Формирование учебно-познавательной компетентности младших школьников


Алматинская область, г.Талдыкорган
Средняя школа-гимназия №1
им.Абая Кунанбаева
Учитель начальных классов
Жирикова Алия Мухтаровна
Формирование учебно-познавательной компетентности младших школьниковМодернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Именно с этим связано появление многих идей компетентностного подхода в образовании.
Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках. Таким образом, на первый план выходит формирование у учащихся учебно-познавательной компетенции.
Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция - это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.
Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.
Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Вопрос о движущих силах развития ребенка решается в контексте понятия ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность
Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах являющейся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.
Формирование учебно-познавательной компетенции через содержание учебного предмета. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Здесь очень уместны занимательные задачи. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться всё время только яркими фактами. Новое и неожиданное всегда в предмете выступает на фоне уже известного и знакомого. Поэтому для поддержания познавательного интереса учу школьников умению в знакомом видеть новое, помогаю прийти к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И здесь на помощь приходят игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
Для реализации поставленных задач была разработана специальная программа по формированию познавательного интереса по двум направлениям:(ведется работа по двум направлениям)
учебное
внеурочное.
Цель учебного направления на уроках через:
подбор занимательного материала;
правильную организацию формирования учебной деятельности, учитывая психологические особенности шестилеток;
формирование высокого уровня произвольности, умения планировать и контролировать собственные действия;
формирование активности и инициативности, самостоятельности в учебной работе;
умение оценивать правильность выполнения собственной работы, создавать предпосылку для формирования учебной деятельности и развития познавательного интереса.
Цель внеурочного направления:
путем проведения познавательных праздников;
занимательных часов по предметам;
факультативных занятий;
продолжать формировать познавательный интерес к учебной деятельности.
Формирование учебно-познавательной компетенции через содержание учебного предмета. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Здесь очень уместны занимательные задачи. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться всё время только яркими фактами. Новое и неожиданное всегда в предмете выступает на фоне уже известного и знакомого. Поэтому для поддержания познавательного интереса учу школьников умению в знакомом видеть новое, помогаю прийти к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И здесь на помощь приходят игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
Для того, чтобы игра стала методом, необходимо соблюдение ряда условий:
1. Учебная задача должна совпадать с игровой;
2. Наличие учебной задачи не должно “задавить” игровую задачу. Важно сохранить игровую ситуацию;
3. Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.
Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаем в урок учебные сказки.
Самостоятельная работа – одно из важнейших средств для развития интереса. Но ребенку будет интересно, если он выполнит задания, поэтому вводим поуровневое обучение.
Следующая предпосылка учебной деятельности – умение планировать свои действия. Это умение более всего развивается на уроках труда, при различных видах конструирования. Важно учить детей самоконтролю. Этому помогают различные схемы, модели.
Нужно научить детей не бояться ошибок, а умело исправлять их. Хорошим средством для развития самоконтроля является комментирование.
Прием “Найди красивые…”
Например: Найди у себя самую красивую букву, а теперь самую некрасивую.
Познавательный интерес напрямую зависит от успешности школьного обучения. Он является реальной силой для преодоления отставания в учении. В первую очередь надо определить причины отставания. Они могут быть разнообразны, но в основном это недостаточнаясформированность познавательных процессов. Поэтому учебные задания должны включать в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления.
Познавательная деятельность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается в их внеурочной деятельности. В процессе организации внеклассной работы необходимо воспитывать общий интерес к знаниям. Научить ребенка удивляться и быть наблюдательными. Этому способствуют экскурсии.
Но обязательно перед проведением экскурсий замотивировать детей. Например, хотите узнать, где прячется осень? Или А вы знаете, как к нам в дом попадают газеты и журналы?
Следующий блок внеклассной работы - это часы общения. Они проводятся в форме праздника, игры, викторины, КВНа.
Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной компетентности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Учитель в процессе обучения опирается на веру во всеобщую талантливость детей, на известный со времен античности девиз “Учись обучая” и на психологическую парадигму “Успех рождает успех”
Список литературы.
Арженовская С.А.«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса школьников», Белгород, 2009.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1998.
Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. – М., 2000.
. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. Ростов-на-Дону. Феникс.2006. с.130-136.
4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.2005. с.75-85.
5. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа, 2006, №2, с.45-49.
6. Малыхина Т.В. «Формирование учебно-познавательной компетенции»
Сочинение
«Мой город»
Я родился и вырос в городе Талдыкорган, который расположен на юго-востоке Казахстана. Тадлыкорган является серцем Семиречья и центром Алматинской области. Мой город маленький по площади и в тоже время красивый. В нашем городе много развлекательных центров.ГородТалдыкорган процветает: строятся новые микрорайоны, для детей новые площадки, детские сады. Аким города проводит для жителей различные мероприятия, такие как День города, где люди могут не только отдыхать, но и могли бы слушать исполнителей разных национальностей. Чтобы люди разных национальностей жили в дружбе, делились своим мнением проводятся различные выставки. У нас в городе люди талантливые, умелые. Можно рассказывать очень много о нашем городе, его истории и развитии. Я люблю свой город и хочу, чтобы он и дальше расцветал.
Багдатов Бауыржан 3класс
СШГ №1имени Абая
г.Талдыкорган