Урок математики ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ (5 класс)


УРОК МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
ТЕМА: ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
РАЗРАБОТАН УЧИТЕЛЕМ МАТЕМАТИКИ ТИМОФЕЕВОЙ Н.А.
ЭПИГРАФ УРОКА
ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Любые числовые выражения
Состоят, вне всякого сомнения,
Из чисел, знаков действий, скобок также.
Значение единственное есть у каждого.
Помимо знаков действий, скобок, чисел,
Мы можем буквы применить.
И выражения такого вида
Как буквенные для себя определить.
ЦЕЛИ УРОКА:
1) Научиться читать и записывать числовые и буквенные выражения.
2) Научиться по тексту задачи составлять числовые и буквенные выражения.
3) Развивать интерес к предмету математики.
4) Знакомство с историей.
ХОД УРОКА
1. Страница сказочная.
Буратино решил отправить телеграмму
ТЕЛЕГРАММА
КУДА Страна ДураковКОМУ Лисе Алисе
Завелись денежки Куплю билеты Буратино
Количество слов
На телеграфе сказали: «Уплатите 2 монеты за каждое слово и еще 3 монеты подепешной платы». Нелегко деревянной голове понять это.
Поможем Буратино:
(2 •+3) монет.
Если в рамку вставить число слов в телеграмме, то можно увидеть, какие действия и в каком порядке надо выполнить, чтобы узнать стоимость телеграммы.
В математике вместо рамки принято писать букву латинского алфавита:
(2•n+3)монеты.
2. Страница истории.
Впервые стал использовать буквы вместо чисел француз Франсуа Виет (1540-1603). Говорят, будто бы Виет мог просидеть за письменным столом над решением занимавшей его задачи до 3-х суток кряду.
3. Определения.
Итак, бывают выражения числовые и буквенные. Напишем в тетрадях:
выражения
числовые буквенные
Любые числовые выражения
Состоят, вне всякого сомнения,
Из чисел, знаков действий, скобок также.
Значение единственное есть у каждого.
Помимо знаков действий, скобок, чисел,
Мы можем буквы применить.
И выражения такого вида
Как буквенные для себя определить.
Я сейчас вам покажу числовые и буквенные выражения.
Ой, я их все перепутала. Помогите разобраться. (Производится сортировка карточек с примерами числовых и буквенных выражений, идет запись соответствующих примеров в тетради).
4. Числовые выражения.
Числовые выражения до настоящего момента вам встречались гораздо чаще, чем буквенные. Свойства сложения и вычитания помогали нам в вычислениях. Найдите значения 4-х числовых выражений и убедитесь: «Значение единственное есть у каждого».
(564+7854) – 6854 = 1564;
(55777333+33444555) – 55777333 = 33444555;
1099 – (500+99) = 500;
999+(98765+1) = 99765.
При решении задач иногда только записывают действия, а выполняют их потом. Говорят: «Составьте выражение».
Итак, составьте выражение к задаче:
С одного дерева сняли 164 груши, а с другого – 5 мальчиков, каждый из которых, сидя на дереве, съел по 27 груш. После этого со второго дерева сняли еще 94 груши. Сколько груш было на обоих деревьях первоначально?
164+(27•5+94)=393(груши) 393 – значение этого выражения.
(135;229)
В бублике одна дырка, а в кренделе – в 2 раза больше. На сколько дырок меньше в 7 бубликах, чем в 12 кренделях?
2 •1 •12 – 1 •7=17(дырок)
Первая тетенька, разговаривая со второй, произносит в минуту 127 слов. Вторая, разговаривая с первой, 132 слова. Сколько слов скажут друг другу обе разговорчивые тетеньки, если 2 часа будут разговаривать одновременно и непрерывно, не слушая друг дружку?
(127+132) •60 •2=31080(слов)
( 259;15540)
5. Буквенные выражения.
Буквенные выражения можно, если это удобно, сначала упрощать.
Попытайтесь выполнить упрощение буквенных выражений:
(135+п) –135;
122– (а +122);
55+(45+п).
Сколько значений имеет каждое выражение?
К следующему уроку попытайтесь записать свойства вычитания с помощью букв.
№ 303. Найдите значение выражения:
А) (135+п) – 23, если п=73; 65; 0 (185, 177, 112)
Б) а – (в+12), если а=80; в=58 (10)
№ 306.Одному брату х лет, а другой брат старше его на 5 лет. Сколько лет другому брату? Составьте выражение и найдите его значение при
х=8; 10; 12.
х +5; 13;15;17
№ 313. На координатном луче отмечены точки А(1) и В(а). Отметьте на этом луче точку М(а+3) и точку Р(а – 2)

№ 314. На координатном луче отмечены точки А(в) и В(4). Отметьте на этом луче точку С(в+4) и точку D(в – 4)

Самостоятельно: (на доске 2 человека выполняют работу на оценку)
№ 297. Найдите значение выражения:
а) (18+15)+(34+22)=89;
б) (36+27) – (34 – 15)=44;
в) 36:12+13 •2=29;
г) 56 •3 – 132:11=156;
д) (596 – 435) •2=322;
е) (218+237):7=65.

№ 305. Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение.
А) В одном мешке было 46 кг зерна, что на 18 кг меньше, чем во втором мешке. Сколько кг зерна было в обоих мешках вместе?
46 +(46+18)=110(кг)
Б) Площадь одной теплицы 234 м², что на 108 м² больше площади другой. Какова площадь двух теплиц вместе?
234+(234 – 108)=360(м²)
ИТОГ УРОКА:
1. Научились читать и записывать числовые и буквенные выражения. 2. Научились находить значения числовых и буквенных выражений.
3. Повторили свойства сложения и вычитания.
// Какие выражения числовые; буквенные?
// Сколько значений у числового; буквенного выражения?
// Приведите пример числового; буквенного выражения.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
П. 8, № 328(а,б), 336, 333
В оставшееся время выполняются задания из раздела «Повторение» на усмотрение учителя.
МОУ СОШ № 80
Урок математики
«ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»
РАЗРАБОТАН
УЧИТЕЛЕМ МАТЕМАТИКИ ТИМОФЕЕВОЙ Н.А.
И ПРОВЕДЕН В 5 «Б» КЛАССЕ
Воронеж, 2010