками морского ежа (+ 0 )Лось и сова, живущие в одном лесу ( 0 0 )
Приложение 4
Тест по теме: «Среда обитания. Факторы среды»
1. В природе насчитывается сред обитания:
а) 1 б) 3 в) 2 г) 4
2.Главной особенностью наземно-воздушной среды обитания является а) нехватка кислорода и значительные изменения температуры воздуха
б) достаточное количество кислорода и значительное изменения температуры воздуха
в) нехватка кислорода и незначительные изменения температуры воздуха
г) достаточное количество кислорода и незначительное изменения температуры воздуха
3. Главной особенностью почвенной среды является:
а) пониженное содержание кислорода, а также малое колебание температуры
б) повышенное содержание кислорода, а также малое колебание температуры
в) повышенное содержание кислорода, а также малое колебание температуры
г) пониженное содержание кислорода, значительные колебания температуры
4.Главной особенностью водной среды обитания является:
а) нехватка воды и значительные изменения ее температуры
б) нехватка воды и незначительные изменения ее температуры
в) достаточное количество воды и значительные изменения ее температуры
г) достаточное количество воды и незначительные изменения ее температуры
5. У обитателей почвы лучше всего развиты органы:
а) зрения
б) обоняния и осязания
в) слуха и зрения
г) слуха
6. Животные, обитающие в почве, имеют маленькие глазки, или они у них отсутствуют по причине:
а) избыток количество влаги
б) отсутствие в почве света
в) наличие в почве твердых частичек, которые могут повредить глаза
г) недостатка кислорода и избытка углекислого газа
7. Экологические факторы – это …
а) взаимоотношения человека и животных
б) условия, под воздействием которых обитает живой организм
в) живые организмы
г) среда обитания живых организмов
8. К биотическим факторам относятся
а) поедание медведем малины
б) сильные ветры на островах
в) мощный снегопад
г) выхлопные газы автомобиля
9. К абиотическим факторам относятся
а) опыление цветка пчелами
б) проливные дожди в тропиках
в) весенняя вспашка земель
г) бытовой мусор
10. К антропогенным факторам относятся
а) выброс сточных вод в реку
б) поедание саранчой травянистых растений
в) солнечный свет
г) борьба между хищниками за кормовую территорию