Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка


Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка.
Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
Роджер Левин
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.
В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее:
«Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Поэтому на уроках я применяю задания, разработанные по технологии «Таксономия Блума», направленные на развитие критического мышления и функциональной грамотности школьников.
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Задания, разработанные по технологии «Таксономия Блума» по теме: «Имя числительное». «Рабочая тетрадь по русскому языку для 6 класса».
1. Знание. Спиши текст, заменяя цифры словами, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.   Большинство памятников древне(русского) зодчества — церкви. Они дают нам представление о русской средне(вековой) архитектуре.      В древние времена на Руси строили в основном из дерева. Даже в первой половине XIX века Москва была на две трети деревя…ой.      Первая каме..ая постройка на Руси появилась в конце X века. Это была знаменитая Десятинская церковь в Киеве. До наших дней она не сохранилась.      Любое каме…ое сооружение Средневековья походило на (не)приступную крепость, а в случае необходимости и заменяло ее. Даже (не)большие щелевидные оконца напоминали бойницы.      В 1240 году татары ворвались в Киев. Население города оказало яростное сопротивление, но не смогло преодолеть натиск врага. Последние защитники города укрылись за стенами церкви. Татары подкатили стено(битные) машины и разрушили храм. Под его обломками погибли мужестве…ые защитники города.        
   (По книге Ю. Рябцева «Путешествие в Древнюю Русь»)
2. Понимание. Выпиши числительные в две колонки: количественные и порядковые.
3. Применение. Выпиши предложение с составным именем числительным. Произведи его синтаксический разбор и морфологический разбор числительного. Как ты себе представляешь Десятинскую церковь в Киеве? Нарисуй рисунок о взятии татарами города Киева в 1240 году.
4. Анализ. Какие древние Мавзолеи Казахстана ты знаешь? Что ты знаешь о мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави? Как ты считаешь, какие имеются различия между памятниками древнерусского зодчества и древними мавзолеями? Сравни и опиши.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави

Вознесенская церковь (1625) - редчайший памятник древнерусского зодчества
5. Синтез. Напиши сочинение «Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави». Используй числительные. К какому стилю речи ты отнесешь свое сочинение?
6. Оценка. Расскажи о других известных тебе Мавзолеях Казахстана.
Выполняя задания, ученик может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Такие задания активизируют мышление, заставляют обучающихся обобщать, систематизировать материал по теме. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на уроках, и бережное отношение к языку, которое воспитывается только на творческих уроках. Любой учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе с детьми:  Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными. Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой. Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно». Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время. На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения. Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.
Учитель русского языка и литературы: Шестаковская Е.А.