История матрёшки. Работа с текстильными материалами.


Конспект урока технологи 2 класс  по УМК «Школа России» по учебнику Технология/ Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В..Добромыслова - М.:Просвещение, 2013
Учитель: Бондаренко Ирина .Васильевна.
Тема: История матрёшки. Работа с текстильными материалами.
Цель урока: Изготовить аппликацию матрешки из разнообразных материалов Задачи: Узнать историю возникновения матрёшки, причины её популярности. Познакомиться с народными промыслами родного края. Познакомиться с технологией изготовления матрёшки. Пробуждение интереса к культуре своего народа, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, электронное приложение к учебнику «Технология» (2 класс)
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний и сообщение темы урока. 
-С какими видами народных промыслов мы познакомились на прошлых уроках?
-Как вы думаете, а существуют ли другие промыслы? (Высказывания детей.)
-Что знаете о народных промыслах нашего края? 
Рассказ учителя.
Старый Оскол возник в конце XVI века как один из сторожевых постов на высоком берегу реки Оскол. Там жили казаки, защитники границ русских, пушкари, гончары. Населенные пункты вокруг города до сих пор несут эту память в своих названиях: Стрелецкая, Ямская, Пушкарская, Казацкая слободы. В одной из таких слобод на Казацких буграх жили гончары ремесленники. Одним из старейших промыслов уезда был гончарный. Помимо традиционных гончарных изделий мастера делали глиняную игрушку. У каждого мастера была своя техника изготовления игрушек-свистулек, сохранившаяся до наших дней.(Приложение1. Приложение2).
- Сегодня мы познакомимся с новым видом  народного промысла. 
Наша страна богата творческими людьми. Удивительные люди эти народные мастера. Из дерева они создают настоящие чудеса. Я приглашаю вас на встречу с этими чудесами. А чтобы узнать, о чем мы будем сегодня на уроке говорить, отгадайте загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
- Конечно, это матрешка. Какой у нее секрет? 
-Что интересного вы знаете об этой игрушке? 
- Ребята, вы уже догадались, какая сегодня тема нашего урока?  (Матрешка) Тема урока: Русские народные промыслы. Деревянная игрушка-красавица матрешка. (Приложение 3)III. История создания матрёшки.
- А кто из вас знает, где и когда впервые появилась матрешка?
Рассказ учителя.
-Рассказывают, что в конце ХIХ века в семью Мамонтовых (известных русских промышленников, меценатов) с острова Хонсю кто-то привез точеную японскую фигурку буддийского святого мудреца Фукурума. Фигурка оказалась с «сюрпризом» - она размыкалась на две части. Внутри нее была спрятана другая поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять. Однако японцы считают, что первую подобную игрушку выточил на острове Хонсю русский странник-монах. Один божок отвечал за успех в деле, другой божок поменьше за хороший урожай, третий защищал от невзгод и т. д. Говорили, что у человека пять тел, и у каждого тела должен быть свой покровитель. Очень понравилась игрушка Мамонтовой. Очень понравилась игрушка Мамонтовой. Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Сергиево - Посада Василия Звёздочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками. « Настоящая Матрёна!» - воскликнул кто – то, увидев куклу.
- Откуда появилось название матрешка? Практически   все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России  Матрёшка – она же «мать», которая символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста.
Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе. Сначала точит самую маленькую матрёшечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ... Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
IV. Практическая работа. 
- Приятно любоваться матрешками, но еще приятнее создавать их самому. При этом открываются безграничные возможности для творчества и фантазии. Сегодня вам, ребята, предстоит сделать матрешку. Ваша матрешка должна быть авторской.
1.Беседа по ТБ. Проверка знаний правил работы с ножницами, клеем.
Физкультминутка для пальчиков. Мы - весёлые сестрицы!
Мы - матрёшки-озорницы!
Раз, два, три, четыре, пять, - (загибают пальчики)
Предлагаем поиграть.
Мы - матрёшки, вот какие крошки (присели)Как у вас, так у нас розовые щёчки (показ)
      Мы - матрёшки, вот какие крошки (присели)      Как у вас, так у нас чистые ладошки (моем ручки)
 2. Процесс изготовления  - видео
– Посмотрим на экран(Технология 2 класс Н. И. Роговцева)
  3. Работа с учащимися.
 -Что нужно помнить при разметке? (экономно используй бумагу; размечай  на обратной стороне листа)
  - Как закрепить шаблон на ткани?    
- Мы воспользуемся вырезанным шаблоном из рабочей тетради и обведем его на ткани. Нам нужно отметить нижнюю часть матрешки и вырезать только ее, после чего приклеить получившуюся деталь к шаблону.
-А сейчас вы приступайте к самостоятельной работе по изготовлению аппликации.
-Работу можете выполнять индивидуально или в паре.
(Дети самостоятельно выбирают вид работы)
-Опорой выполнения вашей работы будет схема, на которой указаны детали, их количество и правильное расположение этих деталей. ( учебник с. 31)
VI. Самостоятельная ( творческая ) работа учащихся.
В процессе работы каждому ребенку (по необходимости) дать консультацию. Обратить внимание на осанку, правильное использование инструментов.
VII. Выставка работ учащихся. Оценка работ.
 Анализ изделий по критериям: вариативность используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность.
VIII. Итог урока
-Где можно использовать данную аппликацию? (Подарок родным и близким или как панно)
-Что было сложным при выполнении изделия?
-Какой этап урока вам показался самым интересным?   Почему?
 -Что нового вы узнали сегодня на уроке?
 -Чему научились?
Список использованной литературы
1. Алексахин Н. Н. "Матрёшка", - М.: ООО "Издательство "Народное образование", 1998г.
2. Воробьева Т. П., Воробьева В. А. «Русская матрёшка» – М.: Издательство «Просвещение», 2008г.
3.Материалы из Интернета http://bebygarden.ru/kartoteka-stihov-zagadok-
pesenok-i-poteshek-o-matreshkah/
4. http://go.mail.ru/search_images.

Приложение 1

Приложение 2
lefttopПриложение3

3804285205740
Приложение 4left-173355