Конспект урока по теме Чередование согласных звуков, которое не видно на письме


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Новоузенска
Саратовской области»
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВО 2 «А» КЛАССЕ
Выполнила учитель
первой квалификационной категории
МОУ «СОШ №8 г. Новоузенска
Саратовской области»
Прядко Елена Анатольевна

2015 год
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 «А» КЛАССЕ
МОУ «СОШ №8 г. НОВОУЗЕНСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Программа «Перспективная начальная школа»
Тема урока: Чередование согласных звуков в корне слова, которое не видно на письме.
Тип урока: урок – обобщение и систематизация знаний.
Дата проведения: 24 ноября 2014 года
Место и роль урока в обучаемой теме: пятый урок
Цель: уточнение знаний обучающихся об особенностях правописания чередующихся парных согласных в корне слов, которое не видно на письме, развитие умения подбирать проверочные слова.
Задачи:
Обучающая: формировать умение писать слова с парными согласными в корне слова, умение находить слова с парными согласными в корне слова и подбирать к ним проверочные.
Развивающая: развивать мышление, внимание, память, наблюдательность учащихся.
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, чувства сопереживания, взаимопомощи, воспитывать чувство коллективизма и уважения к труду.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД
1. Развивать умение извлекать информацию из сообщений и текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
4. Уметь работать в паре, группе.
Личностные результаты
1. Развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, карточки для работы в парах, иллюстрация дерева (вяз), материал для рефлексии и физминутки.
Учебник «Русский язык» , Н.А. Чуракова, часть №1.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
I. Самоопределение к деятельности.
Организационный момент (2 минуты)
Включение в деловой ритм.
--- Ребята, давайте возьмёмся за руки и образуем круг дружбы.
--- Что вы ощущаете через общее рукопожатие?
--- Это нам поможет в работе на уроке мыслить, рассуждать, не бояться ошибиться, делать выводы.
--- Произнесите вслух шёпотом своё полное имя.
--- Займут свои места дети: Кирилл, Данила, Дарья, Самира.
А теперь садятся все остальные дети.
--- Сделайте предположение: почему именно эти дети сейчас привлекли моё внимание?
Дети берут друг друга за руки, закрывают глаза
--- Мы ощущаем руку друга.
Дети произносят.
Дети присаживаются на свои места
Высказывают предположения, что это может быть связано с темой урока.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Вхождение в тему урока.
(5 минут)
Минутка чистописания.
А)моторика (зарядка для пальчиков)
Б)посадка
В)положение тетради, ручки во время работы
--Рассмотрите, какие буквы записаны на доске?
з г и а л к
--- На какие группы можно разделить буквы?
--- Какое слово можно составить из этих букв?
--- С помощью ударения измени слово.
--- Назови значения этих слов.
--- Запиши чередование букв и получившееся слово.
--- Как понимаешь выражения (фразеологизмы)?
А) Мозолить глаза
Б) Хлопать глазами
В) Пускать пыль в глаза
--- Происходит ли чередование звуков в корне слова?
---А как называется это правило?
--- Как проверить парную согласную в слове?
Учащиеся выполняют зарядку для пальчиков.
Рыбки весело плескались
В чистой, светленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Ученики их называют
--- Гласные, согласные и а/ згкл---По написанию элементов и а л / г к з
/ /
---Глазки - глазки
1.Орган зрения
2.Отверстия в изделиях
3.Отростки у картофеля -- глазки
Ученики записывают чередование слов и получившиеся слова.
---То и дело появляться и мешать работе
--- Ничего не понимать
--- Говорить неправду
Да. [ С – з]
-- Парная согласная в корне слова.
--- Подобрать проверочные слова: глаза, глазок
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
3.Постановка учебной задачи. Закрепление понятий во внешней речи.
(5 минут)
Итак, с какой целью мы провели минутку чистописания?
--- Попытайтесь сформулировать тему урока.
---Правильно.
--- Сегодня на уроке закрепим умения проверять и грамотно писать парные согласные в корне слова.
--- Прочитай слова на доске.
[п] [с ] [ т ] [ ш] [ с ] [п]
Зуб, вяз, мёд, книжка, слёзки, суп.
--- Что объединяет все эти слова?
--- Какую букву проверяли в каждом слове? --- Почему?
--- Как проверяли чередующиеся звуки в корне слова?
--- Что такое вяз? (Приложение 1)
--- Перепишите слова, подчеркни орфограммы.
Высказывания детей.
--- Учащиеся называют тему урока «Чередование звуков в корне слова»
-- Одно правило
---Называют в словах буквы
--- Слышатся не так, как пишутся, происходит чередование звуков в корне слова.
Дети называют к словам проверочные слова.
--- Дерево
Познавательный материал о дереве сообщают ученики (индивидуальное задание – 2 ученика)
!! За что дерево назвали вязом? У этого дерева очень вязкая, то есть очень плотная древесина. Вяз трудно рубить, колоть.
Эх, раз! Эх, два! (Смена позы детей)
Колет старший брат дрова.
Почему ж один чурбак не развалится никак?
В чурбаке топор увяз – не расколешь вязкий вяз!
За это свойство дерево получило своё название. На улицах нашего города очень много таких деревьев, которые в летний зной дают нам тень и помогают пережить жару. Не забудь и ты в жаркие летние дни отблагодарить вяз около своего дома. Сделай лунку и напои его прохладной водичкой.
Ученики пишут, а во время проверки комментируют проверочные слова. Регулятивные: целеполагание, контроль, коррекция.
Познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра
4. Самостоятельная работа с самопроверкой.
А)
(3 минуты)
(3 минуты)
Б)
( 5 минут)
Приложение 2

( 6 минут)
(1 минута)
Приложение 3

В)
(3минуты)
(5 минут)
Приложение 4
(3 минуты)
---- Исследование слова. Я буду рассказывать о слове слёзки. Если моё утверждение верно, то вы ставите +, если нет, то – (минус)--- Верно ли моё утверждение, что в слове слёзки:
А) два слога
Б)четыре согласных
В) одна согласная мягкая
Г) есть непарные согласные
Д) в слове нет орфограммы
--- Почему моё последнее утверждение неверно?
--- А мы продолжаем грамотно учиться писать чередующиеся парные согласные в корне слова. Но сначала отдохнём.
Физминутка в движении.
На болоте две подружки, две зелёные лягушки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
---Какие слова с чередующимися парными согласными услышали?
---Где они находятся? В конце слова или в середине? Индивидуально за доской работают 2 ученика.
В тетрадях и на доске появляется запись.
1 2 3 4 5
+ + -- + --
(Индивидуальную работу около доски проверяют консультанты)
Самопроверка( учащиеся самостоятельно проверяют работу по доске)
--- Здесь есть орфограмма – чередующаяся согласная в корне слова.
Проводит физорг класса
[Ш] [ ш] [ш]
---Подружки, лягушки, ножками
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества усвоения материала.
Познавательные: моделирование.
Логические: решение проблемы, рассуждение, доказательства.
Коммуникативные: сотрудничество.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничестваПознавательные: создание способов решения проблемы.
Решаем грамматическую задачу.
Работаем по карточкам в парах
самостоятельно.
Задание. К словам – предметам подбери родственные проверочные слова.
1вариант. Зу[п ]- ……, хле[п]-…., ба[п]ка -….,
лоша[т]ка - …., но[ш]ки -….. .
2 вариант.Гря[т]ка -…., арбу[с] -….., го[т] - ..., эта[ш]-….,сугро[п] -… .
Вывод: как проверяли чередующиеся парные согласные в корне?
--- А мы продолжаем учиться грамотно писать слова с чередующимися парными согласными в корне слова.
Работа с Обратным словарём.
Откройте учебник №1 на странице133, упражнение 98 и выполни работу по заданию. Работать будем с учебником №2.
--- А сейчас у нас зарядка для глаз.
Зарядка для глаз.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води,
И на бочок её клади.
Теперь гляди горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась! Ты – молодец!
ученик + слабый по карточкам
!Взаимопроверка в парах
Дети говорят правило в стихотворной форме хором.
Чтобы грамотно писать,
Надо слово изменять,
Чтоб за звуком непонятным гласная стояла.
Дети открывают учебник «Русский язык» №2. Из Обратного словаря выписывают 5 любых слов с парной согласной и подбирают к ним проверочные слова.
Самопроверка работы.
Дети работают по плакату.
Графический диктант. Я читаю слова, а вы записываете только парную согласную, которая вызывает сомнение.
Шубка, лодка, рыбка, город, дорожка, беседка, варежка, робкий.
Вывод: как проверяли чередующиеся парные согласные в корне слова?
-- Кто запомнил, какое слово было последним?
--- Назови слово близкое по смыслу (синоним)
--- Назови слово противоположное по смыслу (антоним)
--- Составь предложение с этим словом так, чтобы в нём были слова на изучаемое правило.
--- Запиши предложение с комментированием на доске.
Робкий зайчишка побежал по узкой дорожке.
--- Зашифруй орфограммы. Учитываем
не только парные согласные, но и другие изученные орфограммы.
Р ба шо епоз оро ж
Вывод :какие слова с чередующимися парными согласными надо обязательно проверить?
--- Почему?
--- Для чего проверяем слова?
---А теперь я проверю, насколько хорошо вы запомнили правило проверки чередования парных согласных звуков в корне. Возьмите карточки. Прочитайте текст и исправьте ошибки в словах.
Снех укутал деревья. Дуп в мохнатой шабке. На ветках берёс белый иней. Ёлочка спряталась в сугроп. Не страшен деревьям холот и морос.
Индивидуально 2 ученика работают за доской. Работу проверяет сильный ученик.
Б д б д ж д ж б
Дети записывают в тетради.
Самопроверка по доске
Говорят правило проверки.
--- Робкий
--- Трусливый
--- Смелый
Выслушиваю составленные предложения со словом робкий.
Предложение записываем с комментированием на доске.
( индивидуально – 1 ученик)
Учащиеся цепочкой выходят к доске, составляют схему и шифруют орфограммы.
Звуки слышим одни, а буквы пишем другие.
Чтобы грамотно писать.
Дети работают по карточкам и сдают их учителю.
Коммуникативные: учебное сотрудничество со сверстниками.
Регулятивные: умение решать учебную задачу.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство.5.Подведение итогов работы учащихся на уроке. Комментирование домашнего задания.
(1 минута)
1.Выучить правило проверки парных согласных.
2.Записать 10 слов с парными согласными и подобрать к ним проверочные слова. Дам некоторым ученикам карточки –
помощницы.
Слабоуспевающие ученики получают карточки –
помощницы из которых они могут выписать слова по заданию.
6.Рефлексия деятельности.
( 1 минута)
Приложение 5
(2 минуты) Самооценка работы на уроке. На доске висит плакат.
Я доволен …
Я научился …
Я смог сам ….
Я думаю, что ещё …
Сообщение отметок за урок, их комментирование.
Хвалю ребят за работу на уроке.
--- Поделитесь впечатлениями об уроке.
Нарядите осеннее дерево.
! Если ты всё понял на уроке – зелёный листочек
! Если ты понял тему, но есть проблемы – жёлтый
! Я не всё понял на уроке – красный листочек.
--- Всем спасибо за работу.
Наряжают дерево осенними листочками.
Регулятивные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Приложение 1



Приложение 2
РАБОТА В ПАРАХ
1вариант.
Зу[п ]- ……, хле[п]-…., ба[п]ка -….,
лоша[т]ка - …., но[ш]ки -….. .
2 вариант.
Гря[т]ка -…., арбу[с] -….., го[т] - ..., эта[ш]-….,сугро[п] -… .
6762754445
Приложение 3
23355-3356
Приложение 4
ИСПРАВЛЯЕМ ОШИБКИ.
Индивидуальные карточки для учащихся.
Снех укутал деревья.
Дуп в мохнатой шабке.
На ветках берёс белый иней.
Ёлочка спряталась в сугроп.
Не страшен деревьям холот и морос.
Снех укутал деревья.
Дуп в мохнатой шабке.
На ветках берёс белый иней.
Ёлочка спряталась в сугроп.
Не страшен деревьям холот и морос.
Снех укутал деревья.
Дуп в мохнатой шабке.
На ветках берёс белый иней.
Ёлочка спряталась в сугроп.
Не страшен деревьям холот и морос.
Снех укутал деревья.
Дуп в мохнатой шабке.
На ветках берёс белый иней.
Ёлочка спряталась в сугроп.
Не страшен деревьям холот и морос.
Снех укутал деревья.
Дуп в мохнатой шабке.
На ветках берёс белый иней.
Ёлочка спряталась в сугроп.
Не страшен деревьям холот и морос.
Снех укутал деревья.
Дуп в мохнатой шабке.
На ветках берёс белый иней.
Ёлочка спряталась в сугроп.
Не страшен деревьям холот и морос.
Приложение 5
94607554784РЕФЛЕКСИЯ
-122723638154-178526-375706