МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРАКТИКЕ № 1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ и молодежной политики КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«КРАСНОДАРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ КК КМСК)
Методическое пособие
по организации и проведению учебной практики № 1
специальность: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта»
2016
Методическое пособие по организации и проведению учебной практики № 1 предназначены для закрепления теоретических знаний и приобретение необходимых практических навыков и умений по программе дисциплины МДК.01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины по специальности среднего профессионального образования МДК.01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортаОрганизация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский машиностроительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель колледжВ.И.СизовМетодические указания одобрены рассмотрен на заседании
учебно-методического объединения
специальности:23.02.03 « Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта»
_______________________________
Протокол № 1 от « ___ » ________ 2016 г.
Председатель __________ / А.М.Кожевников /
Методические указания рассмотрены
на методическом совете колледжа
Протокол №____ от «____»___________2016 г.
Председатель методического совета
________________ /Л. П. Позова/

Пояснительная записка
Методические указания к практическим работам по МДК.01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины по специальности среднего профессионального образования МДК.01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Цель методического пособия - направлена на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных профессиональных практических умений и навыков.
Настоящее методическое пособие содержит практические работы, которые позволяют студентам закрепить теорию по разделам и направлены на формирование следующих компетенций:
Название ПК Результат, который должны получить при прохождении практики Результат должен найти отражение
ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. - иметь практический опыт в осуществлении разборки и сборки агрегатов и узлов автомобиля; закрепление и углубление знаний
- знать устройство и основы теории подвижного состава автомобильного транспорта; закрепление и углубление знаний
- знать свойства и показатели качества автомобильных эксплуатационных материалов; закрепление и углубление знаний
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств. - разрабатывать и осуществлять технологический процесс технического обслуживания и ремонта автотранспорта; приобретение необходимых умений, навыков
- уметь оценивать эффективность производственной деятельности; приобретение необходимых умений, навыков
- знать классификацию, основные характеристики и технические параметры автомобильного транспорта; приобретение необходимых умений, навыков
ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей. - иметь практический опыт в разработке и осуществлении технологического процесса технического обслуживания и ремонта автомобилей; опыта практической работы по специальности
- уметь осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач; опыта практической работы по специальности
- знать правила оформления технической и отчетной документации опыта практической работы по специальности
   Методическое пособие  по учебной практике № 1 предназначено для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования.
   В методическое пособие включены: общие положения о прохождении практики, методические рекомендации по выполнению  практических занятий, дневник отчет по практике, список литературных  источников, подлежащих изучению.
Содержание
1. Практика. Общие положения…………………………………………….4
2. Тематический план  и содержание учебной практики…………………5
3. Методические указания по выполнению практических занятий……………………………………………………………….....……8
4.ПРИЛОЖЕНИЕ:
Дневник – отчет по учебной практике…………………………………..…33
5. Список литературы……………………………………………………….36
1.  Общие положения
Учебная практика студентов является составной частью учебного процесса. Продолжительность практики и сроки ее проведения устанавливаются учебным планом специальности. Содержание учебной практики № 1 для студентов определяется программой практики, разрабатываемой преподавателем в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
      Учебная практика № 1 практика имеет своей целью ознакомить студентов с основными технологическими процессами демонтажно- монтажных работ, с оборудованием, приспособлениями и инструментом, применяемом при данных работах, дать студентам практические навыки выполнения основных демонтажно – монтажных работ.
      Руководство практическим обучением осуществляется преподавателем, или мастером производственного обучения. При выдаче заданий преподаватель объясняет студентам назначение, содержание задания, обеспечивает операционными картами, материалами и чертежами; объясняет правила и показывает приемы выполнения операций, учит студентов устанавливать технологическую последовательность сборочно – разборочных работ.
      Студенты допускаются к работе после прохождения вводного инструктажа по технике безопасности и первичного инструктажа на рабочем месте.
      Вводный инструктаж по правилам техники безопасности проводит преподаватель под роспись каждого студента в специальном (прошнурованном, пронумерованном и скрепленном печатью) журнале.
      В течение рабочего дня преподаватель дает вводный инструктаж, текущий и заключительный инструктаж. Вводный инструктаж дается перед началом работы.
      Текущий инструктаж предусматривает замечания по ходу работы, исправление ошибок и неправильных действий студентов. В заключительном инструктаже проводятся   итоги работы за день с разбором наиболее характерных ошибок. Каждый  студент получает оценку своей работы за день.
      В случае допущения студентами нарушения требований охраны труда, которые могли привести или привели к несчастному случаю, пожару, аварии, травме или взрыву, проводится внеплановый инструктаж.
      Студенты, пропустившие одно или несколько практических занятий по учебной практике № 1, обязаны отработать установленное учебным планом время, не зависимо от количества пропущенных часов и причин пропуска.
Студенты при прохождении практики обязаны:
- полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
- подчиняться действующим в учреждении правилам внутреннего распорядка;
- строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
- строго соблюдать план – график прохождения практики, чтобы выполнять все виды работ, предусмотренные программой;
- вести дневник и ежедневно представлять его на подпись руководителю.
      За время прохождения практики по профилю специальности студенты должны предоставить следующие документы:
- дневник практики;
 
2.   Тематический план  и содержание учебной практики № 1
К модулю МДК.01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
№ п/п Наименование тем практик Кол-во часов
Вводное занятие 6
1 Разборка и сборка двигателей 12
2 Разборка и сборка приборов системы питания 12
3 Разборка и сборка приборов электрооборудования 6
4 Разборка и сборка сцепления и карданной передачи 12
5 Разборка и сборка коробки передач и раздаточной коробки 12
6 Разборка и сборка задних и средних мостов 12
7 Разборка и сборка передних мостов 12
8 Разборка и сборка рулевых механизмов и приводов 12
9 Разборка и сборка приборов и механизмов тормозной системы 6
10 Зачетная практическая работа 6
Итого 108
                           Содержание учебной практики № 1
Вводное занятие
Формируемые знания:
- знать правила техники безопасности, безопасные приемы труда при выполнении сборочно – разборочных работ.
Содержание информации, необходимой для формирования знаний
Программа учебной практики № 1. Значение демонтажно – монтажных работ в общем комплексе работ. Правила внутреннего распорядка, режим работы мастерских. Оборудование рабочего места. Инструктаж по технике безопасности.
Виды работ: инструктаж по технике безопасности.
Практическое занятие № 1
Тема 1. Разборка и сборка двигателей
Формируемые умения и навыки:
- демонтаж и монтаж двигателя, снятие и установка навесного  оборудования; выполнения приемов работы с использованием приспособлением и оснастки.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков
Оборудование и оснастка для производства сборки – разборки двигателя, навесного оборудования. Приемы работ. Правила пользования оборудованием для производства работ. Правила техники безопасности.
Виды работ: выполнение разборочно – сборочных работ двигателя и его механизмов.
Практическое занятие № 2
Тема 2. Разборка и сборка приборов системы питания
Формируемые умения и навыки:
Разборка и сборка приборов системы питания двигателя.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков
     Оснастка, применяемая при сборке – разборке, правила пользования. Технологическая последовательность разборки – сборки. Контроль качества работ. Правила техники безопасности.
Виды работ: разборка – сборка карбюратора, топливного насоса, фильтров, ограничителя числа оборотов, форсунок. Частичная разборка и сборка топливного насоса высокого давления.
Практическое занятие № 3
Тема 3. Разборка и сборка приборов электрооборудования
Формируемые умения и навыки
Снятие и установка электрооборудования на автомобиль. Выполнение разборочно – сборочных работ.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков
Приспособление и инструмент для разборочно – сборочных работ. Технологическая последовательность работ. Контроль качества. Правила техники безопасности.
Виды работ:
Снятие и установка приборов электрооборудования. Сборка – разборка генераторов, стартеров, прерывателя – распределителя, фар, переключателей.
Практическое занятие № 4
Тема 4: Разборка и сборка сцепления и карданной передачи
Формируемые умения и навыки:
- разборка и сборка сцепления и карданной передачи.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков
Инструменты, приспособление для сборочных работ, правила пользования. Технологическая последовательность работ. Контроль качества. Правила техники безопасности.
Виды работ: снятие и установка сцепления, карданной передачи, разборка и сборка их. Регулировка сцепления и его привода.
Практическое занятие № 5
Тема 5. Разборка и сборка коробки передач и раздаточной коробки
Формируемые умения и навыки
- разборка и сборка коробки передач и раздаточной коробки; снятие и установка агрегатов.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков
Инструмент и приспособления для разборки и сборки. Правила пользования. Технологическая последовательность работ. Контроль качества работ. Правила техники безопасности.
Виды работ: снятие и установка коробки передач и раздаточной коробки. Разборка и сборка их.
Практическое занятие № 6
Тема 6. Разборка и сборка задних и средних мостов
Формируемые умения и навыки
- снятие заднего и среднего моста с автомобиля и установка его; разборка и сборка  мостов, главной передачи. Выполнение регулировочных работ.  
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков
Инструмент, приспособления и стенды для разборки и сборки мостов, правила пользования ими. Технологическая последовательность работ. Контроль качества работ.
Правила техники безопасности.
Виды работ: снятие, разборка, сборка и установка на автомобиль задних и средних мостов.
Практическое занятие № 7
Тема 7. Разборка и сборка передних мостов
Формируемые умения и навыки:
- снятие и установка переднего моста на автомобиль; разборка и сборка мостов, главной передачи. Выполнение регулировочных работ.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков
Инструменты, приспособления, стенды для работ, правила пользования ими. Технологическая последовательность работ. Контроль качества. Правила техники безопасности.
Виды работ: снятие, разборка, сборка и установка передних мостов на автомобиль.
Практическое занятие № 8
Тема 8. Разборка и сборка рулевых механизмов и приводов
Формулируемые умения и навыки
- снятие и постановка рулевого механизма на автомобиль. Разборка и сборка механизма рулевого управления, регулировка механизма.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков
Инструменты, приспособления и стенды, правила пользования ими. Технологическая последовательность работ. Контроль качества. Правила техники безопасности.
Виды работ: снятие рулевого механизма с автомобиля. Разборка и сборка гидроусилителя. Регулировка рулевого механизма. Установка рулевого механизма на автомобиль.
Практическое занятие № 9
Тема 9. Разборка и сборка приборов и механизмов тормозной системы
Формируемые умения и навыки:
- разборка и сборка элементов тормозного привода; снятие и установка элементов тормозной системы на автомобиль; выполнение регулировочных работ.
Содержание информации, необходимой для формирования умений и навыков
Инструменты, приспособления и стенды для сборки, разборки и регулировки, правила пользования ими. Технологическая последовательность работ. Правила техники безопасности.
Виды работ: разборка и сборка тормозных камер; главных и рабочих цилиндров, компрессоров, тормозных кранов, регуляторов давления, защитных клапанов и кранов.
Практическое занятие № 10
Тема 10. Зачетная практическая работа
Формируемые умения и навыки:
- самостоятельное выполнение сборочно – разборочных работ.
Виды работ: разборка и сборка агрегатов и узлов в объеме требований программы практики. Проверка собранных агрегатов и узлов на стендах.
3. Методические указания по выполнению практических занятий
Методические указанию по выполнению практического занятия № 1
Тема : Разборка и сборка двигателя
Цель занятия: научить выполнять работы с использованием приспособлений и оснастки по демонтажу и монтажу двигателей, снятие и установка навесного оборудования, его узлов и механизмов.
Наименование занятия: выполнения разборочно – сборочных работ двигателя, его узлов и механизмов.
Норма времени: 12 часов
Материально – техническое оснащение:
двигатель ГАЗ 53 –А, приспособления, оснастка, инструменты;
лабораторный практикум: «Устройство автомобилей»;
методические указания.
Правила безопасности: правила техники безопасности при проведении учебной практики.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
Каково значение кривошипно – шатунного механизма?
Устройство блока цилиндров, головок блока цилиндров.
Устройство и назначение коленчатого вала.
Назначение, устройство поршней и поршневых колец.
Назначение газораспределительного механизма, его основные детали.
Назначение и устройство толкателей, клапанов, коромысел ГРМ.
Назначение и работа радиаторов, жидкостного насоса жалюзи.
Назначение и устройство масляного радиатора, масляного насоса, масляного фильтра.
 Содержание и последовательность выполнения задания
Установить двигатель на стенд для разборки и надежно закрепить;
отсоединить провода от свечей зажигания, распределителя и катушки зажигания;
отвернуть гайки держателя проводов и снять его вместе с проводами;
отвернуть и снять винт крепления распределителя;
отсоединить трубки подачи топлива от топливного насоса, отстойника и карбюратора;
отвернуть болты и снять топливный насос;
отвернуть гайку и снять фильтр тонкой очистки топлива;
отвернуть гайку и снять кронштейн фильтра тонкой очистки;
отвернуть штуцеры и снять трубопровода, идущие от карбюратора к датчику пневмоограничителя частоты вращения коленвала;
отвернуть гайки и снять карбюратор с прокладкой;
отвернуть болт смазочной трубки датчика ограничителя;
отвернуть болты, снять датчик пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя и его прокладки;
снять соединительный шланг перепускного канала рубашки охлаждения двигателя;
отвернуть и снять кран отопителя;
отвернуть и снять маслопровода, идущие от крышки распределительных зубчатых колес и поддона картера к масляному радиатору, а также от фильтра к масляному каналу;
отвернуть гайки и снять корпус жидкостного насоса и смазочную трубку пневмоцентробежного  датчика ограничителя частоты вращения коленвала;
отвернуть гайки снять генератор;
отвернуть гайки и снять впускную трубу вместе с маслоналивным патрубком, фильтром центробежной очистки масла и прокладкой впускной трубы;
отвернуть гайки и снять выпускные коллекторы с прокладками;
отвернуть болты и снять стартер;
отвернуть гайки, снять картер и механизм сцепления;
отвернуть гайки и снять масляный насос с прокладкой;
снять крышки коромысел с прокладками;
отвернуть гайки и снять оси коромысел;
вынуть штанги и толкатели;
отвернуть гайки головок блока цилиндров, снять головки блока цилиндров и прокладки головок;
отвернуть болты крепления поддона картера и осторожно снять масляный картер, не повреждая прокладки;
отвернуть болты и снять шкив коленчатого вала;
отвернуть храповик и снять ступицу шкива коленчатого вала;
отвернуть гайки и снять крышку распределительных зубчатых колес;
расшплинтовать и отвернуть гайки крышки нижней головки шатуна, затем снять крышку подшипника  и вкладыша;
вынуть поршень с шатуном и поставить крышку подшипника и вкладыши на место, привернуть к шатуну. Таким образом, поочередно вынуть все поршни, с помощью приспособления выпрессовать из блока цилиндров гильзы и снять прокладки гильз;
отвернуть болты крепления коленных подшипников коленчатого вала и держателя задней уплотнительной манжеты, снять крышки с вкладышами, записать порядок, в котором они снимались;
вынуть из опор коленчатый вал;
на специальных стендах разобрать головки блока цилиндров;
выполнить сборку двигателя в обратной последовательности с использованием расходных материалов.
После выполнения задания студент должен заполнить дневник (см. приложение)по практическому занятию:
Знание и умение освоенные обучающимися:
Знать: порядок разборки, сборки двигателя ;уметь: выполнять приемы работы с использованием приспособлений и оснастки.
Методические указанию по выполнению практического занятия № 2Тема: Разборка и сборка приборов системы питания
Цель занятия: изучить устройство карбюратора и его работу при различных режимах работы двигателя, приобрести первоначальные навыки в разборке и сборке карбюратора, форсунок, топливного насоса высокого давления, фильтров, ограничителя числа оборотов.
Наименование занятия: выполнение разборочно – сборочных работ карбюратора, топливного насоса, фильтров, ограничителя числа оборотов, форсунок. Частичная разборка и сборка ТНВД.
Материально – техническое оснащение:
карбюратор К – 135 М;
топливный насос, форсунки;
ограничитель числа оборотов двигателя;
топливный насос высокого давления;
методические указания
Правила безопасности: правила техники безопасности при проведении учебной практики.
Норма времени: 12 часов
Контрольные вопросы при допуске к работе:
Назначение, устройство и работа системы холостого хода карбюраторов.
Назначение и устройство дозирующей системы карбюратора, экономайзера, ускорительного насоса, пусковых приспособлений.
Назначение и устройство топливного насоса, фильтра – отстойника, топливных фильтров, пневмоцентробежного ограничителя максимальной частоты вращения коленвала, воздушных фильтров.
Назначение и устройство ТНВД, всережимного регулятора частоты вращения коленвала двигателя, муфты опережения впрыска топлива.
назначение и устройство фильтров очистки топлива, топливоподкачивающего насоса, форсунки, воздушного фильтра.
Содержание и последовательность выполнения практического занития № 2:
Задание 1. Разобрать  карбюратор
- снять тягу соединения рычагов дросселей от ускорительного насоса;
- отвернуть винты крепления фланца крышки карбюратора и снять фланец с прокладкой;
- отвернуть винты крепления  крышки поплавковой камеры, снять крышку  с поплавком и прокладку;
- вынуть ось поплавка, снять поплавок, втулку оси поплавка и клапан подачи топлива;
- отвернуть седло клапана подачи топлива;
- отвернуть пробку топливного фильтра и вынуть сетчатый фильтр;
- снять поршень ускорительного насоса вместе с толкателем экономайзера;
- отвернуть винты крепления корпуса поплавковой камеры и отъединить поплавковую камеру от корпуса дроссельной заслонки;
- снять теплоизоляционную прокладку;
- вывернуть сливную пробку, пробки главных жиклеров, главные жиклеры, воздушные жиклеры главной дозирующей системы, вынуть эмульсионные трубки, отвернуть клапан экономайзера, пробки и воздушные жиклеры системы холостого хода, жиклер распределители ускорительного насоса;
- отвернуть винты крепления  распылителя ускорительного  насоса, снять  распылитель и вынуть нагнетательный клапан;
- отвернуть смотровое окно поплавковой камеры;
- отвернуть винты крышки пневмоцентрабежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала, снять крышку и прокладку;
- снять пружину рычага;
- расшплинтовать, снять шайбу и отсоединить шток мембраны от рычага;
- отвернуть гайку крепления рычага оси дроссельной заслонки и снять рычаг;
- отвернуть винты крепления корпуса пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала и отсоединить корпус от смесительной камеры;
- снять прокладку, пружину, шайбу и манжету;
Примечание: если манжета выходит туго, то нужно снять ограничитель частоты вращения коленчатого вала после снятия оси дросселя.
- отвернуть винты крепления подшипника оси привода и рычага дроссельных заслонок, снять корпус, прокладку и манжету;
- отвернуть винты дроссельных заслонок и вынуть заслонку;
-вынуть ось дроссельных заслонок;
- отвернуть винты крышки мембраны. Снять крышку и осторожно вынуть мембрану со штоком.
Примечание: при разборке карбюратора следует использовать только качественный инструмент, не повреждающий шлицы жиклеров, винтов.
Задание 2. Собрать карбюратор
- вставить ось дроссельных заслонок в корпус  смесительных камер;
- поставить дроссельные заслонки и закрепить винтами;
- поставить манжету, прокладку подшипника оси привода и рычага привода дроссельных заслонок, закрепить винты;
-  поставить корпус мембраны со штоком, крышку и закрепить винты крышки;
- поставить манжету , шайбу, пружину и прокладку на ось дроссельных заслонок;
- соединить подсобранный корпус ограничителя частоты вращения с корпусом смесительных камер и закрепить винты;
- поставить рычаг на ось дроссельных  заслонок и закрепить гайку;
- соединить рычаг со штоком мембраны, поставить шайбу, зашплинтовать и поставить   пружину рычага;
- поставить прокладку, крышку ограничителя частоты вращения и закрепить винты;
- поставить на место осмотровое окно поплавковой камеры;
- поставить нагнетательный клапан, распылитель ускорительного насоса и закрепить винт;
- установить жиклер распылителя ускорительного насоса, воздушные жиклеры системы холостого хода и их пробки, эмульсионные трубки и воздушные жиклеры главной дозирующей системы, клапан экономайзера, главные жиклеры, пробки главных жиклеров, сливную пробку;
- поставить теплоизоляционную прокладку;
- соединить поплавковую и смесительную камеры и завернуть винты крепления;
Примечание:  при соединении следить, чтобы отверстия прокладки и камер совпадали.
- поставить поршень ускорительного насоса вместе с толкателем экономайзера;
Примечание: пружина малым кольцом должна быть обращена вверх.
- вставить топливный фильтр в крышку поплавковой камеры и завернуть пробку;
- поставить седло клапана подачи и завернуть его;
- поставить клапан подачи топлива в седло, втулку оси в кронштейн поплавка, поплавок и ось;
- поставить прокладку так, чтобы совпали все отверстия, установить крышку поплавковой камеры, завернуть винты крепления крышки;
- поставить прокладку, фланец крышки карбюратора, закрепить винты;
- соединить тягу рычага дроссельных заслонок, ускорительного насоса и отсутствие заеданий.
Примечание: при закрытой воздушной заслонке должны немного приоткрываться дроссельные заслонки.
Задание 3. Разобрать и собрать  топливный насос
- отвернуть винты, снять крышку головки насоса, прокладку и сетчатый фильтр;
- вынуть винты крепления головки и осторожно снять головку, не повреждая мембрану;
Примечание: в случае прилипания мембраны к головке надо осторожно пропустить острие ножа между ними и отделить мембрану.
- вынуть корпус выпускного клапана, снять пружину, шайбу и резиновый клапан, вынуть выпускные клапаны;
- снять пружину рычага привода;
- вынуть шплинт оси рычага привода мембраны, выколотить ось, надавить пальцем руки на мембрану, вынуть рычаг привода со втулкой и мембрану в сборе (со штоком и пружиной);
Отвернуть гайку крепления мембраны, придерживая пружину, снять шайбу, внешнюю опорную шайбу, мембрану, внутреннюю фасонную шайбу, медную шайбу, пружину, упорную шайбу пружины;
Примечание: уплотнительную манжету снимать не рекомендуется.
Снять пружину рычага ручной подкачки, вынуть стопорный шплинт и рычаг с осью;
- убедиться в исправности уплотнительной манжеты оси рычага, поставить рычаг с осью в корпус, поставить стопорный шплинт и пружину рычага ручной подкачки;
- собрать мембрану со штоком: поставить на шток медную шайбу, внутреннюю фасонную шайбу. Мембрану, наружную шайбу, все сжать и завернуть гайку с шайбой, надеть пружину на шток, поднять пружину и установить опорную шайбу4
- поставить втулку в рычаг привода, собранную мембрану поставить в корпус, нажать на мембрану пальцем и вставить рычаг привода, совместить отверстия рычага и корпуса, установить ось рычага до выхода шплинтовочного отверстия и зашплинтовать ось;
- поставить пружину рычага привода;
- поставить шайбу, резиновый клапан, пружину и вставить корпус выпускного клапана в отверстие головки, ударяя деревянной рукояткой отвертки до выхода шпильки корпуса клапана на уровень седла, поставить впускные клапаны;
-установить головку на корпус насоса, совместить отверстия мембраны с отверстиями корпуса головки, завернуть винты ( не затягивать). Оттянуть рычаг ручной подкачки мембраны в крайнее нижнее положение и затянуть винты крепления головки;
- поставить сетчатый фильтр, прокладку, крышку головки, закрепить винты;
- проверить правильность сборки насоса.
Задание 4. Разобрать и собрать фильтр отстойника:
- отвернуть выпускную пробку и слить отстой из фильтра;
- отвернуть штуцеры топливопроводов от топливного фильтр – отстойника и болты крепления корпуса к правой балке рамы;
- снять фильтр в сборе;
 - отвернуть болт на крышке отстойника и снять корпус вместе с фильтрующим элементом, осторожно снять прокладку крышки и прокладку фильтрующего элемента, вынуть фильтрующий элемент и прижимную  пружину;
- собрать фильтр: надеть на упор корпуса фильтра прижимную пружину и вставить фильтрующий элемент, поставить прокладку фильтрующего элемента и прокладку крышки, соединить корпус фильтра с крышкой и завернуть болт, завернуть сливную пробку;
-  поставить фильтр в сборе на место, закрепить болты и привернуть штуцеры трубопроводов;
- проверить плотность соединений, подкачав топливо рычагом ручной подкачки топливного насоса.
Задание 5. Разобрать и собрать фильтр тонкой очистки топлива:
Разобрать фильтр, для этого:
- отвернуть штуцеры топливопроводов и гайку крепления отстойника к кронштейну;
- снять отстойник;
- отвернуть гайку – барашек зажима стакана – отстойника, отвести зажим в сторону и снять стакан с прокладкой;
- вынуть керамический фильтрующий элемент и удерживающую    пружину;
Собрать  фильтр, для этого:
- поставить в стакан – отстойник удерживающую пружину и керамический фильтрующий элемент;
- поставить прокладку  и стакан на место в корпус, подвести зажим под стакан и завернуть гайку – барашек зажима;
- поставить отстойник на кронштейн, закрепить гайку и присоединить трубопроводы;
- проверить нет ли подтекания топлива.
Примечание: разбирать, промывать и собирать керамический фильтрующий элемент следует осторожно.
Задание 6. Разобрать и собрать воздушный фильтр двигателя:
Разобрать воздушный фильтр двигателя, для этого:
- отвернуть гайку крепления фильтра;
- отвернуть винт крепления фильтра к карбюратору и снять воздушный фильтр с прокладкой;
- вынуть фильтрующий элемент в сборе и прокладку;
Собрать воздушный фильтр двигателя, для этого:
- после промывки вставить в корпус, смоченный в масле фильтрующий элемент, установив предварительно прокладку внутри корпуса;
- установить прокладку под корпус воздушного фильтра и поставить воздушный фильтр на карбюратор, закрепить винт;
- завернуть гайку крепления фильтра к двигателю.
Задание 7. Частичная разборка и сборка ТНВД. Изучить устройство в сборе и разрезе.
ТНВД и ограничитель числа оборотов двигателя, форсунки разборки не  подлежат, т.к. детали устройств представляют собой прецизионные пары.
После выполнения задания студент должен заполнить дневник (см. приложение)по практическому занятию:
Знание и умение освоенные обучающимися:
знать: порядок разборки, сборки приборов системы питания двигателя ;уметь: выполнять приемы работы с использованием приспособлений и оснастки.
Методические указанию по выполнению практического занятия № 3Тема: Разборка и сборка приборов электрооборудования
Цель занятия: изучить технологию разборки – сборки электрооборудования автомобиля. Контроль качества сборки, технику безопасности.
Наименование занятия: снятие и установка приборов электрооборудования. Разборка – сборка генератора, стартера, прерывателя – распределителя.
Материально – техническая оснащенность:
приспособления и инструменты для разборочно – сборочных работ;
методические указания;
журнал техники безопасности.
Правила техники безопасности при выполнении сборочно – разборочных работ электрооборудования автомобиля.
Норма времени: 6 часов
Контрольные  вопросы при допуске к работе:
Назначение и  общее  устройство генератора.
Назначение и общее  устройство стартера.
Назначение и общее устройство прерывателя – распределителя.
Содержание и последовательность выполнения  задания:
Задание 1. Разобрать и собрать генератор
- отвернуть винты крепления и снять щеткодержатели в сборе со щетками;
- отвернуть винты крепления крышки подшипника со стороны контактных колец и снять ее;
- отвернуть стяжные винты крепления крышки генератора;
- снять с помощью счетчика  пресса крышки со стороны контактных колец в сборе с предварительным отверстием винтов крепления фазных выводов обмотки статора;
- снять с крышки со стороны контактных колец блоки диодов;
- снять статор с обмотками;
- отвернуть гайки со стороны контактных колец и со стороны шкива  с предварительным закреплением ротора в тисках;
- снять с помощью съемника или пресса с вала ротора, шкивы и шпонки;
- снять крышки со стороны привода и подшипника со стороны контактных колец;
- снять с крышки со стороны привода  шайбы крепления сальника и подшипника;
- сборку генератора произвести в порядке, обратном разборке;
          Задание 2. Разобрать – собрать стартер:
- отвернуть винты крепления и гайки перемычки;
     - отсоединить реле стартера от корпуса;
     - ослабить или снять стяжной болт;
     - снять защитную ленту;
   - удалить щетки из щеткодержателей;
       - вывернуть стяжные шпильки;
     - снять крышку со стороны коллектора;
     - снять ось рычага привода;
     - отвернуть винты крепления промежуточного подшипника;
     - удалить якорь из корпуса и снять с него крышки со стороны привода;
     - снять муфту привода;
- снять промежуточный подшипник с вала якоря с предварительным удалением  упорного и замкового колец;
- отвернуть гайки выводного болта и винтов крепления полюсов с обмотками и  удалить их из корпуса статора;
          - снять крышки и удалить  сердечник  из корпуса реле стартера.
  Сборку стартера произвести при соблюдении следующих требований:
  - щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях без заеданий и перекосов;
 - пружины должны прижимать щетки к коллектору с усилием  в соответствии с техусловиями;
  - допустимый люфт вала якоря должен быть 0,8 – 1,0 мм, радиального люфта;
 - отвернуть штуцер и вынуть регулированные прокладки (шайбы) и пружину регулятора;
- вынуть неподвижный диск в сборе с подвижным из корпуса, отвернув
предварительно винты крепления диска к корпусу, а также отсоединить
неподвижный диск пластины от подвижного (отвернув винты, крепящие
подшипник) и снять с подвижного диска рычажок прерывателя с пружиной,
неподвижный контакт прерывателя и фильтр для смазывания кулачка;
- снять кулачковую втулку с валика, отвернув винт ее крепления;
- выбить штифт, снять  с валика наконечник со шлицем и вынуть валик из корпуса;
- разобрать центробежный регулятор, сняв предварительно грузики и пружины.
Сборку распределителя произвести в последовательности, обратной сборке, соблюдая следующие требования:
- все трещины по поверхности перед сборкой должны быть смазаны консистентной смазкой;
-  грузики центробежного регулятора опережения зажигания должны свободно вращаться на осях;
- под головку винта кулачковой втулки должны быть подложена пружинная шайба;
- продольный люфт втулки кулачка не должен превышать 1 мм;
- люфт наружной обоймы подшипника пластины прерывателя относительно  внутренней допускается не более 0, 05 мм;
- сальник втулки должен быть изготовлен из чистого фетра и пропитан
индустриальным маслом;
- ось рычажка прерывателя не должна иметь качания в месте крепления;
- рычажок прерывателя должен быть укреплен на оси без люфта;
- валик распределителя должен свободно вращаться во втулках  корпуса.
После выполнения задания студент должен заполнить дневник (см. приложение)по практическому занятию:
Знание и умение освоенные обучающимися:
знать:
- снятие и установка электрооборудования на автомобиль. Выполнение разборочно – сборочных работ;
уметь:
-выполнять приемы работы с использованием приспособлений и оснастки.
  Методические указания по выполнению практического занятия   №4
Тема: Разборка и сборка сцепления и карданной передачи.
Цель занятия: научить приемам и методам разборки – сборки сцепления и карданной передачи с использованием специальных инструментов и приспособлений с соблюдением правил техники безопасности. Контроль качества работ.
Наименование занятий: Снятие и установка сцепления, карданной передачи, их разборка и сборка. Регулирование сцепления и его привода.
Материально – техническое оснащение:
инструменты, приспособления для сборочных работ;
 методические указания;
журнал по  технике безопасности.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
Опишите назначение, устройство и работу однодискового сцепления.
Назначение, устройство и работу двухдискового сцепления.
Назначение, устройство и работы механического привода включения сцепления.
назначение и основные части карданной передачи.
Назначение, устройство и работа карданов неравной угловой скорости.
Назначение, устройство и работа промежуточной опоры карданной передачи.
Назначение, устройство и работа шариковых карданов равной угловой скорости.
Назначение, устройство и работа мягкого кардана.
 Норма времени: 12 часов
             Содержание и последовательность выполнения задания.
Задание 1. Разобрать сцепление в следующем порядке:
- уложить сцепление на приспособление;
- установить на фасонную крышку сцепления специальный кронштейн и сжать нажимные пружины винтом пресса;
- отвернуть гайки крепления вильчатых опорных кронштейнов рычагов;
- отвернуть винт пресса, снять специальный кронштейн и фасонную крышку сцепления, конические пружины;
- снять нажимные пружины и теплоизоляционные шайбы;
- расшплинтовать рычаг включения, вынуть ось и отсоединить рычаг от нажимного диска;
- расшплинтовать ось рычага включения, вынуть ось и  ролик из кронштейна.
Задание 2. Собрать сцепление в следующем порядке:
- вставить ось в ролик в кронштейн рычага включения, вставить шплинт и
зашплинтовать ось рычага выключения;
- установить теплоизоляционные шайбы и нажимные пружины;
- установит фасонную крышку сцепления, конические пружины и специальный кронштейн, завернуть винт пресса и сжать нажимные пружины;
- завернуть гайки крепления вильчатых опорных кронштейнов рычагов;
- отвернуть винт пресса, снять специальный кронштейн и механизм сцепления.
При установки ведомого диска, проверить биение плоскости трения (не более 0,7 мм).
При сборке ведущего диска проверить и при необходимости отрегулировать рычаги выключения сцепления.
Собранный диск установить на маховик с помощью специальной оправки и по меткам на кожухе сцепления и маховике.
После регулировки зачеканить металл хвостовики каждой сферической гайки в прорезь опорной вилки (для предотвращения дисбалансировки при работе двигателя).
Задание 3. Разобрать промежуточный вал в следующем порядке:
- снятый карданный вал с промежуточной опорой укрепить на стенде;
- ослабить передний хомут грязезащитного чехла и сдвинуть чехол;
- отогнуть замочную шайбу;
- отвернуть гайку уплотнительной манжеты шлицевого соединения и сдвинуть ее в сторону отодвинутого чехла;
- снять со шлицевого конца карданного вала скользящую вилку, уплотнительные манжеты и упорное кольцо;
- вынуть карданный вал из промежуточной опоры.
Задание 4. Собрать промежуточный вал:
- вставить карданный вал в промежуточную опору;
- на шлицевой конец карданного вала поставить упорное кольцо и уплотнительные манжеты;
- вставить шлицевой конец скользящей вилки так, чтобы ее пружины находились в одной плоскости с проушинами вилки переднего конца переднего вала;
- завернуть гайку уплотнительной манжеты шлицевого соединения и отогнуть замочную шайбу;
- надвинуть грязезащитный чехол и затянуть его хомутами.
Задание 5. Разобрать карданные шарниры в следующем порядке:
– отогнуть концы стопорных пластин;
– отвернуть болты крышек крепления подшипников и снять две стопорные пластины и две крышки подшипников;
- выпрессовать оба подшипника: один – наружу, другой – внутрь вилки;
- снять наружный выпрессованный подшипник, внутренний снова вставить в гнездо вилки, выпрессовать наружу, а затем снять с крестовины;
- вывернуть и з крестовины пресс – масленку и предохранительный клапан;
- снять с шипов крестовины четыре обоймы уплотнительных манжет и пробки колец.
Задание 6. Собрать карданные шарниры:
- завернуть в крестовину пресс – масленку и предохранительный  клапан;
- напрессовать каждый шип крестовины обоймы уплотнительных манжет и пробковые кольца;
- завести крестовину в проушины вилки кардана;
- запрессовать два подшипника в проушины вилки, причем паз на торце подшипника должен лежать на оси двух резьбовых отверстий а проушине;
- установит крышки подшипников в стопорные пластины и привернуть;
- завести проушины фланца на два других шипа крестовины;
- отогнуть концы   стопорных пластин и прижать их к граням болтов.
Задание 7. Разобрать промежуточные опоры карданного вала:
- освободить и сдвинуть грязезащитный чехол;
- отвернуть гайку уплотнительной манжеты шлицевого соединения;
- разъединить промежуточный и главный карданные валы и снять промежуточную опору;
- снять с промежуточной опоры кронштейн в сборе с накладкой, резиновую подушку, передние и задние отражатели и шариковый подшипник опоры.
Задание 8. Собрать промежуточную опору карданного вала:
- запрессовать шариковый подшипник в резиновую подушку;
- поставить отражатели ( перед установкой отражателей посадочные поверхности следует обжать, обеспечив тугую посадку);
- надеть кронштейн промежуточной опоры и напрессовать опору на промежуточный вал, соединить главный и промежуточный карданные валы;
- завернуть гайку уплотнительной манжеты шлицевого соединения;
- надеть грязезащитный чехол.
После выполнения задания студент должен заполнить дневник (см. приложение)по практическому занятию:
Знание и умение освоенные обучающимися:
Знать:
- устройство и работу сцепления и карданной передачи.
Уметь:
- разбирать и собирать сцепления, карданы, карданные передачи.
Методические указания по выполнению практического занятия № 5
Тема: Разборка и сборка коробки передач и раздаточной коробки
Цель занятия: научить приемам и методам разборки и сборки коробки передач и раздаточной коробки с использованием специальных инструментов и приспособлений с соблюдением правил техники безопасности; контроль качества работ.
Наименование занятия: разборка, сборка коробки передач, раздаточной коробки.
Материально – техническое оснащение:
инструменты и приспособления для сборочных работ;
методические указания;
журнал по технике безопасности.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
назначение и устройство, работа коробки передач и раздаточной коробки.
Назначение, устройство и работа синхронизаторов.
Назначение, устройство и работа деталей коробки  передач автомобилей марки КАМАЗ.
Назначение. Устройство и работа трехвальных пятиступенчатых коробок передач автомобилей марки ЗИЛ.
Норма времени: 12 часов
 Содержание и последовательность выполнения задания
Задание 1. Произвести разборку коробки передач на специальном стенде:
- отвернуть шесть болтов крепления верхней крышки коробки передач, снять верхнюю крышку, зачистить плоскости разъема;
- отвернуть три болта крепления крышки заднего подшипника ведомого вала и ведущее зубчатое колесо спидометра с вала;
- отвернуть четыре болта крепления крышки подшипника ведущего вала, снять крышку подшипника ведущего вала;
- выпрессовать ведущий вал в сборе с помощью приспособления из картера коробки передач, снять кольцо синхронизатора с вала и вынуть ролики;
- выпрессовать ведомый вал в сборе из картера коробки передач с помощью приспособления;
- спрессовать с ведомого вала шариковый подшипник, вывести ведомый вал в сборе из картера коробки передач, снять с вала зубчатое колесо первой передачи;
- отвернуть три болта крепления крышки заднего подшипника промежуточного вала и один болт оси заднего хода, снять крышку заднего подшипника промежуточного вала и упорную пластинку блока зубчатых колес заднего хода;
- выпрессовать ось блока зубчатых колес заднего хода из картера;
- отвернуть гайку крепления подшипника блока зубчатых колес промежуточного вала, вывести  блок зубчатых колес с задним подшипником. Спрессовать подшипник с блока зубчатых колес. Вынуть блок зубчатых колес промежуточного вала из картера коробки передач;
- выпрессовать заглушку с наружным кольцом переднего подшипника  из картера;
- спрессовать внутреннее кольцо с блока зубчатых колес промежуточного вала;
- отвернуть винт крепления грязеуловителя, снять грязеуловитель;
- отвернуть маслосливную и маслоналивную пробки.
Задание 2. Произвести сборку коробки передач:
- установить в картер грязеуловитель и привернуть его винтом с пружинной шайбой;
- ввернуть пробки в маслоналивное и маслосливное отверстие;
- установить в картер блок зубчатых колес промежуточного вала и блок зубчатых колес заднего хода, а также ось блока зубчатых колес заднего хода;
- установить в кольцевую канавку шарикового подшипника упорное кольцо, надеть подшипник на шейку блока зубчатых колес промежуточного вала;
- установить роликовый подшипник и произвести запрессовку шарикового и роликового подшипника на шейки блока зубчатых колес и отверстия картера до упора. Установить ось блока зубчатых колес заднего хода заподлицо с наружной плоскостью картера;
- навернуть на резьбовой конец блока зубчатых колес промежуточного вала гайку крепления шарикового подшипника;
- смазать пастой посадочную часть отверстия картера под заглушку переднего подшипника промежуточного вала, запрессовать заглушку до упора;
- установит заднюю крышку с прокладкой на плоскость картера и привернуть болтами с пружинными шайбами;
- установить оправку в отверстие картера под подшипник ведомого вала, надеть на шлицы ведомого вала зубчатое колесо первой передачи и заднего хода, ввести собранный вал в картер, установив его в отверстие оправки;
- установить шариковый подшипник на шлицевую часть ведомого вала, произвести запрессовку подшипника одновременно на шейку ведомого вала и в отверстие картера до упора, вынуть оправку;
- укрепить заднюю крышку с прокладкой к картеру с помощью болтов с пружинными шайбами;
- установить в крышку заднего подшипника ведомого вала ведущее и ведомое зубчатые колеса спидометра и штуцер спидометра; закрепить штуцер болтом с шайбой и стопором;
- установить на шлицевую часть ведомого вала муфту, на хвостовик вала шайбу и навернуть гайку крепления муфты;
- ввести собранный ведущий вал в отверстие картера;
- шариковый    подшипник в сборе с ведущим валом запрессовать в отверстие картера до упора упорного кольца в торец картера;    
- укрепить крышку ведущего вала с прокладкой и скобой   оттяжной пружины подшипника выключения сцепления к картеру болтами с пружинными шайбами;
- установить верхнюю крышку в сборе так, чтобы вилки первой – второй, третьей – четвертой передач и заднего хода вошли в пазы соответствующих им зубчатых колес. Прикрепить верхнюю крышку в сборе с прокладкой к картеру болтами с пружинными шайбами.      
Задание 3. Разборка и сборка раздаточной коробки в последовательности аналогичной последовательной разборки и сборки коробки передач.
Примечание!
В ходе сборки коробки передач и раздаточной коробки необходимо:
1) все детали промыть и продуть сжатым воздухом;
2) убедиться в исправности всех деталей:
    - на деталях не должно быть трещин, сколов, на поверхности расточек для подшипников – износов или повреждений;
   - очистить сапун, указатель уровня масла, магнит от частиц металла;
   - заменить сильно изношенные детали.
После выполнения задания студент должен заполнить дневник (см. приложение)по практическому занятию:
Знание и умение освоенные обучающимися:
знать:
- устройство и работу коробки передач, раздаточной коробки;
уметь:
- разбирать и собирать коробку передач, раздаточную коробку, контролировать качество работы.
Методические указания  по выполнению практического занятия № 6
Тема: Разборка и сборка задних и средних мостов
Цель занятия: научиться приемам и методам разборки и сборки заднего и средних мостов с использованием специальных инструментов и приспособлений с соблюдением правил ТБ; контролю качества.
Наименование занятия: разборка и сборка заднего и среднего мостов.
Материально – техническое обеспечение:
инструменты и приспособления для сборочных работ;
методические указания;
журнал по  технике безопасности.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
Назначение и устройство заднего ведущего моста автомобиля.
Назначение и устройство ведущего среднего моста автомобиля.
Назначение и типы главной передачи.
Каково устройство гипоидной передачи.
Устройство и работа двойной главной передачи.
Устройство и работа межосевых дифференциалов.
Норма времени: 12 часов
Содержание и последовательность выполнения заданий
Задание 1. Произвести разборку главной передачи в следующем порядке:
- снять шплинтовочную проволоку болтов крышки подшипников;
- отвернуть два болта и снять стопорные пластины;
- отвернуть болты крепления крышек подшипников дифференциала в сборе и снять крышки;
- отвернуть регулировочные гайки и снять наружные кольца подшипников;
- ослабить контрогайку и отвернуть регулировочный винт;
- снять дифференциал в сборе;
- отвернуть болты крепления ведущего зубчатого колеса к картеру редуктора;
- выпрессовать ведущее зубчатое колесо в сборе из картера редуктора и снять регулировочные прокладки, спрессовать с ведущего вала подшипник;
- отогнуть концы стопорной пластины, отвернуть болт крепления масляной трубки и снять стопорную пластину;
- снять пружину, тарелку маслоприемной трубки, маслоприемную трубку.
- отвернуть маслоналивную и маслосливную пробки.
     
Задание 2. Произвести сборку главной передачи в следующем порядке:
- наложить прокладки на плоскость горловины картера редуктора в сборе так, чтобы совпали шесть отверстий и отверстие для масла с отверстиями на плоскости горловины картера редуктора в сборе;
- два фиксатора вставить в отверстие крышки уплотнительной манжеты, прокладки, муфты подшипников ведущего зубчатого колеса главной передачи в сборе. Один из фиксаторов должен находиться  около выступа для масла в крышке уплотнительной манжеты. Весь комплект положить на ранее уложенные прокладки так, чтобы выступ для масла совпал с отверстием для масла в прокладках и горловины картера редуктора в сборе;
 - запрессовать ведущее зубчатое колесо в сборе и снять фиксаторы;
 - вставить шесть болтов с шайбами и завернуть;
 - дифференциал в сборе установить в гнездо для подшипников дифференциала в картере редуктора, установить ведомое зубчатое колесо в зацепление с ведущим зубчатым колесом;
 - установить крышки подшипников, завернуть болты;
 - надеть наружные кольца подшипников дифференциала;
 - завернуть регулировочные гайки подшипников дифференциала;
 - завернуть болты крышки подшипников до отказа, проверяя свободное вращение регулировочных гаек и зашплинтовать проволокой;
 - проверить осевой зазор в подшипниках дифференциала;
 - завернуть регулировочный винт с гайкой в картер редуктора до отказа, затеи отвернуть на 1/6 оборота, проверить вращение ведомого зубчатого колеса и, убедившись в том, что нет задевания, завернуть винт с гайкой, проверить биение «затылка» ведомого зубчатого колеса;
 - вставить в масляной канал маслоприемную трубку так, чтобы боковое отверстие совпало с каналом картера редуктора в сборе;
 - завернуть стопорный болт со стопорной пластиной, убедиться в правильном зацеплении ведущего и ведомого зубчатых колес по пятну контакта;
  - вложить в тарелку маслоприемной трубки пружину, ввернуть и затянуть трубку маслоприемного отверстия;
  - завернуть и затянуть пробки маслосливного и маслоналивного отверстий.
Задание 3. Произвести разборку дифференциала с использованием приспособлений в следующем порядке:
  - поставить коробку дифференциала с ведомым зубчатым колесом главной передачи так, чтобы зубья зубчатого колеса были направлены вверх, и выпрессовать подшипник левой части коробки;
 - снять проволоку и отвернуть болты крепления ведомого зубчатого колеса главной передачи;
 - отвернуть болт крепления маслоуловителя, предварительно отогнув концы стопорного кольца (для снятия стопорного кольца оси сателлитов воспользоваться круглогубцами).
 - снять маслоуловитель и шайбу;
 - выпрессовать подшипник правой части дифференциала;
 - вынуть болты крепления ведомого зубчатого колеса главной передачи;
 - разъединить левую часть коробки дифференциала с ведомым зубчатым колесом главной передачи;
 - промыть детали разобранного дифференциала, зачистить забоины и протереть.
Задание 4. Произвести сборку дифференциала:
 - два подшипника в сборе наложить на правую и левую части дифференциала, запрессовать подшипники на коробку дифференциала до упора, проверить биение дифференциала;
- поставить левую часть коробки дифференциала в приспособление на гидропресс и запрессовать в нее ведомое зубчатое колесо главной передачи;
- взяв левую часть коробки дифференциала в сборе с напрессованным ведомым зубчатым колесом главной передачи и подшипниками, вставить 12 болтов в отверстия для крепления ведомого зубчатого колеса к левой част коробки;
- завернуть на болтах гайки и зашплинтовать;
- вставить в отверстие левой части коробки маслоуловитель и завернуть болт крепления маслоуловителя, предварительно надев на него стопорную шайбу, согнуть концы шайбы;
- вставить опорный шайбы в правую и левую части коробки дифференциала лунками на торце наружу и зубчатые колеса полуосей, проверить зазор;
- надеть на крестовину четыре зубчатых колеса сателлитов и четыре опорный шайбы, поставить крестовину четыре  зубчатых колеса саттелитов и четыре опорных шайбы, поставить крестовину с зубчатыми колесами и левую часть коробки дифференциала;
-  вставить восемь болтов  в отверстия коробки дифференциала, болты завернуть и зашплинтовать.
Задание 5.  Снять полуось:
- отвернуть гайки крепления на шпильки;
- отвернуть контргайки съемных болтов полуоси и, ввертывая болты, снять полуось и прокладку.
Задание 6. Установить полуось:
- надеть прокладку на шпильки;
- вставить полуось  в отверстие картера, надев фланец полуоси на шпильки ступицы;
- надеть на шпильки разжимные втулки, шайбы и навернуть гайки до отказа;
- завернуть болты с контргайками.
После выполнения задания студент должен заполнить дневник (см. приложение)по практическому занятию:
Знание и умение освоенные обучающимися:
знать:
- устройство и работу главных передач и дифференциалов;
уметь:
- разбирать и собирать механизмы ведущих мостов.
Методические указанию по выполнению практического занятия № 7
Тема: Разборка и сборка передних мостов
Цель занятия: научиться приемам и методам разборки и сборки передних мостов с использованием специальных инструментов и приспособлений с соблюдением правил ТБ; контролю качества.
Наименование занятия: Разборка и сборка передних мостов
Материально – техническое обеспечение:
инструменты и приспособления для сборочных работ;
методические указания;
журнал по  технике безопасности.
Контрольные вопросы при допуске к работе:
Опишите устройство и работу переднего ведущего моста автомобиля.
Каково общее устройство неразрезного переднего управляемого моста?
Каково общее устройство разрезного переднего управляемого моста?
Опишите назначение и принцип действия управляемого моста.
Почему задние колеса автомобилей не имеет сход и развал?
Норма времени: 12 часов
               
Содержание и последовательность выполнения заданий
Задание 1. Произвести разборку и сборку переднего моста автомобиля ГАЗ -53 в следующем порядке
- ослабить гайки крепления колес  переднего моста;
- установить с помощью домкрата передний мост на специальные стеллажи;
- отвернуть полностью гайки передних колес, снять колеса.
-отвернуть гайки наконечников рулевых тяг, освободить   поворотные  цапфы  передних колес от рулевой тяги;
- отвернуть гайки крепления амортизаторов, снять амортизаторы;
- отвернуть болты крепления   крышек  кронштейнов крепления переднего и заднего конца рессор;
- отвернуть гайки стремянок  крепления рессор  в балке переднего моста;
- с помощью специального приспособления снять рессоры;
- отвернуть гайку крепления ступицы, снять ступицу передних колес.
Задание 2. Провести сборку переднего моста зашплинтовать гайку  крепления ступицы  к поворотной цапфе.
При сборке рулевых тяг  наконечник тяг оставить в том же положении что и при разборке, гайки крепления наконечников рулевых тяг зашплинтовать. При затяжки гайки крепления ступицы гайку затянуть до упора после чего ослабить ее  на 1/3 оборота, проверить  качение  колес (оно должно быть свободным) проверить поперечный люфт                   передних колес на соответствие требований ГОСТ.
После выполнения задания студент должен:
знать:
- разборку и сборку мостов, главной передачи;
уметь:
- разбирать и собирать механизмы передних мостов.
Методические указанию по выполнению практического занятия № 8
Тема: Разборка и сборка рулевых механизмов и приводов 
Цель занятия: изучить устройство и работу рулевых механизмов автомобилей ГАЗ – 31029, -3107, ЗИЛ -5301 «Бычок»; приобрести навыки в разборке и сборке рулевых механизмов.
Наименование занятия: устройство рулевых механизмов автомобилей, их работа и регулировка.
Материально – техническая оснащенность:
автомобили ГАЗ– 31029, -3107, ЗИЛ -5301 «Бычок», автомобили марки ВАЗ ;съемники для спрессования рулевых колес;
наборы рожковых, накидных и торцевых ключей;
пружинный динамометр;
круглогубцы;
ключ для регулировки зацепления червяка с роликом.
методические указания;
журнал техники безопасности.
Правила техники безопасности при выполнении сборочно – разборочных работ рулевых механизмов и приводов.
Контрольные  вопросы при допуске к работе:
Каково назначение рулевого управления? Какие применяются типы рулевых механизмов на автомобилях?
Каково назначение центра поворота автомобиля и где он  находится.
Объясните назначение рулевой трапеции. Из каких деталей она состоит при зависимой и независимой подвеске передних колес?
Опишите назначение рулевого механизма, типы механизмов изучаемых автомобилей, их устройство и принцип действия.
Что такое передаточное число рулевого механизма?
Норма времени: 12 часов
Содержание и последовательность выполнения  задания:
Задание 1. Разобрать рулевой механизм
- отвернуть гайку и снять рулевое колесо;
- отвернуть гайку болта хомутика и снять трубку колонки с верхней крышки картера рулевого механизма;
-отвернуть гайку регулировочного винта, снять стопорную шайбу;
- отвернуть болты крепления крышки, снять крышку и регулировочный винт с вала сошки;
- выпрессовать уплотнительную манжету и вынуть вал сошки из картера рулевого управления;
- отвернуть болты и снять крышку картера вместе с регулировочными прокладками;
- вынуть вал рулевого управления с червяком в сборе, снять подшипники;
- отвернуть болты и снять верхнюю крышку картера рулевого механизма.
Задание 2. Собрать рулевой механизм:
- положить прокладку на плоскость картера рулевого управления под верхнюю крышку и завернуть  четыре болта с пружинной шайбой;
-завернуть в маслоналивное отверстие картера пробку;
- подсобрать нижнюю крышку картера с пружинной стопорной шайбой (она должна быть поставлена отбортованной стороной к фланцу крышки) и уплотнительным кольцом;
- взяв вал рулевого управления с червяком в сбое, надеть сепаратор на верхний конец червяка и, предварительно смазав консистентной смазкой сепаратор или конец червяка, вставить в картер рулевого колеса;
- установить на другой конец сепаратор и вставить в гнездо картера кольцо, предварительно смазав концы;
-установить на картер нижнюю крышку с трубкой провода звукового сигнала (предварительно установив на внутреннюю плоскость крышки регулировочные прокладки) и закрепить ее болтами;
- предварительно надев на болты шайбы, отрегулировать затяжку червяка в конических роликоподшипниках, проверку затяжки червяка в подшипниках  производить вращением вала  с червяком, но без вала сошки и ролика (усилие затяжки 0,3 …0,5 Н);
- установить вал сошки в картер рулевого управления, смазав цилиндрическую  часть вала и ролик нигролом;
- положить на боковую плоскость разъема картера прокладку, надеть регулировочный винт на вал сошки, установить на вал сошки крышку и завернуть ее на регулировочный винт, надеть на болты шайбы и привернуть крышку к картеру;
- отрегулировать винт так, чтобы усилие, приложенное к рулевому колесу, необходимое для поворота вала с червяком в зацеплении с роликом, составляло 1,6….2,2 Н;
- надеть на регулировочный винт прокладку, стопорную шайбу, завернуть гайку до отказа;
- надеть на трубку колонку, установить трубку колонки с хомутиком на верхнюю крышку рулевого управления диаметром 3 мм должно находиться на горизонтали с  левой стороны, или прорезь колонки должна быть на средней части квадрата верхней крышки картера рулевого управления;
- надеть на вал рулевого колеса разжимную втулку и пружину;
- надеть на шлицевой конец вала рулевое колесо, навернуть и закрепить гайку;
- на шлицевой конец вала рулевой сошки надеть предохранительную втулку, запрессовать уплотнительную манжету в сборе с пружиной в горловину картера на вал сошки, снять со шлицевого конца вала предохранительную втулку, надеть на шлицевой конец вала сошки шайбу и завернуть гайку;
- завернуть окончательно гайку болта хомута.
Задание 3. Разобрать рулевой механизм типа « шестерня – рейка» (использовать приспособления для  разборки).
- снять защитные чехлы с картера и сдвинуть их в сторону вдоль тяг, расконтрить контргайки крепления внутренних наконечников тяг к рейке, вывернуть их и снять наконечники тяг;
- отвернуть гайку упора и извлечь пружину и стопорное кольцо, круглогубцами извлечь упор рейки из картера;
- снять пыльник с вала  зубчатого колеса и стопорную шайбу, извлечь шестерню из картера в сборе с подшипниками, снять защитную шайбу, стопорное кольцо и спрессовать шариковый подшипник с вала зубчатого колеса;
- вынуть рейку рулевого механизма и опорную втулку рейки, при необходимости выпрессовать роликовый подшипник из картера рулевого механизма.
Задание 4. Собрать рулевой механизм типа «шестерня – рейка»:
- перед сборкой  особое внимание  обратить на то, чтобы в картере рулевого механизма не было стружек и других посторонних предметов;
- напрессовать шариковый подшипник на вал приводной шестерни до упора, установить стопорное кольцо, защитную шайбу и уплотнительное кольцо;
- установить в картер опорную втулку и запрессовать под прессом роликовый подшипник;
- установить рейку в картер, продвинув ее через опорную втулку до упора в специальное приспособление, все детали необходимо при этом обильно смазать;
- завернуть гайку приводного зубчатого колеса, установив защитную шайбу;
- установить приводную шестерню в положение прямолинейного движения;
- установить упор рейки с уплотнительным кольцом;
- поставить стопорное кольцо;
- напрессовать на вал пыльники, собрать внутренний шарнир наконечника тяги.
После выполнения задания студент должен заполнить дневник (см. приложение)по практическому занятию:
Знание и умение освоенные обучающимися:
знать:
- снятие и постановку рулевого механизма на автомобиль. Разборка и сборка механизма рулевого управления, регулировка механизма.
уметь:
-выполнять приемы работы с использованием приспособлений и оснастки.
  Методические указанию по выполнению практического занятия № 9Тема: Разборка и сборка приборов и механизмов тормозной системы
Цель занятия: изучить устройство и работу приборов и тормозных механизмов с гидравлическим приводом; приобрести навыки разборки и сборки этих приводов и механизмов.
Наименование занятия: устройство и работа тормозных механизмов и приборов тормозного привода.
 Материально – техническая оснащенность:
автомобили с гидравлическим приводом тормозных механизмов;
колесные тормозные механизмы передних и задних колес;
главные и рабочие тормозные цилиндры;
регулятор давления; стояночные тормозные механизмы; тиски;
наборы инструментов;
журнал по технике безопасности
Правила техники безопасности при выполнении сборочно – разборочных работ рулевых механизмов и приводов.
Контрольные  вопросы при допуске к работе:
Опишите назначение и требования, предъявляемые к тормозной системе.
Перечислите известные вам типы тормозных механизмов. Объясните  схему барабанно – колодочного тормозного механизма с одним и двумя гидроцилиндрами. Какие силы действуют на колодки?
опишите  назначение, устройство и работу дисковых тормозных механизмов.
Опишите устройство тормозной системы с гидравлическим  приводом тормозных механизмов и принцип действия.
Опишите устройство и работу тормозных механизмов колес. Как закрепляется опорный тормозной диск на картере моста и на поворотной цапфе?
Как подвешены колодки к опорному диску в легковых и грузовых автомобилях? Как крепится тормозной барабан к ступице?
Опишите устройство, работу и возможные регулировки тормозной системы легковых автомобилей.
Норма времени: 6 часов
         Содержание и последовательность выполнения задания
Задание 1. Разобрать тормозной механизм
- установить диск тормозного механизма на верстак колодками вниз;
- отвернуть две гайки опорных пальцев колодок тормозного механизма и снять с опорных пальцев по одной шайбе;
- легкими ударами молотка по оправе выбить опорные пальцы из диска и снять пластину опорных пальцев;
- перевернуть диск тормозного механизма колодками вверх и вынуть два эксцентрика опорных пальцев;
- снять стяжную  пружину колодок и колодки  с фрикционными накладками;
-зажать диск в тиски  за нижнюю часть о отвернуть два болта крепления колесного цилиндра;
- снять колесный цилиндр в сборе.
Задание 2. Собрать тормозной механизм:
-установить и закрепить двумя болтами колесный цилиндр на тормозном диске;
-установить колодки тормозного механизма на тормозной диск и надеть стяжную пружину;
- установить два опорных пальца на эксцентриковые втулки, надеть пластину, вставить пальцы в отверстия диска, надеть на пальцы по одной шайбе и завернуть гайки.
Задание 3. Разобрать рабочий тормозной цилиндр
- вывернуть перепусконой клапан, зажав колесный иски;
- освободить колесный цилиндр из тисков, снять два резиновых защитных колпака поршня колесного цилиндра;
- нажимая оправкой на один из поршней, вынуть оба поршня, две уплотнительные  манжеты и пружину.
Задание 4. Собрать рабочий тормозной цилиндр:
- смочить поршни и манжеты касторовым маслом или тормозной жидкостью;
- взять колесный цилиндр в левую руку, вставить в него уплотнительную манжету и поршень, с обратной стороны установить в цилиндр пружину, вторую манжету и поршень.
- завернуть в цилиндр перепускной клапан.
Задание 5. Разобрать главный тормозной цилиндр:
- очистить от грязи и масла главный цилиндр, вакуумный усилитель, трубопроводы. Отсоединить трубопроводы и заглушить их резиновыми колпачками с клапанов прокачки;
- отвернув две гайки, снять главный цилиндр сл шпилек крышки вакуумного усилителя;
-снять крышку с бачка и слить тормозную жидкость, перевернуть цилиндр бачком вниз и, нажав несколько раз на поршень, удалить остатки тормозной жидкости из главного цилиндра;
- отсоединить бачок от главного цилиндра и извлечь из корпуса соединительные резиновые втулки с трубами;
- отвернуть пробку, извлечь пружину с упорными шайбами и, нажав на поршень, извлечь его вместе с манжетами;
-снять стопорное кольцо, извлечь рукой за хвостовик поршень в сборе, снять с поршня направляющую втулку, наружную манжету и упорное кольцо (винт держателя без необходимости выворачивать не рекомендуется).
Задание 6. Собрать главный тормозной цилиндр.
Сборка главного тормозного цилиндра производится в обратной последовательности, все манжеты меняются на новые. При сборке необходимо все детали смазывать тормозной жидкостью.
Задание 7. Разобрать регулятор давления:
-вывернуть болт, вынуть упорный штифт и освободить конец нагрузочной пружины, вынуть ось и снять нажимной рычаг, не нарушая при разборке положения регулировочного болта;
- снять защитный чехол;
- вывернуть втулку крепления корпуса регулятора;
- вынуть возвратную пружину и пружинную шайбу, затем на хвостик извлечь поршень с гильзой и вынуть пружину;
- снять с гильзы прижимную пружину и вынуть шарик из гнезда гильзы.
Снять стопорную шайбу управляющего конуса, плоскую и пружинную шайбу и затем управляющий конус.
   Поршень следует вынимать из гильзы только при необходимости замены неисправных деталей.
После разборки детали регулятора следует промыть в спирте или чистой тормозной жидкости, внимательно осмотреть, заменить дефектные детали, смазать тормозной жидкостью и собрать и обратной последовательности.
Задание 8. Разобрать корпус скобы тормозного механизма передних колес:
- отсоединить гибкий шланг от корпуса скобы;
- снять тормозные колодки;
- извлечь тормозные колодки и пометить их, чтобы при последующей сборке поставить на прежнее место;
- снять чехол пальца с основания;
- установить между поршнем и корпусом деревянный брусок толщиной 20-25 мм;
- вытолкнуть поршень из цилиндра, подсоединив шланг с низким давлением воздуха к впускному отверстию корпуса;
- снять чехол поршня с канавки поршня и извлечь поршень из корпуса, а чехол – из канавки корпуса;
- извлечь притупленной лопаткой уплотнительное кольцо из корпуса;
- промыть все детали изопропиловым спиртом или чистой тормозной жидкостью.
Задание 9. Собрать корпус скобы.
- проверить и заменить вышедшие из строя детали4
- перед сборкой корпуса убедиться, что рабочие и уплотнительные поверхности скобы чистые;
- смазать уплотнительное кольцо и установить его в канавку корпуса;
- смазать рабочую поверхность поршня и чехла и установить последний на поршень. Не смещая с конца поршня чехол, заправить его в канавку корпуса;
- осторожно рукой вставить поршень с чехлом в отверстие корпуса, заправить чехол в канавку поршня;
- установить корпус с пальцами в отверстия основания.
После выполнения задания студент должен заполнить дневник (см. приложение)по практическому занятию:
Знание и умение освоенные обучающимися:
знать:
- разборку и сборку элементов тормозного привода.
уметь:
-устанавливать  элементы тормозной системы на автомобиль; выполнять регулировочные работы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ и молодежной политики КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«КРАСНОДАРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ КК КМСК)
ДНЕВНИК
УЧЁТА ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ № 1
ПМ.01ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
обучающимися по специальности: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» _________________________________________________________________
ФИО
Группа № ____
___ семестр УП.01(108 час.)
сроки практики с ________ по _________ .201__ г.
Краснодар
Основные требования к ведению дневника
Дневник является документом, по которому студент отчитывается о выполнении программы практики.
Записи в дневнике должны вестись ежедневно и содержать краткий перечень работ, выполненных за день.
Дневник просматривается  руководителем практики.
 При оценке работы студента во  время учебной практики № 1 принимается во внимание:
   
- деятельность  студента в период практики (степень полноты выполнения программы, овладение профессиональными умениями и др.);
- содержание и качество оформления отчета, полнота записей в дневнике;
- качество доклада и ответы студента на вопросы во время защиты отчета.
По результатам успешной защиты студент получает дифференцированный зачет (зачет с оценкой).
Тематический план практики № 1
№ п/п Наименование тем практик Количество часов
Вводное занятие 6
1. Разборка и сборка двигателей 12
2. Разборка и сборка приборов системы питания 12
3. Разборка и сборка приборов электрооборудования 6
4. Разборка и сборка сцепления и карданной передачи 12
5. Разборка и сборка коробки передач и раздаточной коробки 12
6. Разборка и сборка задних и средних мостов 12
7. Разборка и сборка передних мостов 12
8. Разборка и сборка рулевых механизмов и приводов 12
9. Разборка и сборка приборов и механизмов тормозной системы 6
10. Зачетная практическая работа 6
Итого 108
        
Учет работы
Студент кратко записывает ежедневно выполняемую работу. Ежедневно дневник представляет для проверки и подписи руководителю практики.
Дата Выполняемая работа Оценка преподавателя
Практическое занятие  № ____( _______ часов)
Тема:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наименование занятия:_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Краткое содержание занятия________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель занятия:_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Место проведения:__________________________________________________________________
Оснащение
рабочего места: ________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Литература для самоподготовки ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Ответы на контрольные вопросы при допуске к работе
1._____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3._____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
7.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наименование и характеристика объекта работы, машины, агрегата, узла _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состав  и выполнения работы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эскизы установок, сопряжений деталей, кинематические схемы работы, графики, таблицы (согласно заданию)
Выводы и перечень умений и навыков__________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка ___________________
(прописью)
Дата          __________________________
(подпись преподавателя)
Список литературы
Основная:
1. А.П. Пехальский И.А. Пехальский Устройство автомобилей, Москва Издательский центр «Академия» 2008 г.
 2. Е.Я. Тур, К.Б. Серебряков, Л.А. Жолобов Устройство автомобиля, Машиностроение 2010г.
3. Е.В. Михайловский, К.Б. Серебряков, Е.Я. Тур Устройство автомобиля
Машиностроение 2009 г.
Дополнительная:
Н.Б. Кузнецов, Гаазачев С.И. ЗИЛ 431410, ЗИЛ -431510, ЗИЛ -441510, ЗИЛ -495710, ЗИЛ – 495810: Ремонт и модернизация автомобилей ЗИЛ – М. Третий Рим, 2009.
Автомобили семейства «Газель2: Руководство по ТО и ремонту (Под ред. Ю.В. Кудрявцева. – М, За рулем , 2005)А.А. Чередников Автобусы: устройство, ТО, эксплуатация. _ М: Транспорт, 2008 г.
ВАЗ 21213 Руководство по ремонту (В.А. Яметов, С.Н. Косарев – М,: Русь Автокнига, 2010 г.