Средневековый город. Урок в 6-м классе с применением ИКТ на всех этапах урока. Аспектный анализ урока


"Средневековый город". Урок в 6-м классе с применением ИКТ на всех этапах урока. Аспектный анализ урока
Форма урока: урок с использованием ИКТ на всех этапах урока.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
Познакомить учащихся с предпосылками возникновения средневековых городов, их характерными чертами, внешним обликом и городскими жителями
Обратить внимание учащихся на исторические процессы, их взаимосвязь и взаимозависимость
Прививать навыки общения с компьютером
Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся
Задачи урока:
Актуализация знаний и умений учащихся по теме "Сословия", "Средневековый город"
Продолжение формирования чувства уважения к культуре нашего народа и других народов
Отработка навыков работы с литературно-историческими источниками, картами и схемами, наблюдательности, понимания исторических процессов
Формирование умения слушать одноклассников
Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание
Оборудование: ноутбук, слайд-проектор, экран, учебник "История средних веков" или Атлас по истории средних веков (карта "Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV веке")
Пакет документов для учащихся: Приложение 1 - текст "Предпосылки образования средневековых городов" (учебник М.Ю. Брандта "История средних веков", с. 167-168), Приложение 2 - стихотворение Ганса Сакса "Похвальное слово городу Нюрнбергу" (отрывок), Приложение 3 - тест "Сравнение средневекового крестьянина и горожанина"
Учитель использует на уроке компьютерную презентацию - Приложение 5Этапы урока:
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Закрепление нового знания.
1 этап. Проверка домашнего задания.
Повторение домашнего задания через ассоциации
На экране появляются картинки, характеризующие основные группы населения эпохи средневековья (духовенство, рыцарство, крестьянство) (Слайды 2 - 5)
Учитель задает к каждой группе картинок вопросы: "Кто это? Как вы догадались?"
Ученики объясняют.
Проблемные задания:
Учитель: "Что объединяет людей в эти группы?" (Слайд 6)
Учащиеся называют - "занятия, сходный образ жизни, происхождение и др."
Учитель, проверяя сказанное учащимися, выводит слайд с перечнем факторов, определяющих принадлежность к сословию (Слайд 7):
Общность происхождения
Общие занятия
Похожий образ жизни
Одинаковые права и обязанности
Учитель предлагает учащимся подобрать символ для обозначения каждой группы (Слайд 8)
Ученики называют свои символы.
Учитель может предложить свои варианты на экране. Часто они совпадают с догадками учащихся (для духовенства - крест, для рыцарства - меч, для крестьянства - плуг или серп). (Слайд 9)
Учитель вводит понятие "сословие", о котором разговор пойдет на следующих уроках.
Учитель показывает на экране ряд картинок о средневековом городе и горожанах (Слайд 10), спрашивая учащихся: "Кто это такие?"
Ученики предлагают свои варианты.
Учитель: сегодня мы поведем речь о средневековом городе и его жителях и постараемся найти символ для обозначения города и горожанина.
2 этап. Объяснение нового материала.
Учитель просит записать в тетради число и тему урока - "Средневековый город" (Слайд 11)
Учитель: Что такое город?
Ученики предлагают варианты ответов. Учитель, рассматривая все варианты, принимает во внимание "город как огороженное место". Дети записывают в тетрадь это определение.
Учитель: Найдите однокоренные слова к слову "город".
Дети называют. Учитель записывает ответы на доске, выделяя корень.
Учитель: Существовали ли города в древности? Назовите древние города. (Слайд 12)
Дети называют города, о которых говорилось в курсе истории древнего мира, древнерусские города.
Учитель: Первые города в Европе - это римские крепости, построенные по всем правилам военной науки (на экране - слайд 13 "Римская крепость"). Подобных городов ко времени правления Карла Великого насчитывалось чуть более 1,5 десятков (на экране - слайд 14 с картой "Завоевания Карла Великого"). Прошло 200 - 300 лет и города в Европе стали расти как на дрожжах - иногда бывало, что за 10 лет основывалось по 100 - 200 городов! Что же произошло? Почему Европа в XI - XIII веках внезапно покрывается густой сетью городов?
Учитель предлагает ученикам заполнить на доске схему "Причины возникновения городов".
Ученики (2-3 человека) выходят к доске, делают записи.
Учитель предлагает учащимся просмотреть иллюстративный ряд на экране (слайды 15-19, 20-й - обобщающий все ранее просмотренные изображения) и прочитать мнение историков по этому поводу - (Приложение 1).
Вопрос прежний: "Почему Европа в XI - XIII веках внезапно покрывается густой сетью городов?"
Ученики исследуют предложенные материалы. Дают ответы.
Учитель предлагает проверить правильность догадок учащихся, выводя на экран схему "Почему возникают города?". (Слайд 21)
Учитель: Какая из причин будет являться главной, определяющей?
Ученики: Воцарение спокойствия в Европе.
Учитель: Где же возникали города? (Слайд 22)
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель выводит на экран (Слайд 23) схему образования названий средневековых городов (Окончания - бург, - берг, - фурт / крепость /, - бридж / мост /; начало Сен-, Сан-, Сант- / святой /) и предлагает учащимся найти на карте учебника или атласа "Развитие ремесла и торговли в Европе" города с такими окончаниями и началом.
Учащиеся называют города Нюрнберг, Франкфурт, Кембридж, Оксфорд, Гамбург и др.
Учитель выводит на экран схему "Образование средневековых городов" с опорными сигналами: "Где же возникали средневековые города?" (Слайд 24)
Учащиеся (исследуя схему): На мостах, на берегах рек, на перекрестках дорог, у удобных гаваней, у стен замков и монастырей.
Учитель: А сейчас мы совершим прогулку по средневековому городу. Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?
На экране проходит ряд слайдов (Слайды 25 - 35) с изображением средневековых городов: стен, ворот, улиц, рыночной площади, соборов, ратуш, домов и т. п. Учитель комментирует иллюстрации. На заключительных слайдах ряда (Слайды 36 - 38) учитель просит угадать отмеченные стрелкой городские постройки (ратушу, собор, рыночную площадь).
Учитель повторяет вопросы: Определите, что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми и были символами города?
Ученики называют особенности средневекового города: высокую крепостную стену для защиты от многочисленных врагов, узкие улочки и трехэтажные дома с нависающими этажами (признак дороговизны городской земли), грязь на улицах и т.п.
Учитель: определите, что за сооружения являлись символами города (на экране - слайд 39 с символическими изображениями рынка, ратуши и собора).
Учащиеся называют символы города и делают записи в тетради: "Ратуша - место заседания городского совета, рынок - место постоянной торговли, собор - главная городская церковь".
Учитель: Эти сооружения определяли облик средневекового города и именовались его сердцем, мозгом и душой.
На экране - слайд 40.
Учитель: Что за сооружение являлось сердцем города, что - его мозгом и душой? Почему?
Учащиеся: Ратуша - мозг, рынок - сердце, собор - душа (учащиеся комментируют)
Учитель предлагает учащимся узнать, какие еще сооружения были в средневековом городе.
Работа с историческим источником - стихотворением Ганса Сакса "Похвальное слово городу Нюрнбергу" - (Приложение 2).
Учащиеся называют колодцы, ворота, каменные мосты, фонтаны и т. д. по источнику.
Учитель: (Слайд 41) Сколько улиц, фонтанов, колодцев, часов, мостов было в городе? Что было предметом особой гордости горожан? Посчитайте, сколько в городе было бань и водяных мельниц, используя формулу (на экране проецируются две формулы:БАНИ = (колодцы - ворота) : каменные мосты + фонтаны : часы с боем
ВОДЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ = холмы · большие часы + рынки + фонтаны : ворота)
Учащиеся делают подсчеты и дают ответы: "Бань в Нюрнберге - 13, водяных мельниц - 84".
Учитель: (Слайд 42) Итак, мы познакомились со средневековым городом. Как же назывались его жители?
Ученики: Горожане.
Учитель: Чем занимались горожане?
Ученики: Ремеслом и торговлей.
Учитель: А как назывались деревенские жители?
Ученики: Земледельцы, крестьяне.
Учитель: Каково их основное занятие?
Ученики: Земледелие, скотоводство (сельское хозяйство)
Учитель: Чем же отличался средневековый горожанин от крестьянина, чем жил, что ценил? На этот вопрос вам поможет ответить тестовое задание.
Учащимся предлагается тест - один на парту для работы в парах (Приложение 3). Необходимо распределить предложенные характеристики между крестьянином и горожанином (Слайд 43).
Проверка теста осуществляется с помощью компьютера. Сначала на экран выводится вариант с ошибкой(Слайд 44). Учащиеся находят ошибку. Итоговый вариант на экране - верный (Слайд 45). Учащиеся проверяют себя.
3 этап. Закрепление нового знания.
Учитель предлагает учащимся тест по теме "Средневековый город" с вариантами ответа на экране (Слайд 46).
Учащиеся выходят к ноутбуку и сами, работая с компьютерной мышкой, выбирают правильный ответ (не менее 5 - 7 вопросов).
Примерные вопросы:
" 1. Город - это
А) место для торговли, Б) огороженное место, В) святое место.
2. Города основывались:
А) на недоступных утесах, Б) вдали от людей, В) на мостах и бродах
3. Сердцем города являлся:
А) рынок, Б) собор, В) мост".
Учитель: В заключение вернемся к началу урока. Итак, какой символ вы предложили бы для обозначения средневекового города и горожанина? (Слайд 47)
Учащиеся предлагают свои варианты, объясняя выбор символа.
Это задание может быть задано на дом. Следующий урок начинается с обсуждения символа города.
РЕФЛЕКСИЯ
Учитель:
Что вам понравилось на уроке?
Что было интересным, запоминающимся, необычным?
Что показалось скучным?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Учащиеся высказываются по желанию и по выбору учителя.
Домашнее задание: "Возникновение средневековых городов. Жизнь и быт горожан", разработать символ средневекового города.
Литература к уроку:
Брандт М.Ю. История средних веков.- М.: Дрофа, 2003.
Брандт М.Ю. История средних веков. 6 кл.: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2008.
(CD) История средних веков. 6 класс. Образовательная коллекция "1С". - ООО "1С-Паблишинг", 2005, ООО "КОРДИС & МЕДИА", 2005.
Материалы Интернета (иллюстрации по теме "Средневековый город")
Аспектный анализ урока «Средневековый город», проведенного в 6 классе
Введение в анализ урока
Урок дан в соответствии с тематическим планированием
Тема «Средневековый город» мировоззренческая, предполагает привлечение богатого иллюстративного материала
Использование компьютерной презентации оправданно
Форма урока
Урок изучения нового материала с использованием ИКТ на всех этапах урокаМежпредметные связи
География
Природоведение
Мировая художественная культура
История России
Русский язык
Математика
Цели урока
Познакомить учащихся с предпосылками возникновения средневековых городов, их характерными чертами, внешним обликом и городскими жителями
Обратить внимание учащихся на исторические процессы, их взаимосвязь и взаимозависимость
Прививать навыки общения с компьютером
Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся
Задачи урока
Актуализация знаний и умений учащихся по теме «Сословия», «Средневековый город»
Продолжение формирования чувства уважения к культуре нашего народа и других народов
Отработка навыков работы с литературно-историческими источниками, картами и схемами, наблюдательности, понимания исторических процессов
Формирование умения слушать одноклассников
Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание
Этапы урока
1 Этап
Повторение домашнего задания через ассоциации (картинки, характеризующие основные группы населения эпохи средневековья)
Проблемные задания: «Что объединяет людей в эти группы?», «Подберите символ для обозначения каждой группы»
Стержень урока: поиск символа для обозначения города и горожанина
Работа на перспективу – введение понятия «сословия»
Компьютер способствует формированию ассоциативного мышления
2 этап
Актуализация знаний по теме «Город»
- из географии и природоведения
- из истории России
- из русского языка
Проблема – Почему в XI – XIII веках в Европе появляются города?
Формы работы: мозговой штурм, работа с историческим текстом и иллюстративным рядом (от образа к логическому выводу)
Компьютер в руках учителя выступает в роли подсказчика и проверяющего
Проблема – Где возникали города?
Формы работы: мозговой штурм, творческое задание, работа с картой и схемой
Компьютер помогает учителю объяснить творческое задание, делает доступной схему
Проблема – Что необычного было в средневековом городе? Какие здания и сооружения являлись наиболее значимыми?
Формы работы: «Прогулка по средневековому городу», работа с иллюстративным рядом, анализ исторического источника, решение задач
Компьютер помогает учителю создать образ средневекового города, а учащимся - вжиться в эпоху, найти ответы на проблемные вопросы.
Проблема – В чем различия между средневековым городом и деревней, городскими и сельскими жителями этой эпохи?
Формы работы: анализ иллюстративного ряда, проблемное задание по выбору и созданию образа
Компьютер используется учителем для проецирования иллюстративного ряда, для проверки творческого задания
3 этап (заключительный)
Форма работы: тестовое задание с использованием компьютера (цель – активизация мыслительной деятельности, проверка нового знания, закрепление изученного материала, преодоление страха перед компьютером)
Стержень урока: поиск символа для обозначения города и горожанина. Учащиеся предлагают варианты. Это может быть домашним заданием.
Роль компьютера на уроке
Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока
Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации
Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися
Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.