Статья: Арт терапия во внеурочной деятельности учащихся


КИНЕЗИОЛОГИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
(арттерапия)
Чтобы пальчик стал сильней
И подвижней, и ловчей,
Пальцу надо помогать –
Хорошо тренировать.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова и др.) была утверждена связь речевой и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
М.М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки значительно идет формирование речевой моторной области.а так же когда речевое развитие нарушено.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформулированности тонких движений рук.


Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и особенно для развития речи. М.М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Большое значение необходимо придавать этому факту в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, а также в случаях, когда речевое развитие нарушено.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влияние на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, и «мощным средством повышения работоспособности «головного мозга».
Вся эта система преследует следующие цели: развитие межполушарной специализации; межполушарного взаимодействия; комиссур (межполушарных связей); синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие памяти, внимания; развитие мышления; устранение дислексии (нарушение письменной речи и ее функций).
Рассмотрим одно из упражнений

«Колечко» - упражнение для развития межполушарного взаимодействия.
Цель: упражнение улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует улучшению запоминания, повышает устойчивость внимания, облегчает процесс письма. терапевт
Способ выполнения упражнений: поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному), порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Где можно встретиться с таким видом арттерапии?
Изучая технику ОРИГАМИ. Модульное оригами.
Единственный рабочий материал в оригами – это бумага. Бумага самый доступный материал для творчества. Занятия оригами не требует особых приспособлений, оборудований рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги.
(Показ этапов складывания треугольного модуля)

Этот модуль складывается из прямоугольника цветной или белой бумаги. Соотношение сторон прямоугольника должно быть примерно 1 : 1,5. Можно получить нужные прямоугольники
Можно также складывать модули из половины квадрата, используя имеющиеся в канцтоварах блоки для записей.
Как сложить треугольный модуль оригами
Положи прямоугольник обратной стороной к себе. Согни пополам.

Согни и разогни, чтобы наметить линию середины.
Согни края к середине. (На этом этапе можно перевернуть деталь «горой» к себе и складывать края к середине с другой стороны. Каждый может найти наиболее удобный для себя способ).Переверни.

Загни уголки. (Обрати внимание: между сложенным уголком и верхним треугольником лучше оставлять небольшой зазор).
Подними края вверх.

Сложи треугольник.

Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка.

Сделав множество модулей из бумаги разных цветов, можно получить модульный конструктор. Сложенная из такого конструктора фигурка легко разбирается. Из таких деталей можно сложить много интересных фигурок.
Оригами неограниченно в своих возможностях. Лист бумаги может изобразить все, что только может возникнуть в вашем воображении. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, наоборот агрессивен.
Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Пространственная трансформация плоского листа позволяет школьникам легко, играя осваивать сложный математические понятия, решать задачи по геометрии.
При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели традиционных японских бумажных шаров – кусудам – требует участия нескольких человек, коллектива. Кусудам состоит из нескольких одинаковых частей.

Стрекозы, вазы – одного человека. Помимо решения вопросов камуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства.

Оригами при работе с больными детьми порой становится единственно возможным творческим процессом.
Работая в технике оригами можно воспользоваться следующими технологиями:
Вход в урок – настроить ребенка на работу, а не устроить стресс с головоломкой (звучит музыка Востока: Китая, Японии).Театрализация (сценка).
«Мордашки» (использовать в конце урока мордашки с изображением улыбки или грусти).
Интеллектуальная разминка.
Демонстрация профессионального уровня (учитель показывает на своем примере).
Творчество работает на будущее:
а) задания разного уровня сложности;
б)раздаточный материал со схемами;
в)раздаточный материал без схем;
г)тезаурусы на данную тему (модуль, кусудам и т. д.).
Старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в
состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Таким образом современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма.
Единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием, которое обусловлено стабильностью переноса информации из одного полушария в другое и динамическим межполушарным интерференционным торможением.
Таким образом, систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, и « мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь, взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Список литературы
Удальчикова Е.П. Фотографии для упражнений по кинезиологии. 2016 г.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка – М, 1973г.
Волкова Л.С. Логопедия – М., 1995 г.
Доброхотова Т.А., Брагина НН. Функциональная ассиметрия человека. – М, 1981 г.
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет.- М, 1998.
Галляметдинова Э.Ш. Кинезиологические упражнения в профилактике и коррекции нарушений чтения и письма. – ХМАО г. Белоярский, 2016 г.