Методическое пособие по полевой практике У природы нет плохой погоды

Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальный орган образования Сунтарского улуса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Эльгяйская средняя общеобразовательная школа
им. П.Х. Староватова»

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
У природы нет плохой погоды
(методическое пособие по полевой практике в I –VI классах)



Эльгяй











Составители: Ким З.В., Ляшеева И.Д., Попова А.Н., Постникова В.А., Федотова В.В.


Предлагаемая брошюра представляет собой подробные планы проведения полевой практики в 1-6 классах. Описаны исследовательские, лабораторные, познавательные занятия, которые позволяют одновременно охватить всех учащихся разнообразными формами деятельности.
Книга предназначена для учителей начальных классов, руководителей биологических кружков и просто для любителей природы.
















Оглавление

Введение
1 класс. Осень
Осень в жизни растений
Осенние изменения в природе
Весна.
Воздух вокруг нас
2 класс. Осень.
Водоемы нашего села
Осень на водоеме
Жизнь животных
Весна.
Лекарственные растения
3 класс. Осень.
Лес - природное сообщесто
Лес – растительное сообщество
Изучение состояния деревьев и кустарников в окрестностях школы
Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы
Весна
Весна в жизни насекомых
Птицы нашей местности
4 класс. Осень.
Ориентирование
Ориентирование на местности
Изменения в природе осенью
Весна.
Влияние посадочного материала на урожай картофеля
5 класс. Осень.
Почва.
Строение растений
Полевые культуры
Весна.
Источник, ручей, река
Охрана водоемов. Очистка воды от мути
6 класс. Осень.
Составление паспорта лесного участка Дегалах
Ягодные кустарники
Жизнь насекомых осенью
Весна.
Выращивание фиалок
Опыляемость растений
Растения луга

Введение

В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения.
Одна из задач современной школы, как и общества в целом,- воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Высокие темпы урбанизации, засилье технократического мышления, наши социальные условия, отчужденность человека от природы, переводят эту задачу не только в разряд важнейших, но и трудноразрешимых. Учитывая необходимость формирования особого отношения к природе как основной ценности нашей планеты, учителя Эльгяйской школы ежегодно проводят уроки на природе. Это экскурсии, наблюдения, эксперименты, одним словом - полевая практика.
Комплексные полевые практики таят большие резервы в экологическом образовании. Это одна из форм организации учебно-воспитательной работы с учащимися, эти своеобразные уроки в условиях непосредственного общения с природой дают положительные результаты в тех случаях, когда при их проведении решается комплекс задач, учитываются содержательные и воспитательные возможности ряда учебных предметов. Поэтому при подготовке к полевой практике надо тщательно продумывать систему заданий для учащихся с учетом межпредметных связей и намечать перспективу использования полученных на практике материалов, результатов наблюдений и впечатлений в последующей работе.
Каждая практика начинается с организационного момента, сообщения темы и целей практики. На протяжении всей полевой практики каждый учитель формирует умение наблюдать. Дети знакомятся с тем, ЧТО наблюдать и КАК наблюдать. Они приходят к выводу, что нас окружает мир растений, без которых человеческая жизнь оказалась бы невозможной, и учатся устанавливать, выявлять взаимосвязи в природе.
За этот период учащиеся обобщают свои знания и получают новые, более глубокие, ранее им незнакомые.
К концу полевой практики у учащихся повышается интерес к окружающему миру, дети охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, задают много вопросов, самостоятельно наблюдают, рассказывают об увиденном, могут составлять рассказ, сочинять стихотворение.
Основная цель полевой практики: воспитание нового экологического сознания на основе изучения природы родного края.
Задачи:
1.Развитие интереса к изучению природы родного края.
2. Воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное.
3. Углубление знаний о родном крае.
4. Изучить и исследовать конкретные объекты природы.
5. Учить сравнивать, анализировать, делать небольшие обобщения.
6. Сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.
Данная брошюра окажет помощь учителям в подготовке и проведении полевой практики. Она содержит материал по проведению исследовательских, познавательных занятий, которые позволяют одновременно охватить всех учащихся 1-6 классов разнообразными формами деятельности.
Тематическое планирование полевой практики
Класс
Тема
Кол часов
Сроки


1 класс.






2 класс.









3 класс.










4 класс.












5 класс.









6 класс.

Исторические и памятные места села.
Осенние изменения в природе.

1. Живая и неживая природа.
2. Солнце – источник света и тепла.
3. Воздух вокруг нас.

1 Водоемы нашего села Река Вилюй
2. Строение растений
3. Насекомые осенью
4. Птицы нашей местности.
5. Жизнь животных

1. Лекарственные растения.
2. Растения луга.
4.Труд людей.

Экологическая тропа.
Лес - природное сообщество.
Природа как среда обитания.
Разнообразие растений в природе.
Разнообразие животного мира.

Охрана природы.
1. Весна в жизни насекомых.
3.Растения весной.
4.Весенние голоса.

Природа нашего края.
Горизонт.
Компас. Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам
Ориентирование на местности.
Изменения в природе осенью

1. Полезные ископаемые.
2. Труд людей.
3. Разнообразие живых организмов.
4. Охрана водоемов

Почва. Рельеф.
Строение растений.
Полевые культуры.

Источник. Ручей.
Озеро. Река.
Очистка воды от мути.
Круговорот воды в природе.

Экосистема луга.
Растения луга
Экосистема леса.
Экосистема водоемов.

Ядохимикаты. Нитраты.
Химия в быту.
Растениеводство.
Животноводство.

2
3

2
1
2

1
1
1
1
1

2
1
1
1

1
1
2
1

2
1
1
1


1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
3
1

1
2
1
1

1
1
2
1

1
1
2
1

Осень


Весна



Осень





Весна



Осень





Весна





Осень






Весна




Осень



Весна




Осень




Весна

1 класс
Осень. Тема: Осень в жизни растений.
Цели: - изучение многообразия цветковых растений, способов распространения семян;
- ознакомление с осенними явлениями в жизни древесных растений. Знакомство с правилами поведения в природе.
Место проведения. Лес.
Подготовка к экскурсии. Составить карточки-задания для групповых и индивидуальных наблюдений учащихся.
Задание 1
1.Обследуйте определенную территорию и определите видовой состав деревьев, используя собственные знания и определительные карточки.
2. Соберите плоды и листья определяемых деревьев, при этом не ломайте ветки, собирайте только опавшие листья и плоды.
3.Соберите листья одного вида, но различной окраски. Попробуйте собрать листья всех переходных цветов. Установите, где больше окрашенных листьев – в верхней части кроны или в нижней.
4. Понаблюдайте, как влияет на листопад местоположение дерева (выберите для примера дерево, стоящее на поляне и под защитой дома).
Задание 2.
Определите, пользуясь карточками, виды кустарников на маршруте (10-15 минут). Соберите плоды и сравните их с плодами деревьев. Подумайте, почему у кустарников плоды чаще всего сочные, как распространяются плоды и семена кустарников.
Понаблюдайте за изменением окраски листьев кустарников.
Определите, у кустарников или у деревьев раньше полностью расцвечиваются листья. Обсудите, чем кустарник отличается от дерева, как проходит листопад у кустарников и т.д.
Задание 3
Выберите самый красивый на ваш взгляд уголок природы на определенном участке, опишите его и обоснуйте свой выбор.
Выводы.
Для деревьев и кустарников осенью характерно расцвечивание листьев, листопад, созревание плодов.
Чаще всего у кустарников или низкорослых растений плоды яркие, сочные, съедобные. Птицы, поедая плоды, распространяют семена – это пример взаимоотношений птиц и растений в природе.
Причина листопада – изменение условий (сокращение светового дня, понижение температуры, изменение влажности) и связанные с ним процессы как в самом растении, так и в листьях, проявляющие в смене окраски листьев и в образовании разделительного слоя.
Летом листья имеют зеленый цвет из-за зерен пигмента хлорофилла, который образуется на свету. В листьях есть и другие пигменты: желтого цвета – ксантофилл и оранжевый – каротин. Летом хлорофилла в листьях много, осенью сокращается световой день, хлорофилла образуется меньше, желтая краска становится заметней. В листьях еще есть красящее вещество – антоциан, он окрашивает листья во все оттенки красного цвета, а в соединении с другими пигментами – во все варианты красно-оранжевых тонов. Это он окрашивает при созревании плоды вишни, свеклу.
Листья опадают и в безветренную погоду.
После практики: Оформить отчет, вспомнить, обсудить, что увидели.

Тема: Осенние изменения в природе.
Цели: 1. Ознакомление с местностью.
2. Научить сравнивать изменения в природе.
3. Узнать, какие растения растут в этой местности.
4. Научить определять различия растений.
5. Нарисовать осеннюю природу.
Оборудование: тетрадь, альбом, цветные карандаши, планшет.

Ход занятия:
Полевая практика проходит в лесу. Местность должна быть растительной. При ходе полевой практики дети должны узнать название местности и её растительность.Детям даются такие задания:
Когда придешь к месту практики, найди деревья, кустарники, травы. Посмотри, чем они отличаются?
Посмотри на лес издали. Как он изменился по сравнению с летом?
Как изменилась окраска на деревьях и кустарниках? Начали ли они опадать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.
Как изменились травянистые растения?
Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения. Так ли их много, как было летом?
Посмотри внимательно на небо. Какая сегодня погода?
Какое небо? Как светит солнце?
Теплее или холоднее сегодня, чем было летом?
По данным заданиям дети делают свои выводы и анализы. После этих работ детям дается задание: нарисовать лето и осень по- своему усмотрению. Затем им предлагается сбор листьев разной окраски. Дома учащиеся должны сделать аппликацию из листьев.
Итог.

Весна. Тема: Воздух вокруг нас.
Цель: Дать первоначальное представление о воздухе.
Воздух – часть окружающей материи. Воздух представляет собой часть окружающей материи. Материя может быть твёрдой, жидкой и газообразной.
Состав воздуха.
Воздух находится почти всегда в газообразном состоянии. Но, однако, воздух нельзя назвать газом, потому что он состоит из смеси газов. Причём два газа: азот-78% и кислород-21% занимают 99% от всего объёма воздуха.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Кроме того, в воздухе всегда присутствует небольшое количество углекислого газа, который выделяется при дыхании живыми существами. Остаток - менее одного процента занимают редкие газы: аргон, гелий, криптон, ксенон и другие. Их называют инертными газами потому, что они не участвуют в химических реакциях.
Воздух необходим нам постоянно для поддержания жизни. При каждом вдохе мы поглощаем из воздуха кислород.
Кислород из воздуха извлекают наши лёгкие и направляют его в кровь. Кровь же разносит кислород по всему телу. При выдохе лёгкие избавляются от использованного воздуха.
Свойства воздуха.
У поверхности Земли воздух плотный, густой, хоть мы этого не чувствуем. Поднимемся в небо- плотность воздуха уже меньше, тут он, как говорят, разряжённый. А «вынырнуть» из воздушного океана можно только в космическом корабле. На поверхность нашего тела давит не менее 16 тонн воздуха. Мы не замечаем этого давления, потому что оно уравновешивается давлением воздуха, который находится внутри нас. Это доказывает, что воздух имеет вес.
Ведь там, где кончается пятый океан, начинается безвоздушное пространство- космос. Когда человек опускается глубоко под воду или собирается в космический полёт, он обязательно берёт с собой запас воздуха. А если бы пятый океан вдруг исчез, наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой.
Опыт №1
Требуется: прозрачная стеклянная банка, мячик для пинг-понга, лист кальки, прозрачная ёмкость выше уровня банки, наполненная водой.
1:Надо положить лист кальки на дно банки, чтобы он не двигался.
2:Положить шарик на поверхность воды.
3:Опрокинуть банку, накрыв шарик, и опустить её на дно ёмкости.
Результат: Вода не проникла в банку, и шарик лежит на дне ёмкости почти на сухом месте. Это потому, что воздух, находящийся в банке, не позволяет воде намочить кальку. В этом можно убедиться, если вытащить банку из воды: калька останется сухой. На самом деле банка только казалась пустой!
4:Снова опустим банку в воду.
5:Когда банка коснётся дна, наклоним её.
Результат: Из банки выходят пузырьки, поднимаются на поверхность и лопаются. Вода проникает в банку, шарик поднимается вверх, калька намокает. Это потому, что воздух, наполнивший банку, выходит из неё, поднимается вверх, а вода занимает его место.
Вывод:
1.Вода обладает упругостью. 2.Воздух легче воды.
Опыт №2
Требуется:
шпагат, скотч, воздушный шарик, трубочка для коктейля.
1. Пропустим шпагат или прочную нить через трубочку. Концы шпагата привяжем, натянув, через всю комнату, например, к ручке двери и батарее.
2. Надуем шарик, но не будем завязывать, а зажмем отверстие пальцами.
3. С помощью скотча прикрепим его под трубочкой и сдвинем его в конец шпагата.
4. Освободим отверстие шарика.
Результат: Шарик быстро начнёт перемещаться вдоль шпагата. Это потому что, когда отверстие в шарике открылось, из него вырвалась струя сжатого воздуха. Она создала реактивную силу, толкнувшую шарик в обратном направлении.
Вывод:
Сила сжатого воздуха может создавать реактивную силу.
Опыт №3
Требуются: 1)две пластмассовые палочки длиной в 15 и 30 см; 2)два одинаковых воздушных шарика; 3)две одинаковые банки; 4)скотч; 5) карандаш.
Отметим середину на более длинной палочке. Прикрепим шарики к концам палочки с помощью скотча. Обопрем центр длинной палочки на середину короткой, прикреплённой к двум банкам, и скрепим палочки ниткой. Получатся весы
Результат: палочка с двумя шариками находится в горизонтальном положении. Это потому, что шарики имеют одинаковый вес.
Теперь надуем как можно сильнее один из шариков, и снова прикрепим его к палочке, стараясь поместить её на прежнее место по центру.
Результат: Палочка наклонится в сторону надутого шарика. Это потому, что воздух, заполнивший шарик, делает его тяжелее, чем пустой.
Вывод: воздух имеет вес.

Опыт №4
Требуется: 1) тонкий стакан с гладким бортиком, 2) глянцевая открытка, 3) вода, 4) раковина, над которой мы будем проводить опыт.
1. Наполним стакан водой.
2. Плотно накроем стакан глянцевой стороной открытки (можно её предварительно смочить).
3. Придерживая рукой открытку, опрокинем стакан.
4. Теперь отнимем руку.
Результат: Открытка плотно держится на стакане, и вода из стакана не выливается. Это потому, что давление воздуха, оказываемое снизу на открытку больше, чем вес воды внутри стакана. Поэтому открытка плотно прижата к стакану и не позволяет воде вылиться.
Вывод: Воздух оказывает давление во всех направлениях, даже снизу вверх.

Опыт №5
Требуется: воздушный шарик ,пустая бутылка, тазик с горячей водой.
1. Пустой воздушный шарик наденем на горлышко бутылки.
2. Подержим эту бутылку в течение минуты в тазике с горячей водой.
Результат: Шарик надувается. Это потому, что воздух, как и все вещества, состоит из мельчайших движущихся частиц- молекул. Молекулы при нагревании удаляются одна за другой. Воздух в бутылке расширяется, ему требуется дополнительное пространство. Поэтому он проникает в шарик и надувает его.
3.А теперь поставим бутылку под струю холодной воды.
Результат: Шарик опадает. Это потому, что воздух, охлаждаясь, сжимается (то есть его молекулы сближаются) и занимает первоначальное место в бутылке.
Вывод: Упругость воздуха при нагревании увеличивается, а при охлаждении уменьшается.

Опыт №6
Требуется: шприц без иглы.
1. Возьмём шприц и наберём в него воздуха.
2. Закроем пальцем отверстие и сильно надавим на поршень. Потом, не открывая отверстия, отпустим поршень.
Результат: Сначала поршень будет опускаться с трудом, а потом совсем остановится. Палец, которым ты закрываешь отверстие, почувствует сильное давление. Когда ты отпустишь поршень, он вернётся в первоначальное положение. Это потому, что воздух можно сжимать, поршень заставляет воздух сжаться. Сжатие усиливает давление воздуха, то есть давление на палец и на поршень. Поршень возвращается в первоначальное положение потому, что сжатый воздух стремится расшириться. При этом давление уменьшается.
В шинах сжатый воздух в состоянии выдерживать вес мотоцикла, автомобиля, большегрузных машин.
Вывод: Воздух можно сжимать; сила сжатого воздуха может поддерживать и передвигать значительные грузы.
Итог.
2 класс
Осень. Тема: Водоемы нашего села.
Цель: Дать описание и сравнение близлежащих водоемов «Хара Элгээн», реки Вилюй.
Состояние воды
Озеро «Хара Элгээн»
Река Вилюй.

Цвет,прозрачность
Чистота,вкус



Длина
Растительность
Насекомые,рыбы
Птицы



Почему так назван
Причины загрязнения




Тема: Осень на водоеме
Цели: Знакомство с некоторыми обитателями водоема и их жизнью осенью. Оценка деятельности человека на условиях обитания в водоеме.
Ход занятия:
Работа по группам. Первая группа ловит обитателей дна, вторая – обследует растения и т. д.
Группы распределяются по зонам отлова: а) участок, напоминающий пляж, т.е. песчаное дно без надводной растительности, б) заросли прибрежной растительности, в) заросли водорослей на дне водоема.
Задание 1. Бегающие по поверхности воды.
Опишите место лова (дата проведения практики, тип водоема, наличие прибрежных растений, погодные условия).
Производите отлов обитателей водоема у поверхности воды несколько раз.
Распределите отловленных животных по отдельным емкостям.
Производите первое определение типа и класса, используя определительные карточки.
Задание 2. Донные обитатели. Опишите место лова.
Отловите обитателей дна водоема (достаточно двух экземпляров одного вида). Разместите их по емкостям и определите виды, пользуясь карточками.
Проведите наблюдения за передвижением насекомых, опишите их внешний вид. В чем выражается приспособленность этих насекомых к жизни в воде? Ощущается ли на обитателях водоема деятельность человека?
Задание 3. Обители водных растений.
Опишите место лова.
Отловите замеченных насекомых и растения, рассадите по емкостям, определите их, пользуясь карточками.
Часть растений возьмите с собой и рассмотрите их в аквариуме. Некоторых животных трудно заметить сразу, например, гидру.
Задание 4. Знакомство с представителями класса паукообразных.
Найдите паука среди отловленных животных.
Рассмотрите его внешний вид, отметьте наличие характерных признаков отряда пауков, сделайте записи. Паука лучше не брать для наблюдения в аквариуме. Осенью он уже готовится к зимовке, не надо сбивать его с ритма жизни, к тому же паук – активный хищник, и зимой его сложно покормить.
Задание 5. Наблюдения за водомеркой.
Рассмотрите водомерку на поверхности водоема. Опишите, как она передвигается, какие особенности строения тела и конечностей помогают ей скользить по воде, как на лыжах?
Попробуйте проследить способ питания. Как водомерка хватает свою добычу? Какие использует конечности?
Проанализируйте окраску насекомого. Какое значение она имеет?
Рассмотрите глаза и усики. Какое значение они имеют при ее образе жизни?
Выводы. Все группы обсуждают видовое многообразие. Выделяются общие во всех отловах виды. Определяются редкие виды. Записываются данные о том, где были выловлены виды (временные этикетки прикрепляются резинками к бутылкам).
Для данного занятия нужны определительные карточки. На месте следует решить вопрос о том, какие виды интересны для дальнейшего наблюдения. Определив видовой состав водоема, выделить интересные виды и поместить их в отдельные емкости. Остальные аккуратно выпускаются обратно.

Тема: Строение растений
Цели: 1. Учить наблюдать за растениями;
2. Повторить и закреплять знания учащихся о частях и разновидностях растений;
3. Учить определять названия растений своей местности, умение работать по определителю растений и энциклопедии;
4. Сбор учебного материала.
Наблюдения за растениями
Найди деревья, кустарники и травы. Посмотрите, чем они отличаются друг от друга. Обрати внимание, что у дерева только один очень твердый стебель – ствол. У кустарника не один, а несколько твердых стеблей.
Сравни листья берёзы и ели. Чем они отличаются? Листья ели называют хвоей. Берёза – лиственное растение.
Найдите и покажите хвойные деревья и кустарники. По каким признакам вы их определили?
Рассмотри ветки хвойных растений. Чем похожи их листья?
Найдите и покажите лиственные деревья и кустарники. По каким признакам вы их определили?
Рассмотри ветки лиственных растений. Чем похожи их листья?
Какими были разные растения летом? Осенью? Сравни их. Как они изменились с приходом осени?
Найди и покажи части растений на цветке одуванчик.
Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Так ли их много, как летом?
Работа по группам:
1 группа: Опишите березу.
2 группа: Опишите сосну.
3 группа: Опишите ель.
Ученики дают описание деревьев. Учитель дополняет рассказы детей.
– Как вы думаете, в чем состоит польза деревьев для человека, для животных?
Ученики отвечают, дополняют ответы товарищей.
Подведение итогов.
Самые разные растения встречаете вы в лесу, в степи, в поле, на даче, на болоте: деревья, кустарники, травы. У каждого растения есть корень, стебель, лист, цветок, плод. Но у всех видов растений они разные.
У дерева один главный высокий – он называется стволом. У кустарников более тонкий, низкий. У трав – один, несколько или даже много тонких, легко гнущихся и легко рвущихся травянистых стеблей.
Листья отличаются по форме и по цвету. Так отличаются и корни этих растений.

Тема: Животные леса
Цели: познакомить учащихся с жизнью зверей; воспитывать ответственное отношение к «братьям меньшим», прививать любовь к природе.
Ход занятия:
Р а б о т а в г р у п п а х.
З а д а н и е для 1-й группы. Расскажите все, что знаете о жизни лисы.
З а д а н и е для 2-й группы. Подготовьте рассказ о зайце.
Б е с е д а п о в о п р о с а м.
– К какому семейству относится лисица?
– Какая самая распространенная лисица?
– Сколько весит это животное? (4–5 кг)
– Что придает особое обаяние лисице? (Её смышленые глаза со зрачками, как у кошки.)
– Чем питаются лисы?
– Чем знаменита нора лисицы? (Лиса делает в норе до 27 запасных выходов.)
– Как вы думаете, один родитель принимает участие в воспитании лисят или оба?
– Делает ли лиса запасы пищи?
– Что спасает лису от истребления? (Прекрасный слух, умение очень быстро бегать.)
- Заботится мать-лиса о будущем лисят?
– Похожи ли маленькие лисята в своих играх на маленьких детей человека? Чем?
– Почитайте «Я познаю мир», серия «Животные», и вы много узнаете о лисах. Вы никогда не будете врагом животных. Вы будете видеть в животном мире себе подобных: у них своя интересная жизнь, способы выживания. Помогайте животным, будьте им друзьями!
– Что вы знаете о зайце?
- Чем заяц отличается от других зверьков?
– Как заяц защищается от врагов?
– Как он заботится о своих детенышах?
- Чем питается заяц?
И г р а «Н а й д и с е б е п и щ у».
Волк и лиса.
Лось и мышь.
Осина и рожь.
(Мышь, осина, рожь, лось.)
– У нас получилась цепь питания, она начинается с растений.
– Что произойдет, если вырубить все осины?
– Что произойдет, если убить всех волков?
– Все в природе взаимосвязано. Хищники тоже нужны. Да и пищу добывать им трудно.
– Что нужно, чтобы лиса смогла поймать мышку? (У нее должен быть хороший нюх.)
И г р а «Л и с а и м ы ш и».
Мама лиса учит лисят находить мышку по запаху.
– Вот это мышки, понюхайте, надо найти, в какой норке мышка. (Мышка – ватка, смоченная в одеколоне. Мама лиса прячет мышку в один из трех пакетов. Надо по запаху определить, в каком пакете мышка (найти среди трех-четырех пакетов нужный).
– Вот видите, как трудно найти мышку, а ее надо еще и поймать. Ведь мышки, зайцы тоже приспособились, они умеют защищаться от хищников. Одни защищаются иглами-шипами, у других острый клюв, третьих спасают быстрые ноги, окраска, рога.
В природе существует равновесие. Его нельзя нарушать. Хищников всегда меньше, чем травоядных. Вот как на лугу уживаются травка, мыши и совы.
Подведение итогов.
– Что узнали интересного?
– О чем вы хотели бы знать?
Возможное домашнее задание: подготовьте материал о других животных леса

Тема: Птицы нашей местности
Цели:
Показать богатство видов птиц
Повторить знания детей о птицах
Вступительная беседа
- Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц.
- Вспомните, чем питаются птицы. Подумайте, почему теперь птицы возвращаются в наши края.
- Как могут заботиться дети о птицах весной или в начале лета?

Игра «Кто первый?»
Детям на ушко сообщается название птицы. Учитель спрашивает «Какая птица прилетает первой?» дети по очереди выходят. Остальные должны отгадать, какая это птица.
Первыми прилетают вороны и грачи. Считают, что с прилетом грачей начинается весна.
Трясогузки прилетают перед разливом рек. В народе говорят, что трясогузка хвостом лёд ломает.
Во время весеннего разлива рек летят утки, гуси, цапли.
Потом прилетают скворцы, а затем жаворонки.
Позже всех прилетают кукушки, ласточки, стрижи.
Конкурс «Кто самый наблюдательный?»
- Все ли птицы вьют гнезда?
Большинство птиц весной вьют гнезда. Кукушки и кайры не вьют гнезда. Кукушки подкладывают свои яйца в гнезда других птиц, а кайры - прямо на голые камни.
- Является ли гнездо домом для птиц?
Гнездо строится для высиживания яиц и выкармливания птенцов.
- Какие птицы вьют гнезда на земле, на ветках деревьев?
Жаворонок на земле.
- Из чего делают гнезда?
Галки строят гнезда из живых свежих веток и не берут те, что лежат на земле. Внутри выстилают мягкими куриными перьями или клочками шерсти.
- Сколько яиц бывает на гнезде?
Конкурс «Четвёртый лишний».
Раздаются карточки с названиями четырёх птиц. Три из этих птиц объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя. Какая именно, определяют ученики
1. Три из перечисленных здесь птиц - зимующие, а одна перелетная. Найдите её.
(Синица, снегирь, дятел, гусь.)
2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Какая?
(Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)
3. Три птицы обитают в смешанных лесах, одна в степях. Укажите её.
(Глухарь, зяблик, красавка, свиристель.)
4. Одна из этих птиц - не хищная. Какая? (Ястреб, гриф, сокол, стриж.)
Конкурс «Барометры природы»
1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю)
2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури)
4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре)
5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет)
8. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде)
9. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь)
10. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом)
11. Вороны садятся на снег. (К оттепели)
12. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю)
13. Днём сова кричит. (К дождю)
Конкурс «Блицтурнир о птицах»
Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)
Какая птица в течение года имеет три различных окраски? (Белая куропатка.)
Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова.)
Птица, истребляющая грызунов? (Сова.)
Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)
Какая птица не умеет летать? (Страус.)
Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)
Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)
10. Каких птиц больше всего на свете? (Домашних кур, воробьёв.)
Итог.
- Если ты случайно найдешь гнездо птицы, сразу же тихонько отойди от него. При появлении человека около гнезда птица улетает из него и не возвращается, пока человек не отойдет Особенно опасно брать яйца в руки, так как после этого могут совсем не возвратиться в гнездо.
Тема: Жизнь насекомых осенью
Цели: расширять знания детей об особенностях жизни насекомых осенью; воспитывать интерес к природе, к младшим нашим «братьям».
Ход занятия:
Введение в тему
– Сегодня мы с вами поговорим о насекомых, о их жизни осенью.
– Какие насекомые больше всего вам встречаются?
– Умеете вы отличать насекомых от других животных?
– Из каких частей состоит тело насекомого? Сколько ног у насекомых?
– Они приносят нашему сельскому хозяйству вред или пользу?
Учитель подводит итог сказанному.
Р а с с к а з о н а с е к о м ы х.
Насекомых очень много. Их мы встречаем повсюду. Не только на лугу, в поле, огороде, саду, но даже в лужах их тьма-тьмущая, не говоря уж о болотах и озерах!
Среди них есть полезные и вредные. Насекомых легко отличить от других животных по двум очень заметным признакам: первый признак – тело у них разделено на голову, грудь и брюшко, во-вторых, у них три пары ног.
– Как вы думаете, вредное насекомое – стрекоза?
Для кого как! Для нас – полезное, и беречь надо стрекоз. Кстати, последние годы их численность сильно уменьшилась, раньше у водоемов они пикировали, как самолеты, один за другим. Все стрекозы – воздушные хищники. Они схватывают на лету мух, комаров, бабочек и других (для нас вредных) насекомых.
Я так думаю, что вы, если и не нарочно, но нечаянно, разоряли муравейники в лесу. А ведь именно лесные, рыжие муравьи санитары леса, сада, не уничтожайте их!
А вот с вредными насекомыми не просто бороться, их уничтожают даже с самолетов, разбрызгивая яд над сельскохозяйственными полями. Ученые установили, что пшенице вредят 128 различных насекомых!
Б е с е д а.
– Какой вред приносит капустная белянка?
– Расскажите, как происходит развитие бабочки.
– Гусениц капустной белянки часто называют капустными червями. Почему называть их червями неправильно?
– А почему, дети, исчезли насекомые? Мы не увидели хозяйственных муравьев, не плетет паук паутину, не бежит по своим делам проворный жук?
(В конце сентября обычно исчезают большинство насекомых. И мы с вами заметили, что опустела кора, нет того движения насекомых, которое вы наблюдали летом. Одни отложили яички и погибли, другие зарылись в землю и уснули, забрались в какую-нибудь щелку, трещинку и почивают там.)
– Расскажите, как готовятся насекомые к зиме?
Дети рассказывают о своих наблюдениях.
– Назовите и покажите на таблицах и в коллекциях: жужелицу, стрекозу, бабочку-капустницу. Расскажите, что вы знаете о них.
– Каких насекомых вы встречали в природе, а о каких читали?
Это интересно!
– Самым сильным по отношению к собственному весу из животных является жук-носорог. При массе в 14 г он способен тащить груз в 1580 г.
– Самым многочисленным из насекомых является муравей. Известно около 15000 различных видов муравьев.
- Кукушка съедает около 100 гусениц в час.
-Вес насекомых, съеденных за день синицей и скворцом, почти в 2 раза больше, чем вес самой птицы.
- Стрекоза за 2 часа съедает до 40 мух.
“Энтомология в сказках”.
Давайте постараемся вспомнить насекомых, с которыми мы встречались на страницах книг.
“Сказка о царе Салтане” А.С.Пушкина князь Гвидон превращается в комара, муху, шмеля.
Cказка “Буратино”. Лесной доктор – насекомое богомол.
Сказка “Дюймовочка”. Один из женихов Дюймовочки – майский жук.
Подведение итогов.
– Вам понравились наблюдения за насекомыми? Продолжайте наблюдать самостоятельно. Интересно, когда проснутся эти наши «друзья»?

Весна. Тема: Лекарственные растения.
Цели: Ознакомить учащихся с дикорастущими лекарственными растениями местной флоры, их многообразием; ознакомить с биологическими особенностями лекарственных растений и основами их охраны, с правилами сбора; способствовать развитию у учащихся практических умений и навыков работы с живым объектом.
План: 1. Общее знакомство: название вида, свойство, местонахождение, дата наблюдений.
2. Морфологическое описание вида: строение подземных и надземных органов растения.
3. Местообитание вида: условия освещения (слабое, среднее, сильное), температуры, влажности, силы ветра, почвы.
4. Данные о состоянии фазы развития растения.
5. Способы размножения, описание плодов и семян.
6. Наличие вредителей и паразитов на растении.
7.Знакомство в полевых условиях с химическим составом растения и определение содержания тех или иных веществ с помощью несложных реактивов, фильтровальной бумаги, бритвы, пробирок, листа белой бумаги.
Итог.

3 класс
Осень. Тема: Лес - природное сообщество.
Цели: - расширить у детей знания и представление о деревьях, ягодах, насекомых;
-углубить и закрепить полученные знания; учить сравнивать, анализировать, делать небольшие обобщения;
-познакомить с компасом; уметь определять горизонты.
Описание леса

1. Тип леса
2. Высота деревьев
А) самое большое
Б) среднее
В) маленькое
3. Общее покрытие
4. Кустарники
5. Высота
6. Облик
7. Мох
А) высота
Б) обилие
8. Нарисовать чудо – растение



Итог.
Тема: «Лес – растительное сообщество».
Цель: Сформировать у учащихся правильные, отчетливые представления о видовом составе леса, наземной и подземной ярусности, приспособленности различных растений к совместной жизни, взаимовыявление растений, растений и окружающей среды.
Задания для самостоятельной работы учащихся:
Определение растений, произрастающих на площади в 100 м, и выявление их количественного состава; составление списка растений по ярусам, описание состава ярусов, наблюдения за животными, жизнь которых тесно связана с ярусностью леса, выявления их значения; изучение влияния растений друг на друга, описание формы, измерение высоты и определения возраста взрослых деревьев и подростка на опушке и в глубине леса.

Количественные задания

название растения
взрослые растения
подростковые
всходы







Растения, растущие

обильно
редко





ярусы
растения
животные, насекомые





Итог.
Название местного леса и его местонахождения.
Ярусное расположение растений, растущих в лесу. Описать условия жизни растений в каждом ярусе. Охарактеризовать особенности растений, приспособленных к жизни в каждом ярусе. Выявить роль животных, жизнь которых связана с ярусностью леса.
Подобрать или сочинить стихотворение о красоте леса.
Подготовить устный рассказ о значении леса в природе и жизни человека.

Тема: Изучение состояния деревьев и кустарников в окрестностях школы.
Цель: Изучить состояние деревьев и кустарников в окрестностях школы.
Оборудование: планшет, лист бумаги, карандаш, рулетка.
Ход выполнения:
Нарисовать план участка. Показать с помощью значков размещение деревьев и кустарников на территории школы.
Путем тщательного осмотра выяснить, в каком состоянии находятся растения. Осмотреть и отметить в плане деревья с дуплами, с обнаженной корневой системой, с ободранной корой, с засохшими ветвями, суховершинные деревья, обломанные и отмершие кустарники.
Установить причины повреждения: антропогенные факторы, заболевания растений, повреждения их насекомыми- вредителями.
На основе проведенного исследования составить характеристику состояния древесно-кустарниковой растительности в окрестностях школы. Предложить конкретные меры по охране деревьев и кустарников школьной территории.

Тема: Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы
Цель: Изучить видовой состав деревьев и кустарников территории школы.
Оборудование: блокнот, карандаш, секатор, гербарный пресс.
Ход выполнения:
Провести описание и учет видового состава деревьев и кустарников на территории школы.
2. Заложить в гербарный пресс по 2-3 экземпляра сформированных небольших (10-15 см) веточек каждого вида деревьев и кустарников.
3. Произвести паспортизацию ценных видов деревьев
4. Оформить гербарий древесно-кустарниковой растительности школьного двора.
5.Составить характеристику древесно-кустарниковой растительности окрестностей школы.
6.Отчет: а) описание каждого вида деревьев и кустарников;
б) описание состояния растений;
в) оформленный гербарий.

Весна. Тема: Весна в жизни насекомых.
Цели: Показать богатство видов насекомых, которые связаны с растениями луга. Вспомнить виды, которые видели на осенней экскурсии. Сравнить видовое многообразие по сезонам. Отметить, на какой стадии развития находится большинство видов насекомых весной.
Наблюдения за развитием комаров.
В небольших прудах, ямах с водой наловите личинок комаров. Поместите их в литровую банку с водой и небольшим количеством ила, взятого со дна этого же водоема.
Наблюдайте, как передвигаются личинки, как они держатся у поверхности воды. Отметьте, меняется ли поведение личинок при приближении к банке руки или другого предмета.
Проследите, как часто личинки поднимаются к поверхности воды, долго ли держатся у поверхности.
Наблюдайте за появлением куколок комаров. Опишите их внешний вид. Через сколько суток из куколок вылетят комары? Присмотритесь к поверхности воды. На основе чего можно сказать, что комары уже вылетели?
Наблюдения за муравьями.
Отыщите на опушке леса муравейник. Установите, какой вид имеет муравейник, из какого материала он сделан. Посмотрите, что тащат муравьи в муравейник.
Положите на пути движения муравьев какое-нибудь насекомое. Обратят ли внимание на него муравьи?
Посадите на муравейник несколько особей, взятых из другой муравьиной семьи, и пронаблюдайте, как будут относиться к ним «коренные жители».
Вымажьте чужаков жидкостью, полученной из нескольких раздавленных муравьев, взятых из жилища, в которое собираетесь поместить подопытных. Проследите, изменится ли теперь отношение «коренных жителей» к этим муравьям.
Выясните, в какую погоду муравьи более активны, и как меняется их активность в течение суток.
Выводы.

4 класс
Осень. Природа нашего края.
Тема: Ориентирование по компасу.
Цели: Познакомить детей со строением компаса;
Ориентирование на местности без плана и с использованием плана.
Определение азимута по компасу и движение по нему на маршруте.
Сориентировать компас, т.е. северный конец стрелки совместить с буквой С на шкале.
Не сбивая компас, следует повернуть кольцо на нем так, чтобы воображаемая линия от прорези к мушке была направлена на вершину холма. Прорезь – мушка – холм окажутся при этом на одной линии.
Не сдвигая кольца, определите на шкале, там, где мушка пересекает её, отсчет в градусах.
Определение азимута по плану.
Сориентируйте план. Для этого положите на план компас.
Не сдвигая компас, поверните план так, чтобы северный конец стрелки компаса совместился с буквой С на его шкале.
Не смещая план и компас, поверните кольцо компаса, направив на объект мушку, к которому вам предстоит идти
Определите по мушке на кольце отсчет в градусах на шкале.
Способы съемки плана местности.
- глазомерная съемка: - полярная, - маршрутная.
И г р а «Найди клад».
В определенном месте прячется какой-нибудь предмет; к этому месту прокладывается 2-3 сложных маршрута. Чтобы найти «клад», приходится пройти длинный путь, определяя азимуты и измеряя расстояние. Еще помогают закреплению тем познавательные задания:
Подумайте, какой ориентир помог ребятам найти дорогу домой.
Возвращались ребята зимой со станции в свое село дорогой через лес. Так было ближе. Вдруг поняли, что они заблудились. Испугались ребята. И вдруг Миша увидел знакомые следы. Из всех следов, которые ему дед показывал, он только эти и запомнил.
Долго шли ребята по этим следам и вышли к жилью.
- По каким же таким следам ты нас вывел? – спросили ребята Мишу.
Миша ответил и еще добавил, что эти следы всегда к жилью выводят, животное всегда домой прибежит.
- А вы догадались, по каким следам вывел ребят Миша? (по следам собаки).
План и карта.
Свой путь за грибами один мальчик описал и изобразил условными знаками следующим образом:
От шоссе, по тропинке, через луг на юг я прошел 200 м, а затем, повернув на юго-запад, прошел еще через кустарник 300 м и вошел в смешанный лес.
С
Ю
П





П – начало пути мальчика
Соответствует ли рассказ мальчика начерченному им плану?
Итог.

Тема: Ориентирование на местности
Цели: 1.Научить детей находить стороны горизонта по компасу; упражнения по пользованию компасом;
2. Закрепить умение определять стороны горизонта по Солнцу и другим признакам.

Определение сторон горизонта по Солнцу
Станьте в полдень спиной к солнцу и определите, какие стороны горизонта у вас будут справа, слева, позади.
Определите по солнцу, что находится от вашей школы к северу, к югу, к западу, к востоку.

Самостоятельная работа по группам

Определите с помощью компаса, где север. Станьте лицом к северу, посмотрите, что находится в этом направлении, и изобразите в верхней части листа.
Посмотрите на восток. Что находится в этом направлении? Нарисуйте на правой стороне листа.
Всё что находится к востоку от школы, изобразите в нижней части листа.
Посмотрите на запад. Какое здание находится на западе? Нарисуйте на левой стороне листа.
Определение сторон горизонта по местным признакам
- Когда вы идете в лес, лучше взять с собой карту местности или компас. Однако представьте, что вы оказались в незнакомом лесу без компаса, и вы заблудились. Как вы определите стороны горизонта?
С северной стороны ствола дерева веток меньше, чем с южной стороны.
В жаркий день на стволах сосен и елей выступает смола. Замечено, что на южной стороне деревьев смолы появляется значительно больше, чем на северной стороне.
В пасмурную погоду на северной стороне дерева можно увидеть темную полосу, образующуюся от застоя влаги. Особенно она заметна на сосне.
На открытой лесной поляне ягоды (земляника, брусника, черника, голубика) начинают вызревать в первую очередь с южной стороны. Дольше всего зеленый оттенок ягоды удерживается к северу полянки.
Муравейники почти всегда располагаются под деревьями, пнями и кустами с южной стороны. Южная сторона муравейника отлогая, северная – значительно круче.
Мхи и лишайники больше располагаются с северной стороны деревьев.

Тема: Изменения в природе осенью
Цели: - развивать наблюдательность, умения целенаправленно использовать план наблюдений;
- познакомить с изменениями в жизни растений, насекомых, птиц с приходом осени;
- обогатить учащихся знаниями о признаках осени с учетом местного природного окружения.
Оборудования: лупы, альбомы для зарисовок, блокноты для записей, коробочки, баночки, небольшие сумочки.
Экскурсия проводится в окрестностях села Эльгяй.
1. Наблюдение за осенней погодой
Фиксирование температуры воздуха по термометру,
сопоставление с данными сводки погоды;
наблюдение за цветом неба, облаков;
заключение, что хорошая, солнечная погода создает хорошее настроение.
2. Наблюдения за деревьями
Нахождение хвойных и лиственных деревьев
- Как изменились по сравнению с летом и осенью?
-Назовите хвойные растения.
Листья ели и можжевельника называются хвоей.
-Почему эти деревья называем лиственными?
Берёза, осина, тополь – лиственные деревья.
-Назовите части растений.
3.Наблюдение за берёзой в этот период осени:
рассматривание и характеристика листьев березы
рассмотрение листочков березы с использованием лупы.
название листовых и цветочных почек,
сопоставление зеленых и желтых листьев
рисунки в своих блокнотах.
- Листья на растениях осенью меняют окраску. На берёзе становятся желтыми, на рябине красными, на осине оранжевыми или желтыми.
Листопад – одно из самых заметных осенних изменений в природе. Листопад начинается не одновременно и неодинаково на разных растениях.
- Посмотрите внимательно, на каких растениях листья опадают первыми?
- Первыми опадают листья тополя, затем рябины, дольше других держатся листья на берёзах.
4. Работа в группах
Наблюдение за насекомыми (муравьи, бабочки, жуки, комары и т.д.)
- Почему осенью насекомых становится все меньше и меньше?
- Где зимуют насекомые?
На зимовку в теплые края летят некоторые насекомые: божьи коровки, стрекозы, бабочки. Часть насекомых зимует у нас.
- Расскажите о своих наблюдениях за поведением насекомых осенью.
- Какую пользу приносят муравьи?
- Чем полезна стрекоза?
- Какой вред наносят гусеницы?
Наблюдение за птицами, определение их (воробьи, вороны, трясогузки и т.д.)
- Какие птицы улетают осенью первыми?
Сначала улетают те, которые питаются насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Позднее всех улетают утки и гуси.
- Назовите перелётных птиц.
- Почему улетают перелётные птицы?
Корма для птиц становится все меньше. И меньше. Пропадают насекомые, увядают растения.
- Вспомни, чем питаются птицы?
- Каких птиц называют зимующими?
- Как изменилась жизнь птиц с приходом осени?
- Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц.
Выступления групп с информацией о проводимых наблюдениях
5. Домашнее задание
-Все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания. Предлагаю по памяти сделать фактические записи, рисунки по экскурсии.
6. Итог занятия
- Какие изменения произошли осенью в жизни насекомых?
- Что вы наблюдали в жизни растений осенью?
- Как изменяется поведение птиц осенью?

Весна. Тема: «Влияние посадочного материала на урожай картофеля»
Цель: Выявить, как влияет посадочный материал на урожайность культуры.
План ухода за культурой:
1. Яровизация - за 30 дней до посадки держать в светлом, теплом помещении.
2. Посадка-1-й ряд: 6 крупных клубней;
2-й ряд: 6 мелких клубней;
3-й ряд: половинки крупных клубней;
4-й ряд: верхушки;
5-й ряд: глазки.
Клубни высадить в ряд (30-60см., глубина заделки 8-10см.)
3. Окучивание проводится первый раз при длине всходов 15-20см., затем до начала цветения во второй раз.
4. Прополка: в течение лета по мере необходимости.
5. Уборка урожая: по отдельности с каждого ряда после засыхания ботвы.
План проведения опыта:
а) Подготовка поля: внесение перегноя. Площадь участка – 9 кв.м.
б) Высадка картофеля в грунт.
в) Окучивание.
г) Борьба с сорняками.
д) Уборка урожая.
Основные итоги работы записывать в дневник наблюдений.
Опыт.
Характеристика поля:
Рельеф - ровный.
Почва – тяжелая, суглинистая.
Засоренность - низкая.
Предшествующая культура - капуста.

Схема опыта:
Условные обозначения:

- крупные клубни

- мелкие клубни

- половинки клубней

- верхушки клубней

- глазки

лунки
ряды
первая лунка
вторая лунка
третья лунка
четвертая лунка

1
Крупные клубни






2
Мелкие клубни






3
Половинки клубней





4
Верхушки клубней





5
Глазки







Для опыта надо использовать картофель местных сортов: клубни желтого цвета, округлой формы, а также розовые удлиненные клубни.
За 30 дней до посадки достать картофель из хранилища и разложить тонким слоем в теплом помещении. Посадка картофеля - согласно схеме опыта. Перед посадкой в каждую лунку можно добавить перегной для улучшения структуры почвы.
Наблюдения:
- когда появились первые всходы?
- первое окучивание и прополка;
- начало цветения;
- второе окучивание;
- отражение на высоте ботвы погодных условий;
- уборка урожая картофеля, когда ботва на всех рядах высохла;
- результаты урожая с каждого ряда
Заключение
После учёта урожая, его взвешивания выяснить, какие клубни дали высокий урожай.

5 класс
Осень. Тема: Почва.
Цели: 1. Дать элементарное понятие о составе почвы.
2.Выяснение состава почвы.
3. Проведение опыта.
План: Беседа о значении почвы для растений.
Рассказ о почвах данной местности.
Оборудование для опытов: стакан с водой, стеклянные палочки, пробирка, спиртовка, почва.
Ход практики: Беседа. Рассказ о почвах данной местности. Проведение опыта.
Опыт 1. Взять горстку земли и внимательно ее рассмотреть. На ощупь, она какая? Есть ли там корешки травы, остатки листьев, части насекомых?
Вывод: В верхних слоях почвы есть жизнь.
Опыт 2. Брось комок земли в баночку с водой. Что ты увидел? (выходят пузырьки воздуха).
Вывод: В почве есть воздух.
Опыт 3. На металлическом листе нагрей почву на костре, а сверху подержи стекло. Что происходит? (На нем оказались капельки воды).
Вывод: В почве есть вода.
Опыт 4. Прокаленную почву опусти в стакан с водой и сильно размешай. Внимательно смотри за осадком. (Вначале оседает песок и глина).
Вывод: В почве есть песок и глина.
Опыт 5. Взять три стакана и три воронки с фильтрами. В первую воронку положи почву, во вторую песок, а в третью глину. Налей во все воронки воду.
Вывод: Почва пропускает воду хуже, чем песок, но лучше чем глина.
Обрати внимание на свой сад и огород. Почему там хорошо растут все растения, а рядом, где много песка или глины, растения не такие мощные, крепкие и красивые?
(Потому что почва плодородная).
Итог: Почва – верхний слой земли темного цвета. Она состоит из песка, глины, камешков, остатков растений и животных. В почве есть вода и воздух. Почва пропускает воду лучше, чем глина, но хуже песка. Главные свойства почвы – ее плодородие.
Почва - это самое главное. В ней содержится питательные вещества и вода, необходимые для нормального роста и развития растений. Кроме того, в почве живут черви и многие другие живые существа.
Вывод: Остатки отмерших растений и животных образуют перегной. Перегной придает почве темный цвет. Чем больше перегноя, тем толще и темнее слой почвы. Почва в природе образуется очень медленно – всего 20 см за 1000 лет.

Тема: Полевые культуры
Цели: дать представление о полях как обширных пространствах, где человек выращивает культурные растения; познакомить учащихся с важнейшими полевыми культурами; научить распознавать их по внешнему виду и семенам; показать, для каких целей они возделываются; познакомить учащихся с наиболее распространенными сорными растениями полей;
1. Растения поля: хлебные, овощи.
– Теперь проведем небольшие опыты и практические работы с растениями поля. На полях сеют и выращивают культурные растения. Какие выращивают на наших полях? (На наших полях выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес, кукурузу.)
– Найдите рожь и рассмотрите ее.
– Какое это растение: травянистое, дерево или кустарник? (Это травянистое растение.)
– Рассмотрите корни ржи. Что можно сказать о них? (У ржи много тоненьких корешков. Все они отходят от нижней части стебля.)
– Какие особенности поверхности имеет стебель ржи? (Стебель круглый и гладкий. Толщина не везде одинакова, на стебле есть утолщения.)
– Теперь разломайте стебель, посмотрите, что внутри. (Стебель внутри пустой.)
– Такой стебель называется полым. Еще такой стебель называется соломой.
– Ребята, что находится на верху стебля? (На верху стебля – колос, в котором «держатся» зерна. В колосе много зерен.)
– Сколько зерен в колосе? (В колосе много зерен.)
– Да, одно посеянное зерно дает несколько. Теперь отделите несколько зерен и обратите внимание на форму, размеры, окраску зерен. (У ржи зерна вытянутые, маленькие, желтые, почти золотые.)
– Хорошо. Сейчас мы работали с образцом ржи п о п л а н у:
1. Жизненная форма растений.
2. Характеристика корня.
3. Характеристика стебля.
4. Характеристика соцветия.
5. Характеристика зерна.
Теперь возьмите пшеницу, ячмень, овес и по такой же схеме проведите сравнение этих растений
О т в е т ы учащихся:
1. Пшеница, ячмень, овес – травянистые растения.
2. Форма корней похожа – много тоненьких корешков.
3. Стебель у всех – соломинка.
4. На стебле у пшеницы и ячменя – колос, у овса – метелка.
5. У пшеницы зерна «голые», а у ячменя и овса покрыты чешуйками.
– Теперь разрежьте зерна и посмотрите, какого цвета они внутри. (Зерна внутри белые.)
– Для чего человек выращивает рожь? (Из ржи получают ржаную муку, а из нее пекут хлеб.)
– Какие продукты получают из зерна пшеницы? (Тоже получают муку, хлебные изделия.)
– Как люди используют солому? (Солома идет на корм домашним животным.)
– Все растения, из зерна которых получают муку и крупу, называются хлебными.
– К хлебным растениям относится и гречиха. Из ее зерен получают крупу. Гречневая крупа очень ценная. Каша из нее очень питательная. Гречиха – прекрасный медонос.
(Учитель вывешивает картину с изображением картофельного поля.)
– Какие еще растения выращивает человек на поле кроме хлебных? (На полях можно увидеть картофель, капусту, свеклу. Это овощи.)
– Правильно. Сейчас проанализируйте рисунки с изображением картофеля, клубней и дайте описание этого растения.
(Картофель – травянистое растение. На корнях образуются корнеплоды. Стебель зеленый, круглый. Но неровный. Есть подземные стебли. В середине лета картофель цветет белыми, розовыми цветками. После отцветания образуется плод-ягодка с семенами внутри. Размножается клубнями. Был завезен Колумбом из Америки.)
– В клубнях картофеля много крахмала, витаминов и различных солей, нужных для организма человека.
– Как же называются все растения, которые выращивает человек на поле?
(Растения, выращиваемые человеком, называются культурными.)
2. Сорные растения поля.
– Скажите, на поле растут только культурные растения?
(На поле кроме культурных растений можно встретить дикие растения, сорняки.)
– К каким группам относятся эти растения?
– Какие сорняки вы знаете? (Лебеду, пырей, пастушью сумку, осот.)
– Рассмотрите гербарный образец пастушьей сумки, опишите его. (Пастушья сумка – травянистое растение, у которого очень много тонких корней, стебель невысокий, листья у самого корня очень большие, цветы белые. Семена похожи на сумку пастуха.)
– Теперь вспомните, какую особенность имеет подземная часть корневища пырея. (У пырея очень длинное корневище, от него отходят тонкие корни пучками.)
– Почему с пыреем и другими сорняками трудно бороться? (Если в земле остается хоть кусочек корневища, то от него вырастут новые растения. А другие сорняки дают очень много семян, и уничтожать их надо до того, как эти семена созреют.)
– Почему так говорят: «Пырей да лебеда для посевов беда». (Если на поле будет много сорняков, то они заглушат культурные растения. Будет плохой урожай.)
– Так как же называют эти растения? (Это вредные растения.)
Закрепление.
– Как вы отличили поле от луга? (На поле культурные растения растут, а на лугу – дикие. Это отличие. А сходны тем, что растут на поле и на лугу травянистые растения.)
– Чем отличается поле от леса? (На поле растут травянистые растения, а в лесу деревья.)
– С растениями какого места обитания мы познакомились? (С растениями поля.)
– Какие группы растений можно встретить в поле?
– Как называются растения, которые выращивает человек?
– Назовите растения-сорняки.
Домашнее задание. Дома вам надо составить список растений, которые выращивают на наших полях, список животных, птиц наших полей на альбомном листе, на другом листе схематично изобразить причинно-следственные связи в случаях:
1. если человек ведет борьбу с сорняками и вредит животным.
2. если такой борьбы нет.

Весна. Тема: Источник, ручей, река.
Цель: Опираясь на впечатления учащихся от экскурсии к местному водоему, дать представление об образовании источников о реке, использовании, охране рек, обозначении на карте.
План:
1. Беседа по материалам экскурсии
2. Работа в тетрадях, зарисовка схемы частей реки.
3. Беседа об использовании рек, их охране.
Ход занятия
1.Экскурсия. Беседа.
Необходимо подчеркнуть, что вода выходит на поверхность либо на обрыве, либо в овраге – образует источник или родник. Родник дает начало ручью. Дать учащимся поразмыслить, чем ручей отличается от реки?
Анализируя ответы, устанавливают следующие особенности реки:
Характер берегов (крутые берега, обрывистые, пологие). Характер течения. Глубина. Многоводность. Хозяйственное значение.
Проводится беседа о значении рек в жизни человека, об использовании их человеком, о необходимости охраны рек, о том, как используются реки в данной области, какой вклад вносят дети по охране своей реки.
Дети устанавливают, какая река протекает в данной местности, дают ей характеристику:
-В каком направлении течет;
-Глубина;
-Ширина;
-Что представляет собой правый и левый берег;
-Как используется человеком (пастбища, водопой, электростанции, водоснабжение населения, рыболовство, бассейн для купания и т.д.)
Итог.

Тема: Охрана водоемов. Вилюй.
Цели:
– познакомиться с географическим расположением, видами рыб, обитающих в реке;
– уточнить значение воды для человека;
– выявить источники загрязнения природы;
– определить способы защиты реки;
– Давайте сегодня подумаем над тем, что каждый из нас может сделать, чтобы в реке Вилюй была такая чистая вода, как в моем стакане.
Актуализация опорных знаний.
Э к с п е р и м е н т.
– Ученик нашего класса в рамках исследовательского проекта проводил эксперимент. Сейчас он расскажет о нем, слушайте внимательно, чтобы ответить на вопросы по эксперименту.
Ученик. Я взял стакан с чистой водой и стакан, в который налил моющие средства, их обычно человек использует в быту. Поставил в них часть растения с листьями и стал наблюдать.
Я увидел, что растение в грязной воде погибло. А ведь мы постоянно сливаем сточные воды с различными химическими веществами.
– Ребята, как влияют эти стоки на растения?
– Мы с ребятами исследовательской группы наблюдали в микроскоп за инфузориями. И обнаружили, что в грязной воде они погибают. Посмотрите на фотографии, и вы увидите, как постепенно их становилось все меньше и меньше.
– Как вы думаете, влияет ли на человека грязная вода? Почему?
Работа по группам
– Сейчас разделимся по группам (группы имеют названия, в каждой группе есть командир, который всех организует).
1 группа: «Историки»
Что означает слово «река», «Вилюй»
2 группа «Географы».
Длина реки, исток, притоки, города и села на Вилюе. Где берет начало? Куда впадает?
«Знатоки».
Животный мир Вилюя Сколько рыб обитает, какие?
«Экологи».
Основные источники загрязнения воды. Какие предприятия расположены на берегу Вилюя?
«Защитники природы».
Что нужно делать, чтобы сохранить воду чистой?
Отчеты групп.
Итог.
6 класс
Осень. Тема: « Составление паспорта лесного участка Дегалах»
Цель: Сформировать у учащихся правильное, отчетливое представление о видовом составе леса, наземной и подземной ярусности, приспособленности различных растений к совместной жизни, взаимовыявление растений, растений и окружающей среды.
Место проведения: лесной участок Дегалах
Лесные участки леса имеют свои народные названия: Дегалах, Куел Элгээйи, Авиапорт, Угут-Куел, Кинээс Кэлбит, А5абыт Кырдала и т.д.
Провести таксационное описание лесного участка Дегалах, как самого близкого лесного участка к поселку и к школе.
Описание лесного участка проводится по следующему плану:
1.Местоположение
2. Вид почвы
3.Тип леса, состав
4.Ярусность растений
5.Возраст (по пню и по растущим деревьям)
6.Высота стоящего дерева
Таксационное описание лесного участка Дегалах.
Местоположение:
Расположено к СВ от села Эльгяй на расстоянии 1 км от школы.
Вид почвы
Почва – песчаные, влажные.
Тип леса, состав:
Состав: смешанный, с преобладанием соснового вида.
Видовое разнообразие:
Сосна обыкновенная
Береза
Ель
IY. Ярусность – 4
1 ярус – Сосна
2 ярус - береза
3 ярус – кустарники
4 ярус - травы
V. Возраст – по справочным данным
возраст сосны – от 60 до 120 лет
древесных растений – от 30 до 100 лет
YI. Высота стоящего дерева
Высота деревьев определяется несколькими методами, с помощью специальных устройств. Мы определяли высоту дерева по тени.
Высота сосны: (22,6 м., 18 м., 17 м., 22,2 м., 17,4 м)
Вывод:
При описании лесного участка Дегалах выявлено следующее:
Преобладающей растительностью являются древесные формы с преобладанием сосновых насаждений.
Растения образуют 3 яруса:
1 травы
2 кустарники
3 лиственные леса
4 сосны, ель
Деревья, стоящие в группе, более высокие.
Деревья, стоящие отдельно, более низкие.
Лесной участок нуждается в охране, т.к. испытывает наибольшее антропогенное воздействие.
Растительность на участке образуют четыре яруса.
На участке Дегалах большая захламленность мусорными отходами.
Встречаются больные, поврежденные деревья.
Много деревьев с поврежденной корой, особенно изрезаны ножом стволы с белой корой – береза. Одно дерево сосны погибла (хвоя пожелтела), 6 сосен – больные, с поврежденной корой и скудной кроной.


Заключение
«Лес – наше богатство» - эти слова мы слышим каждый день: на уроке, дома или при общении с друзьями. Надо беречь это богатство, а не разрушать, как мы это делаем сейчас. 80% из 100 % не знают, как себя вести в лесу. Мы предлагаем свои правила и хотим, чтобы эти правила стали нормой поведения каждого жителя нашего села.
1.Не вырывай растения, не ломай ветки деревьев.
2.Не разжигай костры, а если по необходимости разжег костер, то аккуратно погаси его.
3.Если решил прогуляться по лесу, не топчи траву, не собирай цветы, шишки, семена, хвою.
4.Если с друзьями вышли в поход, не бросай после себя бумаги, пустые бутылки, убери весь мусор.
5.Люби родной край, сделай все, чтобы сделать его лучше и красивее.

Мы думаем, что эта работа принесет хоть маленькую долю пользы для защиты и охраны наших лесов.
Задания для самостоятельной работы учащихся:
1.Определить местоположение лесного участка Дегалах (план-схема)
2.Определить вид почвы
3.Определить тип леса и состав леса
4.Составление списка растений по ярусам, описание состава ярусов, жизнь которых тесно связана с ярусностью леса, выявление их значения;
5. Определение высоты стоящих деревьев
6.Определение деревьев, произрастающих на площади в 10 кв.м., и выявление их количественного состава.

Тема: Ягодные кустарники
Цели: научить различать ягодные кустарники; рассмотреть видовое многообразие кустарников своего края
Ход занятия:
И г р а «Найди, сравни, отличи».
1-я группа готовит вопросы о красной смородине.
2-я группа готовит вопросы о черной смородине.
3-я группа готовит вопросы о белой смородине.
Подготовив вопросы, дети задают их друг другу, побеждает тот, кто больше наберет очков.
-Черная смородина-это жительница лесов и садов, часто лесополос, особенно в степной зоне. Найти ее можно по берегам рек, в оврагах, сыроватых лесах. В черной смородине очень много витамина С. Даже такие фрукты, как лимоны и апельсины, содержат меньше витамина С, чем смородина. Это кладовая здоровья, бодрости и сил.
– Посмотрите, чем листья черной смородины отличаются от листьев красной и белой смородины? (Величиной, формой и запахом.)
– Чем отличается садовая смородина от дикой? (Размером, ароматом.)
– Когда созревает садовая смородина?
– Когда созревает дикая смородина?
Знаете ли вы?
Кусты черной смородины не боятся морозов. Они часто встречаются по оврагам, опушкам, по берегам рек и ручьев.
Белая смородина. Больше её выращивают в садах. Ягоды её очень красивы, ветки гнутся под тяжестью ягод. Они очень крупные, на солнце отливают, словно янтарь. Листья, как и у черной смородины, словно резные, но запаха того, что у черной, – нет.
Красная смородина. Красную смородину хозяйки жалуют особенно. Уж очень она красива, когда наливаются ягоды. Горит вся красными бусинками ягод, собранных в веточки. Из одной пазухи листьев свисает несколько веточек, сплошь усеянных ягодами. Глаз трудно оторвать, когда прошел дождь и каждая ягодка омыта, а на самом кончике свисает капля водички! По содержанию витамина С она уступает черной смородине, но какое желе из неё готовят хозяйки: по цвету сравнится с гранатовым соком, по вкусу не уступит ни одной ягоде!
М и н у т к а р а з м ы ш л е н и я.
– Ты пришел в лес за ягодами. Кто подскажет их адреса?
– Где ты будешь искать землянику, какие признаки тебе подскажут, где её дом?
– У кого спросишь, где растет голубика?
– Кто укажет адрес черники?
– Когда созревает брусника?
– Кто хозяин клюквы?
– А адрес малины?
Ягодники приносят большую пользу человеку. Берегите их! Никогда не собирайте ягоды букетиками, не вырывайте их с корнями. Если сломать, вырвать кустарничек черники, то новый кустарник с плодами вырастет только через 7–8 лет.
– Какие ягодные растения растут в лесу?
– Когда поспевает земляника? Черника? Малина? Голубика? Брусника?
Подведение итогов.
– Что нового вы узнали?


Весна. Тема: Выращивание фиалок
Цели: Научить размножать и распознавать фиалки, определять разнообразные их виды.
Продолжить опытническую работу по выращиванию фиалок.
Прививать учащимся интерес к биологии.
Фиалка, виола, сенполия – одно и то же растение.
Предание гласит, что родители не позволили юноше жениться на бедной девушке, и влюбленные превратились в цветок, чтобы никогда не расставаться. Синий цвет олицетворяет юношу, желтый – девушку.
Фиалка – символ любви и верности друг другу. Имеет 500 сортов.
Способы размножения:
Листовыми черенками с черешком;
Листовыми черенками без черешка.
Розетками (детками).
Первый способ. Для размножения нужно брать листовые черенки с первого или второго ряда снизу. Срез делать наискосок, подсушивать (3-5 мин.), ставить в холодную кипяченую воду для образования корней (на 7-10 дней). После чего они пересаживаются на глубину не более 1 см и поливаются по мере подсыхания почвы. С появлением розеток до 2см в высоту необходимо их рассадить по одной розетке в горшок. Для выращивания фиалок лучше использовать почву из соснового бора.
Второй способ. Черешок срезается скальпелем, так же наискосок. После подсушивания его сразу же нужно посадить на глубину не более 1см.
Инструктивная карточка №1
Памятка по выполнению практической работы.
Срезать 2 листа (нижних).
Удалить черешок (наискосок) и дать ему подсохнуть.
Полить почву в горшке. Поставить инициалы на горшке.
Заполнить карточку, где указать:
а) фамилию, имя, класс;
б) сорт фиалки
в) дату, когда черенок растения посадили на укоренение, т.е. для образования розеток (деток);
г) посадить черенки, т.е. пикировочным колышком сделать углубление на 1см, посадить растение, накрыть стаканом;
д) вымыть руки после выполнения практической работы
Инструктивная карточка №2
Памятка по выполнению практической работы.
1.Срезать 3-5шт. нижних листьев.
2.Сделать срез наискосок и дать ему подсохнуть.
3. Подготовить пробирки: налить в них кипяченой воды комнатной температуры.
4. Заполнить карточку, где указать:
а) фамилию, имя, класс;
б) сорт фиалки
в) дату, когда черенок растения посадили на укоренение, т.е. для образования корневой системы;
Поместить черенки в пробирку с водой для образования корней.
Заполненную карточку поместить в штатив между пробирками

Итог.

Тема: Растения луга
Цели: научить определять травы, лесные цветы; собрать гербарий, воспитывать бережное отношение к природе.
- Какие лесные цветы вы знаете? Где их встречали? Выслушиваются все ответы учащихся.
- Как называется этот цветок?
На прямом стебле четыре расположенных друг против друга листочка, а серединка, как бусинка черная, похожая на зоркий глаз большой птицы.
Красивая ягода, но не вздумай её съесть – очень ядовита. Однако птицы её с удовольствием поедают. Встречается в тенистых лесах, в зарослях оврагов, по берегам озер и рек.
Да, правильно – это вороний глаз.
- Как вы думаете, как называется это растение? (Дети высказывают свои предположения.)
Да, это красивое травяное растение называется –кипрей. Он не только угощает своим нектаром пчел, но и дает им цветочную пыльцу и клей. В старину из листьев кипрея готовили чай с красивым настоем. Молодые побеги и листья иван-чая богаты витамином С. В семенах кипрея содержится много масла. В московских парках можно увидеть кипрей, он отлично украшает и клумбы.
А вот еще одно из древнейших лекарственных растений. Человек давно подметил эту траву, которая оказалась полезной при лечении ран, останавливая кровотечение. Лист разрезан на мелкие дольки, а каждая долька имеет еще и ажурные края. Как называется это растение?
- Да, это растение часто встречается на лугах и опушках. Посмотрите на его лист, и вы непременно скажете – это тысячелистник.
Ромашка обычно растет на полях, на пустырях, на больших лугах, у дорог. Но почему и в лесу, в кустах, мелькает знакомый цветок: белые лепестки, расположенные «солнышком» вокруг желтой середины? Да, это цветок ромашки. Впрочем, так ли это? Посмотрите на листья у ромашки? Рассеченные. А у лесного растения целые. Значит, это «не настоящая ромашка». Она называется поповником.
Поповник многим отличается от настоящей ромашки. Главное отличие – листья. Может быть, тебе когда-нибудь придется собирать лекарственные растения, тогда внимательно смотри на листья – не спутай. Поповник не обладает теми лечебными качествами, какими обладает настоящая ромашка. Но для букета поповник хорош.
– Слышали ли вы когда-нибудь название цветка – «Иван-да-Марья»?
– Любят они селиться у муравьиных куч. Приглядишься хорошенько – множество больших и малых дорог, троп и тропинок протоптано в высокой траве под цветами трудолюбивыми муравьями. Почти все лето цветут желтые цветки под липовыми листьями, и непременно муравьиная куча рядом!
Для любознательных.
Для усиления роста волос издавна использовали листья мать-и-мачехи, тысячелистника, календулы.
Для лечения простудных заболеваний – горячий настой травы «Иван-да-Марья».
Прекрасным сердечным средством, заимствованным у народа, является ландыш.
Подведение итогов.
Что нового вы узнали? Вам это интересно знать? Отварами каких трав вы лечили простуду?

Тема: Опыляемость растений.
Цель: Изучение строения и развития почек на конкретных объектах. Определение ветроопыляемых деревьев и кустарников. Определение насекомоопыляемых деревьев и кустарников.
Задание 1.
Найдите, пользуясь определительными карточками, бузину, рябину, березу, иву, черемуху.
Рассмотрите строение почек и определите их вид.
Сделайте зарисовки всех видов почек.
Вывод. Существует 3 вида почек: смешанные, листовые и цветочные.
Задание 2.
Найдите, пользуясь определительными карточками ольху волосистую. Рассмотрите строение мужских и женских соцветий. Отметьте стадию цветения. Сделайте зарисовки.
Найдите, пользуясь определительными карточками, осину («тополь дрожащий»). Это двудомное растение, следовательно, необходимо найти мужской и женский экземпляры. Рассмотрите строение сережек. Опишите и зарисуйте.
Найдите лиственницу, сосну. Рассмотрите созревающие семена. Сделайте зарисовки. Что объединяет эти виды деревьев и кустарников? Объясните значение ветроопыления.
Задание 3. Пользуясь определительными карточками, найдите иву росистую и иву остролистную (вербу). Определите мужские и женские растения. Рассмотрите сережки и опишите их внешний вид. Отметьте различия мужских и женских растений.
Найдите по определительным карточкам боярышник. Рассмотрите соцветия. Попробуйте найти на земле опавшие мужские цветки.
Зарисуйте и опишите их.
Охарактеризуйте насекомоопыляемые деревья и кустарники, определите их значение весной.
Вывод: Все ветроопыляемые виды цветут или до появления листьев, или одновременно с их развитием. Цветки у них мелкие, собранные в соцветия, околоцветник отсутствует полностью или очень невзрачен. Производят массу пыльцы (мелкой и сухой).
Насекомоопыляемые растения имеют цветки более крупные, часто ярко окрашенные. Привлекают опылителей нектаром. Часто строение цветка обуславливает опыление определенным видом насекомых.

Приложение 1
Ты, человек, люби природу,
Она твой давний, добрый друг,
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Изучаем и исследуем природу во время полевой практики
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

В любую погоду нам интересно наблюдать за природой







Приложение 2
НПК «Первые шаги» - 2012
ФИ участника
Класс
Тема доклада
Руководитель
Результат

Иванов Коля

Хараххын харыстаа!
Ким З.В.
1 место

Татаринова Злата

Сепке тыыныы доруобуйа5а туьата
Миронова Т.С.
1 место

Степанов Дима

Сахсыр5а буортута
Попова А.П.
1 место

Титова Чэмэлиинэ

Профилактика курения школьников
Алексеева Р.А.
1 место

Харитонов Тимур

Йогурт
Постникова В.А.
2 место

Николаева Валя

Уруц ас туьата
Иванова Л.В.
3 место

Иванова Саина

Моонньо5он – эмтээх уунээйи
Филиппова К.И.
3 место

Иванов Ньургун

Влияние кока-колы на здоровье
Федотова В.В.
Поощрит.

Федоров Андриан

Аквапарк
Постникова В.А.
Поощрит.


НПК «Первые шаги» - 2014
ФИ участника
Класс
Тема доклада
Руководитель
Результат

Петров Игорь

Пейте, дети, молоко – будете здоровыми
Иванова Л.В
1 место

Иванов Коля

Уцуохтан туьалаа5ы
Ким З.В.
1 место

Федорова Вика

Хортуоппуй икки суордун тэцнээн керуу
Попова А.Н.
1 место

Харитонов Тимур

Робот с ковшом из конструктора Лего
Постникова В.А.
2 место

Александрова Айыына

Элгээйи топонимиката
Федотова В.В.
3 место


НПК «Первые шаги» - 2016
ФИ участника
Класс
Тема доклада
Руководитель
Результат

Петров Игорь

Проект «Сунтаарым киэн туттуум»
Иванова Л.В
1 место

Миронова Варя

Краски своими руками
Иванова Л.В
1 место

Константинова Радмила

Элгээйи уулуссалара
Попова А.Н.
1 место

Григорьева Юлиана

Хос эьэм – сэрии тулаайа5а
Федотова В.В.
1 место

Игнатьева Ньургустаана

Ырыа куттаах ийэм
Данилова С.П.
Поощрит.







Использованная литература
1. Андреева Н.А. Фиалки. – Цветоводство. – 1995. №5.
2. Беляева Л.Т. Ботанические экскурсии в природу. – М.,1955.
3. Измайлов И.В. Биологические экскурсии. – М.,1983.
4. Кожевников А.В. Весна и осень в жизни растений. – М., 1950.
5. Крамарева М.В. Биология. Внеклассные мероприятия. – Волгоград: т Учитель, 2009. – 214с.
6.Матвеев И.Н. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. – М., 1968г.
7.Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1989.
8. Нога Г.С. Опыты и наблюдения за растениями. – М.: Просвещение. 1976.
9. Полянский И.И. Ботанические экскурсии. – М.: Просвещение,1968.
10.Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – Академия, 2000. – 160с.
11.Травникова В.В. Биологические экскурсии. – СПб.: Паритет, 2002.-256с.












13PAGE 15





13PAGE 15















Root Entry