урок литературы на тему Родная природа в русской поэзии 20 века (7 класс)


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»

«Родная природа в стихотворениях
русских поэтов 20 века»
Урок литературы в 6 классе.
Учитель русского языка и литературы:
Гальченко О.ВПлан-конспект
урока литературы в 6 классе
«Родная природа в русской поэзии 20 века»
Дата: __________
Класс: 6
Цели урока:
1) Обучающая:
дать понятие «пейзаж»; пейзаж как средство поэтической выразительности.2) Развивающая:
развивать приёмы наблюдения, аналитического мышления; формирование умения выделять главное в тексте; развивать грамотную речь.3) Воспитывающая:
воспитание эстетических взглядов, чувства прекрасного; воспитание уважения и любви к поэтам России; воспитание гражданственности.Задачи:
Дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово;
Пробудить интерес и любовь к поэзии;
Способствовать развитию личностного восприятия образов, созданных поэтами.
Показать связь человека и природы.
Ход урока
Организация внимания учащихся.
- Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.
(Урока начинается с просмотра пейзажных зарисовок.)
-Ребята, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока.
«Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу, и даже тем, кто её принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою душу».
М. М. Пришвин
- Как вы понимаете эти слова?
- А что такое природа?
Приро́да — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
Природа - это внешний мир, подчиняющийся определенным законам, которые формировались на протяжении миллионов лет.
- Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает - леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
У писателя К. Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране”.
Наша природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу.
Красота простой и безыскусственной русской природы - неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов.
-Вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (формулировка темы учащимися, запись темы в тетради)
-Какие задачи мы ставим перед собой?
-Родная природа – тема лирики многих русских поэтов. Мы с вами сегодня рассмотрим ее на примере творчества А.А. Блока и С.А Есенина.
-Домашнее задание на прошлом уроке было дано по группам. Для продуктивной работы я предлагаю продолжить работу в группах. (Учащиеся заранее разделяются на 3 группы).
2. Проверка домашнего задания.1 группа. Выписать из лирического текста строчки о природе.2 группа. Выписать из прозаического текста описание природы.3 группа. Выписать загадки, пословицы, поговорки о природе.
(выступление групп)Вывод: все справились с домашним заданием.
3.Обзор творчества А.А. Блока и С.А Есенина.
- Мы продолжаем работу по теме изображения родной природы в русской литературе. Попробуем увидеть, как это делает поэзия 20 века. Обратимся к творчеству А.А. Блока.
Александр Александрович Блок (1880-1921) – один из великих русских поэтов, впитавший лучшие культурные традиции 19 века и повлиявший на всю русскую литературу 20 века. К его творчеству мы будем обращаться ещё не раз.
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Летний вечер» подготовленным учеником.
Какую картину рисует Блок в этом стихотворении?
(Блок рисует деревянный пейзаж позднего лета: «сжатая рожь», «некошеная межа», «роща», «песня жницы» - крестьянки, «туман», «луговые дали», освещенные закатным солнцем).
По каким признакам мы можем судить о состоянии лирического героя?
(В призывах «Забудь заботы и печали, \ Умчись без цели на коне …» очевидны тревожные настроения, душевный непокой, тоска по гармонии, неясность цели и будущего).
4. Какова особенность пейзажа, изображенного Блоком?
(Пейзаж лишь повод для выражения чувств лирического героя. «Закат», «дремота», «туман», «дали», «ночь», «луна» - ключевые слова, определяющие его настроение.Вывод: лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека XX века. Его герой утратил душевный покой, ясность; тревоги и бури реальной жизни только усиливают его тоску по гармонии.
С творчеством Сергея Александровича Есенина (1895-1925) вы уже знакомы. В старших классах мы продолжим изучение его творчества. Русский пейзаж – одна из постоянных тем есенинской лирики.
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Мелколесье. Степь и дали» подготовленным учеником.
Какую роль играет пейзаж в этом стихотворении?
(Пейзаж будит воспоминания лирического героя о родине, о юности, пробуждает в поэте чувства восхищения, умиления, трогательной нежности: «почти березке каждой \ Ножку рад поцеловать», «Как же мне не прослезиться…» Традиционный фольклорный образ березки выразителен благодаря олицетворению.)
Каковы особенности образа лирического героя?
(Это откровенно автобиографический образ: «У меня отец – крестьянин, \ Ну, а я – крестьянский сын. \ Наплевать мне на известность \ И на то, что я поэт …» Образ лирического героя дается и обобщенно: поэт любит свою неяркую родину, как и «всякий русский человек».)
Какие мотивы можно услышать в стихотворении?
(Мотив грусти, возникающий благодаря олицетворениям: «зарыдали \ Разливные бубенцы», ностальгическим настроениям: «Как же мне не прослезиться»? Мотив удали, проявляющийся в восклицаниях: «Эх вы, сани! Что за сани?» Мотив дороги, традиционный для русской литературы, очевидный в фольклорных образах: «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «сани»)Вывод: 1) Внутренняя близость стихотворений к устному народному творчеству; лиризм, напевность.
2) Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой; чувство всеобъемлющего родства с окружающим миром.
3) Мир природы необыкновенно красочен.
- Ребята, а как поэты передают красоту природы? Что они используют для этого? (художественные средства выразительности языка или тропы)
4.Анализ стихотворений.
-Предлагаю практическое задание. Перед вами тексты уже знакомых стихотворений и карточки для выполнения задания. Вам необходимо письменно ответить на вопросы, найти художественные средства выразительности языка в стихотворениях Блока и Есенина и выписать их.
Работа с текстом стихотворения «Летний вечер» А. А. Блока
1) О чём говорит автор в первой и второй строфах? (О природе)2) К кому обращается автор в третьей строфе? (К человеку)3) Что хотел передать автор неизвестному герою?Радости, веселья или тревоги, печали?4)Метафора: «красный диск луны» (красный цвет тревоги)«лучи заката»
5)Эпитеты: «последние лучи», «дремотой розовой», «вечерней тишины», «луговые дали».
6)Олицетворение: «лучи заката лежат», «трава объята дремотой».
- Поэт удивительным образом передает красоту природы посредством слова, наполняя наши сердца чувством восторга и радости.
Работа с текстом стихотворения «Мелколесье. Степь и дали» С.А. Есенина.
1)Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении? (Образ березки, русской бойкой тройки с бубенцами, «неприглядной дороги».)
2)Чем дороги поэту родные места?
3)Почему, говоря о природе, поэт не ищет высоких, возвышенных слов, а говорит: «неприглядная дорога», «чахленькая местность»?(Лирический герой возвращается на родину, где он не был много лет. И не важно, по какой дороге ты едешь, главное, что это дорога к дому, где тебя любят и ждут)4)Олицетворение: бубенцы «зарыдали»; у берёзки «ножка».
5)Эпитеты: «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «чахленькая местность», «звоны мёрзлые осин».
6)Метафора: «юность русских деревень».5.Творческая мастерская.
– Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удавалось так точно передать свои чувства и мысли.
Ученики получают текст стихотворения Есенина «Звезды» (1911) с пропущенными тропами.
Задание: самостоятельно – «вместо поэта» – подобрать наиболее соответствующие тексту слова, найти синонимы.
звезды
Звездочки ________, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу ________?
Частые звездочки, звездочки ________!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания ________?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ________,
Звезды небесные, звезды ________?
Вспомогательные задания:
1. Подберите синоним к слову «светлые». (Ясные.)
2. Выберите один из глаголов: согревать, смущать, пленять.
3. Подберите синоним к слову «частые». (Тесно расположенные, тесные.)
4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно сильный.
5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать.
6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далекие.
Вывод:Мы познакомились с пейзажной лирикой русских поэтов XX века: А. А.
Блока и С. А. Есенина.
Что объединяет этих поэтов?(Любовь к родине, к русской природе).
6.Творческое задание (мини-сочинение)
– Что для вас значит понятие «родина»?
- Попробуйте в течение пяти минут создать мини-сочинение на одну из предложенных тем: «Мой любимый уголок природы», «Моя малая родина»
(Показ видеоролика)
7. Домашнее задание
Памятка «Как беречь родную природу?»
Синквейн «Родная природа»
8.Итог урока
- Ребята, удалось ли вам на сегодняшнем занятии почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово?
- Почему тема природы так часто звучит в русской поэзии? (Любовь к родине, природе, передача чувств, настроений, неразделимая связь человека и природы)
- Поэты очень любили родину и русскую природу, свою любовь они выражали в стихотворениях. Мы тоже должны любить родную природу, беречь её. Человек и природа – единое целое.
- Помните слова Маленького Принца из сказки Антуана де Сента-Экзюпери:«Встал поутру, умылся, привёлСебя в порядок – и сразу жеПриведи в порядок свою планету».
- Ребята, вы были очень активны сегодня. Оценки я скажу после того, как проверю ваши работы. Спасибо Вам за сотрудничество, до свидания, удачного дня!