Технологическая карта урока и аспектный самоанализ по теме урока: Способы образования новых слов. Сложные слова


Технологическая карта урока и аспектный самоанализ по теме урока:
Способы образования новых слов. Сложные слова
Предмет: русский язык
Класс: 3
Учебник: Русский язык Климанова Л.Ф.,Бабушкина Т.В.
Соловейчик М.С. 3 класс –М.: «Просвещение», 2012
Тетрадь – задачник: Рабочая тетрадь Климанова Л.Ф.,Бабушкина Т.В.,
Соловейчик М.С. 3 класс –М.: «Просвещение», 2012
УМК «Перспектива»
Материал подготовила
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4 г. Мамадыш»
первой квалификационной категории
Воронцова Любовь Викторовна
Использование ЭОР в начальной школе, как один из путей реализации ФГОС
Современный урок трудно представить без использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР), учитель должен в достаточной степени владеть компьютером, уметь работать в Интернете. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.
В условиях внедрения ФГОС НОО урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе.
Перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, который обеспечивает ученикам возможность:
-создания и использования информации;
-получение информации различными способами;
-проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей;
- создание материальных объектов, в том числе произведений искусства;
- обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования и конструирования.
В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам ЭОР. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Таким образом, применение ЭОР на уроках – эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и организованно. Использование ЭОР на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание.
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Способы образования новых слов. Сложные слова»
Предмет : русский язык Класс: 3
Тема урока: Способы образования новых слов. Сложные слова
Учебник: Русский язык Климанова Л.Ф.,Бабушкина Т.В. Соловейчик М.С. 3 класс –М.: «Просвещение», 2012
Тетрадь – задачник: Рабочая тетрадь Климанова Л.Ф.,Бабушкина Т.В. Соловейчик М.С. 3 класс –М.: «Просвещение», 2012
Цель урока: выявить еще один способ образования новых слов (слова, состоящие из двух корней)
Деятелъностная цель: сформировать у учащихся умение реализовывать новые способы действия.
Задачи:
Образовательные: - дать знания о способе образования новых слов, понятии «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных)
- способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков; повторить значимые части слова.
Воспитательные: - воспитывать интерес к русскому языку, слову.
– формировать умение слушать одноклассника и учителя, понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Развивающие: - способствовать развитию орфографической зоркости;- обогащать письменную и устную речь учащихся;
- формировать навыки самоконтроля и самопроверки;
- формировать умение работать с ЭОР
Планируемые результаты:
Предметные:. Уметь находить записывать и образовывать новые сложные слова.
Знать правописание соединительных гласных в сложных словах.
Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Структура и ход урока
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Приложения)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика УУД Время
(в мин.)
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Эмоциональная мотивация
-Милый мой дружок!
Ты готов начать урок?
Есть порядок на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знания
Нужно иметь терпенье и старанье. Цель: оценить свою готовность к уроку.
- Пожелания друг- другу успешной работы на уроке.
Вспоминают правила «рабочего» человека.
Вывод: готовы к уроку Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Чувствовать необходимость учения
(Личностные УУД) 2-3 мин
2 Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: развитие личностных и коммуникативных УУД через развитие устной и письменной речи учащихся; познавательных УУД через проверку знаний учащихся о безударных гласных в корне слова, выявить пробелы в знаниях и умениях; развитие личностных УУД через развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения, языкового чутья.
1.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0578f723-7748-4125-8e41-bb248a9516aa/%5BNS-RUS_2-15%5D_%5BIP_042%5D.swf1 мин. Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы.
Организует актуализацию умений.
Повторение пройденного.
-Какую орфограмму мы изучили? Повторить правило.
- Обратимся к ЭОР. Обобщим знания.
- Посмотрите на экран.
Запишите данные слова, решая орфографические задачи.
Камен…щик, печ…ник, кр…кливый, б…рёза, сб…жал, п…роход.
- Проверим выполненное задание по образцу.
- Как решили эти орфографические задачи?
- Каким способом образовались слова? (приставочным, суффиксальным)
4. Словарная работа
- Какое слово является словарным? (берёза)
- Расскажите, что вы знаете об этом слове ? (сообщения учеников)
- А какое слово отличается своим образованием? (пароход)
Организует фиксирование индивидуальных затруднений. Цель: повторить способы образования новых слов в русском языке.
Рассказывают правило.
Работают с ЭОР
Вывод: обобщили знания о правописании безударных гласных в корне слов..Записывают слова, решая орфографические задачи
Вспоминают способы образования новых слов
Сообщают сведения о словарном слове «берёза»
Выдвигают проблему.
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
Постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно
(Регулятивные УУД)
Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата
(Регулятивные УУД)
Умение устанавливать связи между учением и жизненными ситуациями
(Личностные УУД) 5 мин
3 Этап постановки проблемы
Цель: восстановить выполнение операции и фиксировать место, где возникло затруднение 2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fb1dc4b2-e58c-43ad-bd2c-4d659e196aab/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BMA_121%5D.swfЗадача этапа: систематизировать знания учащихся, необходимые для введения данной темы.
- Как образовалось слово пароход?
- Обратимся к ЭОР и послушаем, как образовалось слово пароход.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
- Какую цель поставим перед собой сегодня на уроке?
Цель: найти и зафиксировать вербально место затруднения
Записывают слова, решая орфографические задачи.
Вывод: определили и выделили сложное слово среди других слов. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
(Регулятивные УУД)
Уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать
(Познавательные УУД)
Постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно
(Регулятивные УУД) 3-4 мин
4 Этап построения проекта выхода из затруднения (построение плана определения сложного слова)
Цель: формирование личностных УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» «что я узнаю?» и закрепление знаний о составе слова; развитие познавательных УУД через знакомство с понятиями « сложные слова, соединительные гласные»; формирование регулятивных УУД через самоконтроль. Цель: построить проект выхода из затруднения
Ученики совместно с учителем составляют план:
Определить из каких корней состоит слово
Определить значение однокоренных слов
Определить что обозначает слово
Найти букву соединительного гласного
Сделать вывод о способе образования слова
Цель: сформулировать понятия «сложные слова», «соединительная гласная»
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Отвечают на вопросы.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). 3-4 мин
Физкультминутка
Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки.
Создаёт условия психоэмоциональной разгрузки. Проговаривают стихотворение и имитируют движение парохода.
Уметь выполнять физические упражнения по команде , вместе.
(Коммуникативные УУД) 1 мин.
5 Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать построенный проект в соответствии с планом;
Зафиксировать новый способ действия в речи и знаках (с помощью эталона)
Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «сложное слово»; умение выделять сложные слова среди других слов; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...);
Изучение новой темы.
-Где мы можем проверить правильно ли мы даем понятие сложного слова?
Стр.119 учебника.
- Изучите правило на стр. 119 учебника.
- Что узнали о словах?
- Какие слова будем называть сложными?
- Выполним упражнение 212 учебника.
- Поиграем в игру «Погрузи слова в машины»
____о____ _____е_____
Лед…кол, птиц..лов, земл…мер, сам…свал, снег…пад, стал…вар, лист…пад.
- Когда же в сложных словах пишем соединительную гласную о, а когда е ?- Объясните, что такое листопад?
- В какое время года происходит листопад?
- Составьте предложение с данным словом.
-Как образуются сложные слова?
-Нашли ли мы новый способ образования слов? Формулируют правило написания соединительных гласных.
Отвечают на вопросы учителя.
Составляют предложение и записывают его.
Вывод: познакомились понятиями « сложные слова», «соединительная гласная». 4-5 мин
6 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД); развивать устную и письменную речь учащихся (коммуникативные УУД); развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формировать навыки самоконтроля (личностные УУД);
3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5875502-d6a1-44e2-b1c9-46539a733a8d/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BIG_123%5D.swf1 мин
Цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий.
6. Закрепление.
Работа с учебником и рабочей тетрадью.
- Прочитайте об интересном случае и примените свои новые знания. Задание 213 учебника.
- Задание 214 учебника. Подчеркните в тексте сложные слова, покажите их строение и объясните значение; 3-4 из них выпишите.
- Один учащийся выполняет индивидуальную работу на основе ЭОР.
- Изучите задание 72 учебника.
- Что вы узнали об образовании числительных?
Цель: сформированы новые понятия и способы деятельности.
Слушают учителя и выполняют действия, контролируя свои знания.
Выполняют задание.
Сообщают исторические сведения о происхождении чисел.
Вывод: применяли полученные знания при выполнении упражнений. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
(Регулятивные УУД)
Контролировать свои действия с заданным эталоном.
(Регулятивные УУД)
Интерес к способу решения и общему способу действия.
(Личностные УУД)
Уметь самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера. 7 мин
7 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель: - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a52cbb76-9b0e-4b86-8b47-30182e8dbd4f/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BIM_125%5D.htmlЦель: создать условия для выполнения
самостоятельной работы
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует взаимопроверку по эталону.
1.Составьте и запишите сложные слова, выделите корни.
.
Цель: применить полученные знания для выполнения самостоятельной работы
Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по образцу.
Вывод: применяли полученные знания при выполнении самостоятельной работы. Познавательные УУД)Интерес к способу решения и общему способу действия.
(Личностные УУД)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
6 мин
8 Включение в систему знаний и повторение
Цель: выявить границы применения нового знания; повторить учебное содержание необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. 5.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a674a-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_09.swfРабота с ЭОР
Определение границ применяемости нового знания
Работа по учебнику с.120 упр.215 (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). 5-6 мин
9 Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: зафиксировать новое содержание изученное на уроке;
Оценить собственную деятельность на уроке
6.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a52cbb76-9b0e-4b86-8b47-30182e8dbd4f/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BIM_125%5D.html -
Цель: проанализировать и оценить успешности достижения цели урока.
Организует итоговую беседу.
Организует самооценку учебной деятельности.
Организует рефлексию.
- Какова же была цель нашего урока?
- Достигли ли мы её?
- Можем теперь ответить на вопрос: «Можем ли мы сами образовывать новые слова?»- Были ли у вас затруднения?- Смогли ли мы их преодолеть?- Чем же мы будем заниматься на следующем уроке? - А теперь оцените себя, каким был для вас урок? Заполните лист самооценки. - Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке.
(выставление оценок за урок) Цель: представить результат своей работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия.
Отвечают на вопросы учителя.
Подводят итог урока и ставят задачи к следующему.
Дают самооценку своей деятельности на уроке.
Обращают внимание на пункт в плане «Объяснение домашнего задания
Вывод: качественная оценка приобретённых знаний и умений учащихся. Уметь соотносить цель и результат .(Регулятивные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
(Личностные УУД) 3 мин.
Приложение Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Безударные гласные в корне Текстографический, Информационный Интерактивное задание по восстановлению текста http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0578f723-7748-4125-8e41-bb248a9516aa/%5BNS-RUS_2-15%5D_%5BIP_042%5D.swf2 Один корень или два? Мультимедийный,
Информационный
Текст, иллюстрации, аудио-фрагменты (анимация), голос. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fb1dc4b2-e58c-43ad-bd2c-4d659e196aab/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BMA_121%5D.swf3 Как соединить корни Моноформатный, Практический Интерактивное задание:
Текст, иллюстрации, анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5875502-d6a1-44e2-b1c9-46539a733a8d/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BIG_123%5D.swf4 Правописание сложных слов Моноформатный, Практический Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a52cbb76-9b0e-4b86-8b47-30182e8dbd4f/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BIM_125%5D.html5
6 Из чего состоят сложные слова?
Составление сложных слов Моноформатный, Практический Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a674a-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_09.swf -
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a52cbb76-9b0e-4b86-8b47-30182e8dbd4f/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BIM_125%5D.html -
Аспектный анализ урока русского языка «Способы образования слов. Сложные слова».
Цель анализа: показать значимость применения ЭОР на уроке.
Тип урока: изучение нового материала с применением  ИКТ на большинстве этапов урока. 
Задачи урока:
Цель урока: выявить еще один способ образования новых слов (слова, состоящие из двух корней)
Деятелъностная цель: сформировать у учащихся умение реализовывать новые способы действия.
Планируемые результаты: Предметные:. Уметь находить записывать и образовывать новые сложные слова.
Знать правописание соединительных гласных в сложных словах.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Тема «Способы образования слов. Сложные слова» предполагает     привлечение иллюстративного материала. Использование компьютерной презентации оправдано.
Роль использования ЭОР на уроке: -Значительно повышает эффективность образовательного процесса.
-Помогает ученикам анализировать, делать выводы, увеличивает процесс наглядности, снимает стресс.
-Учителю компьютер и ЭОР - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала,  иллюстратор, аниматор, повышает уровень усвоения материала учащимися.
1. Этап мотивации использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения с помощью представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока
3. Этап постановки проблемы активизирует внимание , побуждает к высказыванию своего мнения
4. ФизминуткаСоздает условия для психоэмоциональной разгрузки
5 Этап первичного закрепления ЭОР позволяет проконтролировать степень усвоения материала
6 Включение в систему знаний и повторение                   Определение границ применяемости нового знания на основе ЭОР,
8.Рефлексия урока:   Оценить собственную деятельность на уроке