Презентация на тему: Формирование функциональной грамотности на уроках географии


Формирование функциональной грамотности на уроках естественного цикла Гудзюк Елена Владимировна учитель географииСШ № 21 города Кокшетау Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием.(Из Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы) Наша задача: Развитие у школьников умения использовать свои знания в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе.Развивать логическое мышление Фукционалдық сауаттылықты дамыту үшін мұғалімдер келесі бағыттарда жұмыс істеу керек: 1 бағыт- фукционалдық сауаттылықтың тапсырмаларын дайындау2 бағыт-өзін-өзі диагностикалау және оқу үшін бағалау3 бағыт-өзара оқыту және әлеуметтеу4 бағыт-дискретті мәтінмен жұмыс істеу Для развития функциональной грамотности учителю необходимо работать в следующих направлениях: Разработка заданий на функциональную грамотностьСамодиагностика, оценивание для обученияВзаимообучение+ социализацияРабота с дискретным текстом 1) Разработка заданий на функциональную грамотность: «Похитил зимой Змей Горыныч детей и посадил в темницу – подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети подняли такой крик и визг, что Горыныч потерял сон и покой, а главное – аппетит. Тогда решил он обхитрить детей. Мол, принесете мне ведро воды из ручья, тогда и отпущу. Но одно условие – воду принести без посуды. Да как же условие Горыныча выполнить – пригорюнились дети. А что бы посоветовал им ты?» 2) Самодиагностика, оценивание для обучения Взаимообучение + социализация таксономия Блума знание понимание применение анализ синтез оценка Вопросы по таксономии Б.Блума Что? Где?Как ….связано с…? Почему вы думаете…?Вы согласны…? Почему вы думаете…?Как бы вы использовали…?Сравните… найдите контекст… Продемонстрируйте…Как бы вы спроектировали….? Работа с дискретным текстом От лат. – «отдельный, отделённый» Отделять, разделять, отличатьВ географии - работа с различными типами картЗадание: Совершите путешествие по физической карте Австралии (маршрут выберите сами, в работе используйте и другие карты). Расскажите, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью, вы встретитесь. Моделирования новых карт Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося. Типы творческих заданий Способствуют развитию, психических свойств Репродуктивного уровня рисунок воображение сообщение устная речь, память чайнворды, кроссворды, ребусы, синквейны мышление, память, внимание игра “термин-понятия” память, внимание Частично-поискового уровня рассказ с ошибками внимание, память составление логических цепочек внимание, логическое мышление узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию) внимание Творческий уровень путешествие внимание, память, мышление, воображение решение географических задач внимание, логическое мышление составление образца территории логическое мышление, воображение свое задание мышление, воображение Классификация творческих задач Типы творческих задач Виды творческих задач 1-го уровня по овладению теоретическими и практическими знаниями рисунок, сообщение, чайнворды, кроссворды, ребусы, игры, синквейны 2-го уровня по приобретению необходимых умений и навыков узнай объект, составление рассказа 3-го уровня по развитию логического мышления рассказ с ошибками, составление алгоритмизированных логических цепочек 4-го уровня по развитию творческого мышления выполнение географических задач на моделирование и проектирование, составление образа территории, путешествия по..., сочинение стихотворений География, 9 класс: Вариант 1 Миграция населения В 1937-1944 годах на территорию Казахстана были принудительно переселены корейцы, поляки, немцы, чеченцы, ингуши, балкарцы и ряд других народов. Всего около 1 миллиона человек. Семья Гретты в 1942 году была так же переселена в Восточно-Казахстанскую область, тогда ей было 2 года .В 1991-1994 годах после обретения независимости многие немецкие семьи вернулись на свою историческую родину. Гретта после долгих раздумий решила вернуться в Германию. Вопрос 1: Какая по форме миграция была в первом случае, во втором? Виды миграции по форме Да или нет  В первом случае- принудительная Да/Нет В первом случае - добровольная Да/Нет Во втором случае – добровольная Да/Нет Во втором случае - принудительная Да/Нет  Вопрос 2: После переезда в Германию как назовут Гретту в Казахстане? В Германии? А) В Казахстане эмигрантом, в Германии- иммигрантом Б) В Германии –эмигрантом, в Казахстане –оралманом В) В Казахстане- иммигрантом, в Германии – реэмигрантом Г) В Германии- реэмигрантом, в Казахстане- иммигрантам  При подготовке к ЕНТ и ВОУД Игра «Белая ворона»: А) необходимо из набора понятий, терминов, слов, которые относятся к одному признаку, найти исключение6 класс тема «Литосфера и рельеф Земли»Магма, лава, пик, кратер, жерлоКавказ, Карпаты, Памир, Анды, Тянь-Шань ордовик, силур, триас, девон, мезозойБ) даны два понятия – определить, что общего между ними:бархан – дюнаЭльбрус – Килиманджаро7 класс тема «Страны Европы»: Болгария, Бельгия, Бразилия, Швейцария, Греция. Географические анаграммы Географические анаграммыА) Переставьте буквы в словах так, чтобы из них получилось или термин или название географического объектаУДАР - Р………………( ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ)ФОРТ - Т……………..(ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ)ПОДВОДА – В…………….(ПАДАЮЩИЙ ПОТОК ВОДЫ)В) Решите анаграммы, классифицируйте объекты:АМАДАГСКРА АСАХЛНИ АГАВЙКСЕИ Естественнонаучная функциональная грамотность «… это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений» Примерный перечень умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной функциональной грамотности Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.2. Выявлять особенности естественнонаучного исследования.3. Делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.4. Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.5. Уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.6. Понимать методы научных исследований.7. Выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.8. Перечислять явления, факты, события.9. Сравнивать объекты, события, факты.10. Объяснять явления, события, факты.11. Характеризовать объекты, события, факты.12. Анализировать события, явления и т.д.13. Видеть суть проблемы. 14. Составлять конспект, план и т.д. Наша задача: Руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, Способствовать развитию творческих способностей, Максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, Способствовать формированию познавательного интереса к предмету. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций «На сегодня обязанность семьи, детского сада, школы, всей страны, народа- вырастить, воспитать и обучить поколение, которое соответствует требованию современного времени, разносторонне развитое, умеющее здраво мыслить, сформировавшимся национальным сознанием и национальной психологией». Н.А.Назарбаев Спасибо за внимание!