Аспектный анализ урока по географии Разнообразие природы Африки


Аспектный анализ урока «Разнообразие природы Африки»,
проведенного в 7 классе
Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся
Ф.И.О. учителя:
Класс: 7
Дата посещения: 14.
Тип урока: комбинированный урок
Введение в анализ урока
Урок дан в соответствии с тематическим планированием
Тема урока «Разнообразие природы Африки», мировоззренческая, предполагает привлечение богатого иллюстративного материала
Использование компьютерной презентации оправданно
Форма урока
Урок усвоения новых знаний материала с использованием ИКТ на всех этапах урока
Межпредметные связи
География
Природоведение
Мировая художественная культура
История
Русский язык
Математика
Цели урока
Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации;
Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся.
Задачи урока
Образовательные - закрепить понятие «природные зоны», «природный комплекс», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн, дать характеристику климата , почв этих зон.
Развивающие – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать самостоятельно и в группах, работать с картами атласа и контурными картами, анализировать, делать выводы.
Воспитательные – воспитывать эстетические чувства на примерах красоты природы Африки
Планируемые результаты: Уметь объяснять особенности размещения природных зон, давать описание по плану природные зоны. Правильно использовать в речи географические термины. Устанавливать взаимосвязи рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.
Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы; знать основные правила работы на уроке.
Метапредметные результаты
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
Оценивать работу одноклассников;
Получать различную информацию из различных источников.
Образовательный аспект:
Проверить степень усвоения материала по теме «Разнообразие природы Африки», выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;
Развивающий аспект:
Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.
Информационной: использовать источники знаний разного типа (презентации, иллюстрации и др.);
Учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные знания для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.
Социальной: определять свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать знания, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.
Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.
Этапы урока
Этап
Актуализация знаний через решение задач, поставленных учителем
Проблемные задания: Что такое природа, природная зона, природный комплекс? Почему происходит смена природных зон?
Стержень урока: Закрепить понятия «природные зоны»; показать разнообразие природных зон Африки, выявить проблемы, определить пути их решения по теме «Разнообразие природы Африки».
Работа на перспективу – отношение человека к природе
Компьютер способствует формированию ассоциативного мышления
2 этап
Усвоения новых знаний по теме «Разнообразие природы Африки» проведено в форме урока-путешествие, в ходе которого были использованы материалы
- из географии и природоведения
- из литературы
- из русского языка
Творческое задание–Сбор информации
Формы работы: выбор капитанов экспедиций и распределение обязанностей в группе, работа с текстом учебника, энциклопедиями и иллюстративным рядом (от образа к логическому выводу)
Компьютер в руках учителя выступает в роли подсказчика и проверяющего
Защита проекта– Дети выходят и защищают свои работы, дополняя друг друга информацией, которую они получили, готовясь к домашнему заданию из разных источников информации (учебной литературы, энциклопедии, интернета
Формы работы: творческое задание, работа с картой и схемой, таблицей
Компьютер помогает командам объяснить творческое задание, делает доступным проекты .Оформление проекта
Формы работы: работа с картой, таблицей, иллюстративным рядом, поиск решения задач
Компьютер помогает учителю в создании маршрутов
экспедиций, а учащимся - найти ответы на проблемные
вопросы.
3 этап (заключительный)
Форма работы: распределение животных по природным зонам с использованием компьютера, отгадать загадки, составить кластер (цель – активизация мыслительной деятельности, закрепление изученного материала)
Стержень урока: выявлять и знать географические объекты при изучении темы, знать основные правила работы на уроке.
Роль компьютера на уроке
Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока
Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации
Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися
Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.
Управление познавательной деятельности на уроке учитель осуществлял через систему работы в группах. Во время учебной деятельности на этапе обобщения знаний и умений был реализован принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры сложности.
В соответствии с целями урока была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы учащихся, активизировать их познавательную деятельность.
На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность в умении работать с информацией, высказывали свое отношение, не боялись дать неправильный ответ. Логика урока, смена заданий, доброжелательная обстановка позволили избежать перегрузки учащихся.
На протяжении урока наблюдалась доброжелательная психологическая атмосфера, этому способствовало создание эмоционального настроя в начале урока, привлечение внимания к теме и целям урока.
На уроке удалось реализовать все поставленные цели и задачи.
Заместитель директора по УВР ________________