Конспект урока Числовые и буквенные выражения

Урок математики по теме
«Числовые и буквенные выражения», 5 класс.

Данный урок интересен тем, что решая стандартные задания по теме, ребята пытаются найти специальный код, с помощью которого можно найти ключ от сундука сокровищ. Урок проходит очень интересно, при этом игра не мешает достичь образовательных целей урока.
На уроке используется учебник «Математика. 5 класс. Виленкин Н. Я. И др.»


ЦЕЛИ УРОКА: Обучающая: 1) закрепить знания о буквенной записи свойств сложения и вычитания;
2) закрепить умения читать и составлять числовые буквенные выражения по условию задачи;
3) закрепить умение находить значение числовых и буквенных выражений;
4) формирование умений применять изученное в стандартных и нестандартных условиях;
Развивающая: 1) продолжить развитие у учащихся интереса к предмету;
2) продолжить развитие устной и письменной математической речи;
3) продолжить развитие памяти, внимания, мышления;
Воспитательная: 1) продолжить воспитание у учащихся аккуратности, самоконтроля в выполнение работы.

ОБОРУДОВАНИЕ: классная доска, плакаты, «сундук с сокровищами», ключи, папирус с заданиями, конверты с заданиями на каждую парту, индивидуальные карточки с заданиями, проектор, магнитофон.



















ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас будет необычный урок по нашей теме. Запишем число, тему урока: Числовые и буквенные выражения.
Зайдя сегодня в класс, я обнаружила вот этот сундук. Интересно, что в нем? А еще нас ждало сообщение. Давайте его прослушаем.
СООБЩЕНИЕ: «Здравствуйте, пятиклассники! Я старый пират Флинт. Вы, наверно, уже нашли мой сундук с сокровищами Он – ваш. Вам останется только открыть его! В этом- то все и дело, ха – ха – ха. У вас есть ключи, но к замку подходит только один, ошибаться нельзя. У каждого ключа свой код. Чтобы выбрать нужный ключ вы должны узнать нужный код. Для этого вы должны разгадать все головоломки на папирусе. Я очень постарался, когда придумывал для вас задания. Попробуйте, откройте сундук!»
Ну, что, ребята, попробуем найти нужный ключ?
(Нужно приготовить несколько похожих ключей, один из которых подходит к замку на сундуке. У каждого ключа на брелке – многозначный код)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ВСЕСТОРОНЯЯ ПРОВЕРКА З.У.Н

Все задания записаны на «папирусе» (в тексте они выделены курсивом)

Чтоб цифру первую найти,
Реши задачу мне!
Ответ ее и есть та цифра!
(Нужны мне дециметры).

ЗАДАЧА 1: Мудрые пятиклассники! Я измерил две стороны своей треуголки. Они равны 3 дм и 25 см. А третью сторону измерить не могу, так мешает страусиное перо. Мой друг Джек сказал, что тесьмы на мою треуголку ушло 85 см. Сказал и ушел. А я так и не понял, как мне измерить третью сторону и причем здесь это странное слово «периметр»?

РЕШЕНИЕ: 85 – 30 – 25 = 30 = 3 дм.

По коду фразу разгадай,
В ней гласные все буквы быстро сосчитай.
И так найдешь еще две цифры!

ЗАДАНИЕ 2: Ребята, чтобы разгадать нам фразу, загаданную пиратом, каждый из вас должен найти значение буквенного выражения при заданном значении букв. Найти ваш ответ по таблице и узнать соответствующую букву, запомнить ее! Номер вашей карточки и номер буквы в фразе – совпадают. Приступаем к решению, оформляем, как следует, не спешим.

Раздаточные карточки:

1. Найдите значение выражения 1016 - а, если а = 916
2. Найдите значение выражения (х + 384) – 950 , если х = 616.
3. Найдите значение выражения 354 – (154 + у), если у = 170.
4. Найдите значение выражения (187 + с ) – 87 , если с = 5.
5. Найдите значение выражения 1016 - а, если а = 916.
6. Найдите значение выражения (х + 384) – 950, если х = 616
7. Найдите значение выражения 354 – (154 + у), если у = 170
8. Найдите значение выражения 137 + а + 13, если а = 0.
9. Найдите значение выражения х – 50 – 40 , если х = 100.
10. Найдите значение выражения (х + 384) – 950, если х = 616
11. Найдите значение выражения у – 40 – 5 , если у = 45.
12. Найдите значение выражения (238 + 54) + с, если с = 62.
13. Найдите значение выражения 137 + а + 13, если а = 0.
14. Найдите значение выражения 1016 - а, если а = 916.
15. Найдите значение выражения у + (37 + 169), если у = 13.
16. Найдите значение выражения (х + 384) – 950 , если х = 616.
17. Найдите значение выражения 352 – (152 + у), если у = 17.
18. Найдите значение выражения 354 – (154 + у), если у = 170.
19. Найдите значение выражения 137 + а + 13, если а = 0.
20. Найдите значение выражения х – 50 – 40 , если х = 100.
21. Найдите значение выражения (х + 384) – 950 , если х = 616.
22. Найдите значение выражения у – 40 – 5 , если у = 45.
23. Найдите значение выражения х – (348 + 1) , если х = 448.
24. Найдите значение выражения 1016 - а, если а = 916
25. Найдите значение выражения (х + 384) – 950 , если х = 616.

А
50

Е
105

И
150

К
10

Н
219

М
100

С
183

Т
30

Г
354

У
99


0




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

м
а
т
е
м
а
т
и
к
а

г
и
м
н
а
с
т
и
к
а

у
м
а


ОТВЕТ: фраза содержит 11 гласных.

Ты блики на стене смотри,
ошибку в формуле найди!
И номер формулы с ошибкой –
Есть цифра нужная тебе!

ЗАДАНИЕ 3: (С помощью проектора)
Ребята, внимательно смотрим на буквенную запись свойств сложения и вычитания. Формулируем каждое свойство. Находим ошибку.
a + b = b + a
a + (b + c) = (a + b) + c
(a + b) – c = (a – c ) + b
a + 0 = a
a – (b + c) = (a – b ) + c

РЕШЕНИЕ: Ошибка в формуле № 5.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Конвертики маленькие со столов возьмите,
Задачу о пиратах за пять минут решите!

ЗАДАЧА 4: У трех пиратов вместе было 500 дукат. У Сильвера было 196 дукат, у Джека – на х дукат больше. Сколько дукат было у Флинта? Составь выражение для решения этой задачи, найди его значение при х = 35.

РЕШЕНИЕ: 500 – 196 – (196 + х) = 304 – 196 – х = 108 – х .
Если х = 35, то 108 – х = 108 – 35 = 73.

По цепочке, друг за другом примеры все решите,
И седьмую цифру в код записать спешите!

ЗАДАНИЕ 5: На доске оформлены примеры с окошечками. (Рациональнее использовать плакат). Число, получившееся в окошечке, записываем в окошечко такой же формы в следующем примере.

3189 – (1189 + 1250) = 750007
750 + (18 + 50) = 818
(818 + 117) – 708 = 227
5764 – (227+ 4773) = 764
(764 + 4) – 764 = 4

6. Ты ребус реши, и цифры найди,
Последняя эта “четверка»!
Ключ нужный найди, сундук отопри,
Тебе за работу – пятерка!

ЗАДАНИЕ 6: Реши числовой ребус:
5927
**45
78*3
-------
1821*

РЕШЕНИЕ: 5927
4445
7843
--------
18215


ИТОГ УРОКА

КОД КЛЮЧА – 31 157 344 445. Прочитать число.
Находим нужный ключ, открывает сундук, там «пятерки» (Вырезанные из бумаги).

Итак, ребята. Наш урок подошел к концу. Вы с легкостью справились со всеми заданиями Флинта, тем самым, показали свои отличные знания по теме, свою эрудицию, смекалку, волю к победе. Я всем вам очень благодарна. От пирата вам достаются заслуженные пятерки за урок, молодцы!

- Какие знания вам пригодились сегодня?
- Что особенно понравилось?

4. ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

К завтрашнему уроку выполняете № 349, 356.
* придумать нестандартные задания от пирата Флинта, оформить их отдельно.




15