Задания на развитие функциональной грамотности учащихся (биология, 8 класс, тема «Органы чувств — анализаторы»)


Задания на развитие функциональной грамотности учащихся
(биология, 8 класс, тема «Органы чувств - анализаторы»)
Ермолаева Е.Б.
учитель биологии высшей квалификационной категории
КГУ «Областная специализированная школа-лицей для детей,
одаренных в области математики, физики, информатики»
Казахстан, ВКО, г.Усть-КаменогорскКомпетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношении людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.).
Предлагаю подборку заданий на развитие функциональной естественнонаучной грамотности учащихся (биология, 8 класс, тема «Органы чувств - анализаторы»).
ЗРЕНИЕ
Аккомодация (лат. accommodation — приспособление) — способность глаза обеспечивать чёткое различение предметов, расположенных на разных расстояниях от глаза.
Смысл аккомодации заключается в том, что независимо от расстояния до рассматриваемого предмета, изображение его всегда фокусируется на сетчатку.
254018161000
МЕХАНИЗМ АККОМОДАЦИИ
Ресничная мышца - гладкая мышца, обеспечивающая аккомодацию глаза к восприятию разноудалённых объектов.
При зрении вдаль ресничная (цилиарная) мышца расслаблена. Хрусталик вытягивается (уплощается), и его оптическая сила становится минимальной.
Для обеспечения оптимальной чёткости зрения вблизи происходит сокращение ресничной (цилиарной) мышцы. Хрусталик принимает более выпуклую форму (укорачивается, уплотняется), а преломляющая способность его увеличивается.
571512319000
Рис. Схематическое представление механизма аккомодации:
слева – фокусировка вдаль;
справа – фокусировка на близкие предметы.
Зрение – процесс позволяющий человеку получать информацию об окружающем мире, поэтому сохранение хорошего зрения в течение всей человеческой жизни очень важная и ответственная задача. Гимнастика для глаз, проводимая регулярно способна оказать неоценимую помощь зрительной системе и обеспечить ее надежное функционирование на протяжении всего жизненного цикла человека.
Еще в незапамятные времена, за много веков до начала нашей эры были разработаны специальные упражнения для глаз, они основывались на равномерном чередовании тренировок глазных мышц с полноценным отдыхом зрительной системы. Выполняя такие несложные упражнения ежедневно можно не только сохранить имеющееся зрение, но и восстановить утраченное.
Научите свои глаза отдыхать!
Так как зрительная система находится в постоянном напряжении, благодаря огромному количеству информации, которое ей приходится перерабатывать каждый день, то гимнастика для глаз должна начинаться именно с отдыха.
Вопрос: ЗРЕНИЕ
Двое учеников поспорили: один утверждал, что глаза сильнее утомляются при рассмотрении мелких предметов, расположенных близко, другой – удаленных предметов.
Кто из них прав и почему?
Ответ:
Прав учащийся, утверждающий, что глаза утомляются сильнее при рассмотрении предметов, расположенных близко, т.к. при этом сильно напрягаются мышцы, обеспечивающие работу хрусталика. Рассматривание удаленных предметов – отдых для глаз.
ОСЯЗАНИЕ
Осязание, способность животных и человека воспринимать действие факторов внешней среды с помощью рецепторов кожи, опорно-двигательного аппарата (мышц, сухожилий, суставов и др.), а также некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.). В основе процесса осязания лежит раздражение различных видов рецепторов (механорецепторов, воспринимающих прикосновение, давление, растяжение; терморецепторов, воспринимающих тепло и холод; рецепторов боли) и последующее преобразование поступающей информации центральной нервной системой, включая кору больших полушарий. Осязательное ощущение может быть очень разнообразным, т.к. оно возникает в результате комплексного восприятия различных свойств раздражителя, действующего на кожу и подкожные ткани. Восприятие предметов внешней среды с помощью осязания позволяет оценивать их форму, размеры, свойства поверхности, консистенцию, температуру, сухость или влажность, положение и перемещение в пространстве.
Осязание существенно расширяет представления организма об окружающем мире, играет важную роль в его жизнедеятельности. Осязание в известной мере заменяет др. органы чувств (зрение, слух) в случае их повреждения. Пользуясь осязанием, слепые могут читать, выполнять различные тонкие ручные работы, ориентироваться в пространстве и т.д. У людей, лишённых как зрения, так и слуха, осязание — основной источник информации о внешнем мире и может быть развито исключительно высоко.
Мышечное чувство, мышечно-суставная рецепция, проприорецепция, способность человека и животных воспринимать и оценивать изменение в относительном положении частей тела и их перемещение. На роль информации о положении той или иной части тела в пространстве и о степени сокращения каждой из мышц в регуляции движений и познании окружающей среды впервые указал И. М. Сеченов, назвавший мышечное чувство "тёмным мышечным чувством". Нервные импульсы, возникающие в мышечно-суставных (кинестетических) рецепторах — проприорецепторах (к ним относятся мышечные веретёна, тельца Гольджи, а возможно, и Пачини) при сокращении и растяжении мышц, по чувствительным нервным волокнам достигают центральной нервной системы. Совокупность участвующих в анализе этой информации периферических и центральных нервных образований названа И. П. Павловым двигательным анализатором. Совершенство и тонкость координации двигательных реакций, осуществляемых животным и человеком, объясняются накоплением в течение жизни организма всё новых связей между нейронами двигательного анализатора и др. анализаторов (зрительного, слухового и др.). Мышечное чувство играет важнейшую роль в развитии восприятий организма, т. к. служит основным контролем остальных органов чувств. Так, зрительная оценка удалённости какого-либо предмета вырабатывается с помощью мышечного чувства при приближении к предмету.

Вопрос: ОСЯЗАНИЕ
Осязательные рецепторы раздражаются при прикосновении и давлении на кожу, воздействии холода и тепла, болевом раздражении. Их особенно много на ладонях и кончиках пальцев рук. Рецепторы мышц и суставов возбуждаются при растяжении и сокращении мышц.
Предположите, в какой деятельности человека велико значение осязания и мышечно-суставного чувства?
Ответ: Осязание помогает при письме, шитье, работе на станке, управлении рулем. Мышечно-суставное чувство позволят ощущать положение тела и силу напряжения мышц.
Поэтому развитие этих чувств имеет большое значение для различных профессий физического труда и спортсменов, а также позволяет нам не контролировать такие обычные движения как ходьба, бег, а также перемещаться в темноте.
СОБЛЮДАЙТЕ ТИШИНУ!

-47625552450 «Ни сна, ни отдыха измученной душе», «Покой нам только снится», «О тишине, и не мечтай!» - эти известные строки стихов и песен, может быть, не совсем точно характеризуют состояние человека вне тишины, но довольно близко к этому. Мы уже привыкли к транспортному грохоту улиц, гомону толпы, стараемся не обращать внимания на громкие скандалы соседей и на оглушающую музыку из динамиков, - на то, что в принципе вокруг нас постоянный шум и гам. И даже пытаемся это как-то объяснить: век скоростей, век мобильности и современных технологий. Но не удивляемся мы и людям в наушниках, хотя понимаем, что, наверняка, они слушают не классику и не шорох падающих листьев. Просто это их попытка уйти в себя, отгородиться от навязчивого городского шума, пусть даже на время.
Кто-то борется с надоедливым шумом, звоня во все инстанции, отвечающие за наш покой, требуя одного – прекратить! Кто-то уезжает в лес и «вдали от шума городского» наслаждается тишиной.
И очень правильно, ведь за последние годы количество людей, страдающих от бессонницы и неврозов, а также от синдрома хронической усталости, выросло в разы. И этим страдают не только люди пожилые и нездоровые, но даже совсем молодые, которые сами, в основном, и являются источниками шума, с ревом гоняя на скутерах и слушая грохочущий рок.
Психологи и врачи уже давно твердят, что непрерывный шум постепенно подтачивает здоровье, и гул транспорта, шум стиральной машины или пылесоса безобидны, если они – явление временное.
Вопрос 1: СОБЛЮДАЙТЕ ТИШИНУ!
Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Во всем мире ученые думают о защите человека от производственного и бытового шума.

Какие меры Вы можете предложить?
Ответ:
Замена шумного транспорта бесшумным, увеличение количества зеленых насаждений в городах, т.к. деревья заглушают шум, применение при строительстве домов звукоизолирующих материалов, соблюдение в общественных местах тишины, закон «О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время».